Развитие газетного рынка в 1860-1890-х гг.
В 1855 г. к власти пришел Александр II, который начал осуществлять буржуазные реформы. Вера русской демократической интеллигенции в эти реформы ослабла после 1861 г., когда долгожданная отмена крепостного права была проведена как видимость изменений. В 1866 г. на царя совершено покушение Д. Каракозовым, после чего курс меняется с реформ на ужесточение власти. В 1881 г. царь умирает в результате террористического акта (народоволец кинул ему под ноги бомбу). Сын убитого Александр III отказывается от некоторых уже проведенных преобразований. Заседание Совета Министров в 1881 г. положило начало ограничению свободы журналистики. 60-е гг. – эпоха расцвета русской сатирической журналистики. Предшественник сатирических журналов – «Свисток», выходивший под редакцией Добролюбова в 1859-1863 гг. как отдел «Современника». Фельетоны, сатирические куплеты, стихотворные пародии здесь отличались политической остротой. 60-е гг. - юмористические и сатирические уличные листки и журналы («Развлечение» «Гудок», «Заноза», «Оса»). Такие издания были ориентированы на городского обывателя, ищущего развлечений и разоблачений, не придерживались одного направления, выбирали мелкие темы. «Искра» (1859-1873) Журнал представлял новый тип еженедельного сатирического издания с иллюстрациями, пользовался большой популярностью (тираж до 9 тыс. экз.) Это демократическое издание, основанное в Петербурге художником-карикатуристом Н. А. Степановым и поэтом В. С. Курочкиным. Особенности журнала: 1. Обширная сеть корреспондентов. В основе работы – постоянное общение с читателями. Организовывались приемные дни в редакции. Один из ведущих отделов – «Нам пишут» (в основном материал из провинции обличительного характера).
2. Карикатуры были важной составляющей. Иногда они имели большее воздействие на аудиторию, чем текст. 1862 г. - карикатура Степанова «Либерал-эквилибрист»: министр внутренних дел Валуев, балансирующий на канате, с одной стороны которого стоит слово «да», с другой – «нет». 3. Жанровая структура. Публиковались стихи, проза, драма. Жанры: рассказ, очерк, фельетон, сатирический портрет, корреспонденция, обозрение, пародия, эпиграммы, малые формы – заметки, изречения, анекдоты. Большое место занимала пародия, не только литературная. Пародировались взгляды и представления социальных групп: чиновничий жаргон, либеральная фразеология, косноязычие помещиков. С передовыми статьями выступали Г. З. Елисеев и П. А. Гайдебуров («Хроника прогресса»). В конце 60-х гг. «Искра» стала уделять много внимания иностранной политической жизни, В. И. Богдановвел сатирическое обозрение «Заметки со всех концов света». Для структуры «Искры» характерны циклы публикаций: «Выдержки из памятной книжки старшего чиновника особых поручений «Искры» П. И. Вейнберга, «Из записной книжки отставного майора Михаила Бурбонова». 4. Полемика. «Искра» в полемике совпадала с другими демократическими изданиями. Защищали роман «Что делать?», осудили «Отцы и дети» Тургенева: автор исказил образ демократа 60-х гг. 5. Выразительные средства. Цензура препятствовала тому, чтобы в журнале назывались города и имена. «Искра» пользовалась языком иносказаний, недосказанности, намеков, недомолвок, умолчаний. Была выработана система условных географических названий и реальных имен: Одесса – Приморск, Саратов – Угрюмск, Екатеринославль – Грязнославль и т. д. Псковский губернатор В. Н. Муравьев – Муму, губернатор Астрахани Дегай – Расстегай. Использовали внешне нейтральные слова, за которыми скрывались социально-исторические понятия (либерализм – «компромисс», конфликты крестьян и помещиков – «недоразумения», революционные пути развития – «скачки»).
Курочкина не раз отстраняли от официального руководства журналом. В 1873 г. журналу объявлено третье предостережение с приостановлением выпуска на 4 мес. Издание не возобновилось. «Будильник» - сатирический журнал с карикатурами, созданный в 1865 г. Н. А. Степановым, который ушел из «Искры» из-за денежных противоречий. Содержание «Будильника» также посвящены социальным противоречиям и несправедливости. В «Будильнике» и «Искре» работало немало общих сотрудников. Но «Будильник» был менее популярен. Он уступал в яркости и остроте сатиры, в полемике. Развлекательный и юмористический материал здесь оттеснял сатиру на второй план. Степанов уже с 1871 г. являлся редактором только номинально, а журнал стал юмористическим, рассчитанным на непритязательного читателя. «Гудок» - еще один сатирический журнал под редакцией Д. Д. Минаева, который выходил в течение 1862 г.Здесь также рассматривают сатиру как средство преобразования государственного строя, обращали внимание на крестьянский вопрос. Сходство «Гудка» и «Искры» проявлялось в оформлении номеров. Но смеха в их сатире было больше, чем протеста. «Отечественные записки» (1868–1884 гг.) при Н.А. Некрасове и М.Е. Салтыкове-Щедрине. Демократические «Современник» и «Русское слово» были закрыты правительством в 1866 г. После выстрела Д. Каракозова в царя никому из демократов не разрешили бы открыть новое издание. Поэтому бывший редактор «Современника» Некрасов арендует у Краевского журнал «Отечественные записки» и становится неофициальным редактором. М. Е. Салтыков-Щедрин вначале помогает в руководстве журналом, а после смерти Некрасова в 1878 г. становится редактором. Каждый номер журнала делился на две части: 1. художественная литература и статьи научного содержания; 2. публицистика. Некрасов – общее руководство и отдел поэзии, Салтыков-Щедрин – редактировал беллетристику, Елисеев – публицистика. Сотрудниками были Г.И. Успенский, Н.А. Демерт, Ф.М. Решетников, А.Н. Островский, Д.И. Писарев, А.П. Щапов, Н.К. Михайловский. В конце 1868 г. тираж журнала вырос с 2.000 до 8.000 экз. В журнале работали литераторы, верные традициям «Современника» 60-х гг. т. е. демократы (Салтыков-Щедрин, Слепцов, Зайцев) и народники (Лавров, Михайловский, Скабичевский). Хотя Некрасов добился неофициальной предварительной цензуры, чтобы уменьшить риск, журналу выносили предостережения, весь тираж майского номера за 1874 г. был уничтожен за «неблагонамеренность» и «предосудительное содержание».
1. Беллетристика журнала при Некрасове носит ярко выраженный крестьянский характер. Некрасов опубликовал на страницах своего журнала цикл декабристских поэм «Дедушка» и «Русские женщины», «Современники», «Кому на Руси жить хорошо», «Последние песни». Много внимания уделялось критике капитализма и капиталистических отношений (Салтыков-Щедрин, Некрасов, Успенский, Островский). Журнал протестовал против предпринимателей, пришедших на смену крепостникам. «Дневник провинциала в Петербурге» (М. Е. Салтыков-Щедрин): капиталист осуществляет хищничество на практике, а либерал-«пенкосниматель» оправдывает, придумывает подходящие правила. 2. Наука. Наибольшую ценность имели статьи Сеченова, Мечникова, Лесгафта, Докучаева, Костычева. Здесь же печатались многочисленные исторические исследования. 3. Публицистика (отдел журнала «Современное обозрение»). Журнал уделял внимание международному революционному движению, марксизму. Печатают статьи народников, полемизирующих с «Капиталом» Маркса. Михайловский создал для России теорию возможности миновать капитализм, защищал развитие средневекового общинного землевладения. 4. Критика. Литературно-критическая позиция журнала – защита реализма, идейности, новой разночинной литературы с обычным героем, выступали против натурализма и «чистого искусства». В апреле 1884 г. было опубликовано правительственное сообщение о закрытии «Отечественных записок» за пропаганду социалистических учений и принадлежность отдельных сотрудников к составу тайных революционных организаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|