Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы развития маркетинга в России




 

Нужна ли маркетинговая стратегия, если дела и так идут хорошо? Возможно, сейчас объем продаж полностью устраивает руководство кампании или фирмы. Возможно, он будет устраивать их и завтра. Но что будет послезавтра? Маркетинговая стратегия - это не только то, что понадобится завтра, когда фирма станет еще "круче", но это и то, что нужно ей уже сегодня.

Наметились ли в данное время положительные тенденции в сфере развития маркетинга в российском бизнесе? Автор работы считает, что да.

Их можно охарактеризовать следующим образом:

Многие российские компании задумались над созданием структурированного департамента маркетинга;

Наблюдается стремление к диверсификации деятельности сотрудников в отделах маркетинга;

В связи с расширением производственной базы выделилась тенденция к созданию отделов маркетинга в каждом региональном филиале компании;

Расширение производства выдвинуло потребность в менеджерах по торговой марке, которые призваны выводить на рынок новые виды и марки отечественной продукции;

Появилась установка на то, что опытные маркетологи должны видеть бизнес на много лет вперед (стратегия).

Информационная революция оказала влияние на характер деятельности многих предприятий. Развитие информационных и компьютерных технологий качественно меняет характер маркетинговой деятельности фирмы. В связи с этим возникло понятие виртуального маркетинга и Интернет – маркетинга, который постепенно находит свое распространение и в России. Практическое воплощение виртуального маркетинга возможно на основе создания маркетинговой системы фирмы, т.е. системы постоянного слежения, хранения и обработки маркетинговых данных. Сейчас уже можно говорить о Всемирной сети как о самостоятельном сложившемся рынке, со своими особенностями, продавцами и покупателями, причем для России также характерно увеличение он-лайн продаж.

В последнее время мы часто слышим о таком явлении как территориальный маркетинг, который в общем виде описывается как определенный образ мышления и действий руководителей регионального и/или местного уровня и предпринимателей, новая деловая философия активной предпринимательской деятельности, основанная на стремлении удовлетворить выявленные потребности населения как в данном регионе, так и за его пределами. Целью территориального маркетинга является улучшение качества жизни населения. Это предполагает планомерное и системное изучение состояния и тенденций развития территорий для принятия рациональных решений, направленных на создание и поддержание притягательности и престижа территории в целом, а также привлекательности сосредоточенных на ней ресурсов производства и возможностей для их реализации и воспроизводства. Оценивая применение территориального маркетинга на примере нашего региона можно сказать, что приоритетным направлением здесь является маркетинг имиджа. Часто проводимые общероссийские фестивали и конкурсы (в разных сферах), научные съезды и форумы, ставший традиционным мировой чемпионат по биатлону, увеличение уровня инвестиционной политики, развитие социальной сферы - все это свидетельствует о том, что правительство Ханты-Мансийского округа заботится о создании положительного имиджа региона.

Меняются методы и инструменты маркетинга. Некоторые из них начинают применяться и в нашей стране. Например, такое новое направление маркетинга как мерчандайзинг. Он способствует стимулированию розничных продаж через привлечение внимания конечных покупателей к определенным маркам или группам товаров в местах продаж без активного участия специального персонала. Большинство покупателей спешит, иногда забывая сделать все необходимые покупки. Продавцы не могут помочь всем покупателям выбрать нужный товар. Мерчандайзинг делает товар легко доступным для потребителя и продавца. Правильная выкладка товара и рекламные материалы напоминают покупателю о товарах фирмы и влияют на решение о покупке. К сожалению, пока малое количество предпринимателей обращает внимание на эти вопросы, хотя по данным исследований, более 70% покупателей делают выбор в пользу того или иного товара уже в торговом зале.

Автор работы считает, что у российского маркетинга есть будущее. Конечно, потребуется еще достаточно много времени, пока в нашей стране принципы маркетинга станут во главе экономики, пока начнет действовать концепция социально-этического маркетинга. Ведь это требует коренной перестройки всей системы ведения бизнеса. Изменяются и требования, предъявляемых к кандидатам на должности маркетологов всех уровней. В настоящее время наличие специального образования является одним из формальных требований, без диплома быть востребованным на рынке труда становится все сложнее. Если же речь идет о вакансии на должности высших руководителей в сфере маркетинга, то здесь все чаще оказываются востребованы специалисты с дополнительным магистерским или другим образованием в области маркетинга. Большинство российских вузов, следуя спросу на специалистов данного профиля, уже включили в свою программу обучение студентов по специальностям «Маркетинг и реклама». Это свидетельствует о положительных тенденциях в сфере развития маркетинговых услуг в российской экономике.

 

Заключение

 

Итак, мы убедились, что маркетинг является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. Маркетинг связан со всеми сферами нашей деятельности, и, следовательно, нам необходимо знать как можно больше о его законах и специфике. В России маркетинг еще не получил достаточного распространения, но все большее число предприятий и организаций начинают успешно использовать его основные принципы в своей работе. Появляются специализированные маркетинговые компании, предоставляющие широкий спектр услуг на российском рынке. Руководители подавляющего большинства предприятий уже осознали необходимость маркетинговых подходов к управлению предприятиями и продукцией. К сожалению, маркетинговая деятельность требует больших денежных расходов, что в нашей пока нестабильной экономической ситуации практически невозможно. Ведь даже крупным зарубежным компаниям не всегда под силу самостоятельно заниматься всеми маркетинговыми вопросами и им приходится обращаться к услугам исследовательских центров, рекламных агентств и т. д. Все большее распространение маркетинг получает и как отдельная экономическая дисциплина в учебных заведениях. Следовательно, скоро наша страна получит много квалифицированных специалистов в этой интересной для работы области.

Хотелось бы подчеркнуть, что не существует универсальной формы организации работы на основе принципов и методов маркетинга, равно как нет и единой схемы построения маркетинговой работы. Конкретные формы и содержание такой деятельности могут существенно различаться в зависимости от характера хозяйственной организации и тех внешних условий, в которых она протекает. Главное при маркетинговом подходе – целевая ориентация всех мероприятий, слияние в единый технологический процесс отдельных направлений исследований, производства, торговли. Поэтому-то и отечественные организации – производственные и непроизводственные предприятия и объединения, внешнеторговые фирмы – вполне могут принять на вооружение принципы и методы современного маркетинга для успешного проведения внешнеторговых операций в наиболее широком их смысле: от создания нового товара до его обслуживания у покупателей.

Желательность использования маркетинга как средства повышения эффективности производственно-комерческой деятельности превращается в необходимость и становится возможной, если предприятия (объединения, компании) – производители товаров и услуг – располагают в своей деятельности достаточной свободой, позволяющей им оперативно откликаться на изменения рыночной конъектуры, маневрировать своими ресурсами, производственными и иными возможностями для достижения поставленных рыночных целей.

Ныне, когда предприятия, с одной стороны, получили широкие права, а с другой – должны искать пути для расширения своего выхода, как на внутренний, так и на внешний рынок, использование маркетинга становится для них настоятельной необходимостью. При этом требуется значительная перестройка логики мышления и психологии поведения не только руководящего звена, но и рядовых работников, трудовых коллективов в целом.

 

Список источников

 

Об образовании Ф.З.Р.Ф. от 15 мая 2003 г. // Рос. Газ. – 2003 – 15 мая. – С.1-8.

Арми-Маркетинг - www.analytics

Бутова Т.Г. Маркетинговые исследования культурного досуга // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. -№ 3. – С. 36-44.

Годин А.М. Маркетинг / А.М. Годин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 604 с.

Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. – 3-е изд.- М.: Издательство «Фин-пресс», 2003.- 496 с.

Голубков Е.П. Проектирование элементов комплекса маркетинга // маркетинг в России и за рубежом. – 2002.- № 4. – С. 110-125.

Дорошев В. И. Введение в теорию маркетинга / В. И. Дорошев. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 285с.

Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер.- М.: Бизнес – книга, 1995.- 702 с.

Курбатова А.А., Шешенин А.А. Рынок труда маркетологов: анализ, тенденции развития // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. - № 1. – С. 35-41.

Маркетинг в современной жизни // Маслова Т. Д. Маркетинг / Т. Д. Маслова, Л.Н. Ковалик, С. Г. Божук. – СПб.: Питер, 2001. – Гл. 3. – С. 7-56.

Маркетинг: Учебник / Под ред. Н. Д. Эриашвили.- М.:Юнити, 2003.- 631 с.

Муромкина И.И., Портной А. И. Совершенствование марочной политики предприятий на российском потребительском рынке // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. - № 5.- С. 47-53.

Мухина М.К. Изучение стиля жизни потребителей и сегментирование рынка на основе психографических типов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. - № 3. – С. 3-20.

Ойнер О.К., Попов Е.В. Виртуальный маркетинг и его применение на отечественных предприятиях // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. - № 5. – С. 37-46.

Попова Ю.Ф., Соресен Олав Юл Особенности развития маркетинговой деятельности на российских предприятиях // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. - № 5. – С. 3-9.

Российская ассоциация маркетинга – www.ram.

Токарев Б. Применение метода смешанного анализа в количественных рыночных оценках // Маркетинг. – 2003. - № 4. – С. 49-55

Черная И. П. Маркетинг имиджа как стратегическое направление территориального маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. - № 4. – С. 13-18.

Шекова Е.Л. Особенности маркетинга в сфере культуры // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. - № 3. – С. 3-11.

1 Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга. – М., 2001. – С.18

2 Годин А.М. Маркетинг.- М., 2003. – С.11

3 Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга. – М., 2001. – С. 20.

4 Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга. – М., 2001. – С.20

5 Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга. – М., 2001. – С.23

6 Попова Ю.Ф., Соресен Олав Юл. Особенности развития маркетинговой деятельности на российских предприятиях // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. - № 5. – С.3

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...