Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические механизмы волевой регуляции. Способы изменения и создания дополнительных смыслов?




Воля- сознательное регулирование человеком своего поведения связанное с умением преодолевать внешние и внутреннее препятствие на пути к поставленной цели.

Волевая регуляция - создание оптимальной мобилизации организма в нужном направлении.

Волевое действие - произвольное сознательное действие направленное на определенную цель и связанное с преодолением препятствий на пути к ней.

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие представляет как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

Такие качества личности формируются только к подростковому возрасту.

 

По мнению Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий.

-Механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия связан с борьбой мотивов и меняется при определенных умственных усилиях.

- Необходимость в волевом действии, возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие.

 

Механизмом волевых действий является смысл как эквивалент мотива. Примеры как смысл вызывает дополнительное побуждение. (человек шел по пустыне, сил нет, но он дошел до цели он вспомнил, что же будет с его семьей). Выгодский пример: насыщение деятельности. (ребенок рисует палочки, потом бросает, т.к произошло исчерпание сил или насыщение. Учитель говорит как хорошо он рисует научи соседа и здесь деятельность начинает продолжаться). Для формирования воли надо знать смысл.

Способы изменения и создания дополнительных смыслов.

1. переоценка значимости мотива (если сделаешь уроки пойдешь в зоопарк)

2. изменение мотива через изменение роли (ученик - палочки, ученик - помоги соседу)

3. изменение смысла путём переживания последствий действий (летчики - если не прыгнешь стыд. Будут

4. совмещение в одном действии 2 смыслов (рисование кружков на отметку и соревнование)

5. включение в деятельность нежелательного действия, как условие достижения желаемого (уберешь в комнате пойдешь гулять)

6. включение более широкого мотива (нарезать полоски из бумаги, мы будем делать папье-маше)

7. самостоятельное переосмысление значимости мотива (подъёмный кран из спичек)

8. самостимулирование

9. мысленное преобразование ситуации (спортсмен устал бежать, но представил, что он не человек, а паровоз и сумел пробежать).

 

 

46. Проблема классификации потребностей.

В современной психологии существует более 100 классификаций.

 

1. Классификация А.В. Петровского. Он предложил разделить их по

· По предмету- материальное (пища, одежда)и духовное(в познании)

· По происхождению- естественные и культурные (удовлетворение потребностей человеческих обязанностей)

 

Классификация потребностей Маслоу (Потребности: нравст. оправд, и нравст. не оправдан.)

Структура потребностей по Маслоу: выделил 5 основных групп потребностей, которые образуют иерархию: 1. потребность жизнеобеспечения (в еде, во сне, в сексе)

2. потребность в безопасности (уверенность в завтрашнем дне, социальная защищенность)

3. потребность социальных контактов (потребность в любви, дружбе, принадлежности к группе)

4. потребность в признании (в уважении со стороны окружающих и самоуважении)

5. потребность в самоактуализации 1-4 группы являются насыщаемыми потребностями, которые можно полностью удовлетворить. 5-я потребность - человек может очень долго реализовывать свой личный потенциал. По мнению Маслоу, для того чтобы человек мог реализовать свой творческий потенциал, у него должны быть удовлетворены все предыдущие группы потребностей.

Недостатки: классификация не объясняет генетическое происхождения одной потребности из другой.

Классификация Коверина.

1. НИЗ: ЭК- в эмоц. контакте

ПО- потребность в общении

ВЕРХ: НЭП- нравственно-эстетические потребности

………………………………………………………….

2. ПБ – в безопасности

СУ – в самоуважении

ПТТ- потребность в творческом труде

……………………………………………………………

3. ОП- ориентировочная потребность

ПП- познавательная потребность

ПСЖ- потребность смысла жизни

…………………………………………………………

Два этапа в жизни потребности. Понятие «опредмечивания» потребности. Виды мотивов?

Потребность – состояние объективной нужды организма в том, что необходимо для нормального функционирования организма.

Таковы потребности в пище, воде, сне… ответом может быть предмет.

 

Предмет потребности – это то, что может удовлетворить данную потребность и снять нужду.

 

В жизни всякой потребности выделяют 2 этапа:

1. До встречи со своим предметом

На этом этапе потребность не осознается, она переживается и проявляется в поведении (напряженность, неудовлетворенность, дискомфорт, беспокойство…)

2. После встречи потребности со своим предметом

При первой встречи потребностей со своим предметом происходит запечатление в психике предмета потребностей – импринтинг.

Импринтинг – это быстрое запечатление и фиксация в психике субъекта, предмета потребностей впервые его удовлетворившего.

Пример Лоренца с гусятами: (сначала удовлетворение потребности, потом ее фиксация, но потом затруднено переучивание).

В акте опредмечивания потребности рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности.

Мотивопредмеченная потребность, т.е. потребность в данном конкретном предмете.

Виды мотивов:

1. Идейные- связанные с мировоззрением

2. Политические- связанные с позицией личности по отношению к политике

3. Нравственные- основывающие на нравственных нормах и принципах

4. Эстетические- потребность в прекрасном

По источнику возникновения обусловленности м. выделить мотивы широкие, социальные, деятельностные, поощерительные

По времени проявления м.б. постоянно, длительно, кратковременно действующие.

По силе проявления мотивы разделяются на сильные, умеренные, слабые.

По проявлению в поведении выделяют реальные и потенциальные мотивы.

можно выделить:

1. Главные мотивы – ведущий мотив

2. Второстепенные- мотивы стимулы

3. Осознаваемые- мотивы -цели

4. Неосознаваемые. Они проявляются в сознании в форме эмоций и личностных смыслов.

Эмоции- отношение рез-та деятельности к ее мотиву (то что радует или огорчает человека- ключ к разгадке его мотивы)

Личностный смысл- переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Таким образом, чем интенсивнее мотив, тем больше круг предметов вовлекается в поле ее действия, т.е. приобретает личностный смысл.

 

 

48. Понятие базовой мотивации. Ситуативная мотивация и ее исследования.

Мотивация – это совокупность мотивов побуждающих, поддерживающих и направляющих активность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...