Рассматривание декоративных панно
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Возраст: от 4,5—5 месяцев и старше. Цель: привлечь внимание ребенка к ярким, живописным изображениям, обогащать его сенсорными впечатлениями, развивать общие движения. Дидактический материал: жостовский поднос с цветочным орнаментом. У хорошо освещенной стены на расстоянии 80—100 см от лежащего на животе ребенка кладут поднос. Взрослый встает сзади или сбоку от ребенка, чтобы не попадать в поле его зрения. Необходимо привлечь его внимание к декоративному панно и понаблюдать, сколько времени он будет его рассматривать. Малыш может вести себя активно: двигаться, вокализировать. Если малыш делает энергичные попытки приблизиться к панно после рассматривания его в течение 2—3 минут, приставьте свою ладонь к стопам ребенка, создав упор для ног. Отталкиваясь ногами от ладони взрослого, малыш приближается к панно, рассматривает его в новой позиции, трогает руками. Затем его снова кладут на живот на прежнем расстоянии от панно и дают возможность повторить действия. Продолжительность занятия — 5—7 минут. Оно может вызывать интерес в течение длительного времени при периодической замене предметов для рассматривания. Полезно также делать интервалы между занятиями в несколько дней, после чего предмет воспринимается ребенком как новый. Если малыш внимательно рассматривал панно и вел себя при этом достаточно активно (вокализировал, двигал руками и ногами, пытался приблизиться, «взять» изображенные на нем цветы), можно считайть, что занятие прошло успешно. Помимо рке описанных игр-занятий, направленных на сенсорное воспитание в процессе действий с предметами, с детьми данного возраста проводятся и другие виды занятий. Так, у детей третьего месяца жизни следует формировать упор ног. Взрослый держит ребенка под мышки, тот крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, и как бы пританцовывает. Это доставляет малышу и взрослому большое удовольствие.
Ребенка четвертого месяца жизни необходимо приучать во время кормления придерживать бутылочку руками. Естественно, что это происходит не на специальном занятии, а повседневно, в быту. Детей пятого месяца жизни учат переворачиваться со спины на живот. С этой целью справа и слева от лежащего на спине ребенка размещают игрушки, что вызывает у него стремление повернуться на бок — в сторону игрушки. Когда ребенок сделает это, игрушку кладут немного выше его головы. Ребенок тянется свободной рукой за игрушкой и в конце концов переворачивается на живот (взрослый поначалу помогает малышу высвободить вторую руку). Ребенок шестого месяца жизни начинает лепетать, и взрослый, играя с малышом, обучает его речи. Происходит это так. Малыш лепечет, а взрослый, радуясь, повторяет за ним услышанные звуки. Малыш в ответ снова лепечет. Основным условием при обучении лепетной речи является тишина. Необходимо, чтобы ребенок слышал себя и взрослого. Тот, вступая с ним в разговор, должен говорить спокойно, короткими фразами, чередующимися с паузами, которые необходимы Аля ответного лепета ребенка. Пятимесячный ребенок самостоятельно может брать иг- рушки, находящиеся близко от него, и подолгу с ними заниматься. У родителей может возникнуть вопрос: насколько точно время проведения занятий должно соответствовать возрасту детей. Жестко придерживаться указанных нами сроков невозможно. Для проведения каждого конкретного занятия необходим определенный уровень развития ребенка. Так, пока он не научился следить за перемещающимися предметами, рассматривать их, рано предлагать ему по звуку найти колокольчик. Прежде чем брать игрушки из рук взрослого, ребенок учится ощупывать и захватывать их. Поэтому при проведении занятий рекомендуется учитывать предложенную последовательность. Если с ребенком не занимались с рождения, целесообразно на каждом возрастном этапе сначала провести с ним более легкие игры, чтобы понять, как он будет действовать.
Если же вы начали заниматься с ребенком с самого рождения, рекомендуем придерживаться наших рекомендаций: в каждый возрастной период дети успешно овладевают указанными умениями. Чрезвычайно важно, чтобы занятия проводились в первой половине бодрствования ребенка, когда он еще не устал, т. е. через 20—40 минут после пробуждения. Иначе навыки будут плохо усваиваться или игра перевозбудит малыша, и он будет засыпать с трудом. ОТ 5-6 ДО 9-10 МЕСЯЦЕВ У ребенка 5—6 месяцев достаточно хорошо развиты хватательные движения. Он берет предметы не только из рук взрослого, но и находящиеся на расстоянии вытянутой руки справа или слева от него. Действия с предметами пока примитивны. Достав привлекшую внимание игрушку, малыш, как правило, тянет ее в рот, а увидев что-либо более интересное, раскрывает ладонь и роняет предмет, забывая о нем. Постепенно ребенок начинает перекладывать игрушки из одной руки в другую, рассматривать их. Это новый и очень важный этап, так как раньше рассматривание игрушек и манипулирование ими шли параллельно. Дети указанного возраста учатся сжимать игрушки, перебирать их детали пальцами, вынимать небольшие игрушки из емкостей и вкладывать обратно. Для развития ориентировки в пространстве полезно располагать игрушки на некотором расстоянии от малыша, чтобы он мог достать их, подтянув к себе. Эти действия благотворно сказываются на развитии сообразительности, а в целом — мышления ребенка. Активность малыша во время действий с предметами возрастает, при этом реализуется его умственная и физическая потребность в деятельности, а результат действия с игрушкой оказывает существенное влияние на развитие сенсорной сферы ребенка. Он знакомится с цветом, формой, величиной, фактурой, положением в пространстве и другими свойствами предметов.
Совершенствование движений рук происходит под контролем зрения и одновременно с развитием общих движений. Увидев интересную игрушку, малыш поворачивается к ней, проявляет настойчивость в стремлении взять ее. Очень важно предоставлять малышу такие предметы, которые способствовали бы его разностороннему развитию. Предлагаемый цикл игр-занятий направлен на формирование у детей сенсорной культуры, обеспечивающей полноценное восприятие окружающего мира. Он способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. В данном возрасте необходимо также продолжать стимулировать ползание, формировать умение самостоятельно менять позу: садиться, ложиться, вставать, переступать, держась за опору. В этот* период ребенок начинает понимать речь. К 7 месяцам, и даже раньше, его можно научить находить взглядом предмет, расположенный на одном и том же месте. Например, взрослый задает вопрос: «Где телевизор?» — малыш смотрит в ту сторону, где он стоит. К 8 месяцам у ребенка можно сформировать умение находить взглядом несколько предметов, расположенных в оп- ределенных местах: «Где часы? Где телефон?» и т.д. При условии систематического проведения игр-занятий в 9 месяцев ребенок может отыскивать взглядом знакомые предметы, находящиеся в разных местах. Игры-занятия проводятся и с целью развития активной речи. Разговаривая с малышом, взрослый повторяет произносимые им слоги, вычленяя из бесконечных «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па» необходимые в дальнейшем слова «баба», «мама», «папа». Таким образом он показывает малышу образцы слов. Необходимо всячески поддерживать лепет ребенка, разговаривая с ним так, чтобы не заглушать речевую активность малыша Кроме обучения в процессе дидактических игр-занятий необходимо ежедневно формировать у ребенка элементарные навыки самостоятельности. Так, к 8 месяцам его можно приучить пить из чашки, которую держит взрослый (если руки малыша при этом свободны, он мешает взрослому кормить его). К 9 месяцам ребенок приучается пить из чашки почти самостоятельно: взрослый лишь слегка придерживает ее, подстраховывая действия малыша.
При систематическом педагогическом воздействии ребенок с радостью откликается на предложение взрослого поиграть вместе, а положительное отношение малыша к требованиям взрослого свидетельствует о взаимопонимании между ними.
19. Подтягивание за шнур воздушного шарика Возраст: от 6 месяцев и старше. Цель: знакомить ребенка с положением предметов в пространстве. Дидактический материал: надутый воздушный шарик (диаметр— примерно 15—20 см). Длина шнура равна 20 см. Такой шарик удобен для рассматривания при его приближении и удалении. Его легко схватить рукой, ощупать, слегка сжимая. Туго надутый шарик дальше откатывается при манипулировании с ним, и ребенку труднее его достать; кроме того, такой шарик может быстро лопнуть. В ходе игры-занятия покажите малышу, лежащему на спине, надутьМ шарик — вначале на расстоянии 1 —1,5 м — и наблюдайте за его поведением. Если ребенок заинтересуется игрушкой, его действия будут примерно такими: широко открыв глаза, он замрет от удивления, затем потянет руки к шару, начнет улыбаться. Приблизьте шар к ребенку и предоставьте ему возможность взять его в руки. Малыш потянет шарик в рот, будет сжимать руками. От прикосновений ребенка шарик меняет свое пространственное расположение, но обычно остается в поле его досягаемости. Если шарик откатился далеко, возьмите его и разместите над ребенком так, чтобы он мог притянуть его к себе, схватив за шнур. Рассматривая шар, малыши, как правило, не обращают внимания на шнур. Взрослый, показав его ребенку, вкладывает конец в руку малыша. Тот на 1—2 секунды затихает, а затем, двигая рукой, перемещает шар, удивляясь и радуясь зрительным и осязательным впечатлениям. После 3—5 минут игры с надувным шариком малыша, лежащего на спине, можно перевернуть на живот и предложить ему новое задание. Разместите воздушный шарик так, чтобы малыш мог схватить конец шнура. Если ребенок не обращает внимания на шнур, покажите сначала его конец, а затем шарик. В конце концов малыш схватит шнур и потянет его к себе, приближая таким образом шар. Сначала ребенок только периодически схватывает шарик и подтягивает к себе. При повторных играх он быстро усваивает это умение и успешно им пользуется. В ходе первых игр-занятий с шариком ребенок активно его ощупывает, удерживает в руке, слегка сжимая поверхность. Лежа на спине, он удерживает шарик, отталкивает его не только руками, но и согнутыми в коленях ногами. Игра с шариком продолжается от 5—10 до 15—20 минут в зависимости от интереса, проявленного ребенком.
Взрослый периодически меняет шарики, предоставляя малышу возможность знакомиться с шариками разноцветных Цветов, различной упругости. Занятие считается успешным, если малыш радуется, активно стремится взять шарик, периодически подтягивая его за шнур. 3-1598 28. Рисование фломастером Возраст: от 8 месяцев и старше. Цель: познакомить с фломастером, учить проводить линии на бумаге, замечать их. Дидактический материал: толстый фломастер зеленого, синего, красного или фиолетового цвета, лист белой бумаги (альбомный или картон) размером 20x30 см. Взрослый сажает ребенка на колени и показывает ему лист белой бумаги; кладет его на стол (данное занятие хорошо проводить перед зеркалом, чтобы лучше видеть выражение лица малыша, его действия), затем дает фломастер и предоставляет возможность схватить его в кулачок острием вниз. Взяв руку ребенка в свою, взрослый вместе с малышом проводит линии на листе бумаги. Увидев след, оставленный фломастером, ребенок свободной рукой попытается «схватить» линию, при этом он выпускает фломастер из правой руки. Отодвинув лист, взрослый хвалит малыша: «Как хорошо нарисовал, молодец». Затем снова дает ему фломастер, слегка поддерживая снизу руку малыша ближе к запястью так, чтобы острие фломастера касалось бумаги. Тогда при малейшем движении руки на бумаге остается линия. Сначала малыш пытается высвободить свою руку из руки взрослого, но, несмотря на это, тот вместе с ребенком проводит первую линию. Затем малыш спокойно позволяет направлять его руку или сам крепко держит фломастер (трудность состоит в том, чтобы держать фломастер под определенным углом к бумаге). Сообразив, что именно фломастер оставляет след на бумаге, малыш сам пытается провести линию, при этом он может прикладывать фломастер к бумаге плашмя. Результат игры-занятия считается положительным, если ребенок замечает след, оставленный фломастером (рассматривая его или пытаясь «взять»), и вместе со взрослым проводит несколько линий. Игра-занятие продолжается 3—5 минут. Если ребенок остается безразличным к рисованию фломастером какого-то определенного цвета, можно заменить его другим. У некото- рых детей данного возраста наблюдается избирательное отношение к цвету. ОТ 9-10 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА В этот период происходит интенсивное развитие движений руки под контролем зрения. Если раньше дидактическая ценность занятия полностью задавалась игрушкой, то теперь все большее значение приобретает общение взрослого с ребенком. Немаловажным является и то, что раньше малыш во время игр-занятий обычно лежал на спине или на животе. Ребенок в возрасте от 9 месяцев и старше, здоровый, и нормально развивающийся, хорошо сидит. Он имеет возможность по-новому взглянуть на окружающую действительность, по-новому действовать двумя руками. Малыш с увлечением вкладывает небольшие предметы в емкости и вынимает их; нанизывает кольца на стержень; проталкивает предметы разной формы и величины в соответствующие отверстия. Внимание ребенка привлекает рисование, он эмоционально реагирует на след, оставленный фломастером на бумаге, и т.д. Движения рук интенсивно совершенствуются. Ранее они были довольно примитивными: малыш хватал игрушки, тащил их в рот, размахивал ими, стучал. Результат дидактических игр-занятий оказывался как бы случайным, полученным за счет непроизвольных движений рук. На данном возрастном этапе результат достигается в том случае, если малыш сам сориентируется, как и когда раскрыть или закрыть ладонь, как набросить кольцо на стержень, в какое отверстие опустить тот или иной предмет. Умственное развитие малыша достигает такого уровня, ког-АД он способен заранее представить, какой результат он получит. У него начинают формироваться произвольные, преднамеренные действия с предметами. Естественно, это происходит в чисто практическом плане, но после нескольких случайных «удач» малыш начинает программировать свои действия. Особое значение имеет перенос усвоенных действий из од- ной конкретной ситуации в другую. Так, малыш, наблюдая за пишущим взрослым, может надеть колечко от пирамидки на ручку, карандаш. Он «кормит» куклу не только по предложению взрослого, но и по собственной инициативе переносит действия «кормления» на собачку, кошку, зайчика, белочку и т. д. В этом возрасте важно регулировать силу движений руки малыша. Нередко он с размаха, резко опускает, а точнее, бросает игрушки в ведерко, буквально срывает кольца с пирамидки. Задача взрослых — приучать малыша выполнять действия аккуратно. Именно на данном возрастном этапе ему необходимо научиться, не разбив чашку и не расплескав жидкость, ставить чашку на стол, подносить ее ко рту и т. д. Таким образом, для развития движений рук перед ребенком открывается новый, довольно большой спектр действий. Огромное значение приобретает регуляция действий ребенка словом. Дидактические игры-занятия строятся с учетом использования следующих слов: посмотри, открой, достань, положи, сложи, закрой, поставь на место, аккуратно, дай мне, ведерко, игрушка, пирамидка и т.д. 29. Вынимание и вкладывание игрушек разной формы и цвета Возраст: от 8 месяцев и старше. Цель: учить ребенка выполнять простейшие действия с предметами, обращая внимание на цвет и форму; вызвать эмоционально-положительный отклик; совершенствовать двигательную активность рук. Дидактический материал: ведерко с крышкой и мелкие игрушки разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок прямоугольной формы («кирпичик»), грибок, огурчик, мячик. Сверху в ведерке лежат кубик, «кирпичик», пирамидка — предметы, которые могут быть устойчиво размещены на столе. Высота ведерка—10—12 см, размер игрушек — 3—5 см. Покажите малышу ведерко, закрытое крышкой, потряси- те им и поясните: там что-то есть. Сняв крышку, покажите предметы, находящиеся в ведерке. Затем предложите опустить руку в него и достать какую-либо игрушку. Вначале малыш достанет кубик. Порадуйтесь вместе с ним: «Ах, какая красивая игрушка!» Предоставив ребенку возможность рассмотреть кубик, и обследовать его, взрослый напоминает, что в ведерке еще есть игрушки, и предлагает достать одну из них. Таким образом, ребенок вынимает вначале кубик, затем брусок, пирамидку, грибок, огурчик и, наконец, мячик. После рассматривания каждого предмета и манипулирования им взрослый предлагает положить их на стол, а затем расположить так: кубик на «кирпичик», а сверху пирамидку или грибок. Ребенок по собственной инициативе пытается положить, например, круглый предмет на овальный, постигая на практике, что не все эти предметы устойчивы, а некоторые из них хорошо катятся. Когда ребенок рассмотрит все игрушки, можно предложить сложить их в ведерко. Вначале взрослый складывает игрушки сам, затем просит малыша помочь ему, а далее предоставляет возможность действовать самостоятельно. Если ребенок пассивен и не проявляет желания складывать игрушки в ведерко, можно мягким движением взять его руку в свою и сделать это вместе с ним. При этом важно, чтобы ребенок был в хорошем настроении. Если же вы поймете, что, сложив игрушки в ведерко, малыш хочет снова их достать, занятие можно повторить. Продолжительность его •— 5—8 минут. Занятие должно заканчиваться после вкладывания всех игрушек в ведерко. Если ребенок отказывается это сделать, взрослый вкладывает игрушки сам. Особенно понравившуюся малышу игрушку, например мячик, можно дать ему для Дальнейшей самостоятельной игры. Занятие может повторяться три-четыре раза с одним и тем же материалом. При частичной или полной его смене ребенок не потеряет к нему интереса длительный период. Данное занятие проводится с детьми первого года жиз- Цель игры-занятия считается достигнутой, если малыш охотно выполняет требования взрослого, снимает и надевает кольца самостоятельно или с незначительной помощью. Указанный уровень приобретения навыка у большинства детей отмечается только после второго-третьего занятия. (Естественно, что на первом занятии этот уровень будет гораздо ниже: большинство детей нуждаются если не в постоянной, то в периодической помощи взрослого.) Знания и умения, полученные ребенком на данном занятии, закрепляются в самостоятельной деятельности. С этой целью в поле досягаемости малыша хорошо разместить стержень и комплект легко снимающихся колец разных цветовых тонов. Верхний конец стержня должен находиться выше уровня глаз ребенка, чтобы избежать случайных травм. Самостоятельно ребенок может надеть кольца на стержень только стоя, в то время как на занятии он выполняет это задание сидя за столом. 33. Нанизывание на стержень колец одинакового размера Возраст: от 1 года и старше. Цель: продолжать учить снимать и надевать на стержень легко снимающиеся кольца, развивать координацию движений рук под зрительным контролем, обогащать осязательную активность. Дидактический материал: одноцветные пирамидки из пяти колец одинакового размера. Они могут быть красного, оранжевого, желтого, зеленою, синего, фиолетового, а также черного или белого цвета. В ходе занятия покажите ребенку пирамидку красного цвета: «Вот какая красивая пирамидка!» Сосредоточив на ней внимание ребенка, начинайте снимать кольца, предлагая малышу помочь снять то одно, то другое кольцо. Когда все кольца будут сняты со стержня, предложите ему надеть их, помогая в случае затруднения. Когда все кольца будут надеты на пирамидку, отставьте ее в сторону, а ребенку дайте пирамидку другого цвета для самостоятельного выполнения задания..
В процессе выполнения задания ребенку может понадобиться помощь взрослого, необходимо подбадривание: «Правильно, молодец! Снимай колечко, а теперь надевай». Если с ребенком не проводились предыдущие занятия, взрослый должен привлечь его внимание, помочь выполнять действия, взяв руку ребенка и направляя ее. Занятие можно провести два раза. Если ребенок сначала занимался с пирамидкой одного цвета, предложите ему затем выполнить задание с пирамидкой другого цвета. Здесь возможны самые разнообразные варианты; важно учитывать и избирательное отношение малыша к цвету. Взрослый должен поддержать предпочтение малышом предмета определенного цвета. Игра может считаться успешной в том случае, если ребенок снимает и нанизывает кольца пирамидки самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Однако требовать от каждого ребенка абсолютно самостоятельного выполнения задания не следует. Длительность занятия — 5—7 минут. Полученные умения и навыки закрепляются в самостоятельной игре ребенка с пирамидкой. Хорошо, если ребенок просит именно эту игрушку для самостоятельной игры. 34. Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия Возраст: от 1 года и старше. Цель: учить обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с ними, совершенствовать зрительную и осязательную активность. Дидактический материал: коробка с круглым и квадратным отверстиями, кубик (4,5 см3) и шарик (диаметр — 4,5 см) Аля проталкивания. Размеры отверстий в коробке соответствуют размерам кубика и шара (шар не должен проходить в отверстие для кубика, а кубик — в круглое отверстие) (см, вкладку, рис. 12). В ходе занятия взрослый показывает коробку с отверстиями, обращая внимание ребенка на их форму. Обводя ру-Кой круглое отверстие, поясните: это такое окошко; обводя
рукой квадратное отверстие, поясните: есть и такое окошко. Затем предложите ребенку самому обвести рукой круглое и квадратное отверстия. После ознакомления с отверстиями в коробке взрослый показывает шарик, говорит, что его можно опустить в окошко. Затем опускает. Момент исчезновения шарика в отверстии сопровождает словами: «Нет шарика»,—■ стараясь вызвать у ребенка эмоциональный отклик. Затем он показывает малышу кубик, говорит, что и для него тоже есть окошко, и предлагает найти его. Вместе с малышом опускает кубик в квадратное отверстие, вызывая у ребенка эмоционально-положительный отклик на исчезновение игрушки. Далее взрослый предлагает поочередно опустить игрушки в соответствующие отверстия. Он дает ребенку коробку и предметы для самостоятельных действий только после предварительного объяснения задания и выяснив, насколько ребенок его понял. Важны интерес ребенка к занятию, эмоционально-положительный настрой на него, отклик на цвет предметов, стремление действовать самостоятельно, хотя качество выполнения задания пока может быть довольно примитивным. Сначала ребенку дают шарик. Коробку размещают перед малышом так, чтобы справа находилось круглое отверстие. Учитывая, что у большинства детей проявляется феномен праворукости (ребенок предпочитает действовать правой рукой и опускать предмет в крайнее правое отверстие), можно заранее предположить, что он выполнит задание правильно. Это необходимо для создания у малыша эмоционально-положительного отношения к заданию. Когда ребенок опустит в круглое отверстие шарик, ему предлагают кубик. Малыш может попытаться протолкнуть его в круглое отверстие, но при правильном подборе материала срабатывает автодидактизм — и кубик не проходит в круглое отверстие. Тогда взрослый предлагает ребенку опустить кубик в другое окошко. Если ему трудно найти нужный ракурс при проталкивании кубика, взрослый берет своей рукой руку малыша и придает ей нужное положение. Так взрослый вместе с ребенком проталкивает кубик в отверстие заданной формы. На одном занятии ребенок может выполнить задание два-три раза. При повторном выполнении положение коробки меняют так, чтобы круглое отверстие находилось слева, и ребенку лучше сначала предлагать для проталкивания шарик. Ребенок будет пытаться проталкивать шарик в квадратное отверстие, а кубик — в круглое. Задача взрослого в этом случае будет заключаться в спокойном объяснении: «Это не то окошко. Посмотри, где другое, куда надо опустить игрушку?» Постепенно ребенок начинает сначала примеривать каждый конкретный предмет к отверстиям, не пытаясь втолкнуть его. Дальнейшее совершенствование выполнения задания заключается в том, что ребенок без предварительного примеривания, только «на глаз» определяет идентичность формы предмета и формы отверстия. Занятие может считаться успешным, если ребенок выполняет задание самостоятельно, устанавливая идентичность формы «на глаз» или с предварительным примериванием, но обязательно при различных положениях коробки (одни и те же отверстия находятся от него то справа, то слева). Занятие можно проводить два раза подряд, затем — в зависимости от интереса ребенка. Закрепление полученных знаний происходит в самостоятельной деятельности. При этом могут использоваться те же дидактические пособия, что и на занятиях. Основным принципом отбора пособий является проявление к ним интереса ребенком. Продолжительность занятия — примерно 5 минут. Подведем предварительные итоги, прежде чем перейти к описанию игр-занятий с детьми второго года жизни. Возраст от 9~ 10 месяцев до 1 года характеризуется интенсивным развитием общих движений, дальнейшим совершенствованием движений руки. Малыш начинает ходить, овладевает пространством, что способствует расширению его кругозора. Взрослые, играя с ним, помогают быстрее овла- деть ходьбой. Движения руки все больше подчиняются зрительному контролю. Дети охотно разучивают такие игры, как «Ладушки», «Сорока-сорока», «Догоню, догоню», «Прятки». Девятимесячного малыша можно научить, приплясывать, хлопать в ладоши, звенеть колокольчиком при. звуках плясовой мелодии. Он охотно подражает действиям и движениям взрослых или других детей. Манипулируя предметами, дети выполняют разнообразные движения в зависимости от свойств предметов: катают шарик, сжимают резиновую игрушку, открывают крышки, дверцы. Для детей данного возраста характерно интенсивное развитие понимания речи. Так, к девяти месяцам ребенок, с которыми систематически занимались, на вопрос: «Где?» — находит несколько знакомых предметов независимо от их местоположения. По просьбе взрослого малыш находит и дает ему знакомые предметы, «кормит» собачку, водит мишку, баюкает куклу. Особого внимания заслуживает развитие активной речи. Дети начинают произносить, а затем осмысленно употреблять первые слова. К 1 году их словарный запас достигает 6—10 слов, это прежде всего: мама, баба, папа, деда, дай. Порядок появления перечисленных слов может быть разный. В зависимости от окружения, в словаре ребенка могут появиться наиболее интересные для него слова: киса, би-би (машина), ава (собачка). Все активнее поведение и действия ребенка начинают регулироваться словом. Он охотно откликается на предложения взрослого: «Открой ротик», «Закрой шкаф», «Надень», «Сними шапку», «Ложись», «Иди спать», «Положи на место». При слове «нельзя» прекращает действие. Особое внимание взрослых должно быть направлено на привитие навыков элементарной самостоятельности. Так, девятимесячного ребенка молено приучить пить из чашки, которую взрослый слегка придерживает, А уже к 1 году он приучается пить самостоятельно, берет чашку руками, ставит ее на стол. Именно в этом возрасте малыша необходимо приучать к высаживанию на горшок. Это длительный процесс — только к двум годам ребенок приучится проситься на горшок или пользоваться им самостоятельно. Дети в возрасте от 9—10 месяцев и до 1 года поражают взрослых своей сообразительностью. Важно уметь внимательно наблюдать за их достижениями и успехами.
ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ Дети второго года жизни продолжают знакомиться с величиной, формой и цветом предметов на практике, выполняя разнообразные практические действия, поначалу в форме простейшего манипулирования, но очень быстро — при целенаправленном обучении и воспитании — действия ребенка приобретают осмысленный характер. Задача педагогов и родителей заключается в организации игрового места малыша, насыщении его такими предметами и игрушками, играя с которыми малыш познает их свойства. Умелое, ненавязчивое руководство взрослого позволяет ребенку перейти от примитивного манипулирования к выполнению разнообразных практических действий с учетом величины и формы предметов. Сначала ребенок добивается результата случайно — срабатывает автодидактизм. Специально разработанная система дидактических пособий, о которой говорится в этой книге, дает ребенку возможность проконтролировать собственные действия. Малыш понимает, что игрушка исчезает, если попадает в соответствующее отверстие коробки; что кольцо, нанизанное на стержень, обычным путем к себе не приблизишь, его непременно надо приподнять вверх и т.д. Малыша интересуют и момент исчезновения предмета в отверстии коробки, и новое свойство кольца, нанизанного на стержень, — он многократно повторяет действия. Затем путем проб и ошибок дети учатся размещать вкладыши разной величины или формы в соответствующие гнезда. Здесь существенную роль также играет автодидактизм. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытаясь втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т.д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей к отверстиям. Малыш сравнивает величину или форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о качественно новом этапе в сенсорном развитии ребенка. В конце концов дети начинают сопоставлять предметы зрительно: многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая вкладыши необходимой величины или формы. Вершиной достижений детей второго года жизни является выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов по цвету, в которых нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или форме. Только многократное зрительное сравнение позволяет ребенку выполнить задание правильно. Более сложными становятся и движения рук. Если раньше ребенок просто раскладывал предметы или размещал довольно крупные вкладыши в соответствующих гнездах, то теперь, чтобы «посадить» грибок в маленькое отверстие, необходимо владеть тонкими движениями рук под контролем зрения и осязания, предвосхищающих результат действия. Малыш, выполняя задание, заранее знает, что грибок попадет в отверстие и будет прочно размещен на доске. Дети уже способны выполнять задания на группировку предметов по величине, форме, цвету, способны удерживать в памяти последовательность действий. Они запоминают, что должны не только брать предметы и раскладывать их по разным местам, но и учитывать их величину, форму иди цвет. Сначала детям предлагают дополнительные ориентиры: например, на узкой дорожке раскладывать маленькие кружочки, на большой — большие и т. д. Малыши довольно быстро привыкают к заданиям с двумя условиями и в дальнейшем переходят к группировке предметов без дополнительных ориентиров. Помимо специально организованных игр-занятий, дети повседневно совершенствуют свои сенсорные способности при выборе одежды, обуви, посуды, при складывании игрушек, размещении их на полках или в ящиках с учетом величины, формы, реже —цвета. На занятиях широко используются разнообразные приспособления по типу столов-барьеров, на которых дидактические пособия размещены по цвету, форме, величине. 35. Нанизывание на стержень больших и маленьких колец Возраст: от 1 года 1 месяца и старше. Цель: учить детей обращать внимание на величину предметов, учитывать ее при выполнении действий с игрушками, формировать умение правильно ориентироваться на слова большой, маленький. Дидактический материал: пирамидки, состоящие из колец большого (диаметр — 4,5 см) и маленького (диаметр — 3 см) размера. Показывая детям пирамидку, взрослый говорит, что она красивая, состоит из колец Затем начинает разбирать ее, снимая маленькие кольца и объясняя; «Вот маленькое колечко и еще маленькое колечко». Снятые кольца размещает справа от стержня. Затем привлекает внимание детей к большим кольцам, поясняет, что они не такие, как первые, они другие, вот какие: большое кольцо, еще большое кольцо, еще и еще (размещает их справа от маленьких колец). Потом взрослый собирает пирамидку. Нанизав одно большое кольцо, предлагает кому-либо из детей сделать то же. Затем это же задание выполняет другой ребенок. Сверху нанизывают маленькие кольца Когда пирамидка будет собрана, каждому ребенку дают возможность выполнить задание самостоятельно. При этом необходимо следить, чтобы при разборе пирамидки дети правильно раскладывали кольца разного размера, а при сборе сначала надевали большое кольцо, затем такое же и т.д. Нанизывание оставшихся маленьких колец на стержень не представляет особой трудности для детей, прошедших обучение на предшествующих занятиях. Если ребенок быстро справляется с заданием и проявля- ■ 58 ет при этом определенный интерес, он может выполнить его еще раз. Снятые кольца обязательно должны быть раз-дожены в один ряд по величине. При быстром и правильном выполнении задания детям предлагают усложненные варианты, например выбирать из перемешанных колец только большие или только маленькие. Занятие можно проводить с двумя детьми одновременно. Его продолжительность — 5—8 минут. Для закрепления умений детям предоставляется возможность поиграть с пирамидками в свободное время, 36. Нанизывание колец на конус Возраст: от 1 года 2 месяцев и старше. Цель: продолжать учить выполнять простые действия с предметами, обогащать сенсорный опыт, развивать координацию движений рук под зрительным и осязательным контролем. Дидактический материал: пирамидка на конической основе из одноцветных колец, убывающих по величине. Покажите детям новую для них пирамидку конической формы из пяти колец и обратите их внимание на то, что кольца разные: такие и вот такие (показ сопровождается словесным уточнением). Снимая кольца, сложите их в один ряд справа от основания пирамидки. Затем предложите кому-либо из детей снять следующее кольцо и положить его рядом с уже размещенными на столе кольцами. Для детей, прошедших предварительное обучение, этот процесс особой трудности, как правило, не представляет, но раскладываение колец от меньшего к большему может затруднить детей, поэтому здесь требуются контроль и помощь взрослого. Процесс нанизывания колец на стер-Жень начинается с большого кольца. Дети, сидящие за одним столом, поочередно надевают на стержень кольца, разложенные в ряд. Взрослый следит за тем, чтобы они нанизывали их последов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|