Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассматривание декоративных панно




Возраст: от 4,5—5 месяцев и старше.

Цель: привлечь внимание ребенка к ярким, живописным изображениям, обогащать его сенсорными впечатлениями, раз­вивать общие движения.

Дидактический материал: жостовский поднос с цветочным орнаментом.

У хорошо освещенной стены на расстоянии 80—100 см от лежащего на животе ребенка кладут поднос. Взрослый вста­ет сзади или сбоку от ребенка, чтобы не попадать в поле его зрения. Необходимо привлечь его внимание к декора­тивному панно и понаблюдать, сколько времени он будет его рассматривать. Малыш может вести себя активно: дви­гаться, вокализировать.

Если малыш делает энергичные попытки приблизиться к панно после рассматривания его в течение 2—3 минут, приставьте свою ладонь к стопам ребенка, создав упор для ног. Отталки­ваясь ногами от ладони взрослого, малыш приближается к пан­но, рассматривает его в новой позиции, трогает руками.

Затем его снова кладут на живот на прежнем расстоянии от панно и дают возможность повторить действия.

Продолжительность занятия — 5—7 минут. Оно может вызывать интерес в течение длительного времени при пери­одической замене предметов для рассматривания. Полезно


также делать интервалы между занятиями в несколько дней, после чего предмет воспринимается ребенком как новый. Если малыш внимательно рассматривал панно и вел себя при этом достаточно активно (вокализировал, двигал руками и ногами, пытался приблизиться, «взять» изображенные на нем цветы), можно считайть, что занятие прошло успешно.

Помимо рке описанных игр-занятий, направленных на сен­сорное воспитание в процессе действий с предметами, с де­тьми данного возраста проводятся и другие виды занятий. Так, у детей третьего месяца жизни следует формировать упор ног. Взрослый держит ребенка под мышки, тот креп­ко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, и как бы пританцовывает. Это доставляет малышу и взрос­лому большое удовольствие.

Ребенка четвертого месяца жизни необходимо приучать во время кормления придерживать бутылочку руками. Естест­венно, что это происходит не на специальном занятии, а повседневно, в быту.

Детей пятого месяца жизни учат переворачиваться со спи­ны на живот. С этой целью справа и слева от лежащего на спине ребенка размещают игрушки, что вызывает у не­го стремление повернуться на бок — в сторону игрушки. Ког­да ребенок сделает это, игрушку кладут немного выше его головы. Ребенок тянется свободной рукой за игрушкой и в конце концов переворачивается на живот (взрослый поначалу помогает малышу высвободить вторую руку).

Ребенок шестого месяца жизни начинает лепетать, и взрос­лый, играя с малышом, обучает его речи. Происходит это так. Малыш лепечет, а взрослый, радуясь, повторяет за ним услышанные звуки. Малыш в ответ снова лепечет. Основным условием при обучении лепетной речи является тишина. Не­обходимо, чтобы ребенок слышал себя и взрослого. Тот, всту­пая с ним в разговор, должен говорить спокойно, коротки­ми фразами, чередующимися с паузами, которые необходимы Аля ответного лепета ребенка.

Пятимесячный ребенок самостоятельно может брать иг-



рушки, находящиеся близко от него, и подолгу с ними за­ниматься.

У родителей может возникнуть вопрос: насколько точно время проведения занятий должно соответствовать возрасту детей. Жестко придерживаться указанных нами сроков не­возможно. Для проведения каждого конкретного занятия не­обходим определенный уровень развития ребенка. Так, пока он не научился следить за перемещающимися предметами, рассматривать их, рано предлагать ему по звуку найти ко­локольчик. Прежде чем брать игрушки из рук взрослого, ре­бенок учится ощупывать и захватывать их. Поэтому при про­ведении занятий рекомендуется учитывать предложенную последовательность. Если с ребенком не занимались с рож­дения, целесообразно на каждом возрастном этапе сначала провести с ним более легкие игры, чтобы понять, как он будет действовать.

Если же вы начали заниматься с ребенком с самого рож­дения, рекомендуем придерживаться наших рекомендаций: в каждый возрастной период дети успешно овладевают указан­ными умениями.

Чрезвычайно важно, чтобы занятия проводились в пер­вой половине бодрствования ребенка, когда он еще не ус­тал, т. е. через 20—40 минут после пробуждения. Иначе на­выки будут плохо усваиваться или игра перевозбудит малыша, и он будет засыпать с трудом.

ОТ 5-6 ДО 9-10 МЕСЯЦЕВ

У ребенка 5—6 месяцев достаточно хорошо развиты хва­тательные движения. Он берет предметы не только из рук взрослого, но и находящиеся на расстоянии вытянутой ру­ки справа или слева от него.

Действия с предметами пока примитивны. Достав при­влекшую внимание игрушку, малыш, как правило, тянет ее в рот, а увидев что-либо более интересное, раскрывает ла­донь и роняет предмет, забывая о нем.

Постепенно ребенок начинает перекладывать игрушки из


одной руки в другую, рассматривать их. Это новый и очень важный этап, так как раньше рассматривание игрушек и манипулирование ими шли параллельно. Дети указанного воз­раста учатся сжимать игрушки, перебирать их детали паль­цами, вынимать небольшие игрушки из емкостей и вклады­вать обратно.

Для развития ориентировки в пространстве полезно рас­полагать игрушки на некотором расстоянии от малыша, что­бы он мог достать их, подтянув к себе. Эти действия бла­готворно сказываются на развитии сообразительности, а в целом — мышления ребенка.

Активность малыша во время действий с предметами воз­растает, при этом реализуется его умственная и физическая потребность в деятельности, а результат действия с игруш­кой оказывает существенное влияние на развитие сенсорной сферы ребенка. Он знакомится с цветом, формой, величи­ной, фактурой, положением в пространстве и другими свой­ствами предметов.

Совершенствование движений рук происходит под контро­лем зрения и одновременно с развитием общих движений. Увидев интересную игрушку, малыш поворачивается к ней, проявляет настойчивость в стремлении взять ее. Очень важ­но предоставлять малышу такие предметы, которые способ­ствовали бы его разностороннему развитию.

Предлагаемый цикл игр-занятий направлен на формирова­ние у детей сенсорной культуры, обеспечивающей полноцен­ное восприятие окружающего мира. Он способствует умст­венному, физическому, эстетическому развитию детей. В данном возрасте необходимо также продолжать стимулировать пол­зание, формировать умение самостоятельно менять позу: са­диться, ложиться, вставать, переступать, держась за опору. В этот* период ребенок начинает понимать речь. К 7 ме­сяцам, и даже раньше, его можно научить находить взгля­дом предмет, расположенный на одном и том же месте. На­пример, взрослый задает вопрос: «Где телевизор?» — малыш смотрит в ту сторону, где он стоит.

К 8 месяцам у ребенка можно сформировать умение на­ходить взглядом несколько предметов, расположенных в оп-


ределенных местах: «Где часы? Где телефон?» и т.д. При ус­ловии систематического проведения игр-занятий в 9 месяцев ребенок может отыскивать взглядом знакомые предметы, на­ходящиеся в разных местах.

Игры-занятия проводятся и с целью развития активной речи. Разговаривая с малышом, взрослый повторяет произно­симые им слоги, вычленяя из бесконечных «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па» необходимые в дальнейшем слова «баба», «мама», «папа». Таким образом он показывает малышу об­разцы слов. Необходимо всячески поддерживать лепет ребен­ка, разговаривая с ним так, чтобы не заглушать речевую ак­тивность малыша

Кроме обучения в процессе дидактических игр-занятий не­обходимо ежедневно формировать у ребенка элементарные навыки самостоятельности. Так, к 8 месяцам его можно при­учить пить из чашки, которую держит взрослый (если руки малыша при этом свободны, он мешает взрослому кормить его). К 9 месяцам ребенок приучается пить из чашки поч­ти самостоятельно: взрослый лишь слегка придерживает ее, подстраховывая действия малыша.

При систематическом педагогическом воздействии ребенок с радостью откликается на предложение взрослого поиграть вместе, а положительное отношение малыша к требованиям взрослого свидетельствует о взаимопонимании между ними.

 

19. Подтягивание за шнур воздушного шарика Возраст: от 6 месяцев и старше.

Цель: знакомить ребенка с положением предметов в про­странстве.

Дидактический материал: надутый воздушный шарик (ди­аметр— примерно 15—20 см). Длина шнура равна 20 см. Та­кой шарик удобен для рассматривания при его приближе­нии и удалении. Его легко схватить рукой, ощупать, слегка сжимая. Туго надутый шарик дальше откатывается при ма­нипулировании с ним, и ребенку труднее его достать; кро­ме того, такой шарик может быстро лопнуть.

В ходе игры-занятия покажите малышу, лежащему на спине, надутьМ шарик — вначале на расстоянии 1 —1,5 м —


и наблюдайте за его поведением. Если ребенок заинтересу­ется игрушкой, его действия будут примерно такими: ши­роко открыв глаза, он замрет от удивления, затем потянет руки к шару, начнет улыбаться. Приблизьте шар к ребен­ку и предоставьте ему возможность взять его в руки. Ма­лыш потянет шарик в рот, будет сжимать руками. От при­косновений ребенка шарик меняет свое пространственное расположение, но обычно остается в поле его досягаемос­ти. Если шарик откатился далеко, возьмите его и размес­тите над ребенком так, чтобы он мог притянуть его к се­бе, схватив за шнур.

Рассматривая шар, малыши, как правило, не обращают внимания на шнур. Взрослый, показав его ребенку, вклады­вает конец в руку малыша. Тот на 1—2 секунды затихает, а затем, двигая рукой, перемещает шар, удивляясь и раду­ясь зрительным и осязательным впечатлениям.

После 3—5 минут игры с надувным шариком малыша, ле­жащего на спине, можно перевернуть на живот и предло­жить ему новое задание. Разместите воздушный шарик так, чтобы малыш мог схватить конец шнура. Если ребенок не обращает внимания на шнур, покажите сначала его конец, а затем шарик. В конце концов малыш схватит шнур и по­тянет его к себе, приближая таким образом шар.

Сначала ребенок только периодически схватывает шарик и подтягивает к себе. При повторных играх он быстро ус­ваивает это умение и успешно им пользуется.

В ходе первых игр-занятий с шариком ребенок актив­но его ощупывает, удерживает в руке, слегка сжимая по­верхность. Лежа на спине, он удерживает шарик, отталки­вает его не только руками, но и согнутыми в коленях ногами.

Игра с шариком продолжается от 5—10 до 15—20 минут в зависимости от интереса, проявленного ребенком.

Взрослый периодически меняет шарики, предоставляя ма­лышу возможность знакомиться с шариками разноцветных Цветов, различной упругости.

 

Занятие считается успешным, если малыш радуется, активно стремится взять шарик, периодически подтягивая его за шнур.

3-1598


28. Рисование фломастером

Возраст: от 8 месяцев и старше.

Цель: познакомить с фломастером, учить проводить линии на бумаге, замечать их.

Дидактический материал: толстый фломастер зеленого, синего, красного или фиолетового цвета, лист белой бумаги (альбомный или картон) размером 20x30 см.

Взрослый сажает ребенка на колени и показывает ему лист белой бумаги; кладет его на стол (данное занятие хорошо проводить перед зеркалом, чтобы лучше видеть выражение лица малыша, его действия), затем дает фломастер и предо­ставляет возможность схватить его в кулачок острием вниз. Взяв руку ребенка в свою, взрослый вместе с малышом проводит линии на листе бумаги. Увидев след, оставленный фломастером, ребенок свободной рукой попытается «схватить» линию, при этом он выпускает фломастер из правой руки. Отодвинув лист, взрослый хвалит малыша: «Как хорошо нарисовал, молодец». Затем снова дает ему фломастер, слег­ка поддерживая снизу руку малыша ближе к запястью так, чтобы острие фломастера касалось бумаги. Тогда при малей­шем движении руки на бумаге остается линия.

Сначала малыш пытается высвободить свою руку из руки взрослого, но, несмотря на это, тот вместе с ребенком про­водит первую линию. Затем малыш спокойно позволяет на­правлять его руку или сам крепко держит фломастер (труд­ность состоит в том, чтобы держать фломастер под определенным углом к бумаге).

Сообразив, что именно фломастер оставляет след на бума­ге, малыш сам пытается провести линию, при этом он мо­жет прикладывать фломастер к бумаге плашмя.

Результат игры-занятия считается положительным, если ре­бенок замечает след, оставленный фломастером (рассматри­вая его или пытаясь «взять»), и вместе со взрослым прово­дит несколько линий.

Игра-занятие продолжается 3—5 минут. Если ребенок ос­тается безразличным к рисованию фломастером какого-то оп­ределенного цвета, можно заменить его другим. У некото-


рых детей данного возраста наблюдается избирательное от­ношение к цвету.

ОТ 9-10 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА

В этот период происходит интенсивное развитие движе­ний руки под контролем зрения. Если раньше дидактичес­кая ценность занятия полностью задавалась игрушкой, то те­перь все большее значение приобретает общение взрослого с ребенком. Немаловажным является и то, что раньше ма­лыш во время игр-занятий обычно лежал на спине или на животе. Ребенок в возрасте от 9 месяцев и старше, здоро­вый, и нормально развивающийся, хорошо сидит. Он имеет возможность по-новому взглянуть на окружающую действи­тельность, по-новому действовать двумя руками.

Малыш с увлечением вкладывает небольшие предметы в емкости и вынимает их; нанизывает кольца на стержень; проталкивает предметы разной формы и величины в соот­ветствующие отверстия. Внимание ребенка привлекает рисо­вание, он эмоционально реагирует на след, оставленный фло­мастером на бумаге, и т.д.

Движения рук интенсивно совершенствуются. Ранее они были довольно примитивными: малыш хватал игрушки, та­щил их в рот, размахивал ими, стучал. Результат дидактиче­ских игр-занятий оказывался как бы случайным, полученным за счет непроизвольных движений рук. На данном возраст­ном этапе результат достигается в том случае, если малыш сам сориентируется, как и когда раскрыть или закрыть ла­донь, как набросить кольцо на стержень, в какое отверстие опустить тот или иной предмет.

Умственное развитие малыша достигает такого уровня, ког-АД он способен заранее представить, какой результат он по­лучит. У него начинают формироваться произвольные, пред­намеренные действия с предметами. Естественно, это происходит в чисто практическом плане, но после нескольких случайных «удач» малыш начинает программировать свои действия.

Особое значение имеет перенос усвоенных действий из од-


ной конкретной ситуации в другую. Так, малыш, наблюдая за пишущим взрослым, может надеть колечко от пирамид­ки на ручку, карандаш. Он «кормит» куклу не только по предложению взрослого, но и по собственной инициативе переносит действия «кормления» на собачку, кошку, зайчика, белочку и т. д.

В этом возрасте важно регулировать силу движений ру­ки малыша. Нередко он с размаха, резко опускает, а точ­нее, бросает игрушки в ведерко, буквально срывает кольца с пирамидки. Задача взрослых — приучать малыша выпол­нять действия аккуратно. Именно на данном возрастном этапе ему необходимо научиться, не разбив чашку и не расплескав жидкость, ставить чашку на стол, подносить ее ко рту и т. д.

Таким образом, для развития движений рук перед ребен­ком открывается новый, довольно большой спектр действий. Огромное значение приобретает регуляция действий ребен­ка словом.

Дидактические игры-занятия строятся с учетом использо­вания следующих слов: посмотри, открой, достань, положи, сложи, закрой, поставь на место, аккуратно, дай мне, ве­дерко, игрушка, пирамидка и т.д.

29. Вынимание и вкладывание игрушек разной формы и цвета

Возраст: от 8 месяцев и старше.

Цель: учить ребенка выполнять простейшие действия с предметами, обращая внимание на цвет и форму; вызвать эмоционально-положительный отклик; совершенствовать дви­гательную активность рук.

Дидактический материал: ведерко с крышкой и мел­кие игрушки разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок прямоугольной формы («кирпичик»), грибок, огур­чик, мячик. Сверху в ведерке лежат кубик, «кирпичик», пирамидка — предметы, которые могут быть устойчиво раз­мещены на столе. Высота ведерка—10—12 см, размер иг­рушек — 3—5 см.

Покажите малышу ведерко, закрытое крышкой, потряси-


те им и поясните: там что-то есть. Сняв крышку, покажите предметы, находящиеся в ведерке. Затем предложите опус­тить руку в него и достать какую-либо игрушку. Вначале ма­лыш достанет кубик. Порадуйтесь вместе с ним: «Ах, какая красивая игрушка!»

Предоставив ребенку возможность рассмотреть кубик, и обследовать его, взрослый напоминает, что в ведерке еще есть игрушки, и предлагает достать одну из них. Таким об­разом, ребенок вынимает вначале кубик, затем брусок, пи­рамидку, грибок, огурчик и, наконец, мячик.

После рассматривания каждого предмета и манипулирова­ния им взрослый предлагает положить их на стол, а затем расположить так: кубик на «кирпичик», а сверху пирамид­ку или грибок.

Ребенок по собственной инициативе пытается положить, например, круглый предмет на овальный, постигая на прак­тике, что не все эти предметы устойчивы, а некоторые из них хорошо катятся.

Когда ребенок рассмотрит все игрушки, можно предло­жить сложить их в ведерко. Вначале взрослый складывает игрушки сам, затем просит малыша помочь ему, а далее предоставляет возможность действовать самостоятельно. Если ребенок пассивен и не проявляет желания складывать иг­рушки в ведерко, можно мягким движением взять его ру­ку в свою и сделать это вместе с ним. При этом важно, чтобы ребенок был в хорошем настроении.

Если же вы поймете, что, сложив игрушки в ведерко, ма­лыш хочет снова их достать, занятие можно повторить. Про­должительность его •— 5—8 минут.

Занятие должно заканчиваться после вкладывания всех иг­рушек в ведерко. Если ребенок отказывается это сделать, взрослый вкладывает игрушки сам. Особенно понравившую­ся малышу игрушку, например мячик, можно дать ему для Дальнейшей самостоятельной игры.

Занятие может повторяться три-четыре раза с одним и тем же материалом. При частичной или полной его смене ребенок не потеряет к нему интереса длительный период.

Данное занятие проводится с детьми первого года жиз-


Цель игры-занятия считается достигнутой, если малыш охот­но выполняет требования взрослого, снимает и надевает коль­ца самостоятельно или с незначительной помощью. Указан­ный уровень приобретения навыка у большинства детей отмечается только после второго-третьего занятия. (Естест­венно, что на первом занятии этот уровень будет гораздо ниже: большинство детей нуждаются если не в постоянной, то в периодической помощи взрослого.)

Знания и умения, полученные ребенком на данном заня­тии, закрепляются в самостоятельной деятельности. С этой целью в поле досягаемости малыша хорошо разместить стер­жень и комплект легко снимающихся колец разных цве­товых тонов. Верхний конец стержня должен находиться вы­ше уровня глаз ребенка, чтобы избежать случайных травм. Самостоятельно ребенок может надеть кольца на стержень только стоя, в то время как на занятии он выполняет это задание сидя за столом.

33. Нанизывание на стержень колец

одинакового размера Возраст: от 1 года и старше.

Цель: продолжать учить снимать и надевать на стержень легко снимающиеся кольца, развивать координацию движе­ний рук под зрительным контролем, обогащать осязательную активность.

Дидактический материал: одноцветные пирамидки из пя­ти колец одинакового размера. Они могут быть красного, оранжевого, желтого, зеленою, синего, фиолетового, а также черного или белого цвета.

В ходе занятия покажите ребенку пирамидку красного цвета: «Вот какая красивая пирамидка!» Сосредоточив на ней внимание ребенка, начинайте снимать кольца, предлагая ма­лышу помочь снять то одно, то другое кольцо. Когда все кольца будут сняты со стержня, предложите ему надеть их, помогая в случае затруднения. Когда все кольца будут наде­ты на пирамидку, отставьте ее в сторону, а ребенку дайте пирамидку другого цвета для самостоятельного выполнения задания..

 


В процессе выполнения задания ребенку может понадо­биться помощь взрослого, необходимо подбадривание: «Пра­вильно, молодец! Снимай колечко, а теперь надевай». Если с ребенком не проводились предыдущие занятия, взрослый дол­жен привлечь его внимание, помочь выполнять действия, взяв руку ребенка и направляя ее.

Занятие можно провести два раза. Если ребенок сначала занимался с пирамидкой одного цвета, предложите ему затем выполнить задание с пирамидкой другого цвета. Здесь воз­можны самые разнообразные варианты; важно учитывать и избирательное отношение малыша к цвету. Взрослый должен поддержать предпочтение малышом предмета определенного цвета.

Игра может считаться успешной в том случае, если ребе­нок снимает и нанизывает кольца пирамидки самостоятель­но или с небольшой помощью взрослого. Однако требовать от каждого ребенка абсолютно самостоятельного выполнения задания не следует.

Длительность занятия — 5—7 минут. Полученные умения и навыки закрепляются в самостоятельной игре ребенка с пи­рамидкой. Хорошо, если ребенок просит именно эту игруш­ку для самостоятельной игры.

34. Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия

Возраст: от 1 года и старше.

Цель: учить обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с ними, совершенство­вать зрительную и осязательную активность.

Дидактический материал: коробка с круглым и квадрат­ным отверстиями, кубик (4,5 см3) и шарик (диаметр — 4,5 см) Аля проталкивания. Размеры отверстий в коробке соответст­вуют размерам кубика и шара (шар не должен проходить в отверстие для кубика, а кубик — в круглое отверстие) (см, вкладку, рис. 12).

В ходе занятия взрослый показывает коробку с отверсти­ями, обращая внимание ребенка на их форму. Обводя ру-Кой круглое отверстие, поясните: это такое окошко; обводя

 


рукой квадратное отверстие, поясните: есть и такое окош­ко. Затем предложите ребенку самому обвести рукой круг­лое и квадратное отверстия.

После ознакомления с отверстиями в коробке взрослый показывает шарик, говорит, что его можно опустить в окош­ко. Затем опускает. Момент исчезновения шарика в отвер­стии сопровождает словами: «Нет шарика»,—■ стараясь выз­вать у ребенка эмоциональный отклик.

Затем он показывает малышу кубик, говорит, что и для него тоже есть окошко, и предлагает найти его. Вместе с малышом опускает кубик в квадратное отверстие, вызывая у ребенка эмоционально-положительный отклик на исчезно­вение игрушки.

Далее взрослый предлагает поочередно опустить игрушки в соответствующие отверстия. Он дает ребенку коробку и предметы для самостоятельных действий только после пред­варительного объяснения задания и выяснив, насколько ре­бенок его понял. Важны интерес ребенка к занятию, эмо­ционально-положительный настрой на него, отклик на цвет предметов, стремление действовать самостоятельно, хотя ка­чество выполнения задания пока может быть довольно при­митивным.

Сначала ребенку дают шарик. Коробку размещают перед малышом так, чтобы справа находилось круглое отверстие. Учитывая, что у большинства детей проявляется феномен праворукости (ребенок предпочитает действовать правой ру­кой и опускать предмет в крайнее правое отверстие), мож­но заранее предположить, что он выполнит задание правиль­но. Это необходимо для создания у малыша эмоцио­нально-положительного отношения к заданию.

Когда ребенок опустит в круглое отверстие шарик, ему предлагают кубик. Малыш может попытаться протолкнуть его в круглое отверстие, но при правильном подборе мате­риала срабатывает автодидактизм — и кубик не проходит в круглое отверстие. Тогда взрослый предлагает ребенку опус­тить кубик в другое окошко. Если ему трудно найти нуж­ный ракурс при проталкивании кубика, взрослый берет сво­ей рукой руку малыша и придает ей нужное положение.


Так взрослый вместе с ребенком проталкивает кубик в от­верстие заданной формы.

На одном занятии ребенок может выполнить задание два-три раза. При повторном выполнении положение коробки меняют так, чтобы круглое отверстие находилось слева, и ре­бенку лучше сначала предлагать для проталкивания шарик. Ребенок будет пытаться проталкивать шарик в квадратное от­верстие, а кубик — в круглое. Задача взрослого в этом случае будет заключаться в спокойном объяснении: «Это не то окош­ко. Посмотри, где другое, куда надо опустить игрушку?»

Постепенно ребенок начинает сначала примеривать каж­дый конкретный предмет к отверстиям, не пытаясь втолк­нуть его. Дальнейшее совершенствование выполнения зада­ния заключается в том, что ребенок без предварительного примеривания, только «на глаз» определяет идентичность фор­мы предмета и формы отверстия.

Занятие может считаться успешным, если ребенок выпол­няет задание самостоятельно, устанавливая идентичность фор­мы «на глаз» или с предварительным примериванием, но обязательно при различных положениях коробки (одни и те же отверстия находятся от него то справа, то слева).

Занятие можно проводить два раза подряд, затем — в за­висимости от интереса ребенка. Закрепление полученных зна­ний происходит в самостоятельной деятельности. При этом могут использоваться те же дидактические пособия, что и на занятиях.

Основным принципом отбора пособий является проявле­ние к ним интереса ребенком. Продолжительность занятия — примерно 5 минут.

Подведем предварительные итоги, прежде чем перейти к описанию игр-занятий с детьми второго года жизни.

Возраст от 9~ 10 месяцев до 1 года характеризуется ин­тенсивным развитием общих движений, дальнейшим совер­шенствованием движений руки. Малыш начинает ходить, ов­ладевает пространством, что способствует расширению его кругозора. Взрослые, играя с ним, помогают быстрее овла-



деть ходьбой. Движения руки все больше подчиняются зри­тельному контролю.

Дети охотно разучивают такие игры, как «Ладушки», «Со­рока-сорока», «Догоню, догоню», «Прятки».

Девятимесячного малыша можно научить, приплясывать, хлопать в ладоши, звенеть колокольчиком при. звуках плясо­вой мелодии. Он охотно подражает действиям и движени­ям взрослых или других детей.

Манипулируя предметами, дети выполняют разнообраз­ные движения в зависимости от свойств предметов: катают шарик, сжимают резиновую игрушку, открывают крышки, дверцы.

Для детей данного возраста характерно интенсивное раз­витие понимания речи. Так, к девяти месяцам ребенок, с которыми систематически занимались, на вопрос: «Где?» — находит несколько знакомых предметов независимо от их местоположения. По просьбе взрослого малыш находит и да­ет ему знакомые предметы, «кормит» собачку, водит миш­ку, баюкает куклу.

Особого внимания заслуживает развитие активной речи. Дети начинают произносить, а затем осмысленно употреб­лять первые слова. К 1 году их словарный запас достигает 6—10 слов, это прежде всего: мама, баба, папа, деда, дай. Порядок появления перечисленных слов может быть разный. В зависимости от окружения, в словаре ребенка могут по­явиться наиболее интересные для него слова: киса, би-би (ма­шина), ава (собачка).

Все активнее поведение и действия ребенка начинают ре­гулироваться словом. Он охотно откликается на предложе­ния взрослого: «Открой ротик», «Закрой шкаф», «Надень», «Сними шапку», «Ложись», «Иди спать», «Положи на мес­то». При слове «нельзя» прекращает действие.

Особое внимание взрослых должно быть направлено на привитие навыков элементарной самостоятельности. Так, де­вятимесячного ребенка молено приучить пить из чашки, ко­торую взрослый слегка придерживает, А уже к 1 году он приучается пить самостоятельно, берет чашку руками, ста­вит ее на стол.


Именно в этом возрасте малыша необходимо приучать к высаживанию на горшок. Это длительный процесс — только к двум годам ребенок приучится проситься на горшок или пользоваться им самостоятельно.

Дети в возрасте от 9—10 месяцев и до 1 года поражают взрослых своей сообразительностью. Важно уметь вниматель­но наблюдать за их достижениями и успехами.



 

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ

С ДЕТЬМИ ВТОРОГО

ГОДА ЖИЗНИ

Дети второго года жизни продолжают знакомиться с ве­личиной, формой и цветом предметов на практике, выпол­няя разнообразные практические действия, поначалу в фор­ме простейшего манипулирования, но очень быстро — при целенаправленном обучении и воспитании — действия ребен­ка приобретают осмысленный характер.

Задача педагогов и родителей заключается в организации игрового места малыша, насыщении его такими предметами и игрушками, играя с которыми малыш познает их свойст­ва. Умелое, ненавязчивое руководство взрослого позволяет ребенку перейти от примитивного манипулирования к вы­полнению разнообразных практических действий с учетом величины и формы предметов.

Сначала ребенок добивается результата случайно — срабаты­вает автодидактизм. Специально разработанная система ди­дактических пособий, о которой говорится в этой книге, да­ет ребенку возможность проконтролировать собственные действия. Малыш понимает, что игрушка исчезает, если по­падает в соответствующее отверстие коробки; что кольцо, на­низанное на стержень, обычным путем к себе не прибли­зишь, его непременно надо приподнять вверх и т.д. Малыша интересуют и момент исчезновения предмета в отверстии ко­робки, и новое свойство кольца, нанизанного на стержень, — он многократно повторяет действия.

Затем путем проб и ошибок дети учатся размещать вкла­дыши разной величины или формы в соответствующие гнез­да. Здесь существенную роль также играет автодидактизм. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытаясь втиснуть


большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т.д. По­степенно от многократных хаотических действий он перехо­дит к предварительному примериванию вкладышей к отвер­стиям. Малыш сравнивает величину или форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о качественно новом этапе в сенсорном развитии ребенка.

В конце концов дети начинают сопоставлять предметы зрительно: многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая вкладыши необходимой ве­личины или формы.

Вершиной достижений детей второго года жизни являет­ся выполнение заданий на соотнесение разнородных пред­метов по цвету, в которых нет того автодидактизма, кото­рый имел место при соотнесении предметов по величине или форме. Только многократное зрительное сравнение поз­воляет ребенку выполнить задание правильно.

Более сложными становятся и движения рук. Если рань­ше ребенок просто раскладывал предметы или размещал до­вольно крупные вкладыши в соответствующих гнездах, то те­перь, чтобы «посадить» грибок в маленькое отверстие, необходимо владеть тонкими движениями рук под контро­лем зрения и осязания, предвосхищающих результат дейст­вия. Малыш, выполняя задание, заранее знает, что грибок попадет в отверстие и будет прочно размещен на доске.

Дети уже способны выполнять задания на группировку предметов по величине, форме, цвету, способны удерживать в памяти последовательность действий. Они запоминают, что должны не только брать предметы и раскладывать их по раз­ным местам, но и учитывать их величину, форму иди цвет.

Сначала детям предлагают дополнительные ориентиры: на­пример, на узкой дорожке раскладывать маленькие кружоч­ки, на большой — большие и т. д. Малыши довольно быстро привыкают к заданиям с двумя условиями и в дальнейшем переходят к группировке предметов без дополнительных ори­ентиров.

Помимо специально организованных игр-занятий, дети по­вседневно совершенствуют свои сенсорные способности при


выборе одежды, обуви, посуды, при складывании игрушек, размещении их на полках или в ящиках с учетом величи­ны, формы, реже —цвета.

На занятиях широко используются разнообразные приспо­собления по типу столов-барьеров, на которых дидактичес­кие пособия размещены по цвету, форме, величине.

35. Нанизывание на стержень больших и маленьких колец Возраст: от 1 года 1 месяца и старше. Цель: учить детей обращать внимание на величину пред­метов, учитывать ее при выполнении действий с игрушка­ми, формировать умение правильно ориентироваться на сло­ва большой, маленький.

Дидактический материал: пирамидки, состоящие из ко­лец большого (диаметр — 4,5 см) и маленького (диаметр — 3 см) размера.

Показывая детям пирамидку, взрослый говорит, что она кра­сивая, состоит из колец Затем начинает разбирать ее, сни­мая маленькие кольца и объясняя; «Вот маленькое колечко и еще маленькое колечко». Снятые кольца размещает справа от стержня. Затем привлекает внимание детей к большим коль­цам, поясняет, что они не такие, как первые, они другие, вот какие: большое кольцо, еще большое кольцо, еще и еще (раз­мещает их справа от маленьких колец).

Потом взрослый собирает пирамидку. Нанизав одно боль­шое кольцо, предлагает кому-либо из детей сделать то же. Затем это же задание выполняет другой ребенок. Сверху на­низывают маленькие кольца

Когда пирамидка будет собрана, каждому ребенку дают возможность выполнить задание самостоятельно. При этом необходимо следить, чтобы при разборе пирамидки дети пра­вильно раскладывали кольца разного размера, а при сборе сначала надевали большое кольцо, затем такое же и т.д. На­низывание оставшихся маленьких колец на стержень не пред­ставляет особой трудности для детей, прошедших обучение на предшествующих занятиях.

Если ребенок быстро справляется с заданием и проявля-

■ 58


ет при этом определенный интерес, он может выполнить его еще раз. Снятые кольца обязательно должны быть раз-дожены в один ряд по величине. При быстром и правиль­ном выполнении задания детям предлагают усложненные ва­рианты, например выбирать из перемешанных колец только большие или только маленькие.

Занятие можно проводить с двумя детьми одновременно. Его продолжительность — 5—8 минут.

Для закрепления умений детям предоставляется возмож­ность поиграть с пирамидками в свободное время,

36. Нанизывание колец на конус

Возраст: от 1 года 2 месяцев и старше.

Цель: продолжать учить выполнять простые действия с предметами, обогащать сенсорный опыт, развивать коорди­нацию движений рук под зрительным и осязательным кон­тролем.

Дидактический материал: пирамидка на конической ос­нове из одноцветных колец, убывающих по величине.

Покажите детям новую для них пирамидку конической формы из пяти колец и обратите их внимание на то, что кольца разные: такие и вот такие (показ сопровождается словесным уточнением). Снимая кольца, сложите их в один ряд справа от основания пирамидки.

Затем предложите кому-либо из детей снять следующее кольцо и положить его рядом с уже размещенными на сто­ле кольцами. Для детей, прошедших предварительное обуче­ние, этот процесс особой трудности, как правило, не пред­ставляет, но раскладываение колец от меньшего к большему может затруднить детей, поэтому здесь требуются контроль и помощь взрослого. Процесс нанизывания колец на стер-Жень начинается с большого кольца.

Дети, сидящие за одним столом, поочередно надевают на стержень кольца, разложенные в ряд. Взрослый следит за тем, чтобы они нанизывали их последов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...