Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творческое сотрудничество П.И.Чайковского и А.С.Пушкина.




Выставка из коллекций Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И.Чайковского и Государственного музея А.С. Пушкина
 Тема выставки посвящена творческому диалогу во времени и пространстве двух величайших гениев русской культуры
XIX века: Александра Сергеевича Пушкина и Петра Ильича Чайковского. В данном случае Чайковский видится не только как композитор, писавший музыку на тексты и сюжеты
из Пушкина, но и как представитель того поколения русских людей XIX века, в жизнь которого «Пушкинский мир» органично вошел частью сознания, без чего невозможно представить себе исторический ход развития отечественной культуры.
 Как писал Ю.М. Лотман: «Одна из замечательных особенностей Пушкина – способность находиться с нами
в состоянии диалога […]». Если Н.В. Гоголь, младший современник поэта, считал, что: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет», то в начале ХХ столетия
А.А. Блок написал о роли Пушкина в жизни русского человека так: «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни».
 Поколение Чайковского также состояло в диалоге
с Пушкиным. Историк В.О. Ключевский, современник
П.И. Чайковского, писал: «…пока я и мои сверстники, получившие одинаковое со мною воспитание, пока мы были юны, Пушкин не переставал быть нашим современником. Мы не спрашивали, жив ли Пушкин. Мы знали, что он живет
и будет жить, и это было для нас также ясно и просто, как то, что небо синеет и

будет синеть». Вслед за Ключевским Чайковский мог бы также сказать: «Пушкин отделен от нас целым поколением», и при этом мог бы добавить, что и в его жизни также есть пушкинская линия. Мир Пушкина в широком смысле (жизнь, творчество, круг общения) - один из важнейших факторов биографии Чайковского, определивших во многом его жизнь и творчество.
 Истоки пушкинского в жизни и творчестве Чайковского прослеживаются в истории жизни его семьи, представители которой были первыми читателями Пушкина. И у самого Чайковского в жизни было немало пересечений и
16

соприкосновений с людьми из пушкинского окружения, что оказало существенное влияние на творческую жизнь композитора.
 Хронология обращений Чайковского к пушкинским сюжетам и текстам охватывает весь его творческий путь. Их десять. Самое раннее – несохранившаяся ученическая работа, написанная в классе А.Г. Рубинштейна в период учебы
в Санкт-Петербургской консерватории: музыка к сцене ««Ночь. Сад. Фонтан» из трагедии Пушкина «Борис Годунов» (1863-1864). Последний пушкинский текст, положенный Чайковским на музыку – хор «Вакхическая песнь» («Что смолкнул веселия глас…»).
 Сердцевина пушкинского в творчестве Чайковского – это три его оперы «Евгений Онегин»(1877-1878), «Мазепа» (1881-1883) и «Пиковая дама» (1890). Примечательной чертой этих сочинений композитора является особый подход его
к первоисточникам. Композитор отталкивался от пушкинского сюжета, но обращался с ним достаточно свободно: изменял время действия, трактовку образов пушкинских героев, участвовал в работе над либретто («Пиковая дама»),
а в «Евгении Онегине» и «Мазепе» выступил в роли сценариста и либреттиста, хотя никогда этот факт не указывал ни в рукописи, ни в издании опер. В самый разгар работы над оперой «Евгений Онегин» Чайковский писал Н.Ф. фон Мекк: «…Независимо от сущности того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то, проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка».
 Пушкинские оперы Чайковского – реальный творческий диалог двух гениев через годы и в пространстве другого времени. Сочинения поэта как первооснова стали источниками совершенно новых произведений со своим индивидуальным обликом и личностными интерпретациями сюжетов и образов героев. И так случилось, что для многих слушателей мир пушкинской поэзии стал близок благодаря музыке Чайковского. Для них знакомство и общение с поэтом происходит через музыкально-сценические произведения композитора.
 На выставке представлено более 200 экспонатов из фондов двух музеев: портреты Пушкина и Чайковского, подлинные документы и рукописи, книги из личной библиотеки Чайковского, иллюстрации к сочинениям Пушкина, фотографии, программы и афиши прижизненных постановок пушкинских опер

Чайковского, их первые издания. Особый раздел составляют работы выдающихся театральных художников и сценические костюмы знаменитых певцов, исполнителей партий в пушкинских операх Чайковского.

5.Оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.И.Чайковского по произведениям А.С.Пушкина.

17

Евгений Онегин (1877—1878) — произведение Петра Ильича Чайковского, основанная на одноимённом романе в стихах А. С. Пушкина.

Опера состоит из семи картин. Действие происходит в деревне и в Петербурге в 20-х годах XIX столетия.

Картина первая. Летний вечер, сад в усадьбе Лариных. Татьяна и Ольга поют романс. Их мать — Ларина и няня Филиппьева вспоминают о временах своей молодости. Появляются крестьяне. Их песни занимают девушек — задумчивую, мечтательную Татьяну и беззаботную, шаловливую Ольгу. Приезжает жених Ольги — помещик-сосед Владимир Ленский в сопровождении Онегина, недавно прибывшего из Петербурга молодого дворянина. Татьяна глубоко взволнована встречей с Онегиным.

Картина вторая. Комната Татьяны, поздний вечер. Девушка во власти тревожных дум. Она не может уснуть и просит няню рассказать о своей молодости. Татьяна едва слушает: её мысли поглощены Онегиным. Охваченная новым неведомым ей чувством, она пишет Онегину письмо, признаваясь в любви. В нём она видит своего избранника… Светает. Няня по просьбе Татьяны посылает внука с письмом к Онегину.

Картина третья. В саду Лариных девушки с песнями собирают ягоды. В смятении вбегает Татьяна: приехал Онегин, сейчас он будет здесь. Что он ответит на её письмо? Онегин учтив и сдержан. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на её любовь не может. Потрясенная девушка с горечью выслушивает нравоучения.

Картина четвёртая. Бал в доме Лариных. На именины Татьяны съехалось множество гостей. Гости танцуют, играют в карты и в зале очень душно. Провинциальный бал с пересудами и сплетнями наводят на Онегина жестокую скуку. Чтобы отомстить Ленскому, который привез его сюда, он начинает ухаживать за Ольгой. Ленский возмущен поведением друга и легкомыслием невесты. Он вызывает Онегина на дуэль. Гости и хозяева безуспешно пытаются примирить друзей.

Картина пятая. Раннее зимнее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ожидают Онегина у места дуэли. Мысли молодого поэта обращены к Ольге и собственной судьбе. Появляется запоздавший Онегин. Противники колеблются, вспоминают былую дружбу. Но все пути к отступлению отрезаны. Дуэлянты становятся к барьеру. Раздается выстрел, и Ленский падает, сраженный насмерть.

Картина шестая. В богатом особняке собралась петербургская знать. Среди гостей Онегин, недавно возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски. Появляются князь Гремин с супругой, в которой Онегин с удивлением узнает Татьяну. Князь Гремин говорит, что жена составила счастье его жизни. Охваченный внезапной любовью к Татьяне, Онегин решает добиться свидания.

Картина седьмая. У себя в гостиной Татьяна в волнении читает письмо Онегина. Она до сих пор любит его. Неожиданно входит Онегин. В его словах признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было ещё возможно. Но прошедшего не восстановить. Взывая к чести и гордости Онегина, Татьяна просит оставить её. Она непоколебима в сознании долга и супружеской верности. Онегин остается один.

«Пиковая дама» — опера П. И. Чайковского в 3 действиях, 7 картинах, либретто М. И. Чайковского по мотивам одноимённой повести А. С. Пушкина. Опера написана во Флоренции ранней весной 1890 года, первая постановка — 7 (19) декабря 1890 года в Мариинском театре в Петербурге.

Есть ещё одна опера с тем же названием и на тот же сюжет: композитора Ф.Галеви — «Пиковая дама» (фр. La dame de pique) 1850 г. по повести А.C. Пушкина в переводе на французский Проспера Мериме.

Администрация Императорского Театра предложила Чайковскому написать оперу на сюжет, созданный Иваном Александровичем Всеволожским на основе повести Пушкина в 1887 году. Композитор отказался, мотивируя это отсутствием в сюжете «должной сценичности». Два года спустя Чайковский принял заказ. «Пиковая дама» писалась во Флоренции. Клавир был завершен за очень короткий срок — 44 дня. Позднее, работая совместно с Николаем Фигнером, тенором, который должен был исполнять главную роль в опере, Чайковский переработал арию Германа в седьмой сцене, создав две её версии в разных тональностях.

При работе над либретто пушкинский сюжет был заметно изменен Модестом Чайковским. Изменена в том числе и фамилия главного героя — У Пушкина персонаж носит фамилию Германн, тогда как персонаж оперы — Герман (на конце одно н), и это его имя. Такое написание является не ошибкой, а преднамеренным изменением.

В процессе композиции Чайковский редактировал либретто, и сам написал слова к некоторым фрагментам, включая две арии (Елецкого, во втором акте и Лизы — в третьем).

Мировая премьера оперы состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 19 декабря 1890 года. Дирижировал Эдуард Направник.

Киевская премьера «Пиковой дамы» состоялась 31 декабря 1890 года (дирижёр Иосиф Прибик), а московская, в Большом театре, — 4 ноября 1891 года (дирижёр Ипполит Альтани).

Постепенно опера вошла в репертуар многих театров Европы и Америки

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...