Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В настоящее время работы по ОКР «Русь» идут с отставанием по срокам окончания основных этапов работ по системе управления, двигателям 1 и 2 ступеней, измерительному комплексу.




Недостаток финансирования и другие объективные трудности предопределили перенос начала ЛКИ на конец 1997 года.

Ракета-носитель «Энергия-М».

В 1975-1977 годах в процессе создания ракет-носителей сверхтяжёлого класса «Энергия» и среднего класса «Зенит» проводились исследования по созданию ракеты-носителя промежуточного (тяжёлого) класса грузоподъёмностью 30-60 т.

Начальным вариантом такой ракеты-носителя явилась ракета-носитель «Гроза» (РЛА-125), состоящая из центрального и двух боковых блоков от ракеты-носителя «Энергия».

В 1976 году было разработано техническое предложение по РН «Гроза», а в 1977 году - дополнение к нему.

В 1985 году, в соответствии с Постановлением от 25 декабря 1984 года, был выпущен эскизный проект, показывающий принципиальную возможность создания на производственно-технологической базе ракеты-носителя «Энергия» ракеты-носителя тяжёлого класса «Гроза» грузоподъёмностью на низкой орбите до 63 т.

По решению НТС Минобщемаша от 18 августа 1988 года, НПО «Энергия» было поручено уточнить эскизный проект по ракете-носителю «Гроза» (РЛА-125) с учётом выведения космических аппаратов в интересах науки, народного хозяйства и Министерства обороны массой от 25 т до 40 т на низкие орбиты.

В 1989 году было выпущено дополнение к эскизному проекту ракеты-носителя «Гроза», в котором предлагалось использовать на центральном блоке не четыре двигателя РД-0120, а два с соответствующим уменьшением размеров центрального блока, а также были рассмотрены варианты ракеты-носителя грузоподъёмностью от 27 т до 50 т, в том числе с использованием крылатого многоразового блока 1 ступени.

Дальнейшие проработки по ракете-носителю тяжёлого класса завершились выпуском в 1990 году эскизного проекта ракеты-носителя, получившей условное название «Нейтрон» (приказ Генерального конструктора от 28 декабря 1989 года), который был одобрен Советом Главных конструкторов 19 июля 1990 года.

Ракета-носитель получила официальное название «Энергия-М».

В этом же году был изготовлен и установлен на стартовой позиции полноразмерный макет ракеты.

Апреля 1991 года было принято Постановление о создании на конкурсной основе ракеты-носителя тяжёлого класса. В конкурсе приняли участие НПО «Энергия», НПО «Южное» (С.Н.Конюхов) и КБ «Салют» (Д.А.Полухин).

Июля 1991 года коллегия и Президиум НТС Минобщемаша приняли решение о целесообразности разработки и создания ракеты-носителя тяжёлого класса «Энергия-М».

Разработка исходных данных и технических заданий на составные части ракеты-носителя «Энергия-М» началась в том же 1991 году.

С 1991 по 1993 годы разрабатывалась конструкторская документация, и подготавливалось производство для изготовления ракеты-носителя.

В 1993 году было закончено согласование и выпущено тактико-техническое задание на разработку ракеты-носителя «Энергия-М», утверждённое генеральным директором РКА Ю.Н.Коптевым и согласованное с командующим ВКС МО РФ В.Л.Ивановым.

Двухступенчатая ракета-носитель «Энергия-М» является базовой для трёхступенчатых модификаций, отличающихся типами применяемых разгонных блоков.

Ракета-носитель выполнена по пакетной схеме с параллельным расположением ступеней, в которой два ракетных кислородно-углеводородных блока 1 ступени, заимствованные с «, расположены вокруг центрального кислородно-водородного блока 2 ступени, разработанного на базе аналогичного блока РН «Энергия».

На центральном блоке установлен один двигатель РД-0120, который запускается на Земле с опережением относительно двигателей РД-170 1 ступени.

Пакет из ракетных блоков устанавливается на стартово-стыковочный блок (блок Я), заимствованный с ракеты-носителя «Энергия», служащий для обеспечения силовых, пневмо-, гидро - и электрических связей ракеты-носителя с пусковой установкой при подготовке к пуску и являющийся опорным элементом при сборке, транспортировании и установке ракеты-носителя на пусковую установку.

Полезный груз размещается в грузовом отсеке блока 2 ступени и механически связан или с переходным отсеком (в двухступенчатой модификации) или с разгонным блоком (в трёхступенчатой модификации).

Управление и стабилизация ракеты-носителя на активном участке полёта осуществляются отклонением с помощью системы рулевых приводов вектора тяги двигателей 1 и 2 ступеней в двух плоскостях, при этом на 1 ступени происходит качание в двух плоскостях четырёх камер сгорания каждого двигателя, на 2 ступени - качание двигателя также в двух плоскостях, а для управления по крену используются специальные агрегаты крена, работающие на газе, отбираемом из двигательной установки 2 ступени.

Предложенная компоновка ракеты-носителя «Энергия-М» в отличие от всех существующих ракет предусматривает крепление боковых блоков в верхнем поясе связей на грузовом отсеке центрального блока, что позволяет за счёт уменьшения длины ракеты снизить уровень нагрузок на модульные части боковых блоков до уровня нагрузок для ракеты-носителя «Энергия», отказаться от специального опорного устройства (имитаторов двух боковых блоков), а также увеличить массу полезного груза за счёт отделения верхнего пояса силовых связей с грузовым отсеком.

Ракета-носитель «Энергия-М» создавалась с максимальным заимствованием блоков, систем и агрегатов, прошедших экспериментальную и наземную отработку в составе ракет-носителей «Зенит» и «Энергия», включая использование высокоэнергетического горючего - жидкого водорода, а её эксплуатация предусматривалась со стартовых сооружений и с технического комплекса ракеты-носителя «Энергия».

Использование материальной части ракеты-носителя «Энергия» для ракеты-носителя «Энергия-М» потребует в 5-6 раз меньших затрат, чем создание новой экологически чистой ракеты-носителя такой же грузоподъёмности.

Сравнение характеристик ракеты-носителя «Энергия-М» и зарубежных ракет-носителей показывает, что по размерам и энергетическим возможностям ракета-носитель «Энергия-М» находится на уровне наиболее мощных ракет-носителей «Ариан-5» и «Титан-4», превосходя их по массе и габаритам выводимого полезного груза, что её удельные характеристики находятся на уровне лучших характеристик зарубежных ракет-носителей, что она является экологически безопасной системой по сравнению с зарубежными ракетами-носителями, так как не использует ни высокотоксичных компонентов топлива, ни твёрдотопливных двигателей и, что предполагаемая стоимость её пуска будет ниже стоимости пуска зарубежных ракет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...