Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Строение мотивационной сферы человека.




Любая деятельность полимотивирована. Организация этих мотивов может быть разная.

Одновершинная Двухвершинная Парадоксальная Отсутствие

мотивация мотивация фиксация иерархии

 

Понятие базовой (Мак-Даугол) и ситуативной (К.Левин) мотивации.

Впервые предложил термин базовой мотивации Мак-Даугол. Он понимал под этим инстинкты (12 инстинктов):

1. Бегство Представление об инстинкте

2. Неприятие отвращение по Мак-Дауглу

3. Любознательность

4. Агрессивность

5. Самоунижение (смущение)

6. Самоутверждение

7. Родительский инстинкт

8. Инстинкт продолжения рода

9. Пищевой инстинкт

10. Стадный инстинкт

11. Инстинкт приобретения

12. Инстинкт созидания

В разных психологических школах базовая мотивация признается, но обозначается по-разному. Признавая базовую мотивацию Курт Левин обратил внимание и на ситуативную мотиваию. Он ввел понятие мотивационное поле, относит все то что окружает в данный момент человека.

 

Для обозначения ситуативной мотивации К.Левин ввел понятие квазипотребность – потребность в завершении объективно-поставленного и субъективно принятого действия, выраженного в намерении.

(Пример: Эффект Зейгарник).

В отечественной психологии есть аналогическое понятие – градиент цели – это изменение силы в зависимости от психологического расстояния до цели.

49. Проблема измерения мотивов. Когнитивный подход к изучению мотивации.

Мотив - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

Мотивация – это совокупность мотивов побуждающих, поддерживающих и направляющих активность.

Мотивы могут рассматриваться в разных действиях.

К основным измерениям мотивов относится:

1. Диагностика

2. Выделение критериев

3. Индивидуальные и возрастные особенности мотивации

4. Развитие мотивационной сферы

5. Структура и природа мотивации

6. Соотношение и разграничение мотивов.

В когнитивном подходе особое значение придается феномену, связанным с сознанием и знаниями человека. Человек в ряде случаев удовлетворяет свои потребности. Ярким примером этого направления является теория когнитивного диссонанса.

Диссонанс - негативное явление для психики вызывает у человека стремление разрядить его.

Человек стремится избегать те ситуации которые могут вызвать у него когнитивный диссонанс. Глубина когнитивного диссонанса зависит от значений противоречий. Основной постулат – система знаний человека о мире и о себе стремиться к согласованности. При возникновении дисбаланса индивид стремиться снять его или уменьшить его, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения. Противоречивость знаний вызывает диссонанс и стремление от него избавиться. Есть 3 способа избавиться от когнитивного диссонанса:

1. Изменить один из элементов системы знаний т.обр, чтобы он не противоречил другому.

2. Добавить новые знания чтобы снять противоречия

3. Уменьшить значимость для человека несогласующих между собой знаний.

Наиболее выраженное мотивационное влияние на человека когнитивный диссонанс оказывает в следующих жизненных ситуациях:

1. при принятии жизненно важных решений, преодоление сопровождающих их конфликтов

2. при вынужденном совершении неприятных, нравственно неприемленных поступков

3. при отборе информации

4. при согласовании мнения индивида с мнением членов значимой для него социальной группы

5. при получении неожиданных результатов.

 

 

50. Основные теории мотивации.

Мотивация – это совокупность мотивов побуждающих, поддерживающих и направляющих активность.

Существует в психологии 3 подхода к изучению мотивации.

1. Психоаналитическое направление (Фрейд, Магдауер, Маррей) изучают мотивацию врожденности.

Фрейд сводил к 3-м инстинктам инстинкт жизни, смерти, агрессивности.

Магдауер – у человека есть врожденные инстинкты изобретательство, строительство, любопытство, бегство стадности, репродуктивности, самоутверждения.

Маррей на базе этих инстинктов формирует побуждение

· Стремление к достижению успеха

· Аффелиация – потребность человека в установлении, сохранении и упрочнении эмоционально положительных отношений с людьми.

· Потребность в независимости

· Избегание неудач

· Потребность в порядке

· В осмысленности

· В доминировании

· Во взаимопонимании

2. Онтогенетическое формирование при жизни. (интересы, ценности, идеалы, духовные потребности).

3. Ситуативная мотивация (Курт Левин)- не от рождения, они появляются в деятельности человека. (усталость- появляется во время работы, фрустрация- тяжелое переживание своей неудачи, сопровождающаяся чувством безысходности, настроение)

Внутри них выделяют ряд особенных моделей:

1. Гомеостатическая - снижение уровня мотивации

Гомеостас- равновесие при которых организм не испытывает ни каких потребностей.

Гомеостатическое поведения- поведение направленное на устранение мотивации, путем удовлетворения потребности

Эта теория объясняет отдельные случаи мотивации, но не все в частности не объясняет ситуативную мотивацию.

2. Гидродинамическая модель мотивации Лоренса - представление о личности. Рассматриваемые модели тем не менее не охватывают всей мотивации поскольку они по сути своей гомеостатические.

3. Модель оптимальной стимуляции - уровень оптимальной мотивации- горизонтальная линия. По схеме удовлетворяется биологическая потребность.

4. Когнитивная теория. теория когнитивного диссонанса.

Диссонанс - негативное явление для психики вызывает у человека стремление разрядить его.

Человек стремится избегать те ситуации которые могут вызвать у него когнитивный диссонанс. Глубина когнитивного диссонанса зависит от значений противоречий. Основной постулат – система знаний человека о мире и о себе стремиться к согласованности. При возникновении дисбаланса индивид стремиться снять его или уменьшить его, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения. Противоречивость знаний вызывает диссонанс и стремление от него избавиться. Есть 3 способа избавиться от когнитивного диссонанса:

1. Изменить один из элементов системы знаний т.обр, чтобы он не противоречил другому.

2. Добавить новые знания чтобы снять противоречия

3. Уменьшить значимость для человека несогласующих между собой знаний.

5. гуманистическая теория мотивации (Маслоу, Роджерс). Маслоу выделял несколько волн мотивации:

 

1. биологическая

2. экзистенциальная (существование) в сохранении организма

3. социальная мотивация

4. престижная мотивация

5. самоактуализация- потребность в максимальном развитии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...