Характеристика суверенитета Российской Федерации
Содержание
Введение........................................................................................................... 2 Глава 1. Характеристика норм Конституции о государственном устройстве России.......................................................................................................................... 3 1.1 Общие положения о государстве – России в Конституции РФ 1993 года 3 1.2 Характеристика суверенитета Российской Федерации............................ 7 1.3 Федерализм как основа государственного устройства России............. 11 Глава 2. Характеристика государственного устройства согласно Конституции РФ 1993 года....................................................................................................... 20 2.1 Субъекты федерации............................................................................... 20 2.2 Статус субъектов Российской Федерации.............................................. 24 2.3 Состав территории Российской Федерации........................................... 27 Заключение.................................................................................................... 30 Список источников........................................................................................ 31 Введение
Актуальность темы. Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. В ряде стран к конституции примыкают органические законы, которые принимаются в развитие ее бланкетных предписаний. Конституция всегда предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами. В России действует Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Наряду с этой, федеральной Конституцией, действуют конституции республик, входящих в состав Российской Федерации. Это обычно для любого федеративного государства. Федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории Федерации, а это означает, что конституции республик, некоторые из которых приняты до принятия федеральной Конституции, должны тем не менее соответствовать последней и не противоречить ей.
В этом столетии Россия прошла через разные формы государственного устройства. При царе она была унитарным государством. При советской власти Россия провозглашена в январе 1918 г. федерацией, с 1922 года существовал Союз ССР, в 1991 г. он упразднен, и на территории бывшего когда-то единым государства возникло 15 новых государств - самостоятельных субъектов международного права. Россия развивается сегодня как федеративное государство, состоящее из республик (государств), национально-территориальных автономных единиц и территориальных образований. Поэтому изучение современного конституционного учения о государственном устройстве и развитии Российской Федерации является актуальным и своевременным. Глава 1. Характеристика норм Конституции о государственном устройстве России
Общие положения о государстве – России в Конституции РФ 1993 года
В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Государство можно определить как политико-территориальную суверенную организацию публичной власти населения, призванную обеспечить социальный компромисс и управление обществом. Главное, определяющее в государстве - его сущность. Это то основополагающее начало, которое характеризует природу государства, его назначение и функции. Сущность государства двуедина по своей природе. С момента возникновения и на протяжении довольно длительного исторического времени государства (рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные) в основе своей деятельности имели насилие. Сущность современных государств - общесоциальный компромисс, управление обществом в целях его гармонии и всестороннего развития.
Сущность государства определяет и его форму, которая показывает, как организована и осуществляется государственная власть, какие методы она использует в своей деятельности, каково национально-территориальное устройство государства. Форма государства включает в себя: форму правления, форму государственного устройства, политический режим[1]. Форма правления - порядок образования и организация высших органов государственной власти, их взаимоотношения с нижестоящими государственными органами и населением. По форме правления государства делятся на монархии, где верховная, как правило пожизненная, власть принадлежит единоличному главе государства - монарху, и республики, в которых высшие органы государственной власти являются выборными. В зависимости от полноты власти главы государства, роли представительных органов и порядка формирования высших органов государственной власти различают президентские и парламентарные республики. Форма государственного устройства - это внутреннее строение государства, его национально-территориальное устройство. Различают унитарную, федеративную и конфедеративную формы государственного устройства. Унитарное государство - это цельное, единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих признаками суверенитета. Федеративное государство - это сложное государство, составные части которого обладают суверенитетом или являются государственноподобными образованиями, т.е. обладают тем или иным набором признаков суверенитета. Наряду с общефедеративными органами власти, общефедеративной правовой системой, в таком государстве существуют высшие органы и законодательство субъектов Федерации. Примером современной Федерации являются Россия, США, Бразилия и др. Федерациями в настоящее время являются 21 государство, в которых проживает почти одна треть населения земного шара[2]. Под конфедерацией понимается объединение государств, создаваемое для достижения определенных (как правило временных) целей.
Российская Федерация - Россия есть демократическое государство. Это проявляется в том, что в современном российской государстве закрепляется народовластие, поскольку единственным источником власти Конституция признает российский многонациональный народ. Свою власть он реализует в двух формах демократии - представительной и непосредственной. Россия является федеративным государством. В основе федеративного государственного строя России лежат глубокие исторические, социально-экономические, геополитические и этнические корни. Сущность российского федерализма составляют государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов. Российская Федерация включает три типа субъектов: национально-государственные (республики), административно-территориальные (края, области, города федерального подчинения), национально-территориальные (автономная область, автономные округа). В составе Российской Федерации 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), одна автономная область, 10 автономных округов[3]. Россия как федеративное государство построена по смешанному национально-территориальному принципу. Республики, автономные области, автономные округа в основе своей имеют национальный принцип, края и области - территориальный. Однако и в некоторых национальных образованиях коренное национальное население не составляет большинства (республики Алтай, Коми, Саха (Якутия) и др.). Россия является асимметричной федерацией: правовое положение и полномочия ее субъектов не унифицированы и во многом не равнозначны. Республики находятся в более "привилегированном" положении, чем края и области. В частности, конституции республик и их договоры с Российской Федерации о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий устанавливают, например, их суверенитет, гражданство, предусматривают создание своего Конституционного суда и даже фиксируют особое положение в составе Федерации (ассоциированное членство Татарстана в составе Российской Федерации).
Несмотря на эти различия, всем субъектам Российской Федерации присущи общие черты: - наличие конституций, уставов, где фиксируется их правовое положение и закрепляется компетенция; - официальное представительство в федеральных органах государственной власти (по два представтеля в Совете Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти); - самостоятельное установление системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти; - собственное законодательство, бюджет; - частичная международная правосубъектность; - собственная символика; - право заключения двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации[4]. Основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации устанавливает Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"[5]. Определенное влияние на государственное устройство России может оказать Указ Президента России от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе". Этим же Указом утверждено Положение о полномочном представителе в округе и перечень федеральных округов. Таких округов семь. Все субъекты Российской Федерации объединены в эти округа с единым центром - столицей округа. Создание федеральных округов вряд ли поколебет федеративное устройство российского государства, но вполне может устранить федеративную асимметрию, установив равноправие всех субъектов федерации[6]. Россия есть правовое государство. В основе правового государства лежат следующие принципы: 1) верховенство закона, примат права над государством; 2) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 3) ответственность государства перед своими гражданами; 4) равенство граждан перед законом, их правовая защищенность. Россия стала на путь формирования правового государства, но таковым еще не стала. Правовое государство для нашей страны - цель, но пока еще не реальность.
Российское государство по форме правления представляет собой республику. Это значит, что высшие органы власти (Президент, Федеральное Собрание) избираются населением страны и ответственны перед ним. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Это значит, что они в равной степени могут употребляться в государственных, международных, правовых и иных документах, а также в обыденном словоупотреблении для обозначения Российского государства.
Характеристика суверенитета Российской Федерации
Суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя. В постановлении Конституционного Суда России от 7 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" дано нормативное определение данного конституционного понятия: суверенитет, предполагающий, по смыслу ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус. Распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию означает, что государственная территория является пространственным пределом распространения государственной власти Российской Федерации. Территориальное верховенство государственной власти выражается в том, что в пределах территории Российской Федерации не допускается иной власти, которая могла бы существовать наряду с нею или вне ее контроля. Данное положение означает также неделимость суверенитета Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Именно Российская Федерация выступает в качестве единого и единственного суверена, обладающего неотчуждаемым верховенством на всей территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Таким образом, государственный суверенитет не делится между Российской Федерацией и ее субъектами, в том числе претендующими на суверенный статус. Конституция Российской Федерации связывает суверенитет Российской Федерации, ее конституционно-правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовой статус и полномочия республик не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа - носителя и единственного источника власти в Российской Федерации, который, реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, конституировал возрожденную суверенную государственность России как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройстве[7]. Содержащееся в Конституции Российской Федерации решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации. Федеративное устройство России, с одной стороны, служит сохранению многообразия различных регионов, включая национальную государственность различных этносов, при безусловном характере общефедерального единства, с другой - выступает способом рационального распределения компетенции и полномочий по вертикали - между федерацией и ее субъектами. Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Содержащееся в Конституции Российской Федерации решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом. По смыслу преамбулы, статей 3, 4, 5, 15 (часть 1), 65 (часть 1), 66 и 71 (пункт "б") Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи, республики (как и иные субъекты) не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе как в своих учредительных актах не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства - даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным. Отсюда следует, что и Российская Федерация в лице ее органов государственной власти не вправе наделить субъекты Российской Федерации свойствами суверенных государств; Конституция не предусматривает самоограничения суверенитета Российской Федерации в ее отношениях с состоящими в ней субъектами[8]. Территориальное верховенство Российской Федерации распространяется на всех физических лиц - граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также юридических лиц, находящихся на ее территории. В силу этого они подчиняются государственной власти России, ее законам, органам исполнительной и судебной власти (за некоторыми изъятиями, установленными для иностранных дипломатических и консульских представительств и их сотрудников). Из суверенитета Российской Федерации вытекает и верховенство, простирающееся за пределы ее территории, в отношении граждан Российской Федерации, которые и за пределами России обладают предусмотренными Конституцией правами, несут обязанности и пользуются защитой и покровительством Российской Федерации в установленных в международном общении формах. Распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию является основой независимости России в международных отношениях. Территориальное верховенство государства проявляется по отношению к остальным государствам и иным субъектам международно-правовых отношений в пределах принадлежащей каждому суверенному государству сферы свободной деятельности. Международно-правовые акты, раскрывая содержание принципа "суверенного равенства, уважения прав, присущих суверенитету", к числу присущих суверенитету и охватываемым им правам относят право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. На государствах лежит обязанность уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила[9].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|