Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Попытки начать экономическую реформу




До 1985 г. Задолго до этого в России широко интересовались экономическими реформами, что было связано с озабоченностью нехваткой потребительских товаров, малой эффективностью производства, недостатками всякого рода, наличием «узких мест» в экономике, низкой производительностью труда. Падение экономического роста, наметившееся в начале 70-х годов, продолжалось и вылилось в спад производства и падение занятости. Общая несбалансированность в экономике, сбои во всей системе проявлялись в пустых полках магазинов и повышенной активности черного рынка. Правительство было заинтересовано в переменах, могущих разрешить эти проблемы, хотя тогда рынок вряд ли рассматривался как средство решения всех этих проблем.

1985-1987 гг. Хотя «перестройка» и «гласность» были провозглашены Горбачевым в 1985 г., то, что происходило в 1985-1987 гг., было бы неправильно называть общим названием «перестройка», поскольку в этот период не предпринимались попытки начать какие-то существенные реформы. Эти инициативы, которые больше напоминали старые, традиционные приемы увеличения экономического роста, включали в себя расширение инвестиций, упор на усиление контроля качества и антиалкогольную компанию. Хотя некоторые из этих попыток и увенчались успехом, среднегодовой прирост производства за трехлетний период в среднем составил 2% в год, что было значительно ниже темпов роста в предшествующее пятилетие, которые составляли 3,2% в год. Резкое падение мировых цен на нефть в 1986 г. снизило валютные поступления и отчасти повлияло на увеличение бюджетного дефицита с 2,5% ВВП в 1985 г. до 8,5% ВВП в 1987 г.

1987-1991 гг. В этот период внимание переключается на реформирование системы как таковой. Закон о государственном предприятии дал некоторую свободу в использовании средств фонда развития для выплаты заработной платы и премий и передал предприятиям больше полномочий. Хотя это и означало определенный демонтаж плановой системы, тем не менее, система ценообразования не изменилась, а осталась такой же негибкой, причем в 1990 г. произошел значительный перекос уровня официальных цен. Не измени­лась также роль Госснаба в распределении материалов.

Политика заработной платы в этот период была слишком щедрой. Предприятиям разрешили самостоятельно принимать решения по увеличению производства продукции и инвестициям, однако, при сохранении контроля над ценами и системы возмещения убытков предприятию. В ретроспективе теперь очевидно, что было ошибкой либерализовать заработную плату и финансовый контроль без одновременного наложения жестких бюджетных ограничений и либерализации цен. Руководители предприятий легко соглашались на значительное повышение фонда оплаты труда (что привело к увеличению бюджетного дефицита), поскольку потери госпредприятий покрывались субсидиями.

Были введены послабления в законах о собственности и разрешены кооперативы, число которых сильно выросло в последующие три года. Однако подавляющее большинство кооперативов было создано на базе государственных предприятий и обеспечивали им способ выкачивать дополнительную прибыль, при этом правительству возвращались меньшая доля прибыли.

Было разрешено незначительное число совместных (с иностранным участием) предприятий. Правительство начало децентрализацию внешней торговли и валютного обмена, но результаты оказались неудовлетворительными, поскольку соответствующие изменения вводились путаным и несогласованным образом. Быстро рос импорт, в то время как экспорт оставался на прежнем уровне. В рассматриваемый период условия внешней торговли продолжали ухудшаться, и суммарная внешняя задолженность возросла к концу 1989 г. до 54 млрд. долл.

Дефицит бюджета возросло 11% ВВП в 1988 г. и 13% ВВП в 1989 г. и был почти полностью покрыт кредитами Госбанка. Это привело к росту денежной массы в среднем на 14-15% в год в период с 1987 по 1990 г. «Узкие места» стали серьезной проблемой на железнодорожном транспорте и в сельскохозяйственном производстве. Большее внимание стали уделять экологическим проблемам. Сохранялось значительное давление военных расходов на экономику — на оборону тратилось до 7% ВВП, а с учетом затрат на государственную безопасность эта сумма составила 9%.

Названный процент удвоится, если оборонную продукцию оценивать по мировым ценам. Согласно официальным данным, темпы реального материального производства составляли 1,6% в 1987 г., 4,4% в 1988 г. и 2,5% в 1989 г., но эти цифры кажутся подозрительны­ми, поскольку прирост чистых инвестиций составил 7,4% в 1988 г. и 6,7% в 1989 г. В то время как в рассматриваемый период расходы силь­но не возрастали, доход в казну резко разрешения предприятиям обналичивать доходы через кооперативы, а также аккумулировать средства в специальных фондах заработной платы и инве­стиций, что в целом приводило к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет.

В 1990 г. экономическая ситуация стала ухудшаться. Официальными оценками установлено, что объем материального производства снизился приблизительно на 4,0%. Большая часть этого падения пришлась на промышленность, транспорт и строительство, причем сфера услуг продолжала расти, а сельское хозяйство практически топталось на месте, несмотря на рекордный урожай зерновых. В первый раз со времени второй мировой войны правительство официально признало наличие безработицы. Возникшая стагнация частично стала результатом правительственной политики ужесточения кредитов с целью сдерживания инфляции, которая, по оценкам, уже составляла 12%. Сокращалась добыча нефти, в 1990 г. она снизилась на 20% по сравнению с 1989 г. В государственных магазинах товаров осталось мало, хотя они обычно имелись на черном рынке. Стал привычным бартер, для покупки товаров на черном рынке стали часто употребляться доллары.

Экономический кризис 1991 г. В этом году уменьшение ВНП, согласно оценкам, уже превышало 15%, сельскохозяйственное производство, по-видимому, уменьшилось на столько же. В течение года несколько раз происходило повышение цен на ряд продуктов, в результате темпы инфляции возросли до уровня, превышающего 70%, а в осенние месяцы они составляли 3% в неделю. К концу года появились некоторые оценки, согласно которым цены возросли на 450% в год. На всех уровнях был утерян контроль за государственными расходами, в дополнение к этому имел место быстрый рост денежной массы. Согласно оценкам некоторых русских экономистов, суммарный дефицит бюджета центрального правительства и 15 республик составил 25% ВНП. Добыча нефти упала еще приблизительно на 20%.

Вот некоторые из наиболее важных причин экономического хаоса в этот период:

1. Упадок системы централизованного планирования, причинами которого стали в первую очередь недооценка этой системы и отсутствие ясной стратегии экономического развития.

2. Чрезмерные расходы государственных предприятий, обусловленные неэффективным руководством государственным сектором, низкий уровень государственных доходов.

3. Слишком свободные расходы местных, городских и республиканских лидеров, осуществляемые в своих личных интересах. Когда стало очевидным, что Советский Союз распадается на независимые республики, вновь избранные городские и республиканские политические лидеры стали пытаться заполучить как можно больше средств для себя и своих регионов.

Таким образом, хотя в период с 1987 по 1991 гг. немало усилий было предпринято для улучшения экономического положения, большая часть этих усилий была нескоординирована, неэффективна и часто противоречива из-за недостатка понимания принципов функционирования рыночной экономики, неясности целей, политического давления и сопротивления со стороны окопавшейся прежней партийной и государственной бюрократии. Смена в 1987 г. ключевых экономических советников стала свидетельством того, что Михаил Горбачев собрался начать реформу. В 1987 г. его главный экономический советник Абел Аганбегян признал, что система централизованного планирования не работает и вынуждена уступить дорогу рыночной экономике. Он был сменен Леонидом Абалкиным, который разработал план приватизации и даже предложил набросок по­следовательности шагов. Следующим был Николай Петраков, чьи рекомендации об освобождении цен не были приняты. В 1990 г. был разработан детальный всеобъемлющий, широко освещенный в печати и воспринятый общественностью план Станислава Шаталина. Однако в последний момент Горбачев из-за сильного давления правого крыла отказал ему в поддержке. Год спустя Григорием Явлинским совместно с экономистами из Гарвардского университета и Массачусетского технологического института был разработан еще один чрезвычайно детальный и комплексный план реформ. Однако в большинстве случаев по политическим соображениям эти различные планы не прошли.

 

Реформы Ельцина 1992 г.

1 января 1992 г. ознаменовалось началом российского «большого рывка». СССР распался, и 15 республик стали суверенными государствами. Экономические реформы были разработаны под руководством Егора Гайдара, вице-премьера и весьма уважаемого специалиста в области макроэкономики, рядом молодых русских реформаторов вместе с Джеффри Саксом и другими западными советниками. Цель этих реформ в первую очередь создать стабильную макроэкономическую обстановку, необходимую для успеха последующих реформ, таких как свободная торговля и быстрая приватизация. Нехватка товаров должна прекратиться благодаря отпуску цен и их роста до равновесного уровня; а конвертируемость валюты должна реализоваться благодаря введению плавающего курса рубля. Эти реформы были радикальными по своему характеру и гораздо более обширными, чем в Польше. Они были признаны необходимыми для того, чтобы быстро сдвинуть страну в сторону рыночной экономики и избежать сопротивления переменам, которое взяло верх над разрозненными и несогласованными реформаторскими усилиями прежних лет. Ниже обсуждаются конкретные реформы.

Реформы начала года: Отпуск цен на большую часть товаров. Освобождая цены на большинство продуктов ожидали устранения их нехватки и уменьшения размеров избыточной денежной массы. (Контроль был сохранен над ценами основных товаров, таких как хлеб и сахар, а также энергоносителей — угля и нефти.) В течение месяца исчезли очереди за всем, кроме некоторых продуктов, в частности, хлеба и масла.

Упразднение дотаций на продукты питания. Упразднение дотаций на поддержание низких цен должно было помочь уменьшить огромный дефицит бюджета, который по оценкам, составил свыше 20%. Однако эта мера была частично нейтрализована увеличением затрат на программу социальной защиты, иначе большинство населения впало бы в нищету из-за огромного повышения цен на продукты.

Критический обзор проблем периода 1985-1991 гг., в том числе и связанных с нерешительностью М.Горбачева, дан в книге: Goldman М. What Went Wrong with Perestroika.

Плавающий курс рубля. Ожидалось, что курс рубля должен резко упасть из-за значительного завышения его стоимости. Это действительно имело место, и в начале января обменный курс уже достиг 100 руб. за долл., и в конце года — более 400 руб. за долл.

Устранение многих внешнеторговых барьеров. Благодаря плавающему курсу рубль стал фактически конвертируемым, а вместе со снятием торговых барьеров оживилась и международная торговля. Фактически внешнеторговая реформа началась еще осенью 1991 г. Была устранена система внешнеторговой регистрации, что позволило предприятиям осуществлять внешнюю торговлю без ограничения. Было также значительно сокращено число товаров, на которые распространялось действие квот и лицензий.

Уменьшение затрат на вооружение и капитальные вложения. Уста­новление контроля над бюджетным дефицитом потребовало наряду с отменой большинства субсидий также и снижения затрат в ряде отраслей хозяйства. Области, в которых не предполагалось сниже­ние затрат, включали сферу программ социальной защиты, где вы­платы должны были несомненно возрасти, и армию, поскольку пра­вительство опасалось мощи и политического консерватизма воен­ных, снижение расходов в этой сфере коснулось лишь производства вооружений, а не военного контингента.


Выводы по главе 2:

 

С самого начала приватизации была поставлена ложная цель: «раздача имущества» и передача прав собственности. Но пример мировой практики показывает, что частная собственность не дает явного преимущества над другими формами, разве, что в сферах мелкого и семейного бизнеса. Частные приватизированные предприятия, в том виде в котором они возникли и функционируют, не продемонстрировали каких-либо преимуществ перед государственными и показали множество недочетов. Причем часто бывает, что владельцами таких предприятий становятся представители торгового и денежно-кредитного капитала, не имеющих знаний и интереса к производственной деятельности.

Приватизация оказывает прямое положительное влияние на рост производительности труда. При этом с развитием процессов приватизации, в обществе могут развиваться такие отрицательные тенденции как безработица и рост социальной напряженности. И все же приватизация является одним из движущих рычагов НТП, способствует обновлению ассортимента продукции на предприятиях, модернизации основных фондов, совершенствованию организации и нормирования труда. Т. е. оказывает, как положительное, так и отрицательное воздействие на экономику, и общество в целом.

Итак, разгосударствление и приватизация это основной метод перехода к реальному многообразию форм собственности, метод оптимизации структуры предпринимательства, основа формирования рыночного хозяйства.

К эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а рыночная система, главную движущую силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас.

На современном этапе развития процессы приватизации прошли и проходят во всех странах мира, что является одним из основных условий создания рыночной экономики. Основным вопросом в этой области остаётся создание оптимальной законодательной базы, касающейся приватизационных процессов, с целью их регулирования и уменьшения негативных последствий.


Заключение

 

1. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранением внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перерас­пределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.

2.  Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

3.  Предоставляемые государством общественные товары призваны удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может произвести рынок. Общественные товары связывают, с одной стороны, коллективные потреб­ности, с другой — налоговую и бюджетную политику государства. Для производства общественных товаров государство осуществляет налогообложение, которое в соответствии с критерием Викселля должно формироваться по прогрессивной шкале.

4.  В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически обеспечить равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессах рыночного производства и потребления. Государство вмешивается в экономику и обеспечивает псевдорыночное равновесие. Через специальный налог (налог Пигу) оно осуществляет перераспределение доходов в пользу тех, кто несет не учтенный рынком ущерб. Государство вмешивается в ценообразование, чтобы цены на товары и услуги учитывали внешние эффекты.

5. Выход государства за очерченные максимальные границы делает необходимым разгосударствление экономики. Проблема особенно актуальна для стран, переходящих от тотального огосударствления экономики к рынку. Хорошо зарекомендовали себя такие способы разгосударствления, как приватизация собственности, либерализация рынков, оздоровление государственного сектора, создание смешанных предприятий. Одним из важнейших преимуществ приватизации является антиинфляционный эффект. Для успешного проведения приватизации необходимо выполнение ряда условий.

Процесс приватизации в нашей стране продолжается, приходит новый опыт, новые проблемы. Но многих волнует один вопрос, была ли необходима такая приватизация, приведшая к раздаче госсобственности в частные руки. Приватизация выполнила задачу демонтажа механизма центрального управления экономикой, но предоставила узкому кругу частных лиц возможность распоряжаться значительной частью национального имущества - отчасти из-за перешедших к ним прав собственника, но главным образом путем фактического контроля над акционированными предприятиями. Такой характер приватизации привел к тому, что образ «эффективного собственника» рассыпался в пыль.

Приватизация оказывает прямое положительное влияние на рост производительности труда. При этом с развитием процессов приватизации, в обществе могут развиваться такие отрицательные тенденции как безработица и рост социальной напряженности. И все же приватизация является одним из движущих рычагов НТП, способствует обновлению ассортимента продукции на предприятиях, модернизации основных фондов, совершенствованию организации и нормирования труда. Т. е. оказывает, как положительное, так и отрицательное воздействие на экономику, и общество в целом.

Итак, разгосударствление и приватизация это основной метод перехода к реальному многообразию форм собственности, метод оптимизации структуры предпринимательства, основа формирования рыночного хозяйства.

К эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а рыночная система, главную движущую силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас.

На современном этапе развития процессы приватизации прошли и проходят во всех странах мира, что является одним из основных условий создания рыночной экономики. Основным вопросом в этой области остаётся создание оптимальной законодательной базы, касающейся приватизационных процессов, с целью их регулирования и уменьшения негативных последствий.


Список используемой литературы:

 

1. Эрроу К. Переход к рыночной экономике: темпы и возможности. Проблемы теории и практики управления. 1995.№ 5. С.2.

2. Гайлер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Пер. С англ. – М.: «ИНФРА-М», 1996. – 560 с.

3. Введение в рыночную экономику: учебное пособие для экон. Спец. Вузов/ А.Я. Лившиц, И.Н. Никулина, О.А. Груздева и др.; Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М. Высш. Шк., 1995 – 447 с., ил.

4. Учебное пособие под редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. Куре экономической теории.

5. Курс экономической теории: Учеб. / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. – 496с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...