Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Преодоление вербальных клише при обучении классическим языкам




Введение

 

Молодежная культура (а в последнее время мы с полным правом можем употреблять термин «контркультура», используемый для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам) в нашей ситуации, очевидно, отражает критическое отношение как к фольклорной, народной традиции, так и к «высокой классической» культуре XIX века, отвергает ее как «культуру отцов».

Молодежная культура, несомненно, несет в себе большое количество новаций, способных изменить существующие культурные элементы, подсистемы и отношения, традиционно поддерживаемые в ней, в частности, системой образования.

С другой стороны, «деструктивность молодежной субкультуры выражается в том, что она принимает крайне негативные формы и расшатывает устои культуры, не предлагая взамен позитивных идей».


ПРЕОДОЛЕНИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ КЛИШЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ КЛАССИЧЕСКИМ ЯЗЫКАМ

 

Язык молодежи, развиваясь по своим собственным законам, образует собственную «семантическую вселенную» (термин А.Вержбицкой), создает понятия, фундаментальные для модели мира и зачастую отсутствующие в мире и языке взрослых. Например, наибольшим количеством лексических единиц в синонимических рядах представлены концепты, связанные с полом («девушка», «молодой человек», «деньги», «алкоголь», «наркотики», «музыка», «компьютер», «везёт, не везёт», «молодёжная группировка» и т.д.)

Молодежное арго как подсистема языка буквально собрана из клише различного рода, начиная от личных «любимых словечек», которые могут даже сформировать личное имя часто повторяющего их молодого человека, элементарных языковых клише, кончая набором личных поведенческих установок и общепринятых кодексов морали. С другой стороны, сама система образования начиная с начальных классов штампует списки привычных слов, фразеологических оборотов «разбирает» привычные тексты как фольклорного, так и литературного и специального характера и таким образом стандартизует язык, мышление, «образ мира», модели поведения.

Думается, что подобные процессы тем не менее могут стать исходным материалом для творческого процесса, являясь его строительным материалом, поскольку главное условие творчества - понимание ситуации. Поэтому обязателен подбор необходимого клише, которое правильно определяет ситуацию, т.е. находит ей место в сложившейся системе представлений.

Как жизнь создаётся из неорганических соединений, и сам ход этого процесса не имеет в обыденной жизни особого значения, так и креативная деятельность (творческая мысль, творческий акт) возникает из нетворческой. Навык, опыт, стандартная мысль или выражение становятся необходимым элементом, часто толчком для творчества. Из комбинации «кусочков» стандартных мыслей, особенно в эпоху постмодернизма и постструктурализма XX - XXI века, возникает новая мысль.

А. Моль отмечает, что «культура... выступает как необходимый материал мысли, как нечто освоенное и наличное, как содержание».

И если современная постмодернистская философия есть поиск цитат, клише и интертекстов, то молодежная субкультура - это именно та среда, где господствует всеобщее смешение и насмешливость над всем, всеобщий плюрализм эпох, мнений, принципов, стилей, «образов мира» и «мира образов». Эти тенденции, видимо, вообще родились не в XX веке, возможно, «цитация», «клиширование» - это вообще культурная и языковая универсалия, являющаяся результатом борьбы традиций и новаций в языке и культуре: «... слова - это знаки миров. Миров, неотвратимо уходящих от нас в глубь истории... Слова - это двери в коридор, у которого нет конца».

Место клише в молодежной среде чрезвычайно велико. Любой стереотип, воспроизводимый по стандартной, заранее запрограммированной схеме, по существу, можно отнести к клише. Г.Л. Пермяков к клише относит очень широкий круг явлений: обряды как стереотипное поведение; ремесленные и другие производственные навыки как шаблонные действия и вообще любые действия, производимые автоматически. Одним из таких действий выступают агротивные, газетные, литературные штампы.

Наиболее яркие примеры клишированности речи современной молодежи (преподавание в средних классах гимназии и на 4 - 5 курсах университета позволяет наблюдать как подростковую, так и молодежную аудиторию) можно разделить на большие блоки:

) отражающие логико-предметные изменения литературных норм в молодежном арго (засветиться, давление, прессовать, беспредел, крутой, маразм и т.д.);

2) развитие многозначности и омонимии (зеленые, крутить, круто, наезд, облом, разборка);

3) внелогические изменения в молодежном арго особенно широки. Происходит смена оценок (господин, товарищ). Присутствует огромный пласт эмоциональной, экспрессивной лексики различного происхождения (чушь, бред, с бодуна), наблюдается засилье низкого стиля; абсценная лексика стала нормой устной и письменной речи. Нередки случаи, когда изучающие латынь и древне-греческий язык намеренно выискивают эту лексику в словарях.

Неоднозначна проблема иностранных заимствований, особенно в области информатики. С одной стороны, они активно осваиваются молодежью (клава - «клавиатура», винт - «винчестер», винда - «операционная система», комп -«компьютер»); с другой стороны, эта лексика срастается с низкой лексикой, утрачивает свою информационную составляющую (чайник - человек, «ничего не понимающий в компьютерах», железнячник - «человек, разбирающийся в устройстве компьютера» и т.д.).

) К сожалению, одним из ключевых слов современной молодежи стало выражение «как бы». Вероятно, оно отражает не только цитатность современного сознания, но и состояние общества, его нестабильность, когда молодежь «как бы» живет, чувствует, учится.

Тем не менее, информационная революция решительно требует, чтобы каждый специалист читал специальную литературу не только на русском языке, но и на европейских, что дает доступ в европейское культурное пространство. В этой ситуации обучение английскому языку все более завоевывает лингвистический рынок, особенно в связи с экспансией американской культуры в Европу.

Однако не только средние «россияне», но и интеллигенция росли и растут без подлинного знания языков: домашнее обучение исчезло, няни и гувернантки либо дискредитировали себя как воспитатели, а настоящие домашние педагоги недоступны для широких слоев населения. В средней школе, а зачастую и в вузе, преподавание иностранных языков заформализовано и сокращено настолько, что не обеспечивает должного уровня языковой компетенции. В этой ситуации нетронутые языковой культурой умы, попадая в современную языковую ситуацию «вавилонского столпотворения», следуют путем наименьшего сопротивления, что тоже является универсальным языковым законом, молодые люди не только цитируют внятные и понятные клише предшествующей культуры, но создают и тиражируют новые.

Задача обучения классическим языкам состоит в обучении на все более усложняющихся примерах связи грамматических структур и смысла фразы, проникновению в сверхсмысл и сверхзадачу текста. Мощная общефилологическая подготовка дает инструменты для работы с другими знаковыми системами: математикой, информатикой, живыми языками, историей. Поэтому чтение каждого античного текста - это перекодировка, переход из одной семиосферы в другую, из «мира образов» автора к «образу мира» читающего, что, несомненно, требует и интеллектуальных усилий по преодолению временных и пространственных информационных лакун, преодоление и перевод «общих мест» античной культуры на язык, доступный современному человеку. Обучение письму и переводу, естественно, опирается на запоминание и употребление готовых конструкций, путем скрупулезного исследования и решения филологических проблем; осмысление стилистических фигур дает возможность гуманитарной оценки текста. Таким образом, классика дает возможность выявить основные проблемы, волнующие человека: кто я? зачем пришел в мир? куда иду? Возможно, это и есть путь преодоления ряда современных вербальных клише.

Можно выделить следующие моменты, определяющие осознанное преодоление современных молодежных вербальных клише при обучении классическим языкам:

· подробный морфологический и синтаксический анализ образцовых текстов;

· обширный культурологический комментарий текста;

· сравнительный анализ (на фоне родного и современного европейского языка), семантический анализ безэквивалентной лексики;

· вычленение и определениие функций в тексте фигур речи;

· выявление авторских клише и осмысление возможности их перевода на русский язык;

· осуществление межпредметных связей с курсом «Риторика» и «Культура речи»;

· построение моделей текста;

· выявление структуры и «общих мест» в текстах одного жанра;

· попытка написания собственных текстов по классическим образцам как на русском, так и на классических языках.

Однако в современных науках о знаках и знаковых системах отмечается, что совокупность знаний современного мира, наполненность его смыслом является неоднородной, на что в свое время обратил внимание М.М.Бахтин, говоря, что существуют «социальные языки», «идеологические кругозоры» социальных слоев и коллективов, и, будучи «идеологически наполнен, такой язык образует упругую смысловую среду, через которую индивид должен с усилием пробиться к своему смыслу и к своей экспрессии». Следовательно, мир знаков раскрывает и мир идеологии, которые нашли сове выражение в уже устоявшихся способах общения, или, как пишет У.Эко, «всякий коммуникативный акт перенасыщен социально и исторически обусловленными кодами и от них зависит» что предстоит нам осмыслить.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...