Раздел: Физиология сенсорных систем.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Физиология сенсорных систем Физиологические механизмы поведения человека
Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям для студентов лечебного, педиатрического факультетов
Хабаровск 2004 год
Составители: Доцент Л.П. Владимирова, ассистент Л.И. Плечева, зав кафедрой нормальной физиологии доцент Ю.И. Фельдшеров
Рецензенты: Профессор М.И. Радивоз Доцент К.С. Жмеренецкий
Раздел: Физиология сенсорных систем. Медицинское значение раздела: Человек постоянно получает информацию о многообразных изменениях, происходящих во внешней и внутренней среде, с помощью сенсорных систем (анализаторов). Термин "анализатор" введен И.П. Павловым в 1909 г. Обозначает совокупность образований, обеспечивающих разложение и анализ в нервной системе раздражителей, воздействующих на организм. В настоящее время сформировано отдельное направление науки - сенсорная физиология. Предметом её исследования являются общие принципы организации и функции различных органов чувств, их связей с центрами головного мозга, субъективные аспекты ощущений, создаваемых внешними явлениями и изменениями внутренней среды. Ощущения и восприятия осуществляются при активном участии человека и становятся его личным событием, переживанием, отражающим состояние психики. Информация об окружающей среде, перерабатываемая центральными сенсорными отделами, поступает в интегративные эфферентные системы, организующие поведение. В результате формируются реакции на сенсорные стимулы с когнитивным (включающим сознательное опознание), аффективным (включающим чувства), мотивационным (включающим побуждающие стимулы), двигательным и вегетативным компонентами. Знание физиологических принципов объективной и субъективной оценки сенсорных способностей человека вооружает врача инструментом исследования различных сторон познавательной, поведенческой деятельности пациента, его психического статуса. Сенсорная физиология тесно связана с биокибернетикой, изучающей процессы управления и связи (теорию информации).
Словарь физиологических терминов раздела «Физиология сенсорных систем». Словарь физиологических терминов раздела «Физиология сенсорных систем».
Анализатор (сенсорная система) - совокупность анатомических образований, обеспечивающих восприятие раздражителя, трансформацию его специфической энергии в процесс возбуждения, проведение этого возбуждения через структуры центральной нервной системы и оценку, анализ его специфическими зонами коры головного мозга с последующим формированием соответствующего ощущения. Адаптация сенсорной системы - снижение чувствительности сенсорной системы при длительном действии раздражителя с постоянными физическими характеристиками. Начинается на уровне рецепторов и охватывает все уровни сенсорной системы. При адаптации сенсорной системы на фоне снижения ее абсолютной чувствительности наблюдается повышение дифференциальной чувствительности. Адаптация рецепторов - процесс уменьшения активности рецепторов по мере действия раздражителя с постоянными физическими характеристиками. Выделяют быстро и медленно адаптирующиеся рецепторы. К быстроадаптирующимся относятся тактильные рецепторы прикосновения и вибрации и колбочки сетчатки. Медленно-адаптирующиеся - болевые рецепторы, палочки сетчатки, терморецепторы, кожные рецепторы давления, слуховые, обонятельные, вкусовые рецепторы, вестибуло - и проприорецепторы. Последние два вида рецепторов практически не адаптируются.
Адекватный раздражитель - раздражитель, к восприятию которого рецептор эволюционно приспособлен. Аккомодация - процесс приспособления глаза к ясному видению различно удаленных предметов. Выражается в изменении кривизны хрусталика посредством ресничных мышц. Аналгезия - ослабление болевой чувствительности в результате фармакологического или иного воздействия, обычно не приводящего к подавлению других видов чувствительности. Аносмия - отсутствие обоняния. Антиноцицептивная система - специфическая система нейронов мозга, предназначенная для угнетения боли, имеющая связи с ноцицептивной системой. Имеет три уровня организации: 1) система нейронов центрального серого околоводопроводного вещества – ядер шва продолговатого и среднего мозга; 2) система нейронов вентро- и дорсомедиальных ядер гипоталамуса; 3) система нейронов сенсорной зоны коры больших полушарий. Угнетение боли обеспечивается: а) нисходящими тормозными влияниями антиноцицептивной системы на болевой анализатор; б) действием морфиноподобных веществ, вырабатываемых антиноцицептивной системой на опиатные рецепторы нейронов ноцицептивной системы. Аудиометрия - процесс определения состояния слухового анализатора по остроте слуха (определение абсолютных и дифференциальных порогов к чистым тонам, сложным звукам и речи.) Байт - величина, определяющая количество информации. 1 байт составляет 8 бит информации. Бит - единица количества информации, представленной двоичной системой счисления. Барани кресло - кресло специальной конструкции, применяемое для осуществления вращательных проб при исследовании функций полукружных каналов вестибулярного аппарата. Обеспечивает равномерное вращение обследуемого при фиксации положения головы. Десятикратное вращение пациента в течение 20 секунд и резкая остановка вызывают раздражение рецепторов ампул полукружных каналов, сопровождающееся вегетативными проявлениями, ощущением вращения тела в противоположную сторону и нистагмом; по степени выраженности этих симптомов судят о состоянии вестибулярной системы и ее взаимодействии с другими отделами. Ближайшая точка ясного видения - точка пространства, находящаяся от глаза на кратчайшем расстоянии, при котором сохраняется полная разрешающая способность глаза при максимальном напряжении аккомодации, равна 6-10 см.
Боль - психофизиологическое, мотивационно–эмоциональное состояние человека, возникающее при действии ноцицептивных раздражителей. Боль выражается субъективным состоянием человека, которое он может описать словами и объективными изменениями в организме. Отраженная боль - ощущается в определенной области тела при раздражении рецепторов другой области тела. Проецируемая боль - неприятные ощущения распространяются на те участки тела, от которых приходят афферентные волокна. Таламическая боль - распространяющаяся на противоположную половину тела по отношению к повреждению зрительного бугра. Фантомная боль - локализуемая больным в отсутствующей конечности. Вкус пищи – восприятие свойств пищи посредством хемо-, механо-, термо-, болевых рецепторов слизистой оболочки ротовой полости, обонятельных рецепторов, механо-рецепторов жевательных мышц и пародонта, зрительных и слуховых рецепторов. Восприятие - процесс познания окружающего мира. Это целостный образ предметов и явлений, возникающий в сознании при непосредственном их воздействии на органы чувств. Гиперэстезия - повышенная чувствительность к раздражителям, воздействующим на органы чувств. Дальтонизм - нарушение цветового зрения, характеризующееся неспособностью различать красный и зеленый цвет. Запах - обонятельное ощущение. Классификация запахов: камфорный, цветочный, мускусный, мятный, эфирный, едкий, гнилостный. Зрение - функция зрительного анализатора, которая заключается в способности ощущать освещенность и цвет предметов, их форму и размеры, движение, взаиморасположение, расстояние, способность опознавать зрительные образы. Кинестезия - совокупность процессов, обеспечивающих возникновение ощущений о положении различных частей тела животного и его перемещениях. В основном обеспечивается активностью проприоцептивной и вестибулярной системы при участии кожных и зрительных рецепторов.
Код - условная система, состоящая из определённых элементов (знаков, сигналов), с помощью которых записывается (кодируется), перерабатывается и передается та или иная информация. Кодирование сенсорное - процесс преобразования специфической энергии раздражителя в последовательность импульсов в разрядах рецепторов и афферентных нейронов. Интенсивность раздражителя отражается в частоте разряда соответствующих афферентных нейронов (временной код) или в числе афферентных волокон, вовлеченных в реакцию (пространственный код). Обоняние - функция обонятельной сенсорной системы. Восприятие газообразных веществ посредством обонятельных рецепторов и других хеморецепторов носовой полости и носоглотки. Органы чувств - сформировавшиеся в ходе эволюции специальные органы, обеспечивающие восприятие определенных раздражителей внешней среды. Различают органы зрения, обоняния, вкуса, слуха, осязания, восприятия гравитации. Органы чувств состоят из рецепторов и вспомогательного аппарата. Рецепторы воспринимают раздражитель и кодируют информацию о нём. Вспомогательный аппарат обеспечивает защиту от внешней среды, питание рецепторов и создает оптимальные условия для контакта раздражителя с рецепторами. Острота зрения - максимальная способность зрительной системы различать две светящиеся точки раздельно. Нормальный глаз различает две светящиеся точки раздельно под углом зрения в 1 минуту. В этом случае два раздельных луча от двух светящихся точек возбуждают две колбочки, между которыми находится одна невозбужденная, что соответствует расстоянию на сетчатке в 4 микрона или углу зрения в 1 минуту. Измеряется с помощью таблиц буквенного шрифта и колец Ландольта. Острота зрения глаза, способного различать 2 светящиеся точки под углом зрения 1’ принимается за «1». Осязание - восприятие физических факторов внешней среды посредством рецепторов кожи, губ, слизистой оболочки ротовой полости и наружных половых органов, а также механорецепторов опорно-двигатель-ного аппарата. Ощущения - отражение в сознании отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, возникающее при непосредственном воздействии их на рецепторы. Поле зрения - пространство, видимое глазом при фиксации взгляда в одной точке. В норме границы полей зрения для бесцветных предметов составляют: нижняя 700, верхняя 600, внутренняя 600, наружная 900. Поля зрения для цветных предметов меньше, чем для бесцветных. Порог ощущения абсолютный - минимальная величина энергии адекватного раздражителя, достаточная для возникновения ощущения.
Порог ощущения дифференциальный - минимальное изменение параметров раздражителя (по силе, продолжительности и размеру), которое человек может осознать. Порог различения выражают в относительных единицах к значению фона или к исходному значению раздражителя. Сенситизация - обострение (усиление) чувствительности, являющееся результатом либо адаптации (для дифференциальной чувствительности), либо создания оптимальных условий для восприятия конкретных раздражителей. Сенсорные поля – корковые поля, в которые проецируются рецепторные отделы сенсорных систем. Слух - функция слухового анализатора, которая заключается в способности оценивать громкость и высоту звуков, определять местоположение источника звука в пространстве, опознавать слуховые образы и слова. Слух бинауральный – пространственный слух. Способность определять местоположение источника звука двумя ушами. Основой этого служит способность нейронов слуховой системы оценивать межушные различия времени прихода звука к правому и левому уху и интенсивности звука в каждом ухе. Стереогнозия - опознание предметов на ощупь. Обеспечивается осязанием. Чувствительность - способность живых организмов реагировать на различные раздражители, исходящие из внешней среды, с целью формирования адаптивных поведенческих реакций. В основе - динамическое взаимодействие сенсорных систем и активность рецепторов, определяющих качество ощущения. Функциональная мобильность - изменение возбудимости рецепторов под влиянием раздражителя или центральной нервной системы.
ЗАНЯТИЕ 1 ТЕМА: Физиология соматосенсорной, вкусовой и обонятельной систем человека. Цель занятия: Изучить общую структуру и свойства сенсорных систем человека, особенности функционирования соматосенсорной, обонятельной и вкусовой систем. Освоить некоторые методы определения функционального состояния соматосенсорной, вкусовой и обонятельной сенсорных систем. Для достижения поставленной цели необходимо изучить самостоятельно: 1. Учебник "Физиология человека" п/р В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, 2002, т. 2, с. 202-257 2. Учебник "Физиология человека" п/р Г. И. Косицкого, 1988, с. 430-440, 468- 479, 506-508. 3. "Основы физиологии человека" п/р Б. И. Ткаченко, 1994, т. 2, с. 55-113. 4. Руководство к практическим занятиям по физиологии п/р Г. И. Косицкого, 1988, с.238-240. 5. Лекционный материал по нормальной физиологии. Дополнительную литературу: 1. Учебник "Нормальная физиология" п/р К.В.Судакова, 1999, с. 655-670. 2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии п/р К.В. Судакова, А.В. Котова, Т.Н. Лосевой., 2002, с. 424-487. 3. Руководство по физиологии человека: том "Физиология сенсорных систем", Наука, 1972. 4."Физиология человека" п/р Шмидта, том 1, М, 1985. 4. Атлас по нормальной физиологии, А. В. Коробков, С. А. Чесноков, 1986. После изучения предложенного материала необходимо ЗНАТЬ: 1. Основные принципы учения И.П. Павлова об анализаторах. Современные представления об общих принципах строения и функциях сенсорных систем, их роли в формировании приспособительных реакций человека. 2. Функциональную характеристику чувствительности, ее абсолютных и дифференциальных порогов ощущений и восприятий. Закон Вебера-Фехнера. 3. Физиологическую характеристику периферического отдела сенсорных систем. Общие свойства рецепторов и их классификацию. Механизм возникновения возбуждения в первично- и вторичночувствующих рецепторах. 4. Принципы и виды кодирования информации в сенсорных системах. 5. Роль и биологическое значение функциональной мобильности, адаптации, мотиваций в состоянии сенсорных систем. 6. Принципы взаимодействия сенсорных систем. 7. Структуру и физиологическую характеристику различных отделов соматосенсорной системы: особенности кожной, мышечной (проприорецепции) и суставной чувствительности. Принципы исследования тактильной и мышечной чувствительности. Роль факторов, определяющих эти виды чувствительности. 8. Системные механизмы возникновения боли, её виды. Физиологическую характеристику ноциоцептивной и антиноцио-цептивной систем. 9. Строение и функции различных отделов вкусовой сенсорной системы. Принципы исследования вкусовой чувствительности. Факторы, влияющие на вкусовую чувствительность. 10. Структуру и физиологическую характеристику различных отделов обонятельной сенсорной системы, классификацию запахов, механизм их восприятия. Роль обоняния в восприятии вкуса.
Для контроля усвоения теоретического материала ответьте на тестовые задания по теме (см. приложение) и следующие вопросы: 1. Что включает в себя чувство "осязания"? Его значение в жизнедеятельности человека. 2. Как повлияет на жизнедеятельность человека отсутствие вкусовой чувствительности?
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ Работа 1: Определение пространственного порога тактильной чувствительности методом эстезиометрии. Пространственным порогом тактильной чувствительности называют минимальное расстояние между двумя точками кожи или слизистой оболочки, при одновременном раздражении которых, возникает ощущение двух прикосновений. Методическое обеспечение: эстезиометр (циркуль Вебера), линейка, спирт, вата. Методика: Испытуемый сидит на стуле с закрытыми глазами. Эстезиометром с максимально сведенными ножками циркуля прикасаются к участку кожи или слизистой оболочки. При этом следят, чтобы обе ножки циркуля прикасались к поверхности тела одновременно и с одинаковым давлением. Продолжают прикосновения, постепенно раздвигая ножки эстезиометра, прибавляя каждый раз по одному мм. Отмечают минимальное расстояние между ножками, при котором испытуемый ощутил два раздельных прикосновения. Определение пространственных порогов проводят на кончике языка, нижней губе, щеке, ладонной поверхности второго пальца, тыле кисти, предплечье. Рекомендации к оформлению протокола. 1. Найденные величины пространственных порогов тактильной чувствительности занесите в таблицу:
2. Укажите, какая из исследуемых зон имеет наибольшую дифференциальную чувствительность. 3. В выводах объясните: а) от чего зависит пространственный порог тактильной чувствительности; б) какова физиологическая значимость пространственно-различительной способности исследуемых участков кожи и слизистой оболочки? 4. Нарисуйте схему восприятия тактильных ощущений, дайте характеристику свойств периферического отдела этой сенсорной системы. Работа 2. Определение положения конечности в пространстве. Методика: У испытуемого, который должен стоять с закрытыми глазами, произвести пассивное достаточно сложное перемещение одной из его рук и придать этой руке в конце движения определённое положение в пространстве. Испытуемый должен проделать второй рукой те же движения и придать ей такое же положение, в каком находится первая рука. Рекомендации к оформлению протокола. 1. Опишите действие испытуемого, выполненное второй рукой самостоятельно. Соответствует ли оно пассивному движению и обозначенному положению другой его руки? 2. Какие сенсорные системы использовал испытуемый при повторении движения второй рукой и фиксации определённого положения руки в пространстве? 3. В выводах объясните: а) роль проприоцептивной системы в формировании чувства движения и положения конечностей относительно друг друга; б) особенности расположения и функционирования проприорецепторов. 4. Нарисуйте принципиальную схему восприятия внутрисуставного и мышечного чувства (проприорецепции). Работа 3. Общий анализ процесса осязания (опыт Горовица). Осязание – процесс восприятия действия физических факторов окружающей среды с помощью рецепторов кожи, опорно-двигательного аппарата (мышц, сухожилий, суставов, фасций), а также слизистых оболочек губ, языка половых органов и других зон. Пассивное осязание осуществляется без активных действий со стороны организма. Активное осязание осуществляется при помощи движений в виде ощупывания, похлопывания и поглаживания. Для работы необходим нагретый предмет (например, бутылка с горячей водой). Методика: Необходимо коснуться пальцами руки нагретого предмета и определить, какие при этом возникают ощущения и в какой последовательности. После этого пощупать, погладить предмет и т.д. Какую дополнительную информацию о предмете можно получить, используя движения рукой? Какие рецепторы теперь участвуют в активном осязании предмета? Рекомендации к оформлению протокола. 1. Результаты исследования в виде последовательности возникновения ощущений и роли разных видов кожной чувствительности занести в протокол. 2. Отметьте, что в процесс осязания является результатом взаимодействия тактильной, температурноой, болевой и проприорецептивной сенсорных систем организма 3. Сделайте вывод о роли осязания в жизнедеятельности человека. Работа 4. Определение порогов вкусовой чувствительности. Под абсолютным порогом вкусовой чувствительности понимают ту наименьшую концентрацию раствора вкусового вещества, которая при нанесении на язык, вызывает соответствующее вкусовое ощущение. Для работы необходимы: растворы сахара, соли, соляной кислоты, хинина (в концентрациях: 0,001%, 0,01%, 0,1 % и 1%), глазные пипетки, стакан с кипяченой водой, лоток. Методика: Испытуемый не должен знать заранее вкус определяемого вещества. На кончик языка испытуемого, сидящего с закрытыми глазами, наносят пипеткой (не касаясь языка) одну каплю раствора. Затем предлагают сделать глотательные движения и определить вкус раствора. Если испытуемый не может определить вкус раствора, проводят пробу с раствором возрастающей концентрации. Между отдельными пробами необходимо прополоскать рот водой и сделать перерыв в 1-2 мин. После определения порога вкусовой чувствительности для одного вещества переходят к исследованию порога для другого. Рекомендации к оформлению протокола. 1. Составьте таблицу абсолютных порогов вкусовой чувствительности по результатам исследований:
2. Сравните пороги вкусовой чувствительности к сладкому, соленому, горькому, кислому у одного и нескольких испытуемых. 3. Объясните различную чувствительность к основным вкусовым веществам у одного и нескольких испытуемых. 4. В выводах назовите факторы, влияющие на вкусовую чувствительность. 5. Нарисуйте схему строения вкусовой сенсорной системы, дайте характеристику свойств её периферического отдела. Работа 5. Значение дыхательных движений для ощущения запаха. Для работы необходимо использовать флакон с пахучим веществом (настойкой йода, духами) Методика: Испытуемый подносит к носу открытый флакон с пахучим веществом и продолжает нормальное дыхание. Оценивает ощущение запаха. Затем задерживает на некоторое время дыхание и снова его возобновляет, отмечая изменения в ощущении. Вместо обычного дыхания производит несколько нюхательных движений. Как изменится в этом случае интенсивность ощущения? Обратить внимание на то, что запах ощущается только в момент втягивания воздуха в ноздри. Рекомендации к оформлению протокола. 1. Результаты наблюдений занесите в таблицу:
2. В выводах объясните роль дыхания в обонянии и других факторов, влияющих на способность различать запахи. 3. Нарисуйте схему строения обонятельной сенсорной системы, дайте характеристику свойств её периферического отдела. Ситуационные задачи для самостоятельного решения: 1. Почему самые разнообразные раздражители и к тому же различной модальности вызывают в рецепторных клетках единообразный ответ — возникновение рецепторного потенциала? 2. Как изменится порог ощущения соленого, если из пищи в течение нескольких дней исключать поваренную соль? 3. Почему человеку с насморком привычная пища кажется безвкусной? 3. У кошки произведено холодовое выключение всех ядер таламуса. Как она будет реагировать на звонок, прикосновение, запах мясного буль-она, действие яркого света? 4. Человек услышал слово "яблоко". Какие анализаторные системы при этом могут быть приведены в деятельное состояние? Каковы результаты их взаимодействия? 6. Почему мы не ощущаем кольцо, которое постоянно носим на пальце, но в то же время отчетливо чувствуем, что на этот палец села муха? Ситуационные задачи повышенной трудности с ответами: 1. Вкусовые сосочки содержат большое количество ацетилхолин-эстеразы(АХЭ). К какому типу рецепторов они относятся: первично- или вторичночувствующим? АХЭ расщепляет ацетилхолин (АХ), который является медиатором, осуществляющим связь между рецепторными клетками. Таким образом, наличие АХЭ характерно для вторичночувствующих рецепторов, каковы-ми и являются рецепторы вкуса. 2. Азбука Брайля для слепых представляет собой различные совокупности выпуклых точек. Ощупывая их кончиками пальцев, слепой человек «читает» буквы. У зрячих людей, способность к такому «чтению» выражена значительно хуже. Объясните конкретную причину этих различий. У слепого повышена тактильная чувствительность Ответ правилен, но носит общий характер. Сущность «чтения» азбуки Брайля в том, что при ощупывании букв необходимо четко определять взаиморасположение выпуклых точек. Это связано с пространственным порогом различения. Чтобы быстро определить положение близко расположенных точек, порог различения должен быть достаточно низким. Это и наблюдается у слепых людей, у которых, как известно, тактильная чувствительность значительно повышается, частично компенсируя утрату зрения. 3. Один испытуемый некоторое время держал руку в сосуде с водой, а затем перенес ее в сосуд с водой температурой 20 градусов. Вода показалась ему холодной. Другой проделал аналогичный опыт, но ему вода в 20 градусов показалась теплой. В чем причина разных ощущений? Первый испытуемый сначала держал руку в холодной воде, а второй — в горячей. Аналогичным образом, если Вы войдете в одну и ту же комнату с ярко освещенной солнцем улицы, или из подвала, то в первом случае комната покажется темной, а во втором — светлой. Это связано с адаптацией сенсорных систем к определенному уровню раздражения.
ЗАНЯТИЕ 2. ТЕМА: Физиология зрительной, слуховой и вестибулярной сенсорных систем человека. Цель занятия: Изучить структуру и функции зрительной, слуховой и вестибулярной сенсорных систем человека. Освоить некоторые методы определения их функционального состояния. Для достижения поставленной цели необходимо изучить самостоятельно: 1. Учебник "Физиология человека" п/р В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, 2002, т. 2, с. 202-257 2. Учебник "Физиология человека" п/р Г. И. Косицкого, 1988, с. 441- 468, 506-508. 3. "Основы физиологии человека" п/р Б. И. Ткаченко, 1994, т. 2, с. 55-113. 4. Руководство к практическим занятиям по физиологии п/р Г. И. Косицкого, 1988, с. 228-233. 5. Лекционный материал по нормальной физиологии. Дополнительную литературу: 1. Учебник "Нормальная физиология" п/р К.В.Судакова, 1999, с. 655-670. 2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии п/р К.В. Судакова, А.В. Котова, Т.Н. Лосевой., 2002, с. 424-487. 3. Руководство по физиологии человека: том "Физиология сенсорных систем", Наука, 1972. 4."Физиология человека" п/р Шмидта, том 1, М, 1985. 4. Атлас по нормальной физиологии, А. В. Коробков, С. А. Чесноков, 1986. После изучения предложенного материала необходимо ЗНАТЬ: 1. Структуру и физиологическую характеристику различных отделов зрительного анализатора. Принципы исследования функций зрительного анализатора. Факторы, влияющие на остроту зрения, размеры полей зрения. 2. Строение и физиологическую характеристику различных отделов слуховой сенсорной системы. Принципы аудиометрии, значение бинаурального слуха. 3. Строение и физиологическую характеристику различных отделов вестибулярной сенсорной системы, ее роль в восприятии и оценке положения тела в пространстве.
Для контроля усвоения теоретического материала ответьте на тестовые задания по теме (см. приложение).
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ Работа I. Определение остроты зрения методом визометрии. Методическое обеспечение: таблица Сивцева, указка, щиток для глаза. Методика: Таблицу Сивцева помещают на хорошо освещенную стену. Испытуемый садится на стул на расстоянии 5 метров от таблицы. Определение остроты зрения проводят для каждого глаза отдельно. Испытуемого просят закрыть один глаз специальным щитком смотреть на таблицу. Экспериментатор, показывая указкой на буквы, просит называть их. Начинают с верхней строки, последовательно переходят к нижней. Последняя строка, которую испытуемый прочел без ошибок, служит показателем остроты зрения для данного глаза. С правой стороны этой строки указана острота зрения. Записывают ее и приступают к определению остроты зрения второго глаза. Студенты, носящие очки, определяют остроту зрения сначала без очков, а затем в них. Рекомендации к оформлению протокола: 1. Отметьте результаты визометрии для каждого глаза у испытуемого. 2. Сравните результаты исследования с показателями нормы и оцените их. 3. В выводах сформулируйте понятие остроты зрения, укажите варианты её отклонений от нормы. Перечислите факторы, влияющие на остроту зрения. 4. Нарисуйте схему строения зрительной сенсорной системы, дайте характеристику свойств ее периферического отдела. Работа 2: Определение полей зрения. Методическое обеспечение: периметр Форстера, цветные марки к нему, цветные карандаши, щиток для глаза. Методика: Испытуемый садится спиной к свету и устанавливает подбородок на специальную подставку периметра. Для определения поля зрения левого глаза подбородок ставят на правую часть подставки и, наоборот. Высота подставки регулируется так, чтобы вырез вертикальной пластинки, к которой следует прислониться щекой, совпадал с нижним краем глазницы. Испытуемый фиксирует одним глазом белый кружок в центре дуги периметра, а другой закрывает щитком. Устанавливают дугу периметра вертикально и перемещают по её верхней внутренней части белую марку от периферии к центру до тех пор, пока испытуемый не увидит марку. Замечают число градусов на шкале, проверяют результат, повторив исследование. Затем марку ведут по нижней части дуги периметра от периферии к центру, регистрируя новый результат. Устанавливают дугу горизонтально и исследуют правый и левый радиусы полей. Повторить опыт с цветной маркой и отметить результаты исследования. Рекомендации к оформлению протокола: 1. Запишите результаты исследования в тетрадь и отметьте их на заранее начерченных осях координат для каждого глаза. Полученные точки соедините линией, обозначив носовую (медиальную) и височную (латеральную) стороны полей зрения. 2. Сравните границы полей зрения испытуемого с показателями в норме. 3. В выводах объясните причину различия полей зрения для белого и цветного видения. Перечислите факторы, влияющие на величину поля зрения. Работа 3. Исследование о собенностей бинаурального слуха. Способность человека слышать двумя ушами получила название бина-урального слуха. Благодаря ему человек способен точно локализовать источник звука в пространстве. Один из механизмов локализации звука основан на разнице в силе звука в обоих ушах вследствие их различной удаленности от источника звука. Для работы необходимы: фонендоскопы с одинаковыми и разными по длине трубками, спирт, ватные шарики. Методика: Испытуемый сидит на стуле, закрыв глаза и не вращая головой. Убедитесь в способности испытуемого локализовать звук, хлопая в ладоши спереди, сзади, справа, слева от него. а) Вставьте в уши испытуемого трубки фонендоскопа одинаковой длины. Сам фонен-доскопа поместите за спину испытуемого. Хлопните в ладоши перед фонендоскопом и предложите локализовать звук. б) Вставьте в уши разные по длине трубки другого фонендоскопа и также поместите его за спину испытуемого. Повторите исследование. Обычно испытуемый локализует звук со стороны короткой трубки. Рекомендации к оформлению протокола: 1. Зарисуйте схему, поясняющую механизм локализации звука во втором случае. 2. Объясните выявленный в эксперименте механизм локализации звука. 3. В выводе укажите роль бинаурального слуха в жизнедеятельности человека и функциональное значение периферического отдела органа слуха. 4. Нарисуйте общую схему строения слуховой сенсорной системы, дайте характеристику свойств её основных отделов. Ситуационные задачи для самостоятельного решения: 1. Два взрослых человека страдают дальнозоркостью и носят очки. Какой вопрос (один и тот же) надо задать им, чтобы убедиться в том, что причина дальнозоркости у них одна и та же? 2. Пациенту закапали в глаза раствор атропина, после чего он стал плохо видеть близко расположенные предметы, зрение вдаль не изменилось. Каков физиологический механизм этого нарушения? 3. Почему, рассматривая предмет, мы приближаем его к глазам? 4. Обычное дневное освещение кажется очень ярким человеку, длительно работавшему в фотолаборатории. Почему? 5. У пациента наблюдается резкое ухудшение зрения в сумерках, днем острота зрения нормальная. Почему? 6. При исследовании полей зрения у человека обнаружено, что латеральные части изображения левого и правого глаза отсутствуют. В каком участке зрительного анализатора повреждение? 7. При исследовании полей зрения у человека обнаружено, что левые половины обоих глаз не видят. В каком участке зрительного анализатора повреждение? 8. При исследовании полей зрения у человека обнаружено, что он полностью не видит левым глазом, хотя сам глаз не поврежден. В каком участке зрительного анализатора находится повреждение? 9. Человек смотрит прямо перед собой. В каком случае он сможет раньше заметить движущийся мимо глаз предмет на расстоянии 3 м: когда он перемещается сверху вниз или слева направо? 10. Темной звездной ночью, рассматривая небо, в центре поля зрения мы видим небольшое количество ярких крупных звезд, а по периферии - множество звезд разной величины и яркости. Объясните это явление. 11. При определении границ поля зрения с помощью периметра цвет- ная марка кажется бесцветной, когда находится на периферии. По мере перемещения марки к середине дуги периметра испытуемый начинает различать её цвет. Объясните это явление. 12. Как изменится функция зрительной сенсорной системы при полном повреждении затылочных долей коры больших полушарий? 13. У больного повреждены полукружные каналы внутреннего уха. Может ли он дать отчёт о положении головы в пространстве? 14. После длительной поездки в автобусе у человека наблюдаются: головокружение, тошнота, частый пульс, бледность и потливость кожных покровов, неадекватная освещению ширина зрачков, тремор конечностей, нетвердая походка. Как объяснить такие симптомы? 15. На каком этапе полета происходит наибольшее раздражение вестибулярного аппарата пассажира самолета (взлёт, равномерное движение, посадка) и почему? 16. На экспертизу привезли человека, который утверждал, что не слышит звуков. У него з
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|