Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тест №2. Самостоятельность мышления




Инструкция дается в процессе раздачи листов с задания­ми: «На листочках, которые я вам сейчас раздаю, написаны логические задачки. Их всего семь. К каждой задачке при­ведены три варианта ответа: «а», «б», «в». Вам нужно прочи­тать задачку, прочитать ответы и выбрать тот, который вам кажется правильным. Ответ нужно проставлять крестиком вот в этой таблице. (Показать таблицу на доске и на бланке.) В самих листках, где приведены задачки, ничего писать или обводить нельзя. Отвечать надо следующим образом. Мо­жет быть, вам в первой задачке правильным показался от­вет «в», тогда вы здесь ставите крестик, во второй - «а», в третьей - «б» и т. д. (в процессе объяснения проставлять крес­тики в таблице на доске). Для каждой задачки нужно выбрать только один ответ, то есть у вас в каждой строчке должно быть по одному крестику. Если что-то в процессе работы бу­дет непонятно, поднимите руку, я подойду и объясню. Рабо­тать надо самостоятельно, друг с другом советоваться нельзя. Если совсем непонятно, какой ответ выбрать, то можно эту задачку пропустить».

Необходимо наблюдать за формальной правильностью вы­полнения теста, чтобы в одной строчке не оказалось 2-3 крести­ка. Если у кого-то обнаружится подобная форма ответа, нужно переделать работу вместе с этим учеником. Попросите ребенка (предупредив, что вслух ничего говорить не надо) пальцем пока­зывать в листе с задачками «правильные» ответы и за него зано­сить их в таблицу. Для себя пометьте, что данный ребенок само­стоятельно в соответствии с инструкцией работать не смог.

По мере выполнения собирайте листки с задачками и пере­ворачивайте ответные бланки, чтобы соседи по парте не сверя­лись и не списывали. Общее время работы не должно превышать

5-7 минут.

Пока учащиеся работают над тестом самостоятельности мышления, на доске нарисуйте ответную таблицу к 1 субтесту те­ста Амтхауэра, чтобы объяснить общий принцип проставления ответов. Когда большинство ребят закончат выполнять тест са­мостоятельности мышления, начните раздавать тетради со стимульным материалом к.тесту Амтхауэра, предупредив, что пока смотреть задания нельзя.

Тест №3. Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Общая инструкция к тесту Амтхауэра «Вы получили книжки, в которых логические задачки раз­биты на группы. Пока открывать эти книжечки не надо. Рабо­тать будем следующим образом. Перед каждой группой за­дачек я буду давать пояснения, как надо их выполнять. По­том мы будем разбирать пример, и только потом, когда я скажу, что можно начинать работать, вы откроете книжечки с зада­ниями и начнете решать. На выполнение каждой группы за­даний отводится строго определенное время (от 4-5 до 10 минут). Когда время закончится, даже если не успеете ре­шить все задачки, все равно надо будет переходить к следу­ющим задачкам. Даже если будет оставаться свободное время, нельзя возвращаться и доделывать, что не успели. В самих книжечках ничего писать или рисовать нельзя. Отве­ты надо проставлять в ответном бланке вот в таких таблицах-полосочках (показать на доске и на ответном бланке).»

1 субтест Амтхауэра

Инструкция: «Возьмите книжечки, откройте на первой стра­нице. Перед вами 10 логических задачек. К каждой задачке приведены пять вариантов ответов. Они отмечены цифра­ми: 1, 2, 3, 4, 5. Вам нужно прочитать задачку, прочитать все ответы и выбрать тот, который кажется правильным. Пред­положим, что в 1 задачке вы выбрали ответ 3, тогда в ответ­ной полосочке в пустую клеточку под цифрой 1 вы пишете 3, во второй задачке выбрали пятый ответ, тогда здесь пишете б, в третьей задачке - первый ответ, тогда здесь ставите 1, и так далее под номером каждой задачки вы проставляете Цифру ответа. Выбрать надо обязательно только один ответ, нельзя написать две или три цифры. Если не знаете, какой ответ выбрать, можно эту задачку пропустить. На все задач­ки дается 5 минут (для 3-5 классов, 4 минуты для 6 классов). Можно начинать».

Пройдите по классу и проверьте формальную правильность простановки ответов (ответы ставятся в нужной таблице, пишутся цифры, а не крестики и т. д.). Когда останется одна минута, предупредите, что пошла последняя минута. По истечении отве­денного времени скажите: «Стоп. Все работу закончили. В пу­стых клеточках, где не знали, какой ответ выбрать, или не успели решить, поставили прочерки». Пройдите и проставьте прочерки, если дети это сами не делают, а продолжают решать.

2 субтест Амтхауэра Инструкция: «Переходим к следующим задачкам. Теперь вам надо будет искать лишнее слово. Будут даны пять слов (они под номерами: 1, 2, 3, 4, 5). Четыре слова по смыслу будут подходить друг к другу, а одно будет неподходящее. Его номер и надо будет записать в следующей полосочке в пустой клеточке под номером задачки (показать). Разберем пример (для 3-5 классов - оба примера, для 6 класса - только второй). Какое слово лишнее: стол, стул, птица, шкаф, кро­вать? (Выслушать ответы.) Правильно, птица. А здесь какое лишнее: сидеть, лежать, стоять, идти, стоять на коленях? (Выслушать ответы. Даже если даются только правильные отве­ты, все равно пояснить, почему правильный ответ «идти», а не, к примеру, «стоять на коленях».) Лишнее слово «идти», так как все остальные слова характеризуют неподвижность, отсут­ствие движения. Открыли задания раздела 2 (задачки с 11 по 20). Работаете 5 минут (для 3-4 классов, 4,5 минуты для 5 классов, 4 минуты для 6 классов). Можно начинать».

За 1 минуту до окончания сообщите, что пошла последняя минута. Если кто-то выполнит работу раньше времени, похвали­те, но предупредите, что смотреть следующие задачки нельзя. Пусть просто сидят и отдыхают. Можно перевернуть их ответный бланк или накрыть книжкой, чтобы сосед по парте не списал. Пока дети работают, напишите на доске пример к 3 субтесту: лес - де­ревья, луг -? - сено, корм, куст, трава, пастбище. По истечении времени скажите ученикам, чтобы они закончили работу и про­ставили в пустых клетках прочерки.

3 субтест Амтхауэра Инструкция: «Переходим к следующим задачкам. Разбе­рем пример, как надо будет работать. Будут даны два слова, например: лес - деревья. Эти два слова как-то между собой связаны. Как? (Выслушать ответы.) Правильно, можно сказать, что в лесу растут деревья. Тогда по этому же прави­лу, какое слово подойдет к слову «луг»: сено, корм, куст, трава, пастбище? Если: лес - деревья, то луг - сено, корм, куст, трава, пастбище? (Выслушать ответы.) Правильно, если в лесу растут деревья, то на лугу растет трава. Еще разберем при­мер: два слова «темный - светлый» как-то связаны (повто­рить: темный - светлый), тогда по этому же правилу к слову «мокрый» какое подойдет? (Выслушать ответы.) Правильно, «сухой». Ваша задача состоит в том, чтобы понять, как свя­заны первые два слова, и по этому правилу подобрать под­ходящее слово к третьему. Номер слова, выбранного в пару к третьему, надо записывать в следующей полосочке ответ­ного бланка. На работу дается 5 минут (для 3-5 классов, 4,5 минуты для 6 классов). Открыли страницу с разделом 3. Можно начинать. Если кто-то не понял, как отвечать, подни­мите руку, я подойду и объясню». (С выполнением именно это­го задания дети достаточно часто испытывают трудности.)

Пока дети работают, напишите на доске примеры для 4 субте­ста: «нож, яблоко, газета, хлеб, сигара, браслет» и «трава, рожь, пирог, мука, пшеница, дерево». За минуту до окончания предупре­дите, что пошла последняя минута. По истечении времени скажите ученикам, чтобы они закончили работу и в пустых клеточках поста­вили прочерки.

4 субтест Амтхауэра Инструкция: «Переходим к следующему заданию. Оно отличается от всех предыдущих тем, что вам в каждой кле­точке в ответной полоске надо будет ставить две цифры че­рез запятую, потому что вам нужно будет из шести слов выб­рать два таких, которые можно объединить, так как они от­носятся к одной группе. Разберем пример: нож, яблоко, га­зета, хлеб, сигара, браслет. Какие два слова относятся к одной классификационной группе? Они не должны быть как-то связаны между собой, но их можно отнести к одной груп­пе. (Выслушать ответы.) Правильно: яблоко и хлеб. Их можно отнести к одной группе - продукты питания. Нельзя выбрать «нож» и «хлеб», так как эти два слова связаны: ножом режут хлеб, но не в какую общую группу они не входят. Разберем еще пример: трава, рожь, пирог, мука, пшеница, дерево. Какие два слова относятся к одной классификационной группе? (Выслушать ответы.) Правильно: «рожь» и «пшеница». Они от­носятся к одной группе - зерновые растения. Понятно, по­чему нельзя выбрать слова «мука» и «пирог»? Эти два слова связаны: из муки пекут пирог, и ни в какую общую группу они не входят. А почему не подходят «трава» и «дерево»? Ведь эти два слова не связаны между собой и входят в одну груп­пу - растения? Но ведь и рожь, и пшеница тоже растения, и получается, что в группу попадает четыре слова, а не два, как требуется. Всегда надо искать такую группу, чтобы в нее попадало только два слова. И номера этих двух слов нужно записывать (через запятую) в одну клеточку в следующей ответной полосочке. Работаете 5 минут. Открыли книжки на разделе 4. Можно начинать работать».

Пройдите по классу, проверьте формальную правильность выполнения. Можно еще раз повторить, что две цифры пишутся в одной клетке. Пока дети работают, напишите на доске числовой ряд (9710811912?) для объяснения 6 субтеста. За 1 минуту

до окончания предупредите, что пошла последняя минута. По истечении времени скажите ученикам, чтобы они закончили ра­боту и в пустых клеточках поставили прочерки.

6 субтест Амтхауэра Инструкция: «Открыли книжку на разделе 6. Вы видите здесь числовые ряды. Числа в них написаны не просто так, а с учетом определенных закономерностей. Вам надо понять, какой закономерностью связан ряд, и вычислить то число, которое должно продолжить этот ряд. Помните, что в самих книжках ничего дописывать нельзя, полученные числа надо проставлять в следующей ответной полосочке. Давайте раз­берем пример, как надо считать. Вот числовой ряд: 2 4 6 8 10 12. Какое будет следующее число? (Выслушать ответы.) Пра­вильно, 14. А каким числом должен продолжиться этот ряд:

9 7 10 8 11 9 12? (Выслушать ответы.) Правильно, 10. Здесь для решения можно использовать два способа. Сначала про­стой: 7, через цифру - 8, через цифру - 9, через цифру будет 10. Но этим способом все ряды не решить, хотя и он может пригодиться. Давайте разберем общий принцип решения чис­ловых рядов. Надо считать, как из первого числа получить второе, как из второго получить третье и так далее. Как из 9 получить 7? Правильно, надо отнять 2. (Записываете «-2» под промежутком между 9 и 7.) Как из 7 получить 10? Приба­вить 3. (Записываете «+3» под промежутком между 7 и 10.) Как из 10 получить 8? Отнять 2. (Подписываете: «-2».) Как из 8 по­лучить 11? Прибавить 3. (Подписываете: «+3».) Как из 11 по­лучить 9? Вычесть 2. (Подписываете: «-2».) Как из 9 получить 12? Прибавить 3. (Подписываете: «+3».) Что у нас получилось (читаете): -2, +3, -2, +3, -2, +3. Какая должна быть следую­щая операция? -2. И если мы от 12 отнимем 2, то и получим 10. Достаточно вычислить одно число, которым продолжа­ется ряд, и его надо записать в соответствующую клеточку в ответной полоске. Промежуточные операции никуда запи­сывать не надо. Можно вообще считать в уме, можно пользо­ваться черновиком. Каждый может работать так, как ему удобно. Только в книжке, где написаны числовые ряды, ни­чего подписывать нельзя, даже карандашиком. На работу отводится 10 минут. Можно начинать. Если в каком-то ряду будет непонятно, какое число должно быть, то много време­ни не тратьте на решение, лучше пропускайте и переходите к следующему. И в середине, и в конце могут попасться ме­нее сложные».

Это задание в общеобразовательных классах вызывает наи­большие трудности, многие дети вообще не понимают, что надо делать. Можно прорешать с ними первый числовой ряд, но даль­ше дети должны работать самостоятельно, как смогут, даже если они так ничего и не поняли. Попытки решений нужно поощрять, но не подсказывать и не поправлять. Следите, чтобы дети друг с Друга не списывали. За минуту до окончания предупредите, что пошла последняя минута. По истечении времени скажите детям, чтобы они прекратили работу и поставили в пустых клеточках про­черки. Пройдите по классу, проверьте и проставьте прочерки.

7 субтест Амтхауэра
Пример для 7 субтеста приведен в тестовой книжке.

Инструкция: «Перевернули страницу, там приведен пример к следующему заданию. В верхнем ряду нарисованы фигуры-образцы. Ниже нарисованы те же фигуры, но только разрезанные на кусочки. Вам надо из кусочков сложить какую-нибудь фигуру-образец. Из первых нижних кусочков получается фигура №? (Выслушать ответы.) Один. Из вторых нижних кусочков получается фигура №...? Пять. Из третьих? №2. Из четвертых? №4. Пример очень простой, само задание будет потруднее. Переверните страницу, где приведено задание. Там в верхнем ряду также нарисованы фигуры-образцы. Они пронумерованы: 1, 2, 3, 4, 5. Под ними два ряда кусочков, из которых надо складывать фигуры. На следующей странице опять нарисован ряд образцов, а ниже еще два ряда кусочков, из которых надо эти образцы складывать. Давайте разберем еще одно задание, чтобы было понятно, как записывать ответы. Найдите пятьдесят шестые кусочки. Если их сдвинуть, какая фигура получится, какой номер? (Выслушать ответы.) И теперь в следующей ответной полосочке под «56» в пустую клеточку записываете «4» или «2», кто какой ответ считает правильным. То есть вам надо из каждых кусочков сложить какую-нибудь фигуру и ее номер записать в пустую клеточку под соответствующим номером кусочков. Для построения фигуры надо использовать все кусочки, которые нарисованы в квадрате. Номера фигур могут повторяться, потому что их всего пять, а кусочков - десять вариантов. Какой-то образец может получиться и два, и три раза, может быть, и подряд. Пусть вас это не смущает. Помните, в книжке рисовать нельзя. Можно на черновике. Но нельзя накладывать бумагу на кусочки и срисовывать, как на кальку. Линейкой тоже нельзя измерять. Работаете 8 минут. Можно начинать. Если сразу не видно, какая получается из кусочков фигура, то пропустите, переходите к следующей».

Следите, чтобы дети не рисовали в тестовых книжках. Мож­но раза два напомнить, что надо просмотреть кусочки и на пер­вой, и на второй странице, то есть все 20. За минуту до оконча­ния предупредите, что пошла последняя минута. По истечении времени скажите ученикам, чтобы они закончили работу и поста­вили прочерки в пустых клетках.

8 субтест Амтхауэра Пример для объяснения 8 субтеста приведен в тестовой книж­ке. Инструкция: «Перевернули на следующую страницу, там приведен пример. Задание немного похоже на предыдущее, только теперь в качестве образцов нарисованы кубики. Вер­хний ряд кубиков - это образцы. Они все разные, потому что по-разному разрисованы их грани. Это не дырки, а нарисо­ванные кружочки, квадратики и линии. Ниже нарисованы те же самые кубики, только они повернуты в горизонтальной плоскости (показать рукой), или в вертикальной плоскости (показать рукой), или и так, и так одновременно (показать ру­кой). Когда кубик поворачивается, внешний вид его меняет­ся, он начинает выглядеть по-другому. Может одна грань исчезнуть и появиться новая, но две грани всегда остаются. Вам надо, сравнивая, как соотносятся рисунки на гранях, определить, где какой кубик. Давайте разберем пример. Пер­вый нижний кубик на какой из верхних похож? (Выслушать от­веты.) На первый. Второй нижний на какой из верхних похож? (Выслушать ответы.) На пятый. Третий нижний на какой по­хож? Если его вот так один раз повернуть? (Показать рукой.) Этот кружок опустится вниз, эта грань спрячется, уголок поднимется наверх, а здесь появится новая грань. Какой получим образец? (Выслушать ответы.) Номер два. Четвер­тый нижний кубик на какой верхний похож? (Выслушать отве­ты.) На третий. И пятый нижний? - На четвертый. Переверну­ли на следующую страницу. Само задание точно такое, нис­колько не сложнее. Верхний ряд - кубики-образцы. Ниже -Два ряда кубиков, которые нужно сравнивать с образцами и выбирать, на какой из образцов каждый из них похож. На сле­дующей странице еще ряд кубиков-образцов и два ряда «перевернутых» кубиков, которые надо сравнивать с образца­ми. Ответы записывать надо в следующей ответной поло­сочке. Работать надо следующим образом. Вы «берете» семь­десят шестой кубик и сравниваете с образцами. Номер об­разца, на который похож семьдесят шестой кубик, вы запи­сываете в пустую клеточку. Номера образцов также будут повторяться, так как образцов всего пять, а кубиков к ним десять. Каждый может встретиться по несколько раз, воз­можно и подряд. Если какой-то кубик не определить, то мо­жете пропустить. На работу дается 9 минут. Можно начинать». Пройдите по классу и проверьте, все ли поняли, как записы­вать ответы. Напомните, что нужно просмотреть кубики и на пер­вой, и на второй странице, все двадцать. За минуту до окончания скажите, что пошла последняя минута. По истечении времени скажите детям, чтобы они прекратили работу и в пустых клеточ­ках поставили прочерки.

9 субтест Амтхауэра Инструкция: «Переходим к следующему заданию. Все положили ручки на стол, в руках никто ничего не держит. Закройте тестовые тетради. (Раздать листы со словами для заучивания к 9 субтесту Амтхауэра.) Вы получили листки. Там написаны слова, которые вам надо выучить. Прочтите слова, все ли вам понятны? Если какие-то непонятны, спросите. (Егерь - это лесник, который сопровождает охотников на охо­те.) Вам дается 3 минуты на то, чтобы выучить все слова, которые там написаны. Учите молча. Ручки у всех лежат на столе».

Следите, чтобы никто не записывал слова. По истечении 3 минут соберите листки со словами для запоминания и продол­жите инструкцию: «Все прекратили учить и слушают меня. От­кройте тестовые тетради на разделе 9. В этих тетрадях ни­чего ни обводить, ни подчеркивать нельзя. Ответы надо про­ставлять в следующей полосочке ответного бланка. Как надо ] отвечать, я буду объяснять. На каждую букву было только! одно слово. Какое слово было на букву «а»? Правильно, Армавир. Армавир - это город. Город стоит под цифрой 3, значит, в пустую клеточку под номером 96 пишем цифру 3. Да­лее работаете самостоятельно. Вспоминаете, какое слово было на каждую выделенную букву, и в ответной полосочке проставляете номер того, что оно обозначало. Или вспоми­наете слова, потом ищете букву и проставляете цифру того, что оно обозначало, в соответствующей клеточке на бланке. Работаете молча, вслух никто ничего не говорит. Можно на­чинать. Вам дается 6 минут, чтобы вспомнить как можно боль­ше слов. Какие-то слова вам будет некуда пристроить, так как вы учили 25 слов, а «вспомнить» надо только 20».

По истечении 6 минут скажите, чтобы все работу закончили, а в пустых клеточках поставили прочерки. Если тестирование проводится в 3-5 классе, то соберите тестовые тетради Амтхауэ­ра, а если в 6 классе, то перейдите к выполнению 5 субтеста.

Субтест Амтхауэра

Инструкция: «Теперь вам надо решать арифметические задачки. Ответы надо проставлять в последней полосочке ответного бланка. В пустую клеточку под номером за­дачки записывать ответ без наименования. В ответах дол­жны получаться целые числа. Не обязательно считать в уме, можно пользоваться черновиками, калькуляторами. Если будет непонятно, как решать задачку, лучше ее пропустить и перейти к следующей. На все 20 задачек дается 10 ми-Нут. Можно начинать».

Пока учащиеся работают, нарисуйте на доске ответную таб­лицу к методике Равена. Если учащиеся сидят за партами по од­ному, то выдайте каждому книжку с заданиями серии А. Если уче­ники сидят по двое, то один получает задания серии А, а другой -серии В. Серию А получает тот ученик, который испытывал боль­ше трудностей при работе с тестом Амтхауэра. Не следует стро­го соблюдать принцип раздачи «по вариантам», который исполь­зуется на контрольных работах. Через 9 минут работы предупре­дите, что пошла последняя минута. По истечении времени ска­жите детям, чтобы они закончили работу и в пустых клеточках поставили прочерки. Тестовые тетради соберите.

Тест №4. Тест Равена

Инструкция: «Переходим к новому заданию. Вы получи­ли книжки с картинками. В этих книжках ничего писать, рисо­вать или помечать нельзя. Там только сами задания. Отве­чать надо вот в такой таблице (показать на доске и на бланке). Сейчас работают только те, кто получил книжку с заданиями А. (Показываете классу картинку и объясняете.) Вот картинка А1, из нее как будто вырезан кусочек, как будто дырочка по­лучилась, а ниже нарисованы заплатки. Какую из этих зап­латок надо сюда положить, чтобы этой дырочки не было видно, чтобы ее не стало, чтобы линии совпали, рисунок восстано­вился, картинка получилась правильная? Покажите пальчи­ком эту заплатку. (Пройти по классу и проверить, все ли пока­зывают правильный ответ. Объяснить тем, кто не понял.) Какой номер заплатки мы выбрали? Правильно, четыре. Смотрите, как надо записывать ответ. Вот в этот столбик вы будете за­писывать ответы на задания книжечки А (показать). В кни-жечке 12 заданий и у вас 12 пустых клеток. В первой клеточ­ке вы записываете номер заплатки, которую выбрали для первой картинки, то есть вот здесь ставите 4 (написать). Даль­ше работаете самостоятельно, молча, ответы на следующие задания пишете ниже в этот же столбик. Теперь меня слу­шают те, у кого книжки с заданиями В. Посмотрите, какая заплатка подходит, какой у нее номер? Правильно, два. Вы будете проставлять ответы в столбик В, этот столбик А у вас пока должен оставаться пустым (показать на доске). Сюда, в верхнюю пустую клеточку, записываете номер выбранного ответа 2 (написать на доске). Ниже в столбик записываете ответы на следующие задания. Работаете самостоятельно. Не торопитесь, примеряйте все заплатки и выбирайте из всех ту, которая лучше подходит, а не пишите первую, показав­шуюся подходящей. Если кто-то не понял, как отвечать, под­нимите руку, я объясню. (Подойти и показать, куда писать от­вет.) Кто решит все задания в книжечке, поднимает руку и получит следующую книжечку. Всего будет четыре книжки -А, В, С, D. Сначала будут простые задания, но чем дальше, тем сложнее они будут становиться. Если будет непонятно, какой ответ выбрать, то можно это задание пропустить».

Те, кто начинал с серии А, последовательно получают серии В, С и D. Те, кто начинал работать с серии В, последовательно получают серии С, D и А*. Отработанные книжки следует заби­рать. Следите, чтобы дети не пропустили какой-нибудь субтест, не забыли выполнить задания серии А. Временных ограничений нет, но очень медлительных детей следует поторопить, сказать, чтобы пропускали непонятные задания. Дети работают с разной скоростью и заканчивают не одновременно.

Тест №5. Рисунок дерева

Те ученики, которые выполнили все 4 серии матриц Равена, переходят к тесту «Рисунок дерева». Для его выполнения следует перевернуть ответный бланк на чистую сторону, положить его вер­тикально и сказать, чтобы ребенок нарисовал дерево, любое, какое хочет и чем хочет (можно ручкой, простым или цветными каранда­шами, фломастерами). Постепенно дети переходят к рисованию и также работают с разной скоростью. Следует поторопить тех, кто излишне увлекается прорисовыванием и раскрашиванием.

Тест №6. Тест Люшера

Дети, закончившие рисовать дерево, подходят со своим ответным бланком к сидящему за столом психологу и выполняют тест Люшера. (Объем работы с тестом Люшера может варьиро­вать в зависимости от поставленных задач.) Цветовые карточки выкладываются перед ребенком на чистом белом (но не осле­пительно) листе бумаги. Ответы ребенка следует записывать в верхней части его ответного бланка в специально отведенном для этого месте.

Примечание Серия А обязательна при тестировании учащихся вспомогательных школ или коррекционных классов. При тестировании учащихся общеобразовательных школ и гимназий серия А может быть опущена, все дети начинают работать с серии В, на которой и объясняется общий принцип решения, и последовательно, по мере выполнения получают следующие серии теста Равена (то есть работают не по вариантам). При инструктировании также следует убедиться, что все дети поняли, как надо выбирать и проставлять ответы.

 

Инструкция к тесту Люшера: «На какой из этих цветов боль­ше всего похоже твое настроение, когда ты утром идешь в школу? Чаще всего, обычно. Назови или покажи пальцем. А дома в выходные дни? На уроках математики? Русского язы­ка? Чтения? Природоведения? и т. д. Когда у доски отвеча­ешь? А перед контрольной работой? Когда на перемене с ребятами играешь (общаешься)? Когда с классным руково­дителем разговариваешь? (Последовательно записывайте но­мера цветов, которые выбирает ребенок, отвечая на вопросы.) А теперь выбери из всех этих цветов тот, который тебе боль­ше всего нравится, кажется красивее других. (Выбранную цве­товую карточку следует убрать, а ее номер записать.) А из ос­тавшихся?» Далее предлагайте ребенку делать аналогичный выбор из остающихся цветов, выбранные карточки убирайте, пока они все не закончатся. Последовательность предпочтения цве­тов записывайте в ответном бланке.

Желательно (если есть такая возможность), чтобы дети пос­ле работы с тестом Люшера покидали класс либо садились от­дельно от ребят, которые еще продолжают работать с матрицами Равена или рисуют дерево. Если они остаются в классе, то нужно их чем-нибудь занять и следить, чтобы они не мешали тем, кто еще продолжает работать. Со звонком все, ответившие на тест Люшера, выходят на перемену, а психолог продолжает работать с оставшимися детьми. Выполнив тест, ребенок покидает класс.

К началу 4 урока работа со всеми вышеприведенными тес­тами должна быть закончена. Если в классе более 25-30 человек, то необходимо либо сократить количество вопросов в тесте Лю­шера, либо проводить опрос параллельно двум психологам, иначе только на проведение данного теста будет затрачено более 30 минут, в течение которых будет достаточно сложно поддержи­вать рабочую атмосферу и дисциплину в классе. Можно ограни­читься проведением общего цветового выбора, который необ­ходим для расчета вегетативного коэффициента, а более полное выяснение эмоциональных установок учащихся проделать в лю­бой другой день. Цветовой выбор не занимает много времени и! дает необходимую информацию о физиологическом состоянии ребенка, его работоспособности в день проведения тестирова­ния. Полное изучение эмоциональных установок может быть про­делано в другой день на любом уроке. Предлагаемая ниже техно­логия тестирования не нарушает течение урока. (Естественно, необходима предварительная договоренность с администраци­ей и педагогом.) Психолог заранее готовит список класса и пе­речень вопросов. Он садится за последнюю парту, отодвинув ее предварительно в самый конец класса. Цветовые карточки теста Люшера также раскладываются на белом листе бумаги. Учащие­ся по очереди по одному подсаживаются к нему и показывают пальцем ответы на вопросы, которые психолог тихо, шепотом им задает. Ответы фиксируются против фамилии ученика в спис­ке. Тестирование всего класса занимает 20-40 минут.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...