Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление знаниями и подготовка персонала компаний в области логистики и SCM (supply chain management - Управление цепями поставок)




 

Анализ зарубежного опыта, состояния и тенденций развития логистики и управления цепями поставок в отечественной экономике показывают, что формирование и управление базой знаний персонала компаний и организаций в области логистики и SCM является решающим фактором успешного применения современных концепций и технологий в этих областях для реализации потенциала конкурентоспособности российских предприятий.

Область профессиональной деятельности современного логиста это уже далеко не те хорошо знакомые всем виды деятельности такие, например, как перевозка, экспедирование, складирование, грузопереработка, таможенное оформление грузов и т.п. Сегодня логисты разного уровня иерархии управления фирмы (топ-менеджеры, координаторы логистического процесса в закупках, дистрибьюции и производстве, аналитики и функциональные менеджеры) занимаются проблемами, связанными с выбором и обоснованием корпоративной стратегии логистики, применением современных логистических концепций и технологий, принятием оптимальных управленческих решений в функциональных областях логистики фирмы, выбором информационных систем и программных продуктов, поддерживающих логистику, моделированием логистических бизнес-процессов и другими важными вопросами создания эффективной логистической системы компании.

Основная задача логиста – изыскивать оптимальные варианты принятия решений по управлению материальными потоками, связанной информацией и финансами. В наших компаниях зачастую нет видения предназначения логистики в стратегическом и оптимизационном плане. Предназначение же это заключается в поддержке выполнения корпоративной стратегии с оптимальными затратами ресурсов при управлении материальными потоками. Пока, к сожалению, во многих компаниях, где делаются попытки внедрения логистики, остается доминирующей чисто российская трактовка, когда в службах логистики «механистически», без какой-либо конструктивной идеи объединяются подразделения склада, транспорта, таможенного оформления и т.п., что часто приводит часто лишь к возникновению конфликтной ситуации внутри компании. В связи с этим приходится еще раз подчеркнуть, что организовывать логистику и управлять ею в фирмах должны обученные люди, имеющие специальное образование. Именно они должны быть тем фундаментом, без которого невозможно построение и наращивание современной корпоративной базы логистических знаний.

При использовании отечественными предприятиями стандартных зарубежных логистических систем и технологий часто не принимается во внимание тот факт, что они разработаны для стандартизованного западного бизнеса, опять же в стандартных условиях устойчивости макросреды бизнеса и стабильной экономики с законопослушными предприятиями и гражданами. Нельзя забывать о макроэкономической ситуации, в которой мы живем и работаем, об издержках нашего законодательства, наконец, просто о российском менталитете. Основная проблема, на наш взгляд, состоит в отсутствии у многих российских предприятий главного ресурса - необходимой культуры управления и базы логистических знаний, которая во многих компаниях явно не достаточна для использования логистических инноваций.

Применительно к управлению знаниями персонала компаний в области логистики и управления цепями поставок важнейшими задачами являются: формирование и развитие знаний в области логистики и SCM, а также инсталляция, ведение и развитие систем поддержки принятия оптимизационных решений (рис. 1).

Рис. 1. Система управления знаниями компании в области логистики и SCM

Только стратегически выверенная логистика способна дать ощутимые результаты в аспектах развивающейся интеграции логистической деятельности. К сожалению, пока что лишь немногие руководители отечественных фирм задумываются над стратегической направленностью логистики, формируя адекватную организационную структуру службы логистики компании, оптимизируя конфигурацию логистической сети, внедряя интегрированную информационную поддержку и систему управления товарными запасами. На наш взгляд, недостаточное внимание российские предприятия уделяют сегодня управлению базой логистических знаний. Как известно, база знаний состоит из продуманной системы подготовки персонала служб логистики: от краткосрочных программ повышения квалификации – до высшего образования и МВА по логистике и SCM.

Формирование и развитие знаний персонала компаний в области логистики и Supply Chain Management должно соответствовать организационной структуре и функционалу персонала служб логистики (SCM), которые, в свою очередь, зависят от отраслевой специфики, размера компании, структуры управления и т.п. Система повышения квалификации, подготовки и переподготовки персонала служб логистики, как основная часть базы логистических знаний, должна учитывать в общем случае три уровня управления логистикой в фирме:

I – «Топ-менеджмент» - высший управленческий персонал, например, вице-президент компании по логистике, директор по логистике, интегральный логистический менеджер, начальник отдела (службы) логистики, члены исполнительной дирекции фирмы, выполняющие функции высших логистических менеджеров и т.п.

Область профессиональной деятельности современного логиста это уже далеко не те хорошо знакомые всем виды деятельности такие, например, как перевозка, экспедирование, складирование, грузопереработка, таможенное оформление грузов и т.п. Сегодня логисты разного уровня иерархии управления фирмы (топ-менеджеры, координаторы логистического процесса в закупках, дистрибьюции и производстве, аналитики и функциональные менеджеры) занимаются проблемами, связанными с выбором и обоснованием корпоративной стратегии логистики, применением современных логистических концепций и технологий, принятием оптимальных управленческих решений в функциональных областях логистики фирмы, выбором информационных систем и программных продуктов, поддерживающих логистику, моделированием логистических бизнес-процессов и другими важными вопросами создания эффективной логистической системы компании.

II – «Средний уровень» - средний управленческий персонал - руководители структурных подразделений отдела (службы) логистики компании, логистические менеджеры среднего звена с большим опытом работы, супервайзеры (координаторы) функциональных областей логистики компании или ключевых логистических функций, аналитики, ведущие логистические менеджеры и т.п.

III – «Операционный уровень» – низший линейно-функциональный персонал службы логистики фирмы: логисты-операционисты (персонал транспортных и складских подразделений), инженеры-логисты, аналитики-статистики низшего звена, вспомогательный персонал и т.п.

Назначение логистического менеджмента – поддержка корпоративной стратегии фирмы с оптимальными затратами ресурсов, а также обеспечение системной устойчивости фирмы на рынке, за счет сглаживания внутрифирменных противоречий между подразделениями закупок, производства, маркетинга, финансов и продаж и оптимизации межорганизационных взаимоотношений с поставщиками, потребителями и логистическими посредниками

Высокие требования, предъявляемые сегодня к логистам (особенно I и II уровня иерархии управления), к их уровню профессиональных знаний в области логистики и SCM, умению координировать работу смежных служб, интегрировать логистическую деятельность в пределах всей цепи поставок, обусловливают необходимость формирования многоступенчатой корпоративной структуры подготовки и переподготовки логистов (рис. 2).

Рис. 2. Обучение персонала компаний по логистике и SCM

Относительно короткий срок развития логистики в нашей стране, небольшое количество дипломированных специалистов-логистов, недостаточный уровень популяризации логистики в обществе, недостаточное количество хороших учебников по логистике привели к тому, что высшие руководителями многих российских (даже очень известных) компаний имеют весьма слабое представление об основных понятиях логистики, путаются в терминологии, не понимают рычагов воздействия логистики на эффективность бизнеса (кроме очевидного упора на снижение затрат). Поэтому для хозяев компании и ее высшего руководства, в том числе исполнительных директоров, руководителей основных функциональных подразделений фирмы (маркетинга, продаж, закупок, финансов, производства, IT-подразделений и т.д.) необходимо периодически проводить краткосрочные семинары по актуальным проблемам логистики и SCM, корпоративные семинары, тренинги, знакомящие с основным понятийным аппаратом и технологиями (рис. 2).

Топ-менеджеры компании по логистике (вице-президенты, директора, начальники отделов и служб логистики) должны иметь базовое высшее образование по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» (первое или второе – в ускоренные сроки). Очень желательно наличие дипломов Мастер делового администрирования – Master of Business Administration - MBA (или МА, МС, ЕМВА) по специальностям «Логистика» и «Управление цепями поставок», а также международных сертификатов ELA/ECBL уровня «стратегический логист».

Старший/средний уровень персонала логистики компаний должен иметь высшее образование по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» (первое или второе – в ускоренные сроки), а также желательно наличие сертификата ELA/ECBL уровня «старший логист».

Наконец, персонал операционного уровня управления логистикой должен, по меньшей мере, пройти программу профессиональной переподготовки по логистике и SCM. В дальнейшем для этого уровня персонала полезна сертификация ELA/ECBL уровня «операционный логист» (см. рис. 2).

Квалификационная характеристика выпускника обязывает логиста:

  • обладать общей экономической и менеджериальной культурой, обеспечивающей ориентацию в логистике и управлении цепями поставок (УЦП) как науке и практической области деятельности предприятий различных сфер экономики по управлению материальными и сопутствующими (информационными и финансовыми) потоками;
  • знать основные этапы эволюции логистики, базовые концепции, системы и технологии логистики и УЦП;
  • приобрести возможность компетентного выбора магистерских профильных образовательных программ в различных отраслях экономики по специализациям: управление цепями поставок, управление логистической инфраструктурой, проектирование цепей поставок, логистика промышленных предприятий, логистика в торговле, логистика в сфере услуг, логистика транспортных комплексов;
  • владеть набором методов и логистических технологий, позволяющих осуществлять компетентное решение типовых задач в различных областях логистики и УЦП;
  • обеспечивать преподавание логистики и УЦП как общеобразовательной дисциплины в сфере общего и профессионального образования.

Область профессиональной деятельности логиста включает исследования, методы и технологии, направленные на разработку и оптимизацию управленческих решений в логистике и УЦП предприятий различных отраслей экономики. Предметом профессиональной деятельности логиста является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе (цепи поставок) при управлении материальными и сопутствующими (информационными и финансовыми) потоками.

Логист должен быть подготовлен к выполнению следующих видов и задач профессиональной деятельности.

1. Научно-исследовательская и консалтинговая деятельность:

  • Изучение литературных источников по направлениям логистических исследований в области логистики и УЦП. Сбор и предварительная обработка логистической информации на основе отечественной и зарубежной периодики, учебной литературы, монографий и данных Интернета.
  • Подготовка данных для составления аналитических обзоров и отчетов по научным публикациям в аспектах развития современной логистики и УЦП.
  • Участие в научно-исследовательских, консалтинговых проектах и грантах по логистике и УЦП в качестве ответственного исполнителя и исполнителя. Составление научно-технических отчетов по тематике исследований.
  • Построение моделей материальных и информационных потоков в логистической системе. Моделирование процессов принятия логистических решений. Компьютерная реализация комплекса моделей субъектов и объектов управления в логистической системе. Оценка точности и качества моделирования.
  • Участие в проектирование и внедрение современных логистических систем и технологий для промышленных и торговых фирм в части: организации служб (отделов) логистики и УЦП в компаниях; разработка логистических процессов в функциональных областях организаций бизнеса: снабжении, производстве, дистрибьюции; проектировании складов, разработка и внедрение логистического процесса на складе; управление запасами; транспортном обеспечении логистики и УЦП (интермодальные и мультимодальные логистические технологии транспортировки, выбор перевозчика и экспедитора, оптимальная маршрутизация); управлении закупками, оптимизация материально-технического обеспечения производственных предприятий, предприятий торговли и сферы услуг;
  • Участие во внедрении объектов интеллектуальной собственности и защите научно-исследовательских работ.

2. Расчетно-проектная деятельность.

  • Сбор и анализ исходной информации для проведения проектной деятельности в различных функциональных областях логистики и УЦП.
  • Участие в разработке программ и методик обследования предприятий при реализации логистических проектов.
  • Участие в проведении экспертизы и аудита логистики промышленных и торговых компаний по разработанным программам и методикам.
  • Проведение анализа эффективности функционирования персонала служб логистики и логистических инфраструктурных подразделений предприятий различных отраслей экономики.
  • Анализ существующих логистических бизнес-процессов и разработка моделей перспективных бизнес-процессов предприятий.
  • Расчет и оптимизация параметров основных логистических бизнес-процессов предприятий.
  • Разработка предложений по оптимизации систем поддержки принятия логистических решений и информационной поддержки логистики предприятий.

3. Организационно-управленческая деятельность.

  • Оперативное планирование и управление деятельностью структурных подразделений служб логистики и УЦП предприятий: транспортных, складских, информационных, аналитических, подразделений по управлению товарными запасами, заказами, сервисом.
  • Разработка и корректировка должностных инструкций персоналу подразделений служб логистики и УЦП.
  • Подготовка исходной информации и участие в бюджетировании и контроллинге логистической деятельности предприятий различных сфер экономики.
  • Разработка методов расчета и уточнение показателей оценки эффективности деятельности структурных подразделений служб логистики и УЦП предприятий. Разработка системы материального стимулирования работников подразделений служб логистики и УЦП.
  • Разработка и внедрение элементов систем управления качеством логистического сервиса на предприятиях различного профиля. Участие в стандартизации и сертификации систем менеджмента качества логистического сервиса.
  • Разработка предложений по совершенствованию информационной поддержки логистики и УЦП и корректировке форм учетных и отчетных документов. Совершенствование документооборота в сфере планирования и управления оперативной логистической деятельностью.

Развитие специальности «Логистика и управление цепями поставок» будет идти по двум стратегическим направлениям: отраслевому и функциональному. В отраслевом разрезе на первом этапе стандарт специальности апробируется в экономических и инженерно-экономических вузах с последующим вовлечением в орбиту подготовки специалистов вузов по основным отраслям промышленности, а также торговых и транспортных учебных заведений. Функциональное развитие заключается в подготовке специалистов по основным функциональным областям логистики, таким как транспортировка, управление закупками, управление запасами, складирование, управление распределением, грузопереработка, упаковка, информационные логистические технологии, а также интегральных логистических менеджеров.

В ходе подготовки и переподготовки персонала по логистике должна быть обеспечена определенная преемственность программ обучения, сопровождаемая корпоративными программами обучения по узкоспециализированной тематике, тренингами и стажировками (рис. 3).

Рис. 3. Преемственность программ обучения по логистике и Supply Chain Management.

При системном подходе к логистике на первый план выходят рамочные условия и структуры, которые способствуют развитию способностей у организации к саморазвитию и самоуправлению, чтобы сделать возможным децентрализованное согласование интересов как внутри функциональных областей бизнеса компании, так и в цепи поставок в целом. Наряду со специфическими организационными структурами служб логистики, систематическим контролем и планированием их деятельности факторы подбора персонала и управления знаниями особенно влияют на выработку этих способностей. Чтобы обеспечить баланс интересов в логистике, необходимо развивать в сотрудниках способности к интегративному мышлению. Они состоят в формировании обширных знаний одного сотрудника о различных бизнес-процессах в цепи поставок, так что у него возникает более глубокое понимание деятельности, в которую он непосредственно или опосредованно включен. Такое требование к квалификации логиста означает, что необходимы знания о процессах в разных функциональных областях бизнеса. Эти знания позволяют логисту быстрее приспособиться к новым заданиям и обмениваться информацией с сотрудниками из других сфер деятельности своей компании или контрагентов цепи поставок.

Чтобы логистическое мышление утвердилось и развивалось, необходимо целенаправленно и систематически мобилизовать, интегрировать знания, распределенные по различным сферам, и обмениваться ими. Чтобы выработать способность к развитию, необходимо создать прозрачность действий и их последствий в цепи поставок. В сквозных логистических бизнес-процессах неформальная коммуникация занимает место формальной, что обеспечивает необходимую гибкость и эффективность логистики в цепи поставок. Это также создает условия для свободы действий для межфункциональной и межорганизационной логистической координации. Топ-менеджеры компаний также должны найти подход к системам стимулов, чтобы повысить мотивацию и готовность к обучению логистов и поощрять решение нетривиальных логистических проблем. Эти интегративные способности персонала службы логистики можно выработать с помощью следующих основных мер:

  1. Более широкая квалификация: полученные способности и знания сотрудников должны выходить за рамки узкой специальной квалификации (например, операционной логистики, поскольку необходимо добиваться саморегуляции логистической деятельности. Чем шире образование сотрудников, тем быстрее у отдельных сотрудников возникнет понимание, какая информация и потребность в согласовании с другими исполнителями заданий или группами необходимы для совместного решения проблем. Широкая квалификация повышает гибкость логистов, так что их можно задействовать и в других сферах.
  2. Ротация кадров служит знакомству с различными сферами деятельности на предприятии благодаря обмену задач между сотрудниками как внутри службы логистики, так и между различными службами компании. Эта смена деятельности способствует развитию индивидуальных способностей к интеграции. Каждый логист, таким образом, приобретает новое понимание задач, новые перспективы, идеи и личные контакты.
  3. Концепции постоянного повышения квалификации. Благодаря программам профессиональной переподготовки, мастер-классам, корпоративным тренингам, дискуссионным форумам, которые проводятся с сотрудниками различных сфер бизнеса контрагентов цепи поставок, появляется возможность познакомиться с перспективами и проблемами других участников и обсудить свои взгляды.
  4. Система мотивации логистов должна быть ориентирована на более гибкие кооперационные и организационные формы, которые должны поощрять индивидуальные достижения, не противопоставляя их коллективному сотрудничеству на протяжении всей цепи поставок, создавать стимулы для кооперации и работы в команде.

Дипломированные логисты, имеющие также знания в области управления цепями поставок, сегодня являются критическим ресурсом для многих российских компаний. Учитывая, что в настоящее время предложение квалифицированных логистов на российском рынке труда чрезвычайно ограничено, представляется очень важным реализовать расширенную подготовку и переподготовку дипломированных специалистов в рамках целого спектра программ (см. рис. 3). При этом в системе квалификационных требований к логистам должна быть существенно расширена область применения знаний и навыков по управлению цепями поставок, определяющих современные требования к стратегической направленности их деятельности и знаниям передовых методов принятия логистических решений и SCM технологий.

Кратко остановимся на характеристиках основных обучающих программ, составляющих основу базы логистических знаний.

Как уже было указано выше, базовой программой подготовки квалифицированного логиста является Программа высшего образования по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок», которая системно учитывает требования к современному уровню знаний, умений и навыков логиста. Программа высшего образования по логистике и SCM особенно необходима для подготовки топ-менеджеров и персонала среднего звена служб логистики компаний.

Высший уровень персонала должен обладать стратегическим мышлением, разрабатывать стратегический логистический план, уметь формировать бюджет компании по логистике, координировать работу функциональных подразделений по логистическим параметрам. Например, в число основных обязанностей топ-менеджера по логистике промышленной (торговой) компании входят следующие функции:

  • установление перспективных целей и задач логистики компании;
  • разработка и согласование логистической стратегии с маркетинговой и производственной стратегиями фирмы;
  • разделение полномочий по управлению материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками между службами фирмы;
  • согласование интересов поставщиков продукции, транспортных и других логистических посредников, функционирующих в цепи поставок фирмы; устранение возникающих конфликтов;
  • формулировка целей и ограничений по управлению запасами в цепях поставок (при управлении закупками, производством, дистрибьюцией);
  • определение уровня инвестиций в логистическую инфраструктуру (транспорт, информационную систему, складское хозяйство);
  • разработка стратегического логистического плана и согласование его с корпоративной стратегией и стратегией цепи поставок;
  • определение необходимых финансовых ресурсов и бюджета стратегического плана логистики;
  • определение структуры информационной поддержки логистики в цепях поставок и требований к применяемым информационно-компьютерным технологиям;
  • установление политики управления персоналом логистической службы, программ обучения и повышения квалификации персонала;
  • пересмотр стратегии управления запасами, складирования, транспортировки в соответствии с изменениями в маркетинговой и производственной стратегиях цепи поставок;
  • определение направлений оптимизации ресурсов фирмы на логистику (например, снижения общих логистических издержек) и т.д.

Для персонала логистического менеджмента среднего уровня важно хорошо разбираться в своих функциональных областях – в области закупок, дистрибьюции, производства, уметь ставить оптимизационные задачи и принимать рациональные решения по управлению логистическими ресурсами и рисками в логистической системе. В большинстве случаев они выступают в качестве аналитиков и координаторов (супервайзеров) логистического процесса в закупках, дистрибьюции, транспортировке, информационной поддержке, управлении товарными запасами в цепях поставок.

Персонал по логистике высшего и среднего уровня западных фирм, как правило, имеет степень «мастер» или «сеньор» логистики и нередко – дополнительно к базовому логистическому образованию - диплом МВА (MA, MS).

Для обеспечения преемственности подготовки и переподготовки логистов самой высокой квалификации в МЦЛ разработана и реализуется с сентября 2004 года Программа «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)» по специальности «Логистика и управление цепями поставок».

Программа МВА «Логистика и управление цепями поставок» является элитной программой подготовки высшего персонала предприятий по современным направлениям интегрированной логистики и Supply Chain Management, используемыми компаниями мирового класса для повышения своей конкурентоспособности.

Миссия Программы МВА по специализации «Логистика и управление цепями поставок» - развитие профессиональных знаний в области интегрированной логистики и управления цепями поставок, соответствующих международным стандартам, а также внедрение современных логистических систем и технологий в практику работы предприятий и организаций. Целью Программы МВА является подготовка в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» и международной практикой высококвалифицированных топ-менеджеров компаний, специализирующихся на вопросах логистики и управления цепями поставок.

Программа МВА предназначена, прежде всего, для профессиональной переподготовки персонала высшего и среднего уровня управления логистикой компаний: вице-президентов и директоров по логистике, начальников отделов и служб логистики промышленных, торговых компаний и организаций сервиса, начальников функциональных подразделений служб логистики (транспортных, складских, управления потребительским сервисом, информационной поддержки логистики, управления заказами и запасами и т.д.), координаторов логистического процесса фирм в закупках, производстве и дистрибьюции, ведущих аналитиков по логистике, менеджеров по планированию и управлению цепями поставок.

Программа МВА нацелена на формирование у топ-менеджеров компаний системного взгляда на логистику и управление цепями поставок; знакомство с современными концепциями и технологиями, применяемыми передовыми компаниями в логистике и SCM; развитие знаний и умений по стратегическому планированию, организации и управлению логистической системой фирмы, решение проблем межфункциональной и межорганизационной логистической координации; развитие практических навыков по формированию сетевой структуры и управлению цепями поставок; интегрированному планированию и контроллингу деятельности контрагентов в цепях поставок; информационной поддержке SCM решений и т.п.

Миссия Программы МВА по специализации «Логистика и управление цепями поставок» - развитие профессиональных знаний в области интегрированной логистики и управления цепями поставок, соответствующих международным стандартам, а также внедрение современных логистических систем и технологий в практику работы предприятий и организаций. Целью Программы МВА является подготовка в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» и международной практикой высококвалифицированных топ-менеджеров компаний, специализирующихся на вопросах логистики и управления цепями поставок.

Программа МВА предназначена, прежде всего, для профессиональной переподготовки персонала высшего и среднего уровня управления логистикой компаний: вице-президентов и директоров по логистике, начальников отделов и служб логистики промышленных, торговых компаний и организаций сервиса, начальников функциональных подразделений служб логистики (транспортных, складских, управления потребительским сервисом, информационной поддержки логистики, управления заказами и запасами и т.д.), координаторов логистического процесса фирм в закупках, производстве и дистрибьюции, ведущих аналитиков по логистике, менеджеров по планированию и управлению цепями поставок.

Программа МВА нацелена на формирование у топ-менеджеров компаний системного взгляда на логистику и управление цепями поставок; знакомство с современными концепциями и технологиями, применяемыми передовыми компаниями в логистике и SCM; развитие знаний и умений по стратегическому планированию, организации и управлению логистической системой фирмы, решение проблем межфункциональной и межорганизационной логистической координации; развитие практических навыков по формированию сетевой структуры и управлению цепями поставок; интегрированному планированию и контроллингу деятельности контрагентов в цепях поставок; информационной поддержке SCM решений и т.п.

Программа ELM предназначена, прежде всего, для повышения квалификации и профессиональной переподготовки персонала высшего и среднего уровня управления логистикой компаний: вице-президентов и директоров по логистике, начальников отделов и служб логистики промышленных, торговых компаний и организаций сервиса, начальников функциональных подразделений служб логистики (транспортных, складских, управления потребительским сервисом, информационной поддержки логистики, управления заказами и запасами и т.д.), координаторов логистического процесса фирм в закупках, производстве и дистрибьюции, ведущих аналитиков по логистике, менеджеров по планированию и управлению цепями поставок. Кроме того, в Программе ELM может принимать участие топ-менеджмент промышленных и торговых компаний, работающий в закупках, производстве, финансах, маркетинге, продажах и.т.п., желающий повысить свою квалификацию в логистике или переориентироваться на этот вид деятельности, а также высший персонал управления банков, предприятий сферы услуг (в том числе логистического сервиса), государственных предприятий, организаций и учреждений, профессорско-преподавательский состав вузов и другие категории лиц, интересующихся современной логистикой.

Как показывает практика, многие российские компании заинтересованы в объективной оценке своих логистов на соответствие международным квалификационным требованиям. В Европе существует сложившаяся объективная трехуровневая система тестирования логистических менеджеров Европейской логистической ассоциации и Европейского сертификационного комитета по логистике:

  • Supervisory/Operational level - ElogSO - (контролирующий/операционный логист);
  • Senior level – ElogSE – (старший логист);
  • Strategic Level – ElogST – (логист стратегического уровня).

Стратегический логист (Мастер-логистики) – это уровень топ-менеджмента: вице-президенты компании по логистике, директора по логистике, начальники логистических отделов (служб) компаний. Высший уровень персонала должен обладать стратегическим мышлением, разрабатывать стратегический план, уметь формировать бюджет компании по логистике, координировать работу функциональных подразделений по логистическим параметрам, планировать и управлять работой цепей поставок, формировать организационную структуру службы логистики, выбирать информационную систему поддержки логистики и т.д.

Для персонала, отвечающего уровню «старший логист» (Сеньор-логист) важно уметь управлять логистическими бизнес-процессами в функциональных областях деятельности компании – в закупках, дистрибьюции, производстве. В большинстве случаев они являются руководителями структурных подразделений службы логистики (транспортного хозяйства, складского комплекса, подразделений управления заказами, закупками и запасами, аналитического отдела, подразделений информационной поддержки, управления сервисом и др.), аналитиками высокого уровня и координаторами (супервайзерами) логистического процесса в закупках, производстве и дистрибьюции, ведущими менеджерами по управлению и контроллингу цепей поставок и т.п.

Наконец, низшая ступень - «операционный логист» (Юниор-логист) - это персонал линейного/функционального уровня управления логистическими процессами и видами деятельности, в том числе: транспортировкой, складированием, грузопереработкой, управлением запасами, управлением сервисом, управлением заказами, логистической поддержкой производственных операций, информационной поддержкой логистики и управления цепями поставок. На середину 2006 года в России уже прошли процедуру тестирования НСКЛ и получили европейские сертификаты разных уровней свыше 220 человек. Начавшаяся в России сертификация логистов по процедуре ECBL безусловно будет способствовать повышению уровня профессиональной подготовки специалистов по логистике и управлению цепями поставок.

Подводя итоги данного раздела, необходимо отметить, что управление знаниями компании предполагает также постоянное наращивание в фирме оптимизационных задач, алгоритмов и программных продуктов систем поддержки принятия решений (DSS) в логистике. В этом плане компаниям необходимо не только максимально использовать возможности своей корпоративной информационной системы, но и формировать собственный банк оптимизационных задач по отдельным логистическим функциям: транспортировке, складированию и грузопереработке, управлению товарными запасами и т.п. Именно использование передовой практики в логистике и SCM компаний-лидеров позволит решить эту задачу.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что главное для наших компаний – развитие базы знаний, непрерывное обучение и переподготовка персонала, в том числе обмен передовым опытом и в рамках выставок, конференций, семинаров.

 

 

Анализ системы организации работы с персоналом в транспортной компании ООО "Логос Терминал"

Персонал компании – это ценнейший ресурс предприятия и своими достижениями ООО "Логос Терминал" обязано именно своим работникам – профессионалам.

В области управления персоналом ООО "Логос Терминал" решает следующие задачи:

­ создание рабочей обстановки, основанной на открытости и взаимном уважении и способствующей раскрытию способностей каждого сотрудника ООО "Логос Терминал";

­ развитие системы мотивации персонала ООО "Логос Терминал", позволяющей каждому сотруднику рассчитывать на карьерный рост и вознаграждение, соответствующие его профессиональному уровню и личному вкладу в дело компании;

­ социальная защита сотрудников ООО "Логос Терминал";

­ предоставление сотрудникам возможности обучения и повышения квалификации.

Основой кадровой политики ООО "Логос Терминал" является определение потребностей компании в квалифицированных кадрах. Именно человеческие ресурсы и составляют главный капитал предприятия.

Приоритетными направлениями в кадровой политике "Логос Терминал" являются; развитие и обучение персонала; повышение квалификации; формирование и подготовка кадрового резерва; работа с молодыми специалистами; оценка персонала.

Персонал компании составляет порядка 162 человек.

Рассмотрим организацию кадровой политики ООО "Логос Терминал" с точки зрения теории организационной культуры Хофштеде.

Рассмотрим организационную культуру ООО "Логос Терминал" в соответствии с типологией Г. Хофштеде.

1. В ООО "Логос Терминал" высокий уровень дистанции власти. Это объясняется рядом факторов:

­ Подчиненные очень редко выражают свое несогласие

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...