Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Измерений шума на рабочих местах 5 глава




Коль скоро воздействие вибрации на организм обусловлено ее частотными характеристиками, то при измерении параметров вибрации, очевидно, что основой методологии измерения параметров вибрации является ее частотный анализ.

Измерения проводятся для локальной вибрации в октавах (среднегеометрические частоты 8, 16, 31,5, 63, 125, 500 и 1000 Гц) и для общей вибрации в третьоктавных полосах и октавах (среднегеометрические частоты 1, 2, 4, 8, 16, 31,5 и 63 Гц). Частотный анализ позволяет получить наиболее полную характеристику вибрации, т.е. не только интенсивность вибрации, но и характер ее спектра (низко-, средне- и высокочастотный), определяющий специфику влияния вибрации на организм человека. Метод частотного (спектрального) анализа, кроме того, позволяет при проведении соответствующих расчетов перейти к интегральной и далее к дозной оценки вибрации с учетом времени воздействия.

Метод интегральной оценке по частоте нормируемых параметров предполагает измерение одночислового показателя – корректированного уровня вибрации, определяемого как результат энергетического суммирования уровней вибрации в октавных полосах частот с учетом октавных поправок. Этот метод измерения менее трудоемкий, чем метод частотного анализа, однако и менее информативный.

Метод дозной оценки используется для непостоянных вибраций с учетом времени воздействия вибрации в течение рабочей смены. Этот метод связан с методом интегральной оценки по частоте и позволяет получить одночисловую характеристику следующими способами:

1) расчетом эквивалентного корректированного уровня по измеренному (или рассчитанному) корректированному значению и данным хронометража;

2) инструментальным измерением эквивалентного корректированного значения.

Эквивалентный корректированный уровень изменяющейся во времени вибрации соответствует корректированному уровню постоянной во времени и равной по энергии вибрации, действующей 8 ч.

Если работающие подвергаются действию вибрации (локальной или общей) в течение смены, и вибрация является постоянной по временной характеристике (виброскорость меняется не более чем на 6 дБ за время наблюдения), то для гигиенической оценки используются указанные выше методы интегральной оценки по частоте и спектральный. Если же работающие подвергаются действию непостоянной во времени вибрации, а именно, в течение 8 ч обслуживают оборудование, генерирующее вибрацию, параметры которой изменяются менее чем 6 дБ, или же оборудование, генерирующее постоянную вибрацию, но только часть смены, то для характеристики вибрационного воздействия используется метод дозной оценки или интегральной оценки с учетом времени, так как ПДУ установлены в расчете на 8-часовое воздействие вибрации.

Например, если вибрационными характеристиками ручного инструмента являются корректированные уровни вибрации (виброскорость и виброускорение в дБ) и уровни тех же нормируемых параметров в октавных полосах частот, то характеристикой вибрационного воздействия на оператора будет эквивалентный корректированный уровень вибрации (виброскорость и виброускорение в дБ), так как время работы с этим инструментом может быть различным в зависимости от технологии. Поскольку наиболее часто рабочие подвергаются воздействию непостоянных вибраций, то при оценке условий труда почти всегда необходимо измерять (или рассчитывать) эквивалентные корректированные уровни вибрации.

Приводим обобщающие данные по методам измерения и оценки вибрации (таблица 14).

Таблица 14

Методы измерения и оценки вибрации

Методы оценки Измеряемые и оцениваемые параметры вибрации
Частотный (спектральный) анализ Средние квадратические значения виброскорости, м/с, или виброускорения, м/с2 (или их логарифмические уровни, дБ), в третьоктавных или октавных полосах частот
Интегральная оценка по частоте Корректированное значение (или логарифмический уровень, дБ) виброскорости, м/с, или виброускорения, м/с2
Интегральная оценка с учетом времени воздействия (дозная оценка) Эквивалентное по энергии корректированное значение (или уровни, дБ) виброскорости, м/с, или виброускорения, м/с2

Правовые аспекты измерения и оценки виброакустических факторов.

При измерении уровней и характеристик любых факторов среды обитания человека, в том числе виброакустических, важным аспектом методологии является обеспечение правовой состоятельности результатов исследований (расшифровка понятия – в приложении 1).

Обязательные условия реализации инструментальных гигиенических исследований, обеспечивающие их правовую состоятельность:

1) Наличие государственной регистрации и внесения в Государственный реестр средств измерения с соответствующим номером.

2) При использовании прибора в практике государственного санитарно-эпидемиологического надзора необходимо утверждение целевого назначения прибора Роспотребнадзором.

3) Соответствие области применения прибора указанной в выходных данных (паспорте).

4) Соответствие назначения прибора паспортным данным.

5) Наличие своевременной государственной метрологической поверки в системе Госстандарта согласно требованиям соответствующих ГОСТов.

6) Неукоснительное и максимально точное следование инструкциям, определяющим порядок и условия работы с прибором.

7) Скрупулезное заполнение протоколов инструментальных исследований по соответствующим утвержденным формам.

8. Мнение руководителей ИЛЦ о результатах измерений каких-либо факторов должно базироваться исключительно на нормативных правовых актах системы Государственного санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации.

9. Обязательное наличие аккредитации ИЛЦ в системе Роспотребнадзора (наличие и номер аттестата аккредитации, регистрация в реестре системы, регистрация в едином реестре).

10. Внимательное изучение содержание аккредитации с целью выяснения вопроса о правомерности исследования того или иного показателя.

Требования к оформлению протокола измерения факторов и условий среды обитания (пример рекомендуемой формы протокола – в приложении 4):

1. Форма протокола должна быть утверждена приказом Главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в регионе».

2. Оформление протокола должно производиться на специальном бланке, выполненным типографским способом или способом электронного копирования.

3. Обязательное указание характера измерений (по договору, плану управления Роспотребнадзора, составление санитарно-гигиенической характеристики и т.д.).

4. Обязательное указание нормативных и методических документов, на основании которых проводились измерения и формировалось мнение по результатам измерения (если на бланке изначально приводятся различные документы, то необходимо выбрать из них те, которые реально использовались при измерениях, и подчеркнуть их наименования).

5. Мнение по результатам измерений формируется только на основании сопоставления их с соответствующими нормативами; какие-либо дополнительные рассуждения о результатах измерений не допускаются.

Основной правовой базис реализации инструментальных гигиенических исследований:

1) Нормативные и методические документы системы Государственного санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации.

2) Нормативные документы Госстандарта Российской Федерации.

3) Государственный реестр средств измерений.

4) Содержание аккредитации лабораторного звена в Госреестре Российской Федерации.

Некоторые проблемы и типичные ошибки при реализации инструментальных гигиенических исследований, обусловливающих правовую несостоятельность результатов измерений:

1) Использование приборов без учета нормируемых параметров.

2) Неверный выбор нормативных и методических документов.

3) Неправильный выбор точек измерения.

4) Выбор приборов с низкой чувствительностью и точностью измерений.

5) Игнорирование деталей порядка работы с приборами.

6) Игнорирование фоновых значений измеряемых факторов.

7) Ошибочные решения при централизованных закупках приборов и устройств (сознательные или как результат низкого профессионального уровня).

Задания для самоконтроля подготовки по разделу V

Контрольные вопросы по разделу V

1) Дайте характеристику основных направлений создания современных приборов для реализации инструментальных методов исследования, в частности для измерения параметров виброакустических факторов среды обитания человека.

2) Дайте характеристику понятий «методология», «метод», «методика» в приложении к реализации инструментальных гигиенических исследований, в том числе при измерении и оценке виброакустических факторов сред обитания человека.

3) Поясните сущность дифференциации понятий «методология», «метод», «методика» в приложении к реализации инструментальных гигиенических исследований.

4) Охарактеризуйте основные условия измерений параметров шумового фактора.

5) Поясните принцип работы приборов для измерения параметров шумового фактора.

6) Охарактеризуйте основные условия измерений параметров ультразвука.

7) Поясните принцип работы приборов для измерения параметров ультразвука.

8) Охарактеризуйте основные условия измерений параметров инфразвука.

9) Поясните принцип работы приборов для измерения параметров инфразвука.

10) Охарактеризуйте основные условия измерений параметров вибрации.

11) Поясните принцип работы приборов для измерения параметров вибрации.

12) Поясните сущность понятия «правовая состоятельность результатов инструментальных гигиенических исследований».

13) Назовите обязательные условия реализации инструментальных гигиенических исследований, обеспечивающие правовую состоятельность их результатов.

14) Назовите основные требования к оформлению протокола измерения факторов и условий среды обитания, в том числе виброакустических факторов.

15) Дайте характеристику основного правового базиса (групп нормативных и методических документов) реализации инструментальных гигиенических исследований.

16) Дайте характеристику основных проблем и типичных ошибок при реализации инструментальных гигиенических исследований, обусловливающих правовую несостоятельность результатов измерений.

Тестовые задания по разделу V

Рекомендации по работе с тестовыми заданиями идентичны рекомендациям по работе с тестовыми заданиями по разделу I.

Выберите один или несколько правильных ответов.

1. ФОРМУ ПРОТОКОЛА ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЪЕКТОВ И ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА УТВЕРЖДАЕТ

1) Главный государственный санитарный врач по региону

2) руководитель Роспотребнадзора

3) Министр здравоохранения Российской Федерации

4) главный врач ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в регионе»

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМ МЕТОДАМ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВКЛЮЧАЮТ

1) высокую чувствительность

2) признание методов международным сообществом

3) обязательное обеспечение инструментальных и лабораторных методов компьютерным сопровождением

4) сопоставимость диапазонов измерения с нормируемыми величинами

3. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УТВЕРЖДАЕТ

1) Главный государственный санитарный врач по региону

2) Министр здравоохранения Российской Федерации

3) Главный государственный санитарный врач Российской Федерации

4) главный врач ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора»

4. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, РЕГЛАМЕНТИРУЮТСЯ

1) Министром здравоохранения Российской Федерации

2) системой Госстандарта Российской Федерации (ГОСТы)

3) рекомендациями научно-исследовательских центров

4) системой Роспотребнадзора (методические указания по контролю)

5. ОСНОВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗИС РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЕСПЕЧИВАЮТ

1) нормативные и методические документы системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования РФ

2) приказы Министра здравоохранения РФ

3) нормативные документы Госстандарта РФ

4) распоряжения руководителей органов и организаций системы Роспотребнадзора

6. ПРИНЦИП РАБОТЫ ШУМОИЗМЕРЯЮЩИХ ПРИБОРОВ ОСНОВАН НА

1) усилении звуковой энергии с последующей ее количественной регистрацией

2) переводе звуковой энергии в электрическую с последующей ее количественной регистрацией

3) преобразовании звуковой энергии с приданием ей характеристик, регистрируемых специальным датчиком

4) выделении частот шума, наиболее обусловливающих уровень его звуковой энергии, с последующей их количественной регистрацией

7. СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ШУМА

1) разложение шума на отдельные его частоты

2) определение уровня энергии шума при определенных составляющих его частотах

3) разложение шума на отдельные октавы

4) разложение шума на отдельные его амплитудные характеристики

8. К ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОТНОСЯТСЯ

1) функционирование приборов менее 5 лет

2) наличие государственной регистрации и внесения в Государственный реестр средств измерения с соответствующим номером

3) наличие зарубежных аналогов

4) наличие своевременной государственной метрологической поверки в системе Госстандарта согласно требованиям соответствующих ГОСТов


 

9. ПРОТОКОЛ ИЗМЕРЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ ВИБРОАКУСТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ УТВЕРЖДАЕТ

1) главный врач ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в регионе»

2) заместитель главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в регионе» по лабораторной работе

3) руководитель Испытательного лабораторного центра

4) Главный государственный санитарный врач по региону

10. МНЕНИЕ О РЕЗУЛЬТАТАХ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ВИБРОАКУСТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ФОРМУЛИРУЕТ

1) заведующий лабораторией с визой руководителя испытательного лабораторного центра

2) врач отдела ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в регионе»

3) специалист отдела управления Роспотребнадзора по региону

4) руководитель управления Роспотребнадзора по региону

11. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИБОРОВ И УСТРОЙСТВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИХ НАЗНАЧЕНИЮ ВЫДЕЛЯЕТ ПРИБОРЫ И УСТРОЙСТВА

1) для измерения параметров виброакустических факторов

2) для научных исследований

3) для измерения и оценки химических факторов

4) для экологического мониторинга

12. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИБОРОВ И УСТРОЙСТВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИХ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВЫДЕЛЯЕТ ПРИБОРЫ И УСТРОЙСТВА

1) для измерения параметров виброакустических факторов

2) для научных исследований

3) для измерения и оценки химических факторов

4) для экологического мониторинга

13. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИБОРОВ И УСТРОЙСТВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИХ ДИАПАЗОНУ ИЗМЕРЕНИЙ ВЫДЕЛЯЕТ ПРИБОРЫ И УСТРОЙСТВА

1) многофункциональные

2) для измерения в широком диапазоне

3) для измерения в узком диапазоне

4) высокочувствительные

14. ВЫСОКОТОЧНЫЕ ПРИБОРЫ ДЛЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДОПУСКАЮТ ПОГРЕШНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЙ

1) не более ±5%

2) ±6–±10%

3) ±11–±20%

4) ±21–±30%

15. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМ МЕТОДАМ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ПРИБОРАМ И УСТРОЙСТВАМ)

1) высокая чувствительность

2) малые габариты

3) малая масса

4) простота реализации исследований

16. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ИХ ПРАВОВУЮ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

1) наличие государственной регистрации и внесения в Государственный реестр средств измерения с соответствующим номером конкретного прибора

2) высокая точность измерения

3) соответствие области применения прибора указанной в выходных данных (паспорте)

4) высокая чувствительность измерения

17. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОТОКОЛА ИЗМЕРЕНИЯ ФАКТОРОВ И УСЛОВИЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ПРЕДПОЛАГАЮТ

1) разборчивый почерк

2) обязательное указание нормативных и методических документов, на основании которых проводились измерения

3) использование установленных специальных терминов

4) оформление протокола на специальном бланке, выполненным типографским способом или способом электронного копирования

18. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБОРОВ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ВИБРОАКУСТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ

1) при отсутствии электричества

2) при отсутствии своевременной поверки

3) при несоответствии диапазона измерений прибора с нормируемым диапазоном

4) при отсутствии интерфейса

Ситуационные задачи по разделу V не предусматриваются, так как студенты выполняют задания по измерению виброакустических факторов в реальных условиях с помощью соответствующих приборов и устройств, например, в учебной аудитории, а также с использованием имитируемых источников шума, ультразвука, инфразвука, вибрации.

Ответы к тестовые заданиям раздела V

1 – 4; 2 – 1, 4; 3 – 3; 4 – 2, 4; 5 – 1, 3; 6 – 2; 7 – 2; 8 – 2, 4; 9 – 2; 10 – 1;

11 – 1, 3; 12 – 2, 4 13 – 2, 3; 14 – 1; 15 – 1, 4; 16 – 1, 3; 17 – 2, 4; 18 – 2, 3.


 

В завершение основного материала учебного пособия, приводим кроссворд с ответами на вопросы, задания которого охватывают содержание всех разделов учебного пособия. Решение заданий кроссворда на завершающем этапе освоения темы призвано способствовать закреплению у студентов знаний, провести заключительный самоконтроль подготовки в достаточно увлекательной форме.

Следует указать, что успешная работа студентов по решению кроссворда является возможной не только при условии высокого уровня усвоения темы, но и при условии широкой общеобразовательной подготовки (эрудиции).

Опыт использования составителями учебного пособия данной формы контроля усвоения тем практической и теоретической подготовки продемонстрировал её высокую эффективность, а также высокий интерес у студентов, повышающий уровень мотивации к изучению тех или иных тем.

Некоторые пояснения к кроссворду:

1. Цифра в скобках указывает количество букв в слове.

2. Номера слов, расположенных по горизонтали, обозначены обычным шрифтом, по вертикали – полужирным.

3. В отдельных случаях слова, отражающие ответы на задания, могут быть не только в виде существительных, но и в виде определений (прилагательных); например, «постоянный», «тональный» и т.д., относящихся к основному понятию.


Учебный кроссворд.

                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...