Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Принципиальные отличия ФС поведения от рефлекторной теории поведения.




В объяс­нении механизмов поведения в отличие от рефлекторной теории теория функциональной системы выдвигает следующие принципиально новые по­ложения:

1. Устраняется примат исключительного значения внешних стимулов в поведении. Поведение живых существ с этих позиций часто опре­деляется внутренними потребностями, генетическим и индивиду­ально накопленным опытом, действием обстановочных раздражите­лей, которые создают так называемую предпусковую интеграцию возбуждений, вскрываемую пусковыми стимулами.

2. Системное возбуждение, формирующее целенаправленный поведен­ческий акт, развертывается не линейно, а с опережением реальных результатов поведенческой деятельности. Это создает условия для сравнения достигнутых результатов с запрограммированными на ос­нове предшествующего опыта их свойствами и позволяет животным и человеку корригировать целенаправленный акт и исправлять ошибки своей поведенческой деятельности.

3. Целенаправленный поведенческий акт заканчивается не действием, а полезным приспособительным результатом, удовлетворяющим до­минирующую потребность организма.

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ:

1. На опыты по изучению условных рефлексов привели двух собак. Перед началом эксперимента одна из них выпила большое количество воды. Затем началось исследование. Вначале у обеих собак условные рефлексы протекали нормально. Но через некоторое время у собаки, пившей воду, условные рефлексы исчезли. Никаких случайных внешних воздействий отмечено не было. В чем причина торможения условных рефлексов?

2. Если человек должен войти в комнату, где, как ему заранее известно, находится злая собака, то сразу же после открывания двери он предпримет какое-то действие в зависимости от поведения собаки. Но, если вместо ожидаемой собаки в комнате окажется компания по­пугаев или большая свинья, то наш испытуемый, пусть на небольшое время, но «замрет», хотя ничего страшного нет. Почему? При поис­ке ответа вспомните о функциональной системе поведенческого акта по П. К. Анохину.

3. В финальном матче футбольного чемпионата мира были травмированы два игрока - по одному из каждой команды. Пришлось поместить их в больницу. Ввиду того, что травмы были совершенно идентичны по степени тяжести и локализации, обоим футболистам назначили одинаковое лечение. Кто из них выздоровел раньше?

 

Контрольные вопросы к разделам «Физиология сенсорных систем» и «Физиологические механизмы поведения человека».

1. Понятие сенсорной системы. Её общая структура и основные

функции в формировании приспособительных реакций человека.

2. Характеристика периферического отдела сенсорных систем, его

функций. Классификация рецепторов.

3. Механизм возникновения рецепторного потенциала и возбуждения в первично– и вторичночувствующих рецепторах. Какие сенсорные системы имеют такие типы рецепторов?

4. Принцип и виды кодирования информации в сенсорных системах.

5. Понятие абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, их изменения при адаптации сенсорных систем. Закон Вебера – Фехнера.

6. Общая характеристика проводникового отдела сенсорных систем.

Его функции и структура. Значение многослойности, многоканальности, сенсорных воронок.

7. Общая характеристика центрального отдела сенсорных систем, его

функций и структуры. Особенности возникновения ощущений, воспри-ятий, представлений. Механизмы взаимодействия анализаторов.

8. Структура зрительной сенсорной системы. Функциональная

характеристика ее основных отделов.

9. Методы исследования зрения. Определение полей зрения и остроты. Факторы, влияющие на изменения этих показателей.

10. Структура и функциональная характеристика основных отделов

соматосенсорной системы. Ее роль в восприятии и оценке положения тела в пространстве, в формировании движений. Понятие простран-ственного порога тактильной чувствительности. Факторы, влияющие на его величину.

11. Строение и физиологическая характеристика основных отделов ноцицептивной системы. Системные механизмы возникновения боли.

12. Факторы, влияющие на пороги болевой чувствительности. Физио-

логическая характеристика антиноциоцептивной системы.

13. Строение и физиологическая характеристика основных отделов

слуховой сенсорной системы. Принцип аудиометрии. Значение

бинаурального слуха.

14. Строение и функциональная характеристика основных отделов

вестибулярной сенсорной системы. Ее роль в восприятии и оценке

положения тела в пространстве и при перемещении.

15. Структура и физиологическая характеристика основных отделов

вкусовой сенсорной системы. Густометрия. Исследование абсолют-

ных порогов вкусовой чувствительности. Факторы, влияющие на их

величину.

16. Структура и функциональная характеристика основных отделов

обонятельной сенсорной системы. Классификация запахов.

Механизм их восприятия.

17. Врожденные формы поведения. Инстинкты, безусловные

рефлексы, их биологическое значение.

18. Закономерности условно-рефлекторной деятельности. Роль

обучения для приобретённых форм поведения. Классификация,

особенности формирования условных рефлексов.

19. Торможение условно-рефлекторной деятельности. Виды

торможения, краткая характеристика, биологическое значение.

20. Память. Виды и механизмы. Роль в обучении.

21. 1 и 2 сигнальные системы организма. Их роль в приспособитель-

ной деятельности. Функциональная асимметрия коры больших

полушарий.

22. Нейрофизиологические механизмы внимания. Его показатели

(объем, устойчивость). Роль внимания в целенаправленной

деятельности человека.

23. Учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Их

классификация и характеристика.

24. Физиологические механизмы сна, фазы сна. Биологическое

значение.

25. Принципиальная архитектура целостного поведенческого акта с

точки зрения теории функциональной системы П. К. Анохина.

Системные механизмы организации поведения.

26. Афферентный синтез. Компоненты и роль в организации поведения, нейрофизиологические механизмы.

27. Физиологическая роль потребностей и мотивации. Классификация.

Краткая характеристика видов. Нейрофизиологические механизмы

формирования мотивационных возбуждений.

28. Этап эфферентного синтеза. Его компоненты и роль в организации

целенаправленного поведения.

29. Характеристика целенаправленного действия (соматического,

вегетативного компонента), его результатов. Роль обратной аффе-

рентации и аппарата предвидения (акцептора результата действия).

30. Системные механизмы организаций эмоций. Биологическая и

социальная роль положительных и отрицательных эмоций в

целенаправленном поведении.

31. Физиология лимбической системы мозга и ее роль в формирова-

нии мотивации, эмоций, организации памяти, саморегуляции

вегетативных функций.

32. Речь, ее функции. Функциональная асимметрия коры больших

полушарий, связанная с развитием речи у человека.

33. Физиологические основы психической деятельности человека.

Методы ее исследования (тестирование и т.д.).

34. Анализ всех ситуационных задач и тестовых заданий по темам:

«Физиология сенсорных систем», «Физиологические механизмы

поведения человека».

Приложение:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...