Игры-занятия с детьми третьего года жизни
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Дети первой половины третьего года жизни достигают до-• вольно высокого уровня сенсорного развития. Для них предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляется умение группировать однородные предметы по величине, форме, цвету (при этом, как правило, и группировку, и соотнесение предметов включают в одну игру-занятие). Аналогичные задания дают не только в процессе предметной, но и элементарной конструктивной деятельности: выкладывания мозаики, рисования. С учетом возросших возможностей детей им предлагают осуществлять выбор двух разновидностей предметов из четырех предложенных. Выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов одновременно по величине и форме вполне доступно детям третьего года жизни. При этом, допуская отдельные ошибки, они могут самостоятельно их исправить, если взрос- -лый задаст вопрос: «Что ты сделал неправильно?» Дети размещают вкладыши разной величины и формы двумя способами: вначале отбирают предметы одной разновидности и затем раскладывают по гнездам оставшиеся вкладыши (способ простой, позволяет экономить время), или берут вкладыши подряд и для каждого отыскивают соответствующее гнездо. Желательно, чтобы каждый ребенок научился двум способам. Дети, не овладевшие вторым способом, в дальнейшем испытывают затруднения при выполнении заданий на чередование предметов по цвету, форме, величине. Начиная со второй половины третьего года жизни, детям становятся доступными более сложные игры-занятия, в основе которых лежит элементарная продуктивная деятельность. Новый этап сенсорного развития наблюдается и в рисовании: у детей появляются элементы самостоятельного выбора тем, основанных на уже накопленном сенсорном опыте. Выкладывая мозаику, ребенок не только учитывает различные сенсорные свойства предметов, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук. Еще боАее сложные движения руки необходимы при выполнении заданий по рисованию.
К концу третьего года жизни у детей накапливается достаточный сенсорный опыт, который используется при рисовании (особенно по замыслу), выкладывании несложных сюжетов с помощью мозаики. При проведении игр-занятий взрослый пользуется краткой словесной инструкцией, не отвлекая детей лишними слова-. ми от выполнения заданий. Не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цветов, форм. Важно, чтобы они активно выполняли задания, так как именно в практической работе проис- [ ходит накопление представлений о свойствах предметов. Расцвет самостоятельной предметной деятельности на основе учета сенсорных характеристик предметов приходится на период от 1 года 9 месяцев до 2 лет 4 месяцев — 2 лет 6 месяцев. С развитием сюжетно-ролевой, конструктивной игры использование дидактических пособий по сенсорному воспитанию становится качественно иным. Дети успешно выполняют задания на соотнесение и группировку по сенсорным признакам, строя гараж для машин или домик, накладывая кубики и кирпичики в грузовик, выбирая наряды и одевая кукол. Задача педагога заключается в контроле над действиями малыша; необходимо, чтобы дети учитывали, насколько ровно, плотно лежат кирпичики или кубики в грузовике, хорошо ли загружена машина, не рассыплются ли детали строительного материала, какого цвета лучше подобрать детали Для дома, самолета. Ориентировка на цвет, форму, величину осуществляется также при составлении картинок из кубиков. Особый интерес представляют для детей деревянные детали разного цвета, формы, величины на магнитной основе: размещенная вер-
тикально металлическая доска позволяет создавать разнообразные композиции из элементов разного цвета и формы, «прилипающих» к ней с помощью магнита. При оформлении групповых комнат, размещении в них игрушек и пособий важно стремиться к гармоничному сочетанию цвета, формы, величины. Глаз ребенка радуют, например, флажки, размещенные в порядке спектральной последовательности цветовых тонов. Если учесть, что дети различают не только цветовые тона, но и оттенки, то в оформлении интерьера целесообразно использовать как яркие, насыщенные, так и пастельные тона. 51. Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех Цель: учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств (величина и форма) из четырех возможных; закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме и величине. Дидактический материал: решетки с вкладышами (большие и малые круги, квадраты) на каждого ребенка. Для выполнения задания детей объединяют в пары. Две решетки составляют большими сторонами: в одной четыре больших и пять маленьких круглых отверстий, в другой— четыре больших и пять маленьких квадратных отверстий. Составляются решетки таким образом, чтобы отверстия одной и той же величины располагались по диагонали (см. вкладку, рис.21). Итак, соединив решетки, взрослый берет соответствующие вкладыши и обращает внимание детей на то, что сегодня «дом» (решетки) новый, большой и есть много игрушек (вкладышей). Далее поясняет, что все «окна» в доме можно закрыть, но сначала надо найти большие и маленькие окна. Обведя рукой разные отверстия, объясняет, что окна разные не только по величине, но и по форме: «Вот такие, круглые, а эти окошки вот такие, они другой формы». Подозвав двух детей, взрослый предлагает им взять по любому большому вкладышу, отыскать соответствующие окошки и закрыть их, а затем маленькими вкладышами этой же формы закрыть другие окна. По очереди к столу по двое подходят остальные дети и размещают по одному большому и по одному маленькому вкладышу одинаковой формы. При систематической работе по предлагаемой методике, как правило, необходимость в поэтапном обследовании формы и величины, как это делалось прежде, не возникает. Рассматривание вкладышей и отверстий решетки и их сопоставление происходят быстро. Однако некоторые дети нуждаются в помощи взрослого, направленной на организацию последовательного анализа качеств предметов.
После того как взрослый объяснит задание и определит, как дети поняли его, им раздают материал для самостоятельной работы. Очень важно правильно подбирать пары: успешно справляющихся с заданием целесообразно объединить с детьми, испытывающими трудности (тех, кто систематически допускает ошибки, объединять не следует). Составив пары, нужно обеспечить активность более слабого ребенка, проследить, чтобы сильный ребенок не подавлял его инициативу, не выполнял бы за него все задания. Сажать детей за стол лучше всего так, чтобы они находились не на противоположных, а на смежных сторонах стола. Все вкладыши размещаются на углу стола, ближайшем к детям. Вначале одному ребенку предлагают закрыть все круглые отверстия, а второму — квадратные. Им показывают вкладыши и ту часть общей решетки, где их надо разместить. Дети сами отбирают нужные вкладыши из общего материала. После того как они разместят вкладыши в соответствующих гнездах, взрослый вынимает их, разворачивает обе решетки на 90° (по часовой стрелке) и предлагает снова вьи полнить задание, но уже с другим сочетанием формы и величины предметов. Так, если сначала один ребенок размещал круглые вкладыши разной величины, то теперь он будет работать с большими кругами и маленькими квадратами. При очередном повороте решеток этот же ребенок будет размещать большие и малые квадраты. И, наконец, последний поворот решеток позволит ему выполнить задание с большими квадратами и малыми кругами. Занятие длится 10—12 минут и проводится один раз. 7*-1598
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|