«Челябинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
«_ 27 _» _ июня _ 2014 г.
Протокол № _ 10
Зав. кафедрой _______.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
В С(К)ОУ для детей с ТНР
Направление: 44.03.03
Специальное (дефектологическое) образование
Уровень образования: бакалавриат
Профильная направленность: «Логопедия»
Челябинск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка
1.1.
Общие сведения
1.2.
Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе практики
1.3.
Место практики в структуре образовательной программы
1.4.
Цель и задачи практики
1.5.
Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики
2.
Содержание практики
3.
Формы отчетности по практике
4.
Фонд оценочных средств по практике
5.
Учебно-методическое обеспечение практики
6.
Перечень информационных технологий
7.
Описание материально-технической базы
8.
Методические указания
Приложения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Общие сведения
Таблица 1
Общие сведения о практике
Общие сведения
Форма обучения
очная
Вид практики
Производственная
Название практики
Производственная практика в С(К)ОУ для детей с ТНР
Место проведения практики
Образовательная организация
Курс
4 курс
Семестр
7 семестр
Способ проведения
Стационарная
Форма (формы) проведения
Дискретно (концентрированная)
Объем практики в зачетных единицах
9 ЗЕТ
Продолжительность в неделях (часах)
6 недель; 324 часа
Календарный срок
с 3 недели ноября по 3 неделю декабря (включительно)
1.2.Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики. Программа практики предусматривает формирование профессиональных умений специалиста-логопеда и учителя начальных классов в С(К)ОУ V вида. В ходе прохождения производственной практики обучающимися в специальном (коррекционном) учреждении для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) реализуются такие виды профессиональной деятельности: коррекционно-педагогическая; диагностико-консультативная; исследовательская; культурно-просветительская.
1.3. Место практики в структуре образовательной программы.Производственная практика в специальном (коррекционном) образовательном учреждении относится к профессиональному циклу (Блок 2), вариативная часть образовательной программы
1.3.1. Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее в ходе изучения дисциплин образовательной программы и / или прохождения практик. Практика проводится третьей в общей системе практик (табл. 2)
Таблица 2
Система практик при овладении образовательной программой
№ п/п
Название практики
Вид практики
Место практики в учебном плане
Формируемые компетенции
Курс
Се-
местр
Сроки
Кол-во
недель
Трудо-емкость в ЗЕТ
1.
Производственная практика в ДОУ для детей с нарушениями речи
производственная
1-я неделя апреля – 4-я неделя апреля
ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-7
2.
Производственная практика на школьном логопункте ОУ
производственная
3-я неделя марта – 4-я неделя апреля
ПК-1, ПК-3, ПК-6, ПК-8
3.
Производственная практика в С(К)ОУ для детей с ТНР
производственная
3-я неделя ноября – 3-я неделя декабря
ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4
4.
Преддиплом-ная практика
производственная
4-я неделя мая – 1-я неделя июня
ПК-10, ПК-11
Для выхода на практику обучающимся необходимо овладеть знаниями теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, лингвистических основ языковых процессов, основных закономерностей развития ребенка, представлениями о деятельности сенсорных систем, знаниями структуры речевой недостаточности при различных речевых патологиях, выделенных в клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациях, осознанием основных технологий диагностики и коррекции речевых нарушений, основных коррекционных программ, основ консультирования ближайшего социального окружения ребёнка, подростка, взрослого с речевыми нарушениями, инновационных технологий интеграции, инклюзии, социализации лиц с нарушениями речи. В процессе теоретической подготовки и на основе предыдущих практик студенты должны овладеть умениями выводить логопедической заключение, как показатель глубокого понимание структуры дефекта, прогноза коррекционного воздействия и выбора программы коррекционного воспитания или обучения, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии лиц с нарушениями речи; умениями выбирать программу логопедической коррекции после тщательной логопедической диагностики; умениями планировать свою профессиональную деятельность; умениями составлять конспекты логопедических занятий; умениями составлять конспекты уроков для учащихся начальной школы с ТНР; умениями консультировать семьи детей с ТНР и педагогов, работающих с детьми с ТНР. При подготовке к данному виду практики студенты должны овладеть приёмами и методами диагностики речевых нарушений, определения логопедического заключения, логопедической коррекции различных речевых нарушений, как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях. Обучающиеся должны владеть технологиями ведения уроков в начальной школе для детей с ТНР; навыками и приёмами консультирования; технологиями первичных навыков исследования и проектирования собственной профессиональной деятельности.
Вышеперечисленные знания, умения и владения сформированы в ходе ранее изученных дисциплин: «Анатомо-физиологические основы сопровождения лиц с нарушениями речи», «Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи, зрения», «Современный русский язык с основами языкознания», «Специальная педагогика», «Введение в логопедическую специальность», «Воспитание и обучение лиц с нарушениями речи», «Специальная психология», «Дислалия», «Профессиональная деятельность учителя-логопеда», «Социализация детей с ОВЗ», «Невропатология», «Онтогенез речевой деятельности», «Основы дошкольной логопедии», «Нарушения голоса», «Ринолалия», «Дизартрия», «Алалия», «Основы нейропсихологии», «Логопедические технологии», «Логопсихология», «Коммуникативно-речевая деятельность лиц с нарушениями речи», «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения», «Социально-правовая защите лиц с ОВЗ», «Нарушения темпо-ритмической организации речи», «Афазия», «Нарушения письменной речи», «Методика преподавания математики (специальная)», «Семейное воспитание детей с нарушениями речи», «Методика преподавания изобразительной деятельности», «Профилактика речевых нарушений», «Логопедическая ритмика», «Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте», «Логопедический массаж», «Социализация детей с ОВЗ»; и прохождения практик в IV и VI семестрах - «Производственная практика в ДОУ для детей с нарушениями речи», «Производственная практика на школьном логопункте ОУ».
1.3.2. Место данной практики в последующем профессиональном образовании обучающегося. В период прохождения практики обучающиеся получают знания, умения и владения, которые необходимы в последующем профессиональном образовании обучающегося при овладении таких дисциплин как «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ», «Общее недоразвитие речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие», «Методика преподавания русского языка (специальная)», «Логопедические практикумы», «Психоконсультирование в системе логопедической помощи», «Взаимодействие специалистов в оказании помощи детям с ОВЗ», «Основы интегрированного обучения детей с ОВЗ», «Проектирование коррекционно-образовательного процесса», «Тьюторские технологии в логопедической практике», «Портфолио учителя-логопеда», «Итоговая государственная аттестация».
1.4. Цель и задачи практики.
Цель практики: получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в качестве учителя-логопеда и учителя начальных классов в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Задачи практики:
- о знакомление с задачами и функциями учителя-логопеда и учителя начальных классов в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи, со спецификой работы в данной конкретной организации;
- изучение медицинской, психолого-педагогической документации, познавательной сферы, свойств личности детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом их возрастных особенностей;
- овладение у мениями анализировать занятия учителя-логопеда и учителя начальных классов, методами и методиками обследования письменной и устной речи школьников с тяжёлыми нарушениями речи, умениями составлять психолого-педагогическую характеристику детей с тяжёлыми нарушениями речи, протоколы речевого обследования учащихся, речевые карты, умениями составления конспектов и проведения логопедических занятий на разных этапах (постановка звука, автоматизация, дифференциация, введение в самостоятельную речь), с учётом возрастных особенностей учащихся; навыком сбора информации для проведения лекции или доклада по основным теоретическим вопросам; навыками составления рекомендаций по воспитанию и обучению школьников с тяжёлыми нарушениями речи, навыками составления конспектов и проведения уроков по основным образовательным областям в С(К)ОУ V вида.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения(таблица 3).
№ п/п
Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП)
Планируемые результаты (конкретизированные цели)
Знать
Уметь
Владеть
ПК-1 - способность к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ
З.1. Основные программы логопедической коррекции при различных формах речевой патологии у детей школьного возраста, рекомендуемые ФГБНУ «ИКП РАО» и рекомендуемые Министерством образования и науки Российской Федерации.
З.2. Теоретические основы индивидуальной коррекции различных форм речевых патологий на основе комплексной диагностики
У.1. Определять структуру нарушенного устноречевого и письменноречевого развития детей школьного возраста, выводить логопедическое заключение, выбирать соответствующую программу логопедической коррекции.
У.2. Проводить индивидуальные логопедические занятия по коррекции фонетической и фонематической сторон речи при различных вариантах речевых патологий
В.1. Технологиями логопедической диагностики и выведения логопедического заключения.
В.2. Методами и приемами фронтальных и индивидуальных форм логопедической коррекции
ПК-2 - готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
З.3. Требования к структуре и содержанию коррекционно- развивающей среды логопедического кабинета и класса в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
У.3. Выбирать методическое, дидактическое, программное, информационно-компьютерное и техническое обеспечение для логопедической коррекции и ведения уроков при различных формах нарушений речи у детей школьного возраста
В.3. Навыками и приёмами осуществления коррекционной работы учителем-логопедом с детьми школьного возраста с нарушениями речи в различных организационных формах системы образования, здравоохранения и социального обеспечения
3. …
ПК-3 - готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ
З.4. Теоретические основы проектирования и планирования фронтальных и индивидуальных форм логопедической коррекции, полагаясь на выявленную структуру речевого дефекта и существующие программы логопедической коррекции нарушений речи у детей школьного возраста
У.4. Планировать собственную профессиональную деятельность, фронтальные и индивидуальные логопедические занятия и образовательный процесс детей с тяжёлыми нарушениями речи
В.4. Технологиями проектирования и перспективного планирования по годичному циклу логопедической коррекции и образовательного процесса в начальной школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
4.
ПК-4 - способность к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности
З.5. Теоретические основы мониторинга и анализа процессов логопедической коррекции и образовательной деятельности с целью планирования собственной образовательно-коррекционной работы
У.5. Проводить мониторинг коррекционного и образовательного процессов, анализировать полученные результаты, исходя из структуры речевых нарушений у детей, и регулировать собственную образовательно-коррекционную деятельность
В.5. Технологиями анализа на основе комплексного мониторинга коррекции коммуникативного и речевого состояния детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях и образовательно-коррекционного процесса, технологиями самоанализа и совершенствования собственной профессиональной деятельности
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
2.1. Содержание практики представлено в таблице 4.
Таблица 4
Содержание практики
№ п/п
Виды работ,
перечень заданий
Трудоемкость
(в часах)
Учебно-методическое обеспечение
Код компетен-ции
на базе практи-ки
самостоя-тельная работа
Производственная практика в качестве учителя начальных классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Вводный этап
2.1.
Общее ознакомление обучающихся с особенностями обучения детей с ТНР, педагогическим коллективом учителей начальных классов, учителем начальных классов, руководителем от ОО.
3, 4, 21, 22, 23, 33, 40
ПК-1
2.2.
Изучение АООП НОО для детей с ТНР, учебно-методическими комплексами, рабочими программами, календарно-тематическим планом учителя, конспектами уроков, материалами ПМПк по детям класса, на котором обучающийся будет проходить практику.
3, 4, 21, 22, 23, 33, 40
ПК-1
2.3.
Посещение всех уроков учителя-руководителя практики от ОО; наблюдение за процессом ведения урока (методы, приёмы, наглядно-дидактические пособия, особенности речи учителя, обращённой к детям с ТНР, коррекционная составляющая урока); изучение нормативно-правового обеспечения, регулирующего отношения участников образовательного процесса в образовательной организации для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Изучение форм взаимодействия учителя начальных классов, воспитателя и учителя-логопеда. Подготовка конспектов уроков с полным наглядно-дидактическим обеспечением и согласование конспектов уроков с учителем – руководителем практика от ОО.
3, 4, 9, 11, 16, 17, 25, 26, 31, 33, 35.
ПК-1,
ПК-2
2.4.
Полная клинико-психолого-педагогическая характеристика трёх детей с нарушениями устной и письменной речи. Проведение всех уроков, контроль понимания учащимися объяснений; осуществление индивидуального подхода к учащимся при изложении нового материала; подготовка учащихся к восприятию нового материала и усвоению новых знаний (понятий, правил, законов).
4, 5, 6, 10, 37, 38, 39, 40, 41.
ПК-1,
ПК-2
2.5.
Отчёт студента с элементами анализа по результатам наблюдения за проведением уроков учителем начальных классов.
Проведение уроков, коллективных творческих дел; методы обобщенных характеристик, ранжирования оценочных шкал, социометрии, парного сравнения и др. Участие в заседании медико-психолого-педагогического консилиума в качестве учителя.
Составление в виде таблицы учебно-методического обеспечения всего коррекционно-образовательного процесса.
Посещение 2-3 уроков в 1-4 классе по разным предметам и наблюдение за тем, как учащиеся с нарушениями речи усваивают материал урока. Выводы из наблюдений
4, 5, 6, 10, 37, 38, 39, 40, 41.
ПК-2,
ПК-3
Производственная практика в качестве учителя начальных классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Основной этап
2.6.
Подготовка конспектов с полным наглядно-дидактическим обеспечением, согласование конспектов с учителем и проведение всех уроков в классе; оформление документации по практике; подготовка родительского собрания.
Проведение всех уроков согласно расписанию и календарно-тематическому планированию. Составление конспектов зачетных уроков с полным наглядно-дидактическим обеспечением на заключительный этап практики. Формулирование коррекционно-педагогических задач и включение учащихся в их выполнение. Консультация логопеда по планированию, дифференциации детей на подгруппы с учетом степени выраженности речевого дефекта и их компенсаторных возможностей
Работа в ПМПк консилиуме образовательной организации в качестве учителя начальных классов (представление клинико-психолого-педагогических характеристик на обследованных трёх детей класса). Консилиумарное обсуждение индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов трёх обследованных детей
1, 3, 4, 13, 18, 20, 25, 30, 38, 39, 40, 41
ПК-4
2.9.
Составление конспектов уроков с полным наглядно-дидактическим обеспечением; подготовка конспекта воспитательного мероприятия; согласование конспектов с учителем; проведение всех уроков согласно расписанию и календарно-тематического планированию; оформление документации по практике; проведение родительского собрания
Проведение всех уроков в классе; проведение воспитательного мероприятия с учащимися класса; подготовка конспектов зачётных уроков с полным наглядно-дидактическим обеспечением и согласование их с учителем; оформление отчётной документации по практике.
Производственная практика в качестве учителя начальных классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Итоговый этап
2.11.
Проведение и посещение зачётных уроков основного цикла (математика, русский язык, произношение: мир звуков, развитие речи, литературное чтение), проводимых практикантами в других классах. Анализ и самоанализ зачётных уроков. Включение школьников в различные виды коррекционно-развивающей деятельности.
Проведение и посещение зачётных уроков основного цикла (математика, русский язык, произношение: мир звуков, развитие речи, литературное чтение), проводимых практикантами в других классах. Анализ и самоанализ зачётных уроков. Оформление отчётной документации по практике.
Проведение и посещение зачётных уроков основного цикла (математика, русский язык, произношение: мир звуков, развитие речи, литературное чтение), проводимых практикантами в других классах. Анализ и самоанализ зачётных уроков. Оформление отчётной документации по практике.
Проведение и посещение зачётных уроков. Анализ и самоанализ проведённых зачётных уроков. Подготовка сообщений на заключительных конференциях по итогам педагогической практики в образовательных организациях, реализующих адаптированную образовательную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Оформление отчётной документации по практике.