Рассчетно-кассовые центры и другие организации, входящие в структуру Банка России.
Расчетно-кассовые центры являются структурными подразделениями территориальных учреждений ЦБ РФ. Они создаются при территориальных учреждениях ЦБ РФ с разрешения Банка России на основании приказа начальника территориального учреждения. Организованные по региональному принципу РКЦ включают: 1) Головной расчетно-кассовый центр; 2) Межрайонный расчетно-кассовый центр; 3) Районный расчетно-кассовый центр. Каждый РКЦ имеет: а) Наименование, включающее названия того населенного пункта, где он территориально функционирует, и соответствующего территориального управления, в состав которого он входит; б) Идентификационный код (номер по МФО); в) Печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, а также штампы, используемые для выполнения возложенных на него полномочий. РКЦ выполняет следующие возложенные на него функции: - Обеспечивает межбанковские и внутрибанковские расчеты кредитных учреждений, расположенных на территории его обслуживания; - Проверяет реализацию коммерческими банками требований обязательного резервирования, достоверность расчетов, своевременность и полноту проведенных перечислений; - Участвует в предоставлении коммерческим банкам кредитов Банка России (в порядке передоверия); - Во взаимодействии со специализированными службами доставки обеспечивает централизованное экспедирование почтовых расчетно-денежных документов на внутрирегиональном и межрегиональном уровнях и др. [20, C. 118] Головные РКЦ производят, кроме вышеназванных названных, некоторые дополнительные операции, например, проводят расчеты по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг.
Таким образом, РКЦ организуют расчетное, кредитное, кассовое и валютное пространство России и являются проводниками денежно-кредитной политики Правительства РФ и Центрального банка РФ. Для реализации возложенных на них функций расчетно-кассовые центры открывают коммерческим банкам корреспондентские счета и осуществляют постоянное наблюдение за движением средств на этих счетах. Анализируя обороты и остатки денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков, расчетно-кассовые центры получают необходимую информацию о состоянии текущей ликвидности коммерческих банков. В Банке России с 2003 года проводится программа оптимизации расчетной сети. В рамках этой программы в 2009 году было ликвидировано 2 расчетно-кассовых центра. Общее количество РКЦ по сравнению с 2003 годом сократилось почти вдвое и на конец 2009 года составляло 546 учреждений. [5, C. 127] Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ и иных органов безопасности. Полевые учреждения стоят особняком в организационной структуре Банка России. Это связано с "двойным" подчинением полевых учреждений центральному банку и органам Министерства обороны Российской Федерации. С одной стороны, полевые учреждения выступают составной частью системы Банка России, решения о создании и ликвидации полевых учреждений принимает Совет директоров Банка России (по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации). С другой стороны, полевые учреждения комплектуются из числа военнослужащих, которые, руководствуясь военным законодательством, должны соблюдать принцип единоначалия. Согласно банковскому законодательству, полевые учреждения являются воинскими учреждениями и в своей деятельности руководствуются воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением Банка России и Министерства обороны Российской Федерации.
Подобного рода двойственность делает полевые учреждения, с одной стороны, похожими на территориальные учреждения Банка России, с другой — существенно отличными от них. Схожесть проявляется в том, что полевые учреждения: 1) Занимаются банковским обслуживанием юридических и физических лиц; 2) Могут по разрешению Банка России эмитировать наличные деньги в обращение; 3) Осуществляют в связи с деятельностью обслуживаемых ими лиц организацию денежного обращения (наличных и безналичных расчетов); 4) При необходимости по решению Банка России выполняют полномочия РКЦ, выполняющих, как отмечалось, межбанковские и внутрибанковские расчеты кредитных учреждений, расположенных в данном регионе; 5) В своей банковской деятельности регулируются исключительно федеральными законами и нормативными актами Банка России. Не менее заметно и отличие полевых учреждений от территориальных учреждений обычного вида. Отличие состоит в том, что: 1) Клиентами полевых учреждений является особая категория лиц — воинские части, учреждения и организации Минобороны России и иных государственных органов; юридические лица обеспечивающие безопасность Российской Федерации; физические лица, проживающие на территории объектов, обслуживаемых, в соответствии с их особым статусом, только полевыми учреждениями; 2) Полевые учреждения, как правило, не имеют полномочий по банковскому надзору, контролю и регулированию (за исключением регулирования денежного обращения); 3) Вопросы дислокации полевых учреждений должны согласовываться с Банком России; 4) Полевые учреждения могут создаваться и функционировать непосредственно в гарнизонах, для обслуживания российских войск, расположенных за пределами страны, создаваться и функционировать в этой связи на территории иностранных государств; 5) В своей деятельности полевые учреждения руководствуются, о чем уже говорилось, как военным законодательством, регулирующим их деятельность как воинских учреждений, так и банковским законодательством, регулирующим их банковскую деятельность, а также нормативными актами Банка России. [20, C. 120]
Численность сотрудников полевых учреждений Банка России составляет на данный момент около 2100 человек (2,98% от общей численности служащих Банка России) [5, C. 127]. В структуру Банка России входят другие организации, обеспечивающие его деятельность: 13 банковских школ, учебно-методический центр, центр подготовки персонала и 19 организаций, подведомственных ЦБ РФ, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, Центральное хранилище. Они играют огромную роль в организации деятельности учреждений центрального банка, поддерживают его эффективное функционирование. Их подразделяют на: - учреждения, поддерживающие функциональную деятельность Банка России в области регулирования денежного оборота. К ним можно отнести вычислительные центры, центральные хранилища, Российское объединение инкассации; - учреждения, организующие информационное обеспечение центрального банка. Не случайно в структуре управления Центрального банка Российской Федерации функционирует Департамент информационных систем, руководителем которого по должности является заместитель Председателя Банка России, в его обязанности входит также решение вопросов, связанных с Главным центром информатизации, Межрегиональным центром информатизации, развитием информационной системы, электронных банков данных, сбора и обработки информации. Важное место здесь занимают также структуры, обеспечивающие безопасность и защиту банковской информации, защиту платежных документов; - учреждения, обеспечивающие надлежащее функционирование системы с позиции ее технической стороны. При Банке России действуют различные технологические центры; - учреждения, обеспечивающие подготовку и переподготовку банковского персонала, методическую сторону деятельности учебных центров; - учреждения, организующие научные исследования банковской сферы. Немалую роль здесь играют различные консультационные структуры (советы, центры), создаваемые в международной практике не только в верхних эшелонах власти, но и на уровне территориальных учреждений. [20, C. 121]. В этих организациях, не имеющих прямого отношения к исполнению обязанностей центрального банка, работает значительная часть сотрудников Банка России. Численность работников Центрального хранилища составляет на данный момент около 5000 человек (6,94% от общей численности служащих Банка России); подразделений социально-бытового назначения – около 8700 человек (12,17% от общей численности служащих Банка России). [5, C. 127]. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что рассчетно-кассовые центры и полевые учреждения фактически являются непосредственными исполнителями задач, которыми и обуславливается необходимость существования ЦБ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|