Состояние улично-дорожной сети. Характеристика проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
Кировская городская агломерация, активное развитие которой началось после присвоения Кирово-Чепецку статуса города (1955 г.), включает в себя города Киров, Кирово-Чепецк, Слободской, а также Кирово-Чепецкий и Слободской муниципальные районы. Общее население агломерации составляет около 650 тысяч человек, в том числе городское население городов Киров - около 470 тысяч, Кирово-Чепецк - 85 тысяч, Слободской - 35 тысяч. Развитие городской агломерации влечет за собой новые вызовы для города Кирова: 1. Увеличение численности так называемого "дневного" населения города, которое появляется в результате маятниковой миграции с территории агломерации. Численность такого населения может достигать для города Кирова 15% от постоянной численности. "Дневное" население создает дополнительную нагрузку на городские инфраструктуры и, как правило, не учитывается в генплане. 2. Увеличение транспортного потока. В результате маятниковой миграции и увеличения интенсивности связей между городами основные транспортные пути, сооруженные еще в советское время, не справляются с новым объемом транспорта. Наибольшие проблемы возникают на въездах (выездах) в город Киров со стороны Кирово-Чепецка и Слободского. Существующие транспортно-пересадочные узлы (железнодорожный и автовокзал) не отвечают современным требованиям и фактическому пассажиропотоку. 3. Возможная конкуренция на рынке недвижимости, услуг и рынке труда со стороны развивающихся центров агломерации. По мере развития транспортной сети и сокращения времени в пути между основными центрами агломерации территория будет сжиматься, и города агломерации будут сильнее конкурировать между собой по стоимости недвижимости, качеству услуг, средней заработной плате.
Дорожное хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики, от устойчивого и эффективного функционирования которой в значительной степени зависят социально-экономическое развитие и условия жизни населения. В настоящее время социально-экономическое развитие Кировской городской агломерации во многом сдерживается по причине неудовлетворительного транспортно-эксплуатационного состояния и недостаточного уровня развития дорожной сети. Действующая сеть автомобильных дорог Кировской городской агломерации сформирована в 40 - 60-е годы XX века. Значительная часть автомобильных дорог общего пользования местного значения имеет высокую степень износа и практически исчерпала свою пропускную способность. Постоянные транспортные заторы значительно снижают скорость движения, что резко увеличивает транспортные издержки. На сегодняшний день протяженность дорог и улиц на территории Кировской городской агломерации, не соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям составляет 610,549 км или 75,6 %, в том числе на территории города Кирова - 458,44 км или 84,7 %, на территории города Кирово-Чепецка - 47,2 км или 52,7%, на территории города Слободского – 54,4 км или 77,1 %, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения на территории агломерации – 16,7 км или 28,3 %, автомобильные дороги федерального значения – 35,563 км. Информация о протяженности автомобильных дорог и улиц, не соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям Кировской городской агломерации представлены в Таблице № 1. Автомобильные дороги общего пользования местного значения являются связующим звеном между населенными пунктами, расположенными в границах Кировской городской агломерации.
Основу уличной сети составляют магистральные улицы и дороги, по которым осуществляется пропуск массового пассажирского транспорта, грузового автотранспорта и интенсивных потоков легкового транспорта. Общая протяженность улично-дорожной сети с твердым покрытием Кировской городской агломерации составляет 807,229 км, в том числе 46,663 км автомобильные дороги федерального значения, передаваемые в федеральную собственность с 01.01.2017 в соответствии с поставновлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 № 1392. На автомобильных дорогах концентрируются значительные потоки пассажирского и грузового транспорта. К проблемам дорожной сети Кировской городской агломерации можно отнести следующие: - состояние проезжей части автомобильных дорог местного значения не соответствует нормативным требованиям; - низкий уровень обеспеченности дорог сетью ливневой канализации, неудовлетворительное состояние открытых и закрытых ливнестоков; - отсутствие информации о количественных и качественных показателях улично-дорожной сети; - низкая пропускная способность улиц и перекрестков; - смешение различных типов транспортных средств в одном потоке (общественный транспорт, легковой и грузовой); - рост доли тяжелого грузового транспорта в составе потоков; - недостаточно развитая система парковок; - огромные издержки в результате негативного воздействия внешних факторов (перегруженность дорог, отрицательное воздействие окружающей среды – неблагоприятные погодные условия). Транспортная ситуация в Кировской городской агломерации с каждым годом усложняется. Темпы роста численности автотранспорта значительно опережают темпы развития дорожной сети. Отсутствует объездная дорога для транзитного большегрузного транспорта, что значительно увеличивает транспортный поток, следующий через центральную часть городов Кирова, Кирово-Чепецка, Слободского. На сегодняшний день общая протяженность перегруженных участков – 122,193 км., что составляет 15,1 % от общей протяженности перегруженных улиц. Информация о протяженности перегруженных движением участках улично-дорожной сети Кировской городской агломерации представлена в Таблице № 2.
Протяженность улично-дорожной сети с твердым покрытием Кировской городской агломерации составляет 807,229 км с учетом участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Основная часть автомобильных дорог местного значения Кировской городской агломерации отнесена к IV и V категории, предназначенных для не скоростного движения, участки автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения III категории, а участок скоростного движения автодороги Южный обход - IВ. Автомобильные дороги местного значения Кировской городской агломерации расположены как правило в границах населенного пункта с разрешенной скоростью передвижения не более 60 км/ч. Основной состав транспортных средств представлен легковыми автомобилями, находящимися в собственности граждан. Основное влияние на уровень аварийности на дорожной сети оказывают водители транспортных средств. Наиболее распространенными причинами совершения дорожно-транспортных происшествий являются пренебрежительное отношение водителей к нормам и правилам, действующим в сфере дорожного движения, отсутствие должных навыков вождения, неумение адекватно реагировать на сложившуюся дорожную обстановку. Наряду с этим, проблема аварийности, связанная с автомобильным транспортом, неизменно сохраняет актуальность в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры, а также недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения. На сегодняшний день насчитывается 37 аварийно-опасных участков - мест концентрации дорожно-транспортных происшествий. Информация о количестве аварийно-опасных участков Кировской городской агломерации представлена в Таблице № 3. Кроме того, увеличение парка транспортных средств при низких объемах строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, недостаточном финансировании их содержания приводят к ухудшению условий движения. Анализ дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах за последние годы показывает тенденцию к сокращению случаев дорожно-транспортных происшествий.
К примеру, за 2011 год, по данным отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кирову, зарегистрировано 1032 дорожно-транспортных происшествия с пострадавшими. По сравнению с 2010 годом произошло снижение количества дорожно-транспортных происшествий на 6,8 %. В 2012 году зарегистрировано 983 дорожно-транспортных происшествия с пострадавшими. По сравнению с 2011 годом количество дорожно-транспортных происшествий уменьшилось на 4,7 %. За 2013 год произошло 890 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, в которых погибло 37 человек. Идет тенденция снижения аварийности. Общее количество дорожно-транспортных происшествий снизилось на 10 %, количество погибших - на 40 %. Самый важный итог года - не допущено ни одной гибели детей. За 2014 год произошло 826 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, в которых погибло 42 человека. Идет тенденция снижения аварийности. Общее количество дорожно-транспортных происшествий снизилось на 7,2 %. Анализ динамики основных показателей аварийности свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма, имея тенденцию к снижению, остается достаточно высоким. Основными факторами, определяющими причины высокого уровня аварийности, являются: - постоянно возрастающая численность транспортных средств, приобретаемых населением; - нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные потоки; - низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в управлении транспортными средствами и оценке дорожной обстановки, их низкая личная дисциплинированность, пренебрежение значительным числом водителей требований Правил дорожного движения Российской Федерации, невнимательность и небрежность. Отсутствие комплексных мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения, приведет к дальнейшему ухудшению ситуации. Таким образом, для решения имеющихся проблем необходимы целенаправленные скоординированные действия субъекта, осуществляющего деятельность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в рамках программно-целевого метода планирования с четким определением целей и задач, выбором перечня скоординированных мероприятий с учетом реальных возможностей городского бюджета. Проведение мероприятий в рамках программы позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях комплексного решения проблем: сокращение количества погибших в результате дорожно-транспортных происшествий; сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, в том числе с пострадавшими. В результате реализации программных мероприятий планируется совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения, улучшение дорожных условий и дорожной инфраструктуры и, как следствие этого, снижение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий и обеспечение безопасности граждан Кировской городской агломерации.
Технические средства организации движения, дорожные знаки, светофоры, дорожная разметка зачастую не соответствуют нормативам содержания, а то и вовсе отсутствуют. При оформлении практически каждого пятого дорожно-транспортного происшествия сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения зафиксированы недостатки в состоянии дорожной сети. Программный подход к решению указанных проблем позволит системно проводить запланированные мероприятия, обеспечить гарантированное финансирование работ из городского бюджета и иных источников бюджетной системы. Реализация мероприятий программы позволит приблизить параметры безопасности участков дорожной сети к стандартам, предусмотренным для современных крупных городов. Муниципальное образование «город Слободской» расположено на правом коренном берегу реки Вятки в 35 километрах к северо-востоку от города Кирова. В состав территории муниципального образования "город Слободской" входят территории собственно города Слободского и четырех сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями: поселок Межколхозстрой, село Успенское, деревни Оглоблино и Соковни. Общая площадь территории муниципального образования составляет 49,6 квадратных километра. Внешние транспортные связи г. Слободского осуществляются железнодорожным и автомобильным транспортом. К городу подходит тупиковая железнодорожная линия от ст. Гирсово на магистральном направлении Киров – Котлас, связывающая его с различными районами страны. Через Слободской проходит автомобильная дорога регионального значения III технической категории Киров – Белая Холуница – Омутнинск – Афанасьево – граница Пермской области, также дающая выход (через город Киров) на различные направления. Город основан в 1505 году и является типичным старинным русским городом северной России, отнесенным к категории малых городов. Улично-дорожная сеть города Слободского в соответствии с проведённой технической инвентаризацией и государственной регистрацией права собственности состоит из 159 автомобильных дорог общей протяженностью 89,853 км, расположенных в границах населенных пунктов, и 14 автомобильных дорог общей протяженностью 19,645 км, расположенных вне границ населенных пунктов. В настоящее время улично-дорожная сеть города имеет низкий уровень благоустройства. Большая часть проезжих частей дорог имеют асфальтобетонное покрытие в неудовлетворительном состоянии. Одним из недостатков благоустройства улиц является открытый водоотвод и недостаточный радиус закруглений кромок проезжей части на перекрёстках. Отсутствие ливневой канализации вызывает необходимость устройства открытой системы водоотвода, что портит внешний вид улиц, создаёт неудобства пешеходам и снижает уровень озеленения и срок службы дороги. Основной состав транспортных средств представлен легковыми автомобилями, находящимися в собственности у населения. Уровень загрузки дорог движением - это показатель, характеризующий условия и безопасность движения автомобилей, и определяемый отношением интенсивности движения автомобилей к пропускной способности этого участка. Уровень загрузки и уровень обслуживания являются производными от интенсивности и состава транспортного потока дороги. Средние скорости сообщения неуклонно падают и в отдельные дни на некоторых участках дорог достигают 5-10 км/ч. Системные сбои в дорожном движении приводят к резкому увеличению затрат времени на перевозки, повышению расхода топлива, росту числа дорожно-транспортных происшествий, ухудшению экологической ситуации. В конечном итоге, такая ситуация ведет к повышению себестоимости автомобильных перевозок, снижению их качества и надежности, снижению эффективности работы всех городских служб, ощутимому снижению качества жизни населения. Анализ ситуации показывает, что перегруженность движением улично -дорожной сети обусловлена совокупным влиянием ряда факторов разнонаправленного действия: 1) динамичным нерегулируемым ростом спроса на пропускную способность улично-дорожной сети, которая обусловлена: - высокими темпами автомобилизации, и прежде всего, ростом парка легковых автомобилей; - низкой конкурентоспособностью общественного пассажирского транспорта по сравнению с личным легковым транспортом; 2) недостаточной пропускной способностью улично-дорожной инфраструктуры, которая обусловлена: - неудовлетворительным состоянием дорог; - низкими темпами строительства и реконструкции улично-дорожной сети по сравнению с растущим спросом на её пропускную способность; - неоптимальным использованием пропускной способности существующей улично-дорожной сети. Сложная внутренняя структура и взаимное влияние этих факторов со всей очевидностью свидетельствуют о том, что проблемы в сфере дорожного движения имеют комплексную природу и требуют системного подхода к их решению. Решение лежит в сфере социально-экономического планирования развития территорий, регулирования автомобилизации, транспортного планирования, градостроительного планирования и планирования землепользования, организации дорожного движения и дорожного строительства. Основная проблема, существующая при организации деятельности по содержанию автомобильных дорог, - это недостаточное финансирование. Не выделяются средства на проведение оценки технического состояния автомобильных дорог. В соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 27 августа 2009 № 150 такая оценка должна проводиться не реже одного раза в год
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|