III. Принципиальные отличия ФС поведения от рефлекторной теории поведения.
В объяснении механизмов поведения в отличие от рефлекторной теории теория функциональной системы выдвигает следующие принципиально новые положения: 1. Устраняется примат исключительного значения внешних стимулов в поведении. Поведение живых существ с этих позиций часто определяется внутренними потребностями, генетическим и индивидуально накопленным опытом, действием обстановочных раздражителей, которые создают так называемую предпусковую интеграцию возбуждений, вскрываемую пусковыми стимулами. 2. Системное возбуждение, формирующее целенаправленный поведенческий акт, развертывается не линейно, а с опережением реальных результатов поведенческой деятельности. Это создает условия для сравнения достигнутых результатов с запрограммированными на основе предшествующего опыта их свойствами и позволяет животным и человеку корригировать целенаправленный акт и исправлять ошибки своей поведенческой деятельности. 3. Целенаправленный поведенческий акт заканчивается не действием, а полезным приспособительным результатом, удовлетворяющим доминирующую потребность организма.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ: 1. На опыты по изучению условных рефлексов привели двух собак. Перед началом эксперимента одна из них выпила большое количество воды. Затем началось исследование. Вначале у обеих собак условные рефлексы протекали нормально. Но через некоторое время у собаки, пившей воду, условные рефлексы исчезли. Никаких случайных внешних воздействий отмечено не было. В чем причина торможения условных рефлексов? 2. Если человек должен войти в комнату, где, как ему заранее известно, находится злая собака, то сразу же после открывания двери он предпримет какое-то действие в зависимости от поведения собаки. Но, если вместо ожидаемой собаки в комнате окажется компания попугаев или большая свинья, то наш испытуемый, пусть на небольшое время, но «замрет», хотя ничего страшного нет. Почему? При поиске ответа вспомните о функциональной системе поведенческого акта по П. К. Анохину.
3. В финальном матче футбольного чемпионата мира были травмированы два игрока - по одному из каждой команды. Пришлось поместить их в больницу. Ввиду того, что травмы были совершенно идентичны по степени тяжести и локализации, обоим футболистам назначили одинаковое лечение. Кто из них выздоровел раньше?
Контрольные вопросы к разделам «Физиология сенсорных систем» и «Физиологические механизмы поведения человека». 1. Понятие сенсорной системы. Её общая структура и основные функции в формировании приспособительных реакций человека. 2. Характеристика периферического отдела сенсорных систем, его функций. Классификация рецепторов. 3. Механизм возникновения рецепторного потенциала и возбуждения в первично– и вторичночувствующих рецепторах. Какие сенсорные системы имеют такие типы рецепторов? 4. Принцип и виды кодирования информации в сенсорных системах. 5. Понятие абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, их изменения при адаптации сенсорных систем. Закон Вебера – Фехнера. 6. Общая характеристика проводникового отдела сенсорных систем. Его функции и структура. Значение многослойности, многоканальности, сенсорных воронок. 7. Общая характеристика центрального отдела сенсорных систем, его функций и структуры. Особенности возникновения ощущений, воспри-ятий, представлений. Механизмы взаимодействия анализаторов. 8. Структура зрительной сенсорной системы. Функциональная характеристика ее основных отделов.
9. Методы исследования зрения. Определение полей зрения и остроты. Факторы, влияющие на изменения этих показателей. 10. Структура и функциональная характеристика основных отделов соматосенсорной системы. Ее роль в восприятии и оценке положения тела в пространстве, в формировании движений. Понятие простран-ственного порога тактильной чувствительности. Факторы, влияющие на его величину. 11. Строение и физиологическая характеристика основных отделов ноцицептивной системы. Системные механизмы возникновения боли. 12. Факторы, влияющие на пороги болевой чувствительности. Физио- логическая характеристика антиноциоцептивной системы. 13. Строение и физиологическая характеристика основных отделов слуховой сенсорной системы. Принцип аудиометрии. Значение бинаурального слуха. 14. Строение и функциональная характеристика основных отделов вестибулярной сенсорной системы. Ее роль в восприятии и оценке положения тела в пространстве и при перемещении. 15. Структура и физиологическая характеристика основных отделов вкусовой сенсорной системы. Густометрия. Исследование абсолют- ных порогов вкусовой чувствительности. Факторы, влияющие на их величину. 16. Структура и функциональная характеристика основных отделов обонятельной сенсорной системы. Классификация запахов. Механизм их восприятия. 17. Врожденные формы поведения. Инстинкты, безусловные рефлексы, их биологическое значение. 18. Закономерности условно-рефлекторной деятельности. Роль обучения для приобретённых форм поведения. Классификация, особенности формирования условных рефлексов. 19. Торможение условно-рефлекторной деятельности. Виды торможения, краткая характеристика, биологическое значение. 20. Память. Виды и механизмы. Роль в обучении. 21. 1 и 2 сигнальные системы организма. Их роль в приспособитель- ной деятельности. Функциональная асимметрия коры больших полушарий. 22. Нейрофизиологические механизмы внимания. Его показатели (объем, устойчивость). Роль внимания в целенаправленной деятельности человека. 23. Учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Их классификация и характеристика. 24. Физиологические механизмы сна, фазы сна. Биологическое
значение. 25. Принципиальная архитектура целостного поведенческого акта с точки зрения теории функциональной системы П. К. Анохина. Системные механизмы организации поведения. 26. Афферентный синтез. Компоненты и роль в организации поведения, нейрофизиологические механизмы. 27. Физиологическая роль потребностей и мотивации. Классификация. Краткая характеристика видов. Нейрофизиологические механизмы формирования мотивационных возбуждений. 28. Этап эфферентного синтеза. Его компоненты и роль в организации целенаправленного поведения. 29. Характеристика целенаправленного действия (соматического, вегетативного компонента), его результатов. Роль обратной аффе- рентации и аппарата предвидения (акцептора результата действия). 30. Системные механизмы организаций эмоций. Биологическая и социальная роль положительных и отрицательных эмоций в целенаправленном поведении. 31. Физиология лимбической системы мозга и ее роль в формирова- нии мотивации, эмоций, организации памяти, саморегуляции вегетативных функций. 32. Речь, ее функции. Функциональная асимметрия коры больших полушарий, связанная с развитием речи у человека. 33. Физиологические основы психической деятельности человека. Методы ее исследования (тестирование и т.д.). 34. Анализ всех ситуационных задач и тестовых заданий по темам: «Физиология сенсорных систем», «Физиологические механизмы поведения человека». Приложение:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|