Правовые и теоретические основы деятельности Банка России
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Введение
Представленная работа посвящена теме "Организационная структура Банка России". В процессе управления любой организацией огромная роль принадлежит организационной структуре, поскольку именно с ее помощью структурируются и формализуются подходы и методы управления, определяются группы исполнителей, разрабатываются системы контроля и внутриорганизационных взаимоотношений, то есть осуществляются все необходимые действия, направленные на достижение поставленных целей. В настоящее время деятельность ЦБ РФ приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке. Таким образом, очевидно, что от правильного выбора организационной структуры Центрального банка, от ее успешного функционирования зависит вся экономика страны. Так как роль организационной структуры ЦБ имеет жизненно важное значение для всего государства, то изучение ее формирования и изменений является актуальной темой при изучении Центрального банка. Цель данного исследования – описание и анализ организационной структуры Центрального Банка Российской Федерации на современном этапе его развития. При выполнении поставленной цели нами были поставлены и решены следующие задачи: 1. Изучить правовые и теоретические аспекты деятельности Центрального Банка Российской Федерации; 2. Выявить причины формирования его современной организационно-функциональной структуры; 3. Сказать об актуальности изучения организационной структуры Банка России;
4. Обозначить тенденции развития организационной структуры Центрального Банка Российской Федерации. Объектом исследования является организационная структура Центрального Банка Российской Федерации. Предметом – отдельные её составляющие и особенности их деятельности, устройства, юридическое и экономическое положение по отношению друг к другу, а также роль в деятельности Банка России, их права и обязанности в процессе выполнения Центральным банком своих функций. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность темы Организационная структура Банка России определяют несомненную новизну данного исследования. При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования: 1. Наблюдение; 2. Изучение источников информации; 3. Описание; 4. Диалектический; 5. Аналитический; 6. Дедуктивный метод. Курсовая работа выполнена на 42 страницах машинописного текста и содержит: 1. Введение. Обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель, задачи, предмет и объект исследования, использованные методы, обозначены базовые источники информации. 2. Первый раздел. Раскрываются правовые и теоретические основы деятельности банка России. 3. Второй раздел. Подробно рассмотрены отдельные элементы организационно-функциональной структуры Банка России. Раздел состоит из трех глав. 4. Третий раздел. Описывается организационная структура Банка России на современном этапе, обозначены тенденции её развития. 5. Заключение. Подводятся итоги исследования, излагаются полученные выводы. 6. Список использованных источников. Содержит наименований. Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных экономистов: Лаврушина О.И., Фетисова Г.Г., Мамоновой И.Д, Коробовой Г.Г., Алпатова Г.Е. и др., а также законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации.
Правовые и теоретические основы деятельности Банка России
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР.[18 C. 178]. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации" от 27 июня 2002 года и другими федеральными законами. Основным элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, в пунктах 1 и 2. Полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Конституцией РФ (Статьей 75) установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (п. 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (п. 2). Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации). Банк России не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млдр. рублей. В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. К основным задачам Банка России можно отнести: участие в разработке денежно-кредитной политики правительства; поддержание стабильности денежного обращения;
обеспечение устойчивости курса рубля по отношению к иностранным валютам; создание государственного фонда золотовалютных резервов; использование методов денежно-кредитного управления банковской системой для развития рыночной экономики. Выполнение этих задач осуществляется на основе эмиссии денег, кредитования коммерческих банков, продажи и покупки золота и иностранных валют и поддержания внутренней и внешней покупательной способности национальной денежной единицы. В соответствии со статьей 4 Федерального закона, Банк России выполняет следующие 19 функций: - во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику; - монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; - является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; - устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; - устанавливает правила проведения банковских операций; - осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов; - осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России; - принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; - осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; - регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; - осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России; - организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации; - определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; - устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации; - устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; - принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
- устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"); - проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные; - осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами. Вышеперечисленные функции можно объединить в пять основных задач: 1. Монопольная эмиссия банкнот; 2. Банк банков: - работает только с коммерческими банками (за исключением некоторых случаев, оговоренных в Федеральном законе), - является кредитором в последней инстанции, осуществляющим рефинансирование кредитных ресурсов коммерческих банков, - хранит резервы коммерческих банков в соответствии с установленными нормативами, - осуществляет контроль и надзор за коммерческими банками; 3. Агент правительства; 4. Единый рассчетно-кассовый центр; 5. Орган денежно-кредитного регулирования. Следует иметь в виду, что монополия на эмиссию банкнот на современном этапе вовсе не означает ее жесткого контроля или увязки с целями денежно-кредитного регулирования. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии. Главная задача денежно-кредитной политики — регулирование безналичной эмиссии, основным источником которой являются коммерческие банки. В то же время эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (в форме, как банкнот, так и депозитов коммерческих банков) служат кассовым резервом любого коммерческого банка. Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Кредитовать население рассчетно-кассовые центры Банка России могут только в той местности, где не имеется никаких филиалов и отделов коммерческих банков. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов. Банком России разработаны и в настоящее время действуют механизмы рефинансирования (кредитования) банков, которые можно разделить на 2 группы, различающиеся по степени оперативности принятия Банком России решения о предоставлении кредита. Один из них – кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России. Другой – кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства и (или) поручительства кредитных организаций. В первом случае обеспечение по кредитам стандартизировано (Банком России определен конкретный перечень ценных бумаг – Ломбардный список Банка России), учет прав собственности на залоговое обеспечение осуществляется уполномоченными депозитариями (НП "Национальный депозитарный центр" и Дилерами на рынке ГКО - ОФЗ), оценка стоимости обеспечения производится на основании информации об итогах торгов ценными бумагами на организованном рынке ценных бумаг (уполномоченными Биржами являются ЗАО "Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ)" и ЗАО "Фондовая биржа ММВБ"). Время принятия решения колеблется от нескольких секунд до одного часа [19, С. 23]. В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке в соответствии с законом. Такие резервы называются обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по депозитам (норму обязательных резервов). Через счета, открываемые коммерческими банками в центральном банке, последний осуществляет регулирование расчетов между ними. С внедрением электронных расчетных систем существенно снизилось значение традиционной для центрального банка функции расчетного центра банковской системы. Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай: банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит. Во многих странах центральные банки осуществляют надзор за деятельностью банков (регистрация, лицензирование) либо монопольно (например, в Австралии, Великобритании, России), либо совместно с Минфином или другим государственным органом (например, в США). В ряде стран (например, в Канаде) функция банковского надзора возложена не на центральный банк, а на другой орган. Отслеживанием работы коммерческих банков в России занимаются различные государственные и негосударственные учреждения. К негосударственным можно отнести различные аудиторские и консалтинговые фирмы, журналы, газеты. К государственным можно отнести МВД, ФСК, Минфин, ЦБ. Основную нагрузку в этом направлении взял на себя ЦБ РФ. Он осуществляет регулирование и надзор за банковской деятельностью. Являясь в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" органом банковского регулирования и банковского надзора, Банк России призван поддерживать стабильность банковской системы Российской Федерации, обеспечивать защиту интересов. Надзор осуществляться двумя основными методами [19, С. 22]: — проверка банковской отчетности и нормативов, согласно инструкций; — ревизия. Данная функция ЦБ очень важна, т.к. она позволяет отслеживать, как общие тенденции в банковском бизнесе, так и осуществлять оперативный надзор за банками. Свою политику ЦБ доводит до сведения КБ посредством издания инструкций, писем и т.д. Для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы ЦБ РФ установил следующие экономические нормативы деятельности КБ [19, С. 33]: · нормативы достаточности капитала; · нормативы ликвидности баланса; · минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в ЦБ; · максимальный размер риска на одного заемщика; · минимальный размер резервов под кредиты и обесценение ценных бумаг. Логично предположить, что банки не могут отдавать взаймы все имеющиеся у них деньги вкладчиков, поскольку последние имеют право отозвать свои деньги в любой момент. Однако банковский опыт показывает, что банки не только могут предоставить в кредит почти все средства на депозитах, но и удовлетворить требования своих вкладчиков. Тем не менее, для обеспечения собственной безопасности банки оставляют определенную фиксированную часть депозитов "незадействованной". Эти фонды именуются банковскими резервами. Как отмечалось, независимо от принадлежности капитала центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства центральный банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета, реализует государственные ценные бумаги. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются все правительственные расходы. В некоторых странах, например в США, большая часть бюджетных средств помещается в коммерческие банки. В условиях хронического дефицита государственных бюджетов усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, по проведению конверсии и консолидации. Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов. Вместе с тем Банк России не имеет права выделять средства на финансирование дефицитов госбюджета и государственных внебюджетных фондов. Таким образом, Банк России в качестве своей основной функции формирует и претворяет в жизнь кредитно-денежную политику государства. Спектр деятельности Банка России весьма широк: от действия в качестве агента государства и управления банковскими холдинг-компаниями до обеспечения необходимого количества денег. Перечисленные выше функции Центрального банка реализуются через его операции и инструменты. Операции ЦБ определяются в зависимости от выполняемых функций и направления деятельности. В общем случае операции ЦБ можно разделить на пассивные – операции по созданию ресурсов банка и активные – операции по их размещению. Основные пассивные операции Банка России: - Формирование уставных капиталов; - Эмиссия денег; - Хранение денежных средств государственного и местных бюджетов. Основные активные операции Банка России: - Учетно-ссудные операции; - Банковские инвестиции; - Операции с золотом и иностранной валютой. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики, используемыми Центральным банком для воздействия на денежную массу, в соответствии с законодательством являются: 1. Операции на открытом рынке. 2. Изменение учётной ставки. 3. Изменение нормы обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ; 4. Операции с валютными активами. Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны. Таким образом, ЦБ способен в значительной мере воздействовать на предложения денег в экономике. Величина предложения денег в экономике оказывает сильное влияние на развитие инфляционных процессов, уровень безработицы и увеличение выпуска в стране. Поэтому правильная политика Центрального банка, одной из функций которого является регулирование предложения денег, может стать важным стабилизирующим фактором развития экономики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|