Основные формы, методы и результаты приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах.
Мощная поддержка приватизации в большинстве или во всех отраслях народного хозяйства в странах с переходной экономической системой является результатом неудовлетворенности эффективностью государственных предприя-тий, желания повысить производительность труда и сократить производство продукции низкого качества, которую люди не хотят покупать. Но задача эта огромная по своим масштабам. Из табл. 1 видно, что в середине 80-х годов государственные предприятия в этих странах производили более 80% добавленной стоимости, являющейся мерой производимого в стране богатства. Таблица 1. Масштабы государственного сектора в некоторых странах
Источник. Survey “Business in Eastern Eurore”/ Economimist, 1991, September 21, Table 4. Число предприятий – разные источники. Никогда еще в истории ни в одной стране не предпринималось попыток осуществить приватизацию в таких колоссальных масштабах. Ранее наибольшие масштабы приватизации имели место в Чили в периоде 1979 по 1989 г., когда были приватизированы 470 компаний, на которые приходилось 24% производимой добавленной стоимости. Сравните это с 48 000 государственных предприятий в СССР или с 4800 предприятий в Чехословакии. Многие считают, что массовая приватизация является важным аспектом развития рыночной экономики и что она должна быть осуществлена как можно быстрее. Один из доводов — это вера в то, что частные компании необходимы для рыночной экономики. Но есть много проблем в процессе приватизации государственных предприятий, особенно крупных. Несомненно, это является наиболее сложной из всех задач экономической реформы. Для завершения процесса потребуется много времени и на этом пути возникнут значительные проблемы.
Приватизацию многие рассматривают как центральное звено экономической реформы. При условии, что осуществляются другие преобразования — идет либерализация цен и внешней торговли, вводится конвертируемость национальной валюты, принимается соответствующее законодательство, устанавливаются условия жесткого финансового ограничения для предприятий и руководству предоставляется право определять цены, заработную плату и размещать ресурсы — приватизация должна реализовать следующее: · Повысить производительность, так как у владельцев и управляющих появятся стимулы действовать эффективно, поскольку они будут стремиться к увеличению своего состояния, уменьшению вероятности банкротства. · Уменьшить товарные дефициты и излишки. Чтобы действовать эффективно, предприятия должны быть внимательными к желаниям потребителей. Это предполагает знание того, какие продукты хотели бы иметь покупатели, приемлемый уровень качества этой продукции и сколько потребители могли бы заплатить за эти товары. · Усилить конкуренцию. Приватизация будет способствовать уменьшению монопольной власти государственных предприятий, и способствовать развитию конкуренции. Малая приватизация включает приватизацию предприятий торговли и сферы услуг, небольших предприятий местной промышленности и ее необходимо поощрять в начальный период реформ. Практика показала, что эти предприятия могут быстро развиваться в условиях, когда им оказывается поддержка. Во всех восточноевропейских странах сняты ограничения в деятельности частного сектора, введены законы, ставящие частные компании в равные условия с государственными, предпринимаются усилия по быстрой приватизации мелких предприятий. Результаты впечатляющие.
В Восточной Германии почти все из 20 000 мелких предприятий, включая рестораны, гостиницы (за исключением крупных), кинотеатры и предприятия розничной торговли, были распроданы к середине 1991 г., причем большинство из них были выкуплены жителями Восточной Германии. В Польше приватизировано около 70% розничной торговли, это 60 тыс. государственных магазинов. По некоторым оценкам, к началу 1992 г. там было 1,5 млн. предприятий в индивидуальной собственности и 40 000 корпорированных фирм. В Венгрии к 1992 г. было 300 тыс. предприятий в индивидуальной собственности и 30 тыс. корпорированных фирм. В стране быстрым кодом шла приватизация ресторанов, мелких предприятий в сфере услуг. Несмотря на то, что многие зарегистрированные предприятия в частном секторе практически не функционируют, а значительная доля занятых в частном секторе подрабатывают там, в дополнение к основной работе, развитие мелких частных предприятий начинает оказывать влияние на занятость в странах с переходной экономикой. При соответствующих условиях малые предприятия со временем превратятся в фирмы среднего размера и смогут внести свой вклад в экономическое развитие страны. Тем не менее, большая часть промышленности в России и в странах Восточной Европы в начале 90-х годов оставалась в государственной собственности, где-то от 75 до 90% в Польше и Чехословакии и более 90% в России. Приватизация крупных государственных предприятий представляет главную проблему, поскольку у населения нет капитала, и существуют ограничения на продажу крупных предприятий иностранцам, особенно, когда стоимость предприятий занижена. Для того чтобы приватизация была успешной, необходимо проводить и другие реформы, в частности, реформу цен, формировать условия жесткого бюджетного ограничения и конкурентную среду, принимать законы, поощряющие эффективно действующие предприятия и накопление капитала. 1. Рыночные цены необходимы для эффективной деятельности предприятий. До тех пор, пока цены не станут рыночными, прибыли или убытки фирмы не могут быть удовлетворительной мерой эффективности. В частности, вовсе не обязательно закрывать предприятие из-за убытков, если цены устанавливаются государством ниже равновесного уровня. Возможно, что оно было бы рентабельным, если бы имело возможность продавать свою продукцию по рыночным ценам. Управляющие предприятием не могут нести ответственность за его рентабельность, если цены устанавливает правительство.
2. Рациональный валютный курс, обратимость национальной валюты и либерализация внешней торговли необходимы, если ставится цель, чтобы вновь образованные частные компании могли успешно конкурировать на мировых рынках. Ограничение производства и продаж только рамками внутреннего рынка уменьшает преимущества крупномасштабного производства и создает трудности для развития фирм с точки зрения долгосрочной перспективы. 3. Ужесточение финансовых условий для предприятий заставляй управляющих решать сложные проблемы, что является необходимым для выживания и успеха. В частности, жесткие финансовые условия требуют от фирм ограничения заработной платы. В этих условиях предприятия осознают, что их возможности повышать цены определяются рынком, особенно, конкурентным рынком. 4. Конкурентная среда (рынок покупателей) нужна для того, чтобы ограничить монополию предприятий во многих отраслях переходной экономики. При этом необходима соответствующая макроэкономическая политика, направленная на уменьшение избыточной денежной массы и избыточного спроса, что должно иметь важные последствия на макроэкономическом уровне. Анализ деятельности предприятий в бывших социалистических странах, проведенный Мировым банком, показывает, что для повышения эффективности всех предприятий и формирования соответствующего поведения потребителя очень важным является смена рынка продавца рынком покупателя. Пока потребители покупают все, что производится (рынок продавца), у производителей отсутствуют стимулы повышать качество продукции или заниматься поисками более совершенной технологии. В условиях эффективной конкуренции управляющие компаний будут чутко реагировать на желания потребителей, будут заниматься поисками новой продукции и новой технологии, обеспечивающей наименьшие издержки производства.
5. Соответствующее законодательство и правовые нормы особенно необходимы для того, чтобы приватизированные предприятия могли конкурировать в экономике, где еще многие годы будет господствовать государственный сектор. До тех пор, пока не будут приватизированы предприятия государственного сектора, частные фирмы будут стремиться найти свою нишу, где нет преобладания государственных предприятий. Перечислим некоторые новые институты, системы и законы, которые необходимо ввести. · Законы, определяющие права частной собственности, регулирующие договоры, организационные формы корпоративной собственности и процедуру банкротства. · Налоговую систему, основанную на четких правилах и положениях. · Другие системы, в частности, четко определяющие права и обязанности по бухгалтерской отчетности. 6. Оперативно-хозяйственная самостоятельность управляющих предприятиями в этом процессе весьма существенна. Если управляющие несут финансовую ответственность за деятельность фирмы, они должны получить право устанавливать цены, заработную плату, количество занятых и т.д., опираясь на рыночные сигналы. Успешная приватизация потребует также вливания капитала, профессиональных знаний в сфере управления, технических навыков и обширных знаний о рынках и продуктах, особенно для тех крупных фирм, которые будут конкурировать на внешних рынках. Нет оснований надеяться на то, что новые неопытные владельцы с ограниченными размерами капитала смогут быстро возродить предприятие. В тех случаях, когда не допускается частичная иностранная собственность на предприятия, необходимо рассмотреть возможность найма консультантов по управлению. Мировой банк и Европейский банк реконструкции и развития также могут предоставить необходимую помощь в сфере управления и технической экспертизы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|