Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы управления и их виды




КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Государственное и местное управление

на тему: Принципы управления. Их актуальность в современных условиях

 

 

МИНСК 2011


РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 26 с., 13 источников

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, СТРУКТУРНО-ЦЕЛЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ, СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ, СТРУКТУРНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И СТРУКТУРНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ПУБЛИЧНОСТЬ, ЗАКОННОСТЬ, ДЕМОКРАТИЗМ

Объект исследования - принципы государственного управления.

Предмет исследования - применениепринципов государственного управления в законодательстве Республики Беларусь.

Цель работы - исследовать основные принципы государственного управления, оценить их практическую значимость и обосновать направления их совершенствования.

Методы исследования: метод анализа, метод синтеза, группировок, экспертных оценок.

Исследования и разработки: изучены перспективы направления развития принципов управления и даны конкретные предложения по их совершенствованию.

Автор работы подтверждает, что приведённый в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Принципы управления и их виды

. Анализ применения принципов государственного управления в законодательстве Республики Беларусь

. Пути совершенствования использования принципов управления в современных условиях

Заключение

Список использованных источников

 


ВВЕДЕНИЕ

В любом обществе существует взаимодействие между государством и обществом. Уровень качества взаимодействия зависит от эффективности политики в сфере управления. По сути дела, если государственное управление стремится добиться успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным.

Эффективность функционирования государства определить довольно непросто. Тем не менее, по методологии Всемирного банка были определены индикаторы, которые можно оценить для понимания сложившейся ситуации по поводу государственного управления. На самом деле эта тема является актуальной, потому что эффективность государственного управления - проблема для любого уровня страны.

Поэтому целью курсовой работы является исследование основных принципов государственного управления, оценка их практической значимости и обоснование направления их совершенствования.

Предметом является принципы государственного управления, а объектом - принципы государственного управления в законодательстве Республики Беларусь.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

дать характеристику принципов государственного управления;

проанализировать применение принципов государственного управления в законодательстве Республики Беларусь;

обозначить пути совершенствования использования принципов управления в современных условиях.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы: метод анализа, метод синтеза, группировок, экспертных оценок.

развитие принцип государство управление

 


Принципы управления и их виды

 

Существует множество определений понятия «управление». Возникло и получило признание управление как родовое понятие, которое характеризует упорядочение взаимодействия определенного множества элементов или составных частей природы, общества, самого человека.

Если рассматривать данное определение в широком смысле, т.е. подведение под него стихийного действия природных и социальных сил, а также механизмов объективной саморегуляции, то теряется его собственный смысл. Получается, что понятие «управление» стало употребляться для обозначения процессов, отношений, явлений. Тем не менее, следует отличать естественно-природные закономерности от процессов, отношений, явлений, которые формируются в рамках частной и общественной жизни.

Управление осуществляется в таких системах, как "человек - техника", "человек - технология", "человек - природа", "человек - техника (технология) - природа" и других. Хотя главным здесь является то, что непосредственно управляющим компонентом выступает человек. В общем, можно сказать, что даже сами системы созданы в целях обслуживания человека. Получается, что какой бы сложной не была такого рода система, она работает по алгоритму, который создал человек и фактически служит именно для удовлетворения потребностей человека.

Управление представляет собой специфическое явление. Поэтому управление (в латинском языке - regere, в английском - control, management, во французском - administration, в немецком - Regierung) в буквальном смысле этого понятия начинается тогда, когда в каких-либо взаимосвязях, отношениях, явлениях, процессах присутствуют сознательное начало, интерес и знания, цели и воля, энергия и действия человека.

Управление - одна из важнейших сфер деятельности людей, потому что зачастую от состояния данной сферы зависит благополучие общества.

Управление подразумевает следующие компоненты:

объект управления;

субъект управления;

управляющее воздействие;

обратная связь.

Посредством управления люди связываются между собой, автоматически формируя при этом общественную жизнь. Предметами, по поводу которых возникает управляющая ситуация, могут быть технические средства, технологические процессы, социальные ценности, материальные вещи и другие, но стороны управления - это только люди.

Следовательно, управление представляет собой целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, союзы и т.д.).

Тем не менее, нельзя забывать, что управление может осуществляться как в различных сферах, так и на разных уровнях деятельности. Соответственно, в зависимости:

1) От сфер общественной жизнедеятельности выделяют:

управление обществом в целом;

экономическое управление;

социальное управление;

политическое управление;

духовно-идеологическое управление;

) от структуры общественных отношений:

управление экономическим развитием общества;

управление политическим развитием общества;

управление социальным развитием общества;

управление духовным развитием общества;

) от объектов управления:

экономическое (хозяйственное) управление;

социально-политическое управление;

управление духовной жизнью.

Также существует и другая классификация, а именно по характеру и объему охватываемых управлением общественных явлений:

управление обществом;

управление государством;

управление отраслями;

сферами народного хозяйства;

управление предприятиями и т.д.

В курсовой работе акцент сделан на государственное управление. Среди всех видов управления государственное управление занимает особое место. Государственное управление - это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

Государственное управление - разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют присущие только данному виду управления свойства.

1) Субъект целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий - государство. Характер государственного управления в конкретное историческое время определяется характером, конституционными принципами развития государства.

) Государственное управление опирается на властные полномочия и представляет собой способ реализации государственной власти, которая распространяется на все общество (и на другие сообщества в рамках проводимой государством международной политики). Законы, типовые решения, правила, нормы, устанавливаемые государственной властью - общеобязательны, обеспечиваются авторитетом силы государства.

) Специфику государственного управления составляют характер и объем охватываемых управлением общественных явлений. В центре государственного управления - решение общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного интереса, удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан и социальных групп.

) Комплекс методов и средств государственного воздействия составляют не только правовые, политические, экономические (регулирование, согласование, убеждение, стимулирование и т.д.), но и принуждение с помощью сил правоохранительных государственных органов.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующий вывод: государственное управление - система, что в свою очередь говорит о принятии политико-государственных решений, их реализации, а также контроль соблюдения в обществе правосудия. Тогда субъектом выступают законодательные органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, органы суда и прокуратуры.

Таким образом, целесообразно уточнить, что государственное управление - воздействие государства на общественные процессы, управление делами всей общественной системы. Государство - институт политической системы общества.

Переходя к принципам управления, важно отметить, что же означает слово «принцип». От латинского «principium» - первоначало, основа. Поэтому если соотносить данное понятие непосредственно к государственному управлению, то принцип - фиксация результатов научного познания со всеми вытекающими отсюда последствиями, т.е. в этом понятии содержатся не столько сама закономерность, отношение, взаимосвязь, сколько наше знание о них.

Основатель школы управления Анри Файоль создал доктрину административного управления, основные положения которой изложил в своей книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.).

В этой доктрине представлена система принципов управления:

разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);

власть (право давать команды и нести ответственность за результаты);

дисциплина (соблюдение рабочими и менеджерами правил и договоренностей, существующих в организации);

единство распорядительства, или единоначалие (выполнение распоряжений только одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);

единство руководства или направления (один руководитель и один план для группы людей, действующих для достижения единой цели);

подчинение индивидуальных интересов общим;

вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать работу персонала);

централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбирать его следует так, чтобы он давал наилучшие результаты);

скалярная цепь (четкое построение целевой последовательности команд от руководства к подчиненным);

порядок (каждый должен знать свое место в организации);

справедливость (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму);

стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);

инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными);

корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, сплачивать коллектив).

В общем, это и есть основные принципы управления. Но нужно обратить внимание непосредственно на принципы государственного управления, здесь есть свои особенности.

Прежде всего, в проблеме принципов государственного управления можно выделить три взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта:

) онтологический: раскрывает генезис принципов, их взаимосвязи с природой, сущностью, местом и ролью тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые они отражают; этот аспект способствует выявлению оснований, объективных предпосылок, необходимых для систематизации принципов государственного управления;

) гносеологический: связан с анализом характера принципов, языком, логикой и структурой их адекватной научной интерпретации; это понятно изложенное и достоверное научное знание об онтологии того, что обозначается понятием принципа;

) методологический, показывающий роль принципов в теоретической и практической деятельности людей в сфере государственного управления, их значение как инструмента преобразования государственно-управленческих явлений, условия и способы их действенного применения в управленческой практике.

Процесс выявления и обоснования принципов государственного управления должен отвечать таким требованиям:

- отражать не любые, а только наиболее существенные, главные, объективно-необходимые закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления;

характеризовать лишь устойчивые закономерности, отношения и взаимосвязи в государственном управлении;

охватывать преимущественно такие закономерности, отношения и взаимосвязи, которые присущи государственному управлению как целостному социальному явлению, т.е. имеют общий, а не частный характер;

отражать специфику государственного управления, его отличие от других видов управления.

К отличительным свойствам принципов государственного управления относятся:

их диалектичность;

системность.

Каждая закономерность, отношение и взаимосвязь сложны по своей структуре, содержат в себе подчас противоречивые, разнонаправленные моменты. Определенные противоречия можно обнаружить между различными принципами и вместе с тем взаимодополнения, взаимопереходы. Сложные взаимосвязи и взаимодействия между принципами существуют в рамках их целостной системы, в которой они уравновешивают или усиливают друг друга, раскрывают в полной мере свою природу и свои регулирующие способности.

Получается, что в системе все упорядочено, т.е. каждый принцип имеет структурно отведенное ему место.

В самой системе и через нее каждый принцип проявляет свою индивидуальность. При этом существуют конкретные границы, в рамках которых происходит выражение принципов.

Поэтому, не говоря еще о конкретных видах принципов государственного управления важно отметить, что существуют различные основания систематизации принципов, а именно:

) Выделение тех общих закономерностей, отношений и процессов, которые присущи всей системе государственного управления, обеспечивают прочность зависимостей государства и общества и создают что-то исходное, типичное для закономерностей, отношений и взаимосвязей различных групп ее элементов. Таким образом, происходит обозначение понятий общесистемных принципов государственного управления.

) Анализ и научная характеристика тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые организуют группы онтологических элементов государственного управления. Т.е. речь идет о группах элементов: цели, функции, структура, процесс.

) Делается акцент в курсовой работе только на те принципы, которые имеют типичное значение для государственного управления.

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, существуют следующие принципы государственного управления:

объективность;

демократизм;

правовая упорядоченность;

законность;

разделение власти;

публичность.

Принцип объективности государственного управления является исходным и обусловливает необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-исторических) и реальным возможностям общественных сил.

Данный принцип выражает зависимость системы государственного управления от:

характера, уровня развития и закономерностей общества, прежде всего тех его компонентов, которые выступают управляемыми объектами;

общественных целей, поставленных и решаемых в данный исторический отрезок времени;

наличных средств и ресурсов, подлежащих вовлечению в управление;

внутренних закономерностей функционирования и развития управления как определенного системного общественного явления.

Таким образом, принцип объективности отражает многогранный круг закономерностей, отношений и взаимосвязей организации, функционирования и развития государственного управления. Поэтому нарушения данного принципа влекут большие потери, что впоследствии тормозит развитие, вызывает негативную реакцию людей на всякого рода управляющие воздействия со стороны государства.

Демократизм -результат многовековой борьбы народов за признание их носителями суверенитета и единственный источник власти. Другими словами, это народовластие. Здесь важным является установление взаимозависимостей между обществом и государством, между всеми элементами общества и системы. На самом деле подлинное освоение данного принципа необходимо, т.к. оно не в полной мере реализовано.

Правовая упорядоченность - законодательное определение основных аспектов целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного управления. Этот принцип о том, что необходимо решение вопросов в правовых законах. Зачастую упор делался на руководящую волю, способную будто решить все проблемы. На самом деле наше государство мало продвинулось по пути осознания и использования огромных возможностей права в государственном управлении.

Законность государственного управления - принцип, который отвечает следующим требованиям:

функционирование и развитие государственного управления имеет прочные правовые основания, определяется законом и состоит в его практической реализации;

обусловливает актуальность своевременного и правильного правового регулирования изменений в содержании, организационной структуре, элементах деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

требует четкого порядка их нормативной деятельности, особенно принятия и исполнения правовых актов;

служит основой для формирования и поддержания сознательной дисциплины в деятельности государственных служащих.

Принцип разделения власти в государственном управлении - принцип, который имеет важное социологическое значение, при этом позволяет обеспечивать и гарантировать принадлежность власти народу. Нельзя путать простым разделением деятельности в области государственного управления. Считается, что нельзя бояться разделения власти, нужно проводить его на различных уровнях, чтобы каждая "ветвь" власти в отдельности и все вместе утверждали в государстве и обществе подлинный демократизм.

Принцип публичности - принцип гласности и учета общественного мнения, если рассматривать в более узком смысле. На самом деле данный принцип включает в себя:

а) доступность государственного управления для граждан, что связано с их правом выбора состава соответствующих органов;

б) открытость (более емкая, чем гласность) функционирования органов государственной власти и местного самоуправления;

в) общественный контроль, в том числе через средства массовой информации, за основными государственно-управленческими процессами;

г) судебный контроль над соблюдением в процессах государственного управления конституционно закрепленных интересов общества, прав и свобод граждан.

Таким образом, данный принцип воспроизводит демократическую, правовую государственность, обеспечивая связь государственного управления с обществом, гражданами.

Выше были рассмотрены общие принципы государственного управления. Выделяют также структурно-целевые принципы:

согласованности целей государственного управления по основным параметрам между собой, их непротиворечивость друг другу;

взаимодополняемости целей, при которой одна цель способствует другой и ее усиливает;

подчинения частных, локальных целей стратегическим;

превращения результатов реализации одних целей в источник других целей - последовательность в движении по достижению всей совокупности целей, представленных в "древе" целей государственного управления;

распределенности целей по функциям государственного управления и управленческим функциям государственных органов - обеспечение перехода "древа" целей государственного управления в функциональную структуру государственного управления. В числе структурно-функциональных принципов государственного управления можно указать следующие:

- дифференциации и фиксирования функций путем издания правовых норм - закрепления управленческих функций в компетенции органов государственной власти и местного самоуправления;

совместимости, предполагающие совместимость однопорядковых управленческих функций в рамках компетенции одного органа, а также совместимость управленческих функций этого органа с управленческими функциями других органов в рамках их подсистемы или в целом организационной структуры государственного управления;

концентрации, обусловливающие необходимость предоставления определенному органу таких управленческих функций и соответствующих ресурсов, чтобы исходящие от него государственно управляющие воздействия действительно широко и мощно направляли бы, организовывали и регулировали управляемые объекты;

комбинирования, направленные на то, чтобы определенная совокупность управленческих функций, исходящая из различных управляющих компонентов, в своей собственной организации не допускала дублирования и параллелизма;

достаточного разнообразия, требующие, чтобы управленческие воздействия, приходящиеся на тот или иной компонент системы управления, по количеству и содержанию отвечали различным управленческим потребностям последнего;

соответствия управляющих воздействий реальным потребностям и запросам управляемых компонентов и, главным образом, управляемых объектов.

Среди структурно-организационных принципов государственного управления, которые применяются к построению организационной структуры государственного управления, выделяют принципы:

единства системы государственной власти, обеспечивающие целостность, согласованность и действенность государственно-управленческих процессов;

территориально-отраслевой, обусловливающие зависимость организационных структур от территории, отрасли производства и обслуживания, сферы общественной жизнедеятельности;

многообразия организационных связей, раскрывающих реальные вертикальные и горизонтальные организационные взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в системе государственного управления;

сочетания коллегиальности и единоначалия, вызванные спецификой организационного строения и порядка деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления;

линейно-функциональный, раскрывающий объем и содержание подчиненности и управленческого взаимодействия в организационной структуре государственного управления.

К структурно-процессуальным принципам, организующим государственно-управленческую деятельность, относятся принципы:

соответствия элементов (методов, форм и стадий) управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления их функциям и организации;

конкретизации управленческой деятельности и личной ответственности за ее результаты;

стимулирования рациональной и эффективной управленческой деятельности.

Таким образом, управление - воздействие, без которого невозможно организовать любой процесс. Понятно, что хорошая организация, рациональное распределение обязанностей, ресурсов, времени и т.д., все это осуществляется посредством управляющего воздействия. Это говорит о том, что управление занимает значительную нишу в деятельности людей. В курсовой работе подробнее рассматривается государственное управление, которое обладает соответствующими свойствами и требованиями, базируется на основополагающих принципах, а также принципах, которые способствуют правильной и эффективной организации государственно-управленческой деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...