Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игры-занятия с детьми третьего года жизни




Дети первой половины третьего года жизни достигают до-• вольно высокого уровня сенсорного развития. Для них пре­дусмотрены задания, в процессе выполнения которых закреп­ляется умение группировать однородные предметы по величине, форме, цвету (при этом, как правило, и группировку, и со­отнесение предметов включают в одну игру-занятие). Анало­гичные задания дают не только в процессе предметной, но и элементарной конструктивной деятельности: выкладывания мозаики, рисования. С учетом возросших возможностей де­тей им предлагают осуществлять выбор двух разновидностей предметов из четырех предложенных.

Выполнение заданий на соотнесение разнородных предме­тов одновременно по величине и форме вполне доступно де­тям третьего года жизни. При этом, допуская отдельные ошибки, они могут самостоятельно их исправить, если взрос- -лый задаст вопрос: «Что ты сделал неправильно?»

Дети размещают вкладыши разной величины и формы дву­мя способами: вначале отбирают предметы одной разновид­ности и затем раскладывают по гнездам оставшиеся вклады­ши (способ простой, позволяет экономить время), или берут вкладыши подряд и для каждого отыскивают соответствую­щее гнездо. Желательно, чтобы каждый ребенок научился двум способам. Дети, не овладевшие вторым способом, в дальнейшем испытывают затруднения при выполнении зада­ний на чередование предметов по цвету, форме, величине.

Начиная со второй половины третьего года жизни, детям становятся доступными более сложные игры-занятия, в осно­ве которых лежит элементарная продуктивная деятельность.


Новый этап сенсорного развития наблюдается и в рисовании: у детей появляются элементы самостоятельного выбора тем, основанных на уже накопленном сенсорном опыте. Выклады­вая мозаику, ребенок не только учитывает различные сенсор­ные свойства предметов, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук. Еще боАее сложные движения руки необходимы при выполнении заданий по рисованию.

К концу третьего года жизни у детей накапливается до­статочный сенсорный опыт, который используется при ри­совании (особенно по замыслу), выкладывании несложных сюжетов с помощью мозаики.

При проведении игр-занятий взрослый пользуется краткой словесной инструкцией, не отвлекая детей лишними слова-. ми от выполнения заданий. Не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цветов, форм. Важно, чтобы они активно выполня­ли задания, так как именно в практической работе проис- [ ходит накопление представлений о свойствах предметов.

Расцвет самостоятельной предметной деятельности на ос­нове учета сенсорных характеристик предметов приходится на период от 1 года 9 месяцев до 2 лет 4 месяцев — 2 лет 6 месяцев.

С развитием сюжетно-ролевой, конструктивной игры ис­пользование дидактических пособий по сенсорному воспита­нию становится качественно иным. Дети успешно выполня­ют задания на соотнесение и группировку по сенсорным признакам, строя гараж для машин или домик, накладывая кубики и кирпичики в грузовик, выбирая наряды и одевая кукол. Задача педагога заключается в контроле над действи­ями малыша; необходимо, чтобы дети учитывали, насколько ровно, плотно лежат кирпичики или кубики в грузовике, хо­рошо ли загружена машина, не рассыплются ли детали стро­ительного материала, какого цвета лучше подобрать детали Для дома, самолета.

Ориентировка на цвет, форму, величину осуществляется также при составлении картинок из кубиков. Особый инте­рес представляют для детей деревянные детали разного цве­та, формы, величины на магнитной основе: размещенная вер-

7-1598

тикально металлическая доска позволяет создавать разнооб­разные композиции из элементов разного цвета и формы, «прилипающих» к ней с помощью магнита.

При оформлении групповых комнат, размещении в них игрушек и пособий важно стремиться к гармоничному со­четанию цвета, формы, величины. Глаз ребенка радуют, на­пример, флажки, размещенные в порядке спектральной по­следовательности цветовых тонов. Если учесть, что дети различают не только цветовые тона, но и оттенки, то в оформлении интерьера целесообразно использовать как яр­кие, насыщенные, так и пастельные тона.

51. Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех

Цель: учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств (величина и форма) из четырех возможных; закреп­лять умение соотносить разнородные предметы по форме и величине.

Дидактический материал: решетки с вкладышами (боль­шие и малые круги, квадраты) на каждого ребенка.

Для выполнения задания детей объединяют в пары.

Две решетки составляют большими сторонами: в одной четыре больших и пять маленьких круглых отверстий, в дру­гой— четыре больших и пять маленьких квадратных отвер­стий. Составляются решетки таким образом, чтобы отвер­стия одной и той же величины располагались по диагонали (см. вкладку, рис.21).

Итак, соединив решетки, взрослый берет соответствующие вкладыши и обращает внимание детей на то, что сегодня «дом» (решетки) новый, большой и есть много игрушек (вкладышей). Далее поясняет, что все «окна» в доме можно закрыть, но сначала надо найти большие и маленькие окна. Обведя рукой разные отверстия, объясняет, что окна разные не только по величине, но и по форме: «Вот такие, круг­лые, а эти окошки вот такие, они другой формы».

Подозвав двух детей, взрослый предлагает им взять по лю­бому большому вкладышу, отыскать соответствующие окош­ки и закрыть их, а затем маленькими вкладышами этой же


формы закрыть другие окна. По очереди к столу по двое подходят остальные дети и размещают по одному большо­му и по одному маленькому вкладышу одинаковой формы. При систематической работе по предлагаемой методике, как правило, необходимость в поэтапном обследовании формы и величины, как это делалось прежде, не возникает. Рассмат­ривание вкладышей и отверстий решетки и их сопоставле­ние происходят быстро. Однако некоторые дети нуждаются в помощи взрослого, направленной на организацию последо­вательного анализа качеств предметов.

После того как взрослый объяснит задание и определит, как дети поняли его, им раздают материал для самостоя­тельной работы. Очень важно правильно подбирать пары: ус­пешно справляющихся с заданием целесообразно объединить с детьми, испытывающими трудности (тех, кто систематиче­ски допускает ошибки, объединять не следует).

Составив пары, нужно обеспечить активность более слабо­го ребенка, проследить, чтобы сильный ребенок не подавлял его инициативу, не выполнял бы за него все задания. Са­жать детей за стол лучше всего так, чтобы они находились не на противоположных, а на смежных сторонах стола. Все вкладыши размещаются на углу стола, ближайшем к детям.

Вначале одному ребенку предлагают закрыть все круглые отверстия, а второму — квадратные. Им показывают вклады­ши и ту часть общей решетки, где их надо разместить. Де­ти сами отбирают нужные вкладыши из общего материала.

После того как они разместят вкладыши в соответствую­щих гнездах, взрослый вынимает их, разворачивает обе ре­шетки на 90° (по часовой стрелке) и предлагает снова вьи полнить задание, но уже с другим сочетанием формы и величины предметов. Так, если сначала один ребенок разме­щал круглые вкладыши разной величины, то теперь он бу­дет работать с большими кругами и маленькими квадрата­ми. При очередном повороте решеток этот же ребенок будет размещать большие и малые квадраты. И, наконец, послед­ний поворот решеток позволит ему выполнить задание с большими квадратами и малыми кругами.

 

Занятие длится 10—12 минут и проводится один раз.

7*-1598

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...