Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка потенциала территории

Оценка потенциала территорий различного уровня в настоящее время представляет собой научно-исследовательскую задачу, имеющую непосредственный выход на хозяйственную практику. Связано это с тем, что в условиях рыночной экономики территория является важным элементом экономических отношений в регионе. Оценка потенциала территории дает возможность определить конкурентоспособность региона.

Прежде всего, необходимо акцентировать внимание на качественных характеристиках потенциала территории, дающих ей преимущество перед другими территориями.

Важный момент при оценке потенциала территории - выявление не только тех факторов, которые обеспечивают очевидные преимущества, т.е. сильных сторон территории, но и факторов, снижающих привлекательность региона, т.е. его слабых сторон.

В России, несмотря на предпринимаемые попытки, отсутствует единая база сравнения территорий. Достаточно популярны рейтинговые методы, которые относятся к балльным оценкам.

Под рейтингом региона понимается количественно выраженная интегрированная характеристика территории, которая отражает уровень (ранг) ее привлекательности для потребителей (пользователей) территории.

При прогнозировании спроса на территорию следует учитывать, что на выбор инвестора будут оказывать влияние два фактора: текущее социально-экономическое состояние территории и перспективы ее развития в последующие годы.

Общий рейтинг территории складывается из рейтинга состояния и рейтинга перспективы.

В современных условиях достаточно часто просчитывается рейтинг инвестиционной привлекательности территории для привлечения инвесторов.

Рейтинг перспективы отражает заинтересованность инвесторов не только в сиюминутной отдаче от вложенных средств, но и в возможности получения дивидендов. Особую значимость рейтинг перспективы имеет для инвесторов, желающих разместить на территории объекты хозяйственной деятельности.

При этом, в наиболее общем виде перспективы развития конкретной территории определяются возможностями развития как внешних по отношению к ней факторов (отраслей, к которым принадлежат предприятия региона, конъюнктуры спроса на его продукцию, перспектив развития региона в целом и т.д.), так и внутренних факторов самой территории (ресурсной базы, обновления старых и создания новых предприятий региона и т.д.)- Данные факторы, их количественная оценка и составляют основу для расчета рейтинга перспективы развития территории.

Рейтинг социально-экономического состояния территории рассчитывается с использованием индикаторов, отражающих прежде всего состояние факторов, которые влияют на параметры затрат предполагаемых инвесторов.

Оценочные индикаторы, которые характеризуют регион как выгодный объект вложения капитала и удобное место проживания, т.е. отражающие его инвестиционную привлекательность, можно разделить на следующие группы.

1. Показатели, характеризующие эффективность хозяйственной деятельности:

темпы развития (спада) промышленного производства;

рентабельность хозяйственного комплекса региона;

прибыль на одного занятого в хозяйственном комплексе региона;

отдача хозяйственного комплекса на вложенные инвестиции за счет всех источников финансирования;

отдача хозяйственного комплекса на вложенные инвестиции за счет собственных средств;

коэффициент предпринимательской активности;

производительность труда;

фондовооруженность;

уровень безработицы;

объем экспорта продукции на душу населения.

2. Показатели, отражающие финансовое состояние региона: потенциальная кредитоспособность хозяйственного комплекса (отношение просроченной кредиторской и дебиторской задолженности по хозяйственному комплексу региона);

бюджетная обеспеченность региона (доходы на душу населения); расходы бюджета региона на душу населения;

уровень дотационности региона;

уровень региональных и местных налогов и налоговых льгот.

3. Показатели, характеризующие уровень развития регионнальной инфраструктуры:

обеспеченность рыночной инфраструктурой (предприятия и организации, оказывающие торгово-посреднические, финансово-кредитные, информационные, консультационные, маркетингговые, страховые и иные услуги);

обеспеченность инженерно-технической инфраструктурой (протяженность дорог с твердым покрытием, связь, энерго-, газо- водо-, теплоснабжение и т.д.);

обеспеченность социальной инфраструктурой (жилье, розничная торговля, бытовое обслуживание населения, здравоохра­нение, образование, культура, досуг и т.п.);

объем инвестиций, вложенных в развитие объектов региональной инфраструктуры.

4. Показатели, характеризующие состояние рабочей силы:

численность экономически активного населения региона;

структура экономически активного населения региона по возрасту;

структура экономически активного населения региона по уровню образования;

квалификация экономически активного населения региона;

доля занятых во всех сферах деятельности региона;

уровень заработной платы занятых во всех сферах деятель­ности региона.

5. Показатели, формирующие инновационный климат в регионе:

доля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в валовом региональном продукте;

доля государственных затрат в общем объеме затрат в сфере НИОКР;

затраты на одного занятого в науке;

доля научных работников в общей численности занятых и численность занятых в научной сфере;

темпы роста (снижения) затрат на НИОКР;

темпы роста (снижения) численности научных кадров;

число зарегистрированных изобретений;

интенсивность инновационной деятельности (количество патентов на тысячу жителей региона).

6. Показатели, отражающие экологическую среду в регионе: уровень загрязнения (в том числе радиационного) воздушного и водного бассейнов, почв;

уровень утилизации вредных веществ;

количество и темпы роста (снижения) источников загрязнения;

затраты на охрану природной среды на душу населения (или доля затрат на охрану природной среды от ВРП);

эффективность очистных сооружений.

7. Показатели, отражающие уровень индивидуального потребления:

розничный товарооборот на душу населения;

объем реализации бытовых услуг населению;

производство товаров народного потребления;

обеспеченность населения жильем, его благоустроенность;

индекс потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары и услуги;

доля населения, совокупный среднедушевой доход которого ниже прожиточного минимума.

Набор указанных показателей не может являться единожды заданным. По мере развития производительных сил и экономической ситуации многие из показателей могут меняться, повышая (снижая) привлекательность территории как объекта инвестирования в будущем.

В силу отсутствия единой базы статистических данных на региональном уровне, при оценке привлекательности конкретного региона можно использовать не весь набор показателей, а только выборку наиболее чувствительных к поставленной цели и сложившейся динамике изучаемых тенденций. Осуществить такой выбор можно с помощью методов экспертной оценки, регрессионного и корреляционного анализа.

Следует также отметить, что в современных условиях возможно применение и таких способов оценки потенциала территории, как:

прямые - стоимостные и натуральные оценки, т.е. запасы тех или иных видов природных ресурсов, материально-технических средств, трудовых, финансовых и иных ресурсов;

балльные (в том числе рейтинговые) - позволяющие в относительных величинах оценить количественно-качественное состояние тех или иных компонентов исследуемой территории;

косвенные - характеризующие место, роль, удельный вес территории по различным показателям в общегосударственном и региональном масштабах.

Особое место занимает экспертная оценка потенциала территории, базирующаяся на мнении специалистов при определении возможных направлений развития территории.

Усиление значения регионального фактора в развитии экономики страны выявило необходимость рассчитывать региональные макроэкономические показатели. Одним из основных таких показателей является валовой региональный продукт (ВРП), который помогает охватить все особенности региональной структуры производства.

В рамках региона осуществляется весь процесс воспроизводства совокупного общественного продукта. Поэтому ВРП является обобщающим показателем экономической деятельности региона, характеризующим процесс производства товаров и услуг.

Валовой региональный продукт представляет собой сумму вновь созданных стоимостей отраслей экономики региона.

ВРП рассчитывается как в текущих основных и рыночных ценах (номинальный ВРП), так и в сопоставимых ценах (реальный ВРП). Расчеты ВРП проводятся территориальными комитетами государственной статистики по методикам, централизовано разработанным и утвержденным Госкомстатом России.

По своему экономическому содержанию ВРП является весьма близким валовому внутреннему продукту (ВВП), но они не тождественны.

ВРП определяется как разница между выпуском продукции и промежуточным потреблением плюс чистые налоги на продукты. Данный показатель рассчитывается по всем отраслям экономики, присутствующим в конкретном регионе.

Для обеспечения экономического роста территории в современных условиях используется инвестиционная деятельность, т.е вложения капитала в отрасли экономики региона..

Инвестиции - это процесс использования совокупных материальных, трудовых и финансовых ресурсов, направляемых на увеличение капитала, расширение, модернизацию и техническое перевооружение производства.

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые фонды и оборотные средства во всех сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

Инвестиции могут выступать в следующих формах:

денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, паи и доли в уставных капиталах предприятий, ценные бумаги, например, акции или облигации, кредиты, займы, залоги и т.д.);

земля;

овеществленный капитал (здания, сооружения, машины и оборудование, инструмент, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающее ликвидностью);

4) имущественные права («ноу-хау», лицензии, патенты, товарные знаки и фирменные наименования, сертификаты на продукцию и технологию производства, права землепользования и т.п.).

Капитальные вложения используются в регионе для:

нового строительства;

расширения действующих предприятий;

3) технического перевооружения и реконструкцию действующих предприятий и отдельных объектов их производств.

Основными источниками инвестиций являются:

собственные финансовые средства (прибыль, накопления, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения за ущерб), а также иные виды активов (основные фонды, земельные участки и др.);

привлеченные средства (от продажи акций, благотворительные и иные взносы, средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми, акционерными компаниями и промышленно-финансовыми группами на безвозмездной основе);

ассигнования из федеральных, региональных и местных бюджетов, внебюджетных фондов, фондов поддержки предпринимателей и других фондов, предоставляемые на безвозмездной основе;

иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий и организаций различных форм собственности и частных лиц;

различные формы заемных средств, предоставляемые государством на возвратной основе, кредиты иностранных инвесторов, облигационные займы, кредиты банков и других институциональных инвесторов (инвестиционных фондов и компаний, страховых, общественных, пенсионных фондов), а также векселя и другие средства.

Первые три группы, источников образуют собственный капитал. Кредиты и суммы, привлеченные по этим источникам извне, не подлежат возврату. Субъекты, предоставившие средства по этим каналам, участвуют в доходах от реализации инвестиций на правах долевой собственности. Четвертая и пятая группы источников - заемный капитал. Эти средства необходимо вернуть на определенных заранее условиях (сроки, проценты). Субъекты, предоставившие средства, в доходах от реализации проекта не участвуют.

Инвестиции принято делить на чистые и валовые.

Под чистыми инвестициями обычно понимают мероприятия, направленные на увеличение основного капитала и создание новых основных фондов. Инвестиции могут быть обусловлены необходимостью возмещения износа основных фондов (плата за потребленный капитал).

Чистые инвестиции и плата за потребленный капитал в совокупности образуют валовые инвестиции.

Увеличение инвестиций означает рост потребления в будущем. Инвестиции повышают эффективность хозяйствования и создают основу для роста доходов. Но следует помнить, что они могут оказаться и нерациональными. Чаще всего это происходит с государственными бюджетными ассигнованиями и льготными долгосрочными кредитами. Хотя и частные инвестиции сопряжены с риском и должны все время приспосабливаться к новым потребностям.

В последние годы все большая доля инвестиций приходится на частные предприятия и предпринимательские структуры.

ВОПРОС 5

Экономическая сущность и принципы построения региональных бюджетов

Региональные бюджеты являются центральным звеном региональных финансов. Как и бюджеты других уровней бюджетной системы, бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) обладает такими существенными признаками, как временная характеристика, денежная форма, обязательность исполнения по доходам и расходам, правовое оформление создания и реализации и др. Вместе с тем он имеет и специфические черты, обусловленные его принадлежностью к региональному уровню бюджетной системы.

Специфика регионального бюджета состоит в том, что он концентрирует финансовые ресурсы, направляемые на развитие экономики и социальной сферы региона. Кроме того, существенные особенности региональных бюджетов проявляются в их особой роли в системе межбюджетных отношений, связанных с разграничением доходов и расходных обязательств между бюджетами различных уровней бюджетной системы, формами и методами межбюджетного регулирования. Бюджеты субъектов РФ, с одной стороны, могут получать межбюджетные трансферты из федерального бюджета, а с другой — из их средств предоставляются безвозмездные перечисления местным бюджетам.

Региональный бюджет по своей экономической сущности выступает как совокупность денежных отношений, связанных с перераспределением валового регионального продукта, формированием финансовых ресурсов органов государственной власти в виде фонда денежных средств и его использованием для удовлетворения общественных потребностей на уровне региона.

Экономическая сущность регионального бюджета выражается в его функциональном назначении: перераспределении валового регионального продукта с целью предоставления органам государственной власти субъекта РФ финансовых ресурсов путем формирования фонда денежных средств, обеспечивающего реализацию их задач; государственном регулировании и стимулировании экономики региона; финансовом обеспечении региональной социальной политики; контроле за социально-экономическим развитием региона посредством формирования и использования централизованного фонда денежных средств.

По материальному воплощению региональный бюджет представляет собой фонд денежных средств, который выступает как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государственной власти субъекта РФ.

По организационно-правовой форме региональный бюджет — это финансовый документ, разрабатываемый и утверждаемый в форме законов субъектов РФ.

Согласно БК РФ каждый субъект РФ имеет собственный бюджет, а также бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта РФ предназначен для исполнения его расходных обязательств.

В зависимости от особенностей государственного и административно- территориального устройства страны различают следующие виды региональных бюджетов: республиканские, краевые, областные, автономной области, окружные автономных округов, городские городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя).

Важно знать!

Виды и количество региональных бюджетов в Российской Федерации определяются ее государственным и административным устройством, закрепленным Конституцией РФ. В 1993 г., когда была принята действующая Конституция, количество субъектов РФ составляло 89. С 1 марта 2008 г. после объединения ряда регионов их общее число сократилось до 83. С 18 марта 2014 г. после присоединения Республики Крым к России и образования двух новых субъектов (Республика Крым и город федерального значения Севастополь) в Российской Федерации насчитывается 85 субъектов. Региональные бюджеты РФ представлены 22 республиканским, 9 краевыми, 46 областными, 1 областным бюджетом автономной области, 4 окружными и 3 бюджетами городов федерального значения.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в его состав (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

В соответствии с БК РФ бюджет имеет свою структуру. Основными составляющими элементами бюджета являются его доходы и расходы.

Принципы формирования и исполнения региональных бюджетов определяются общими принципами бюджетной системы РФ, установленными в гл. 15 БК РФ с учетом специфики региональных бюджетов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...