Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути совершенствования использования принципов управления в современных условиях




 

Чтобы определить пути совершенствования использования принципов управления в современных условиях, изначально нужно выявить критерии, которые необходимо оценить.

Т.е. необходим как таковой критерий эффективности, чтобы понять, куда нужно двигаться и что изменять для улучшения реализации принципов государственного управления.

Как понять, что государственное управление является эффективным? Если бы это касалось любого производственного предприятия или организации, которая продает товары/услуги, то здесь сразу все предсказуемо: идет оценка рентабельности или окупаемости проекта. Но, что касается эффективности государственного управления, то здесь сложнее.

Если рассматривать подробно, то существуют общественные цели, при достижении которых необходимо удовлетворить общественные потребности и интересы, а осуществляется это посредством государственных ресурсов, среди которых: экономические, социальные, политические, идеологические и информационные.

Для большего понимания определено понятие - критерий эффективности.

Критерий эффективности государственного управления - признак или совокупность признаков, на основании которых оценивается эффективность системы управления в целом, а также отдельных управленческих решений. Конкретные критерии нужно оценить, чтобы в дальнейшем можно было предпринять соответствующие управленческие решения.

Для кого нужна эта оценка? По сути дела она необходима как обществу (для контроля качества деятельности государственных служб), так и государственным органам власти (для самоконтроля).

Проблема оценки эффективности - это проблема анализа управленческой деятельности и принимаемых решений.

Оценка есть ядро понятия «критерий эффективности». Другими словами, становится интересным понятие «ценность». Объектами оценки выступают разнообразные результаты управленческой деятельности: жизненные средства, виды общественных отношений, процессы, конкретные акты деятельности и др. Они именуются «предметными ценностями». Объекты оцениваются, т.е. определяется их общественное значение, в соответствии с идеалами, принципами, целями, концепциями, нормами и т.д. Данные явления относятся к числу «субъективных ценностей». Их следует отличать от «предметных ценностей» (объектов оценивания).

Система ценностей есть плод коллективного исторического творчества данного сообщества людей, отражающая результат взаимодействия политического сообщества со средой, а также социальных взаимоотношений между его членами.

Базовые ценности современного белорусского государства - это политическая демократия (народовластие), суверенитет государства, его целостность и безопасность, правовой закон, политические и социальные права и свободы человека, свободный труд, основанный на многообразии собственности на средства производства, плюрализм и др.

Т.е. здесь идет оценка непосредственно самих принципов государственного управления, более подробно об этом указано в предыдущей главе.

Эффективность управления тем реальнее, чем меньше разрыв между официально провозглашенными ценностями и действующими правилами «игры» управляющих.

По сути дела получается, что основу критериев эффективности составляют принципы государственного управления. Потому что именно к правильному их применению страна и стремится, а самое главное к системности использования принципов государственного управления.

По методологии Всемирного банка были определены следующие индикаторы, которые следует оценивать:

право голоса и подотчетность;

политическая стабильность и ненасилие;

эффективность управления;

качество регулирования;

верховенство закона;

способность ограничивать коррупцию.

Как следует из доклада (с 1996 по 2006 годы), в Беларуси очень низкий показатель участия населения в управлении государством - минус 1.71. Это, конечно, лучше, чем в Северной Корее, где данный показатель - минус 2.19. Однако Россия(-0.87) и Украина (+0.11) по этому индикатору опережают.

Лучшие же показатели Республика Беларусь получила за политическую стабильность - +0.16. Для сравнения в Афганистане он составляет -2.29, в России - -0.74, на Украине - -027, в Польше- +0.22.

По эффективности государственного управления по данным «Радыё свабода» у Беларуси - -1.24, у России- -0.43, а вот у Латвии и Литвы - по +0.73. Что касается верховенства права, то Беларусь получила - -1.16, Россия - -0.91, Украина - -0.72, Польша -+0.25, Литва - +0.45, Латвия - +0.52. Не блистают и показатели правительства по способности реализовать собственные решения: Беларусь - -1.60, Россия - -0.45, Украина - -0.47.

В исследовании математически доказывается взаимосвязь между качеством государственного управления и коррупцией. Но и в этой области Республику Беларусь оценили довольно скромно: -0.84, к слову у Украины - -0.67, а у Латвии - +0.38. Эти показатели получены на основе статистического и эконометрического анализа данных 33 источников, включая "мнения десятков тысяч респондентов", статистические исследования неправительственных организаций и государственную статистику. В докладе утверждается, что математическая точность оценок показателей составляет порядка 90%.

Таким образом, Беларусь уступает своим соседям практически по всем показателям. Что касается динамики, то по данным Всемирного банка, Беларусь одна из тех стран, где показатели по всем статьям за последние 10 лет менялись довольно незначительно.

Таким образом, были выявлены следующие общие проблемы:

сопряжение с другими властными институтами;

влияние истории;

особенности массового сознания;

укорененные неформальные практики;

разрыв между законами и практикой их применения.

В современных условиях очень важно идти в ногу со временем, стараться улучшить то, что уже имеет государство, те принципы, на которых базируется его существование. Поэтому важно для начала отметить проблемы, а затем определить пути совершенствования применения принципов государственного управления в современных условиях.

Применительно к Республике Беларусь выявлены следующие проблемные вопросы:

низкий показатель участия населения в управлении государством;

низкий показатель верховенства права;

низкий показатель правительства по способности реализовать собственные решения;

неспособность обеспечить качество государственного управления и борьбу с коррупцией;

- слабая конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке;

низкая эффективность государственного управления при росте государственного аппарата и повышении расходов на его содержание.

Вследствие чего, можно выделить следующие пути совершенствования применения принципов государственного управления:

- снижение расходов государства;

обеспечение благоприятного климата для развития экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке;

улучшение качества государственных решений и обеспечение их эффективной реализации;

совершенствование государственной службы - привлечение в службу необходимого числа специалистов высокой квалификации при ограничении затрат на их содержание;

использование информационно-коммуникационных технологий;

расширение диапазона и повышение качества услуг, предоставляемых государством гражданам, обществу и частному сектору;

- разработка и утверждение соответствующих государственных программ;

- повышение доверия общества к государству;

антикоррупционная деятельность.

Что касается системы управления Республики Беларусь, то следует отметить следующее. Сектор государственного управления состоит из двух уровней управления: центральное правительство (республиканские органы управления и ФСЗН) и органы местного управления.

К местным бюджетам относятся бюджеты областей и города Минска, городов областного подчинения, районов, городов районного подчинения, поселков городского типа и сельских Советов.

Информация об операциях сектора государственного управления содержится в отчетных данных по исполнению бюджета, составляемых Министерством финансов Республики Беларусь.

Доходы, расходы и источники финансирования консолидированного бюджета отражаются на кассовой основе.

Данные представляются на консолидированной основе с исключением взаимных операций между бюджетами различных уровней (республиканским и местными бюджетами) и государственными целевыми бюджетными фондами (республиканскими и местными).

Государственная кадровая политика представляет собой деятельность республиканских и местных органов управления по созданию целостной системы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала органов государственного управления и самоуправления, различных отраслей экономики и сфер деятельности, ориентированного на эффективное решение актуальных экономических, социальных и политических задач.

На сегодняшний день уделяется больше ресурсов для подготовки специалиста государственного управления. Налаженная система подготовки кадров приходит с опытом. В настоящее время подготовка специалиста обходится обществу в десятки миллионов рублей. Гораздо сложнее подсчитать упущенную выгоду в случаях, когда опыт профессионалов не востребуется. Соответственно, делается акцент на построение государственной кадровой политики. Для этого и была в 2011 году утверждена концепция государственной кадровой политики Республики Беларусь. Согласно которой, реализация основных положений Концепции обеспечивает:

координацию деятельности в этой области государственных органов и иных организаций;

формирование государственной программы «Кадры XXI века», в которой должны быть отражены отраслевые и региональные аспекты кадровой политики государства.

Приоритеты государственной кадровой политики направлены на достижение стратегической цели Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы - рост благосостояния и улучшение условий жизни населения, что предполагает:

обеспечение достойного уровня оплаты труда всех граждан, участвующих в создании национального богатства республики, укрепление нравственного, культурного, научного и образовательного потенциала общества;

увязку уровня благосостояния членов общества с реальным вкладом каждого в решение проблем социально-экономического развития, достижение на этой основе социальной справедливости;

сведение до минимума напряженности на рынке труда, значительное уменьшение неофициальной и скрытой безработицы;

повышение престижа работы в сфере здравоохранения, науки, образования, культуры, государственного управления, способствующей экономическому росту страны, укреплению нравственных основ жизни народа, физического здоровья нации;

формирование управленческого кадрового потенциала в различных сферах деятельности, соответствующего современным требованиям и задачам социально-экономического развития республики;

сохранение социально-политической стабильности в обществе.

Оценивая последствия решения приоритетных задач в управлении кадровым потенциалом общества, следует отметить, что на начальном этапе государственная кадровая политика ориентирована, прежде всего, на сохранение, эффективное использование созданного кадрового потенциала страны и его развитие в соответствии с требованиями обеспечения национальной безопасности в условиях интеграции экономики республики в мировую хозяйственную среду.

В реализации новой концепции государства важная роль отводится сетевым информационно-коммуникационным технологиям. Таким образом, были разработаны и утверждены различные программы, которые способствовали развитию страны в данном направлении. Например, Государственная программа информатизации «Электронная Беларусь» на 2003-2005 гг. и на период до 2010 г. Выполняется в стране с 2003 года. В ходе реализации программы должны были быть выполнены 108 проектов. На февраль 2010 года выполнены 88, в 2009 году завершены 13. Завершающий этап: ноябрь-декабрь 2010 года - приняты результаты 26 проектов.

«Электронная Беларусь - 2»: разработан План мероприятий на 2011-2015 годы (создание электронного правительства, электронной экономики, электронных торговли, здравоохранения, обучения, занятости и социальной защиты населения). Конечным результатом реализации Программы станет создание общегосударственной информационной системы, в рамках которой будет сформирован единый порядок сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации (информационный процесс) на базе усовершенствованной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и единого национального информационного ресурса. Это обеспечит кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, повышение эффективности государственного и местного управления, создания принципиально новых возможностей для мониторинга процессов в экономике и обществе и принятия своевременных решений по регулированию этих процессов.

Также на сегодняшний день используются электронные административные регламенты. Что в свою очередь обеспечивает: оптимизацию показателей исполнения государственной функции, в том числе в интересах граждан и организаций, реализация прав и обязанностей которых обеспечивается исполнением государственной функции; устранение избыточных административных действий и процедур; упрощение административных процедур; уменьшение сроков исполнения административных действий и процедур и др.

Таким образом, были выявлены общие проблемы применения принципов государственного управления и проблемы, которые касаются непосредственно Республики Беларусь, определены пути совершенствования реализации принципов в современных условиях. Было также отмечено, что деятельность государства направлена на разработку и утверждение различных программ для повышения эффективности государственного управления. Реализация, которых способствует улучшению государственного управления.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги по данной курсовой работе можно сделать основные выводы.

Государственное управление - это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

Среди всех видов управления государственное управление занимает особое место. При этом процесс выявления и обоснования принципов государственного управления отвечает определенным требованиям.

К отличительным свойствам принципов государственного управления относятся

диалектичность;

системность.

Были определены следующие принципы государственного управления:

объективность;

демократизм;

правовая упорядоченность;

законность;

разделение власти;

публичность.

Данные принципы являются общими, кроме них существуют и другие виды: структурно-целевые, структурно-функциональные, структурно-организационные, структурно-процессуальные принципы.

Необходимо отметить, что большинство принципов государственного управления отражены в документе, который имеет высшую юридическую силу - Конституции Республики Беларусь - основном законе. Тем не менее, необходимо еще над этим работать, чтобы было не только грамотно теоретически изложено, но и на практике правильно и рационально применялось, а это и есть самое главное для эффективного государственного управления.

Оценивая применение принципов государственного управления в Республике Беларусь, была дана оценка эффективности государственного управления по методологии Всемирного Банка, которая выявила проблемы в данной области. На основании чего были разработаны следующие пути совершенствования применения принципов государственного управления:

- снижение расходов государства;

обеспечение благоприятного климата для развития экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке;

улучшение качества государственных решений и обеспечение их эффективной реализации;

совершенствование государственной службы - привлечение в службу необходимого числа специалистов высокой квалификации при ограничении затрат на их содержание;

использование информационно-коммуникационных технологий;

расширение диапазона и повышение качества услуг, предоставляемых государством гражданам, обществу и частному сектору;

- разработка и утверждение соответствующих государственных программ;

- повышение доверия общества к государству;

антикоррупционная деятельность.

Таким образом, следует отметить, что деятельность государственного аппарата Республики Беларусь направлена на повышение эффективности государственного управления, для чего также осуществляется разработка и утверждение различных программ для повышения эффективности, реализация которых способствует улучшению государственного управления. На практике, данная проблема является актуальной на сегодняшний момент как для Республики Беларусь, так и для любой другой страны.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...