Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опера Жоржа Бизе «Кармен».




 

Если в литературе главное средство художественного изображения –слово, и художественные приемы связаны со словом, то в музыке решающую роль играют – гармония, звук, мелодия.

«Кармен» - один из шедевров оперного искусства. Бизе мастерски воссоздал испанский колорит, особенности цыганской натуры, драматизм конфликтов.

Опера самобытна своими колоритными народными сценами. Жизнь темпераментной, пестрой толпы под жгучим солнцем юга, романтические фигуры цыган контрабандистов, приподнятая атмосфера боя быков с особой остротой и яркостью подчеркивают в опере неповторимые характеры Кармен, Хозе, Микаэлы, Эскамильо, а также и трагизм их судеб. Эти сцены придали трагическому сюжету оптимистическое звучание.

Сразу после премьеры оперы, состоявшейся в 1875 году, последовало множество отрицательных отзывов, но вместе с тем великие гении оценили оперу Бизе. Петр Ильич Чайковский писал: «Опера Бизе – шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались поистине пророческими. В наше время опера входит в репертуар всех оперных трупп и исполняется на всех языках мира, включая даже японский.

Опера открывается увертюрой, в которой сопоставлены образы солнечной Испании, ликующего народного празднества и трагической судьбы Кармен.

Инструментовка увертюры блестяща – полный состав медных, высокие регистры деревянных духовых, литавры, тарелки. В ее основном разделе, написанном в трехчастной форме, проходит музыка народного празднества и куплетов тореадора. Обращает на себя внимание богатство и свежесть гармонических последовательностей (необычная по тому времени смена двойных доминант).
Этому разделу противостоит тревожное звучание темы роковой страсти (виолончель, подкрепленная кларнетом, фаготом, трубой, тремоло струнных, пиццикато контрабасов).

Задача увертюры – показать противоречия жизни. Начало первого акта построено на контрастах: то царит гармония, то она нарушается появлением дерзкой цыганки.

В оживленной толпе – драгуны, уличные мальчишки, работницы сигарной фабрики со своими возлюбленными. Но тут появляется Кармен. Встреча с Хозе пробуждает в ней страсть. Ее хабанера «У любви, как у пташки крылья»– звучит как вызов Хозе, а цветок, брошенный к его ногам, обещает любовь.
Но приход его невесты Микаэлы заставляет Хозе забыть о Кармен. Он вспоминает родную деревню, дом, мать, предается светлым мечтам. И снова прекрасная цыганка нарушает спокойствие Хозе своим появлением. «Роковая тема», использующая обороты увеличенного лада («цыганская гамма»), пронизывает музыкальную ткань оперы. Эта тема имеет два облика. В своем основном виде – в напряженно медлительном движении, с протянутым начальным звуком и широким распевом увеличенной секунды – она «врывается» в важные драматургические моменты, словно предвосхищая трагический исход любви Хозе и Кармен.

Оба центральных образа охарактеризованы в музыке Бизе в росте – развитии. Три развернутых дуэта или, точнее, диалогические сцены знаменуют три стадии драмы. «Сквозное действие» взаимоотношений Кармен и Хозе раскрывается в динамике этих встреч.
В первой – главенствует Кармен («сегидилья и дуэт»).

Во второй – дано столкновение двух взглядов на жизнь и любовь: «ария о цветке» (в Des-dur) и гимн свободе.

Последний дуэт - мольба, страсть, отчаяние, гнев Хозе сметаются непреклонным отказом Кармен. Усиливая конфликт, четырежды вторгаются крики толпы, приветствующей тореадора.

Драматургической же основой финальной сцены является контраст противопоставления радостной приподнятости звучания народного торжества и лейтмотива роковой страсти: этот контраст, описанный в увертюре, получает здесь интенсивное симфоническое развитие.
Последний пример показывает, как мастерски Бизе применяет возможности раскрытия душевного мира героев в их связи с окружающей средой.

 

«Кармен-сюита» - балет Родиона Щедрина.


Жизнь образа Кармен не закончилась с премьерой оперы Бизе, она была продолжена в поэзии Александром Блоком, Мариной Цветаевой. А наиболее известный балет – «Кармен-сюита», написан в 1967 году для М. М. Плисецкой, танцевавшей партию Кармен.

Здесь, после долгого исследования путешествия знаменитого имени Кармен в искусстве, я подошла к моему самому любимому виду искусства - Балету!

Прежде чем продолжить дальше, скажу, что для меня балет - это дело, с которым я хочу связать свою жизнь. Знаю, какой неимоверный труд – станцевать так, чтобы тебя запомнили, отметили. аплодировали. За каждым, на первый взгляд, легким движением в балете скрываются долгие репетиции, иногда боль и слезы. Но это очень влечет, завораживает, так как понимаешь, что балет – это воплощение музыки в танце.

Теперь я попытаюсь сравнить исполнительниц роли Кармен в «Кармен-сюите» - наших прославленных мною любимых балерины – Майю Плисецкую, Диану Вишневу и Ульяну Лопаткину.

Сначала немного истории создания самого балета.

Очень интересны слова самого Родиона Щедрина о своей идее написания балета на основе оперы Бизе:

«Кармен» вне Бизе, думается, всегда будет нести некоторое разочарование. Слишком прочно связана наша память с музыкальными образами бессмертной оперы. Так пришла мысль о транскрипции, - говорил композитор Р. Щедрин, - Выбрав жанр, надо было выбирать инструментарий, надо было решить, какие инструменты симфонического оркестра смогут достаточно убедительно компенсировать отсутствие человеческих голосов, какие из них ярче всего подчеркнут очевидную хореографичность музыки Бизе. В первом случае эту задачу, на мой взгляд, могли решить лишь струнные инструменты, во втором – ударные. Так сложился состав оркестра – струнные и ударные. Партитура "Кармен" – одна из самых совершенных в истории музыки. Помимо поразительной тонкости, вкуса, мастерства голосоведения, помимо уникальной в музыкальной литературе "расчетливости" и "экономности" эта партитура прежде всего поражает своей абсолютной оперностью. Вот пример идеального постижения законов жанра!»

Поставил балет кубинский хореограф Альберто Алонсо. Очень любопытно, что сама Майя Плисецкая обращалась к Дмитрию Шостаковичу для написания музыки к этому балету и получила отказ (композитор, по его словам, не желал конкурировать с Ж.Бизе), затем к Араму Хачатуряну. Он так же отказался. Ей посоветовали обратиться к мужу Родиону Щедрину, который и стал автором обработки музыки Бизе.

Как говорили критики на исполнение роли Кармен Майей Михайловной:

 

«Все движения Кармен-Плисецкой несли особый смысл, вызов, протест: и насмешливое движение плечом, и отставленное бедро, и резкий поворот головы, и пронизывающий взгляд исподлобья… Невозможно забыть, как Кармен Плисецкой — словно застывший сфинкс — смотрела на танец Тореадора, и вся её статичная поза передавала колоссальное внутреннее напряжение: она завораживала зрителей, приковывала к себе их внимание, невольно (или сознательно?) отвлекая от эффектного соло Тореадора.»

 

Пересматривая партию Кармен в исполнении Плисецкой, я вижу магическую, колдовскую, гордую,даже дерзкую женщину! Все ее резкие расчетливые жесты действительно завораживают, чувствуешь, что она добивается всего, что пожелает и знает наперед, что ее ждет…

 

Блистательная Диана Вишнева исполнила роль цыганки иначе. Кармен Плисецкой – это героиня новеллы. Смотришь спектакль и переносишься в 19 век, время действия книги. Диана Вишнева внесла по –моему в роль современный облик. Костюм яркий, колоритный, но не тех времен. Ее Кармен более игрива, но и, как мне кажется, более задумчива.

Очень интересны строки из статьи журнала «Культура» о выступлении Дианы Вишневой в роли Кармен:

 

«Излишне говорить о техническом исполнении роли, балерина находится в расцвете своего мастерства и своего дара, поэтому я и остановилась только на еще одной замечательной актерской интерпретации, актерском проникновении балерины в роль.
Встреча Кармен с Тореро у Вишневой, возможно, по значительности – сильнейший момент роли, кульминация, один из тех непостижимых актерских откровений, которые идут из самой глубины мистической сути каждого таланта. Тореро танцует свой «выход», свой самовлюбленный монолог, а Кармен сидит в глубине сцены и смотрит на танцующего. И не было во всем балете ничего более трагического, даже страшного, чем эта неподвижная фигура Кармен Вишневой, в молчании следящей за танцем Тореро. Все читалось и передавалось в зал: в этот момент Кармен Вишневой постигала свою судьбу, неизбежность смерти, которой она заплатит за любовь. Ее дуэт с Тореро тоже был дуэтом-обольщением, но каким страстным и каким безрадостным!»

 

Ближе всех по исполнению для меня, по крайней мере я чувствую роль именно так, это Кармен моей любимой балерины наших дней Ульяны Лопаткиной. Могу бесконечно пересматривать этот спектакль с ее участием и наслаждаться ее идеальными балетными движениями, искусством перевоплощения!

В газете «Коммерсант» от 21.04.2010 нашла потрясающую статью про «Кармен-сюиту» с участием Ульяны Лопаткиной. Некоторые выдержки из нее:

 

«Знаменитый спектакль конца 1960-х годов в хореографии Альберто Алонсо стал хрестоматийным воплощением духа танцевального бунтарства, проповедуемого и воплощаемого Майей Плисецкой. Госпожа Лопаткина к категории бунтарок не относится. Она — идеально реализованная в академическом репертуаре балерина, счастливая мать и обожаемая жена (на каждый спектакль супруг госпожи Лопаткиной преподносит своей половине букет из 150 алых роз). Великая танцовщица современности, ставшая (говорю это без какой-либо иронии) олицетворенным символом понятия "русский балет", в последние годы активно пытается хоть немного отойти от своего образа воплощенной танцевальной духовности. В числе наиболее запоминающихся попыток — сотрудничество с хореографом Франческо Вентрильей, в номерах которого она, в дерзко коротком платьице, с мальчишеской растрепанной стрижкой, решительно и задорно перекусывала красные гвоздики.

На сей раз красный цветок венчал прическу госпожи Лопаткиной. Но даже вызывающе пылающая роза в волосах Кармен казалась тяжелой бриллиантовой короной на голове балерины, которую надо было бережно пронести через весь спектакль. Воображаемому весу соответствовала пластика и энергетика движений танцовщицы — расчетливая, сдержанная, выверенная, просчитанная. Госпожа Лопаткина с невероятным чувством собственного достоинства исполнила партию чувственной цыганки. Ни одной непристойно-волнующей мысли не могло возникнуть, глядя на совершенные танцевальные фразы в ее исполнении. Лаконизму жестов позавидовал бы любой оратор в Государственной думе — настолько они точно выражали все эмоциональные настроения. Царственная стать госпожи Лопаткиной сквозила во всех поворотах корпуса, максимально корректно были сглажены нахальные развороты бедер и зазывные движения плеч. Даже вульгарная походка "с пятки" не воспринималась таковой, а была облагорожена высоким искусством: поступь госпожи Лопаткиной воздушна и словно бы нематериальна — легкой тенью скользит она в черном кругу обыденности, тривиальности и человеческой примитивности.»

 

Мне даже не верится, какую исследовательскую работу я провела для того, чтобы по–настоящему, как профессиональные артисты войти в роль, попытаться понять – почему такая героиня как цыганка Кармен может быть интересна и в наше время.

Если подвести итог всего найденного материала хочу сделать такой вывод – к такой героине как Кармен обращались в искусстве и поэты, и композиторы, и драматурги. Каждый автор видел в этой героине что-то свое, пытался в музыке,стихах, хореографии раскрыть новые качества, неведомые до него, поэтому нельзя однозначно ответить, как требуется сыграть эту роль. Она абсолютно разная везде. Существует канонический сюжет, который создал Проспер Мериме, остальное – это видение автора.

Мне кажется,что Кармен – это символ чего-то притягательного для всех, но не существующего. Поэтому деятели искусства всегда будут обращаться к ней вновь и вновь. находя и открывая что-то новое.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...