Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Женщины, ожидающие период после смерти мужа




Во имя Аллаха Милостивого Милосердного.

Положения брака в Исламе. часть 2.

Женщины, к которым можно свататься.

Сватовство по-арабски (аль-хитба) – это требование брака. Все исламские ученые согласились на том, что сватовство является разрешенным и не является обязательным. Сказал Всевышний Аллах: «На вас не будет греха, если вы намекнете о сватовстве к женщинам.» [1]. Передает Бухари в своей книге, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посватался к Хавсе дочери Умара, да будет доволен ими Аллах.

Сватовство женщины или ее покровителя к мужчине.

Обычно, как это уже стало традиционно, мужчина сам направляется свататься к женщине, в то время как самой женщине или ее родителям чрезвычайно неудобно свататься к мужчине, кроме как ученые и благочестивые люди не переставали переходить этот стереотипный барьер если в этом они видят пользу для женщины в ее религии в случае заключения этого брака, например: Отец двух девушек, овец которых напоил Муса, мир ему, предложил ему одну из своих дочерей, сказав, как об этом упомянул Всевышний Аллах в Коране: «Я хочу тебя женить на одной из этих двух моих дочерей» [2].

Также женщина, которая предложила себя Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «О, посланник Аллаха! Нуждаешься ли ты во мне (хочешь ли ты взять меня в жены)? Услышав этот хадис, дочь Анаса ибн Малика, да будет доволен ими Аллах, которая сидела рядом с ним во время того, как он рассказывал его, сказала: «Насколько мало стыда у этой женщины!». На что ее отец ответил: «Она лучше чем ты, она захотела быть женой Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и предложила себя ему» [3]. Также Умар ибн Хатаб, да будет доволен им Аллах, предложил Усману, затем Абу Бакру свою дочку Хавсу, после того как умер ее муж, да будет доволен им Аллах, а затем на ней женился Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует[4]. Поэтому ученые извлекли из этих доказательств положение желательности для покровителя девушки предлагать ее благочестивым людям.

Говорит имам Аш-Ширбини, да смилуется над ним Аллах: «Желательно покровителю, предлагать ту, которая находится под его покровительством обладающим благочестием, как это сделал отец двух дочерей с Мусой, а также Умар с Усманом и Абу Бакром, да будет доволен ими Аллах» [5].

Условия, являющиеся обязательными в сватовстве.

Обуславливается три условия в отношении разрешения сватовства к женщине:

1. Женщина должна быть из числа тех, на которых можно жениться этому человеку, т.е. не должна быть запрещенная для него либо со стороны родственной связи, либо со стороны связи через грудное кормление (придет в дальнейшем подробное объяснение этих вопросов, если это будет угодно Всевышнему Аллаху).

2. Отсутствие того, кто уже опередил этого мужчину в сватовстве (придет в своем месте).

3. Женщина не должна находится в сроке, предназначенном для развода (аль-идда). А так же в периоде, который она ждет после смерти мужа и об этом условии пойдет речь. Однако прежде тем, как поговорить об этом периоде хотелось бы упомянуть о некоторых положениях развода, так как это имеет прямую связь с нашим вопросом.

Несколько слов о разводе.

Как известно, развод в исламском праве делится на два вида:

1. Развод, в течении которого муж владеет правом вернуть свою жену себе без заключения нового брака или без того, чтобы разведенная женщина предварительно вышла замуж за другого человека, который затем ее разведет.

2. Развод, после которого муж не имеет права вернуть к себе женщину, кроме как после заключения нового брака или после того, как она выйдет замуж, затем разведется с новым мужем и здесь, не смотря на то, что эта книга посвящена теме брака и не хотелось бы отступать сильно от темы, однако в виду отсутствия наличия достаточной информации о вопросах развода и его положениях, считаю уместным более подробно объяснить основные его положения, так как представление об этом является условием для лучшего понимания темы.

И сейчас перейдем к общему разъяснению каждого из его видов:

1. Развод, в период которого муж имеет право вернуть жену без нового брака и калыма (ат-таляк ар-раджии – развод с возвратом). Определение этого развода – это тип развода, в течении которого муж имеет право вернуть к себе жену без заключения нового брачного договора, а также не обусловливается довольство женщины в возвращении ее к брачной жизни.

Объяснение этого определения: «Если муж дал развод жене и между ними уже было половое сношение после заключения ими брака и это был первый или второй раз когда муж дает развод жене, то в такой ситуации муж может вернуть жену к себе если захочет без нового брачного договора и не обусловливается ее довольство. С момента этого типа развода у женщины начинается период (аль-идда)[6]. Сказал Всевышний Аллах: «И разведенные поджидают три куру» [7]. В этом аяте Всевышний Аллах приказал разведенной женщине, поджидать период из трех «куру».

И из боязни полного отхождения от темы ограничусь лишь кратким изложением этого вопроса.

Ученые разошлись в понимании слова «куру», так как в арабском языке оно используется в отношении месячных и периода чистоты между ними. У каждой из двух групп свои доказательства, однако большинство ученых и среди них четыре праведных халифа на том, что это месячные. Отталкиваясь от этого, если муж дал развод женщине в период между месячными (в период чистоты, в котором у них еще не было половой связи, это вид развода в котором нет разногласия среди ученых, что он действительный), также если этот развод был первым или вторым, то здесь начинается отсчет того периода в течении, которого жена должна находиться в доме мужа, как об этом сказал Всевышний Аллах: «О, Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость» [8].

Также в этот период муж обязан нести расходы на жену, и как это упомянуто в аяте, женщина должна находиться в его доме в течение этого периода, а это с момента произношения развода. Затем она пережидает следующие месячные, затем вторые, затем третьи и когда она очищается от третьих месячных их брак расторгается и муж не может ее вернуть к себе, только как через новый брачный договор. Однако в течении этого периода муж имеет право вернуть ее к себе.

Ученые разошлись в отношении того, что достаточно сделать или сказать мужу для того, чтобы считалось, что он ее вернул.

Мнение имама Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах, заключается в том, что если муж поцеловал, обнял со страстью или совершил половой акт с женой, то это будет считаться возвращением.

Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, разделил между тем, кто совершил намерение на возвращение жены, совершая эти действия и между тем, кто не имеет такого намерения. Это мнение также выбрал шейх аль-Ислам Ибн Таймия и шейх Усаймин (да смилуется над ними Аллах).

Ученые захиритского толка сказали, что возвращение не осуществляется только как по средствам явного выражения этого словами (т.е. он должен сказать: «Я тебя возвращаю» или что-то подобное). Однако ученые сказали: «Аллах сказал в Коране в отношении удержания женщины: «Если же они достигнули периода, то удержите их по одобряемому или разведитесь по одобряемому»[9]; и не обусловил Великий Аллах удержание, которое должно выражаться только в словах».

В течении этого периода по единогласному мнению ученых запрещается свататься к такой женщине все равно открытым образом или намеком, так как она еще является женой первого мужа и даже если каким-то образом в этот период будет заключен брак, то этот брак недействительный.

2. Развода, который называется «разделяющий развод» (ат-таляк аль-байн) – этот вид развода в свою очередь делится на два вида:

 

Ø Развод «байнуна сугра» (маленькое разделение), после которого бывший муж может вернуться к первой жене заключив новый брак с ее согласия, с новым калымом и это называется малым разделением. Этот вид развода бывает в следующих случаях:

Первое положение: если муж дал развод после заключения брака, однако до того как произошла половая связь. В этом случае на женщине нет никакого периода ожидания, сказал Всевышний Аллах: «О, вы которые уверовали, если вы женитесь на верующих женщинах, затем развелись с ними до того как прикоснулись к ним, то нет для вас на них никакого периода» [10]. В этом случае муж не может вернуть к себе жену кроме как через новый договор.

Второе положение: если муж после того как дал первый или второй развод, в течении которого он имеет право вернуть жену к себе, однако не сделал этого и период женщины закончился, в этом случае женщина также полностью отдаляется от мужа и становиться ему абсолютно чужой, должна закрываться от него, не имеют права находится наедине с ним, половые отношения между ними являются прелюбодеянием, она не имеет права на расходы и жилье, однако бывший муж может вернуть ее через новый брак если женщина на это согласна. Есть еще другие состояния, которые ученые определили как маленькое разделение, однако, цель здесь ознакомление с основными моментами.

 

Ø Развод «байнуна кубра» (большое разделение) – смысл его заключается в том, что первый муж не может вернуться к женщине после окончания периода, кроме как после того, как она выйдет замуж за другого и у них произойдет половая близость, а затем они разведутся.

 

Такая ситуация возможно когда первый муж развел свою жену в третий последний раз. То есть в течении своей супружеской жизни он уже сказал два раза слова, указывающие на желание его развестись, например: «Ты разведена», «Я тебя развожу» и т.д.. В этом случае, как только он произнес это слово в третий раз происходит развод и женщина не может к нему вернуться кроме, как выйдя замуж за другого человек, а затем между ними произойдет половая связь, а затем он ее разведет. Все это с условием отсутствия договора между первым и вторым мужем или женой, так как эта хитрость запрещена в шариате.

Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Проклял Аллах делающего разрешенной (прошлую жену) и того кому делают ее разрешенной» [11]

Доказательство на этот вид развода слово Аллаха: «Если он развелся с ней (в третий раз), то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого» [12]

Сунна указала на то, что под замужеством в этом аяте подразумевается не только брачный договор, но также половой акт. Передает Айша да будет доволен им Аллах, то, что мужчина развелся с женой три раза. После этого первый муж этой женщины захотел вновь на ней женится. И был спрошен Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует об этом, на что он ответил: «Нет, до тех пор пока второй муж не отведает из ее медков то, что отведал первый» [13], то есть пока между ними не произойдет половой акт.

Следует упомянуть, что ученые разошлись в следующих двух вопросах, имеющих прямое влияние на развод:

1. Если мужчина дал развод женщине во время месячных, считается ли это действительным разводом, то есть, засчитывается этот развод или нет.

2. Если человек дал женщине развод сразу три раза, то есть сказал: «Ты разведена, ты разведена, ты разведена», одновременно или через промежуток времени, однако в период между этими словами не была жена возвращенной к мужу (не произошло «ар-радж`а», возвращение мужем жены к себе таким образом, как об этом упоминалось). Считаются ли эти три выражения как одно или все таки как три, и женщина становится полностью разведенной и не может вернуться к первому мужу, только после того, как выйдет замуж за другого и между ними произойдет половое сношение.

Эти два вопроса являются предметом большого разногласия среди ученых. У каждой группы свои доказательства и если Аллах облегчит и выйдет в свет работа посвященная разводу, то там будет подробно разобраны эти вопросы. Однако здесь ограничусь лишь приведением мнений этих двух групп ученых.

1.Что касается первого вопроса (развод с женщиной в период месячных), то большинство ученых, среди которых четыре имама пришли к мнению о том, что этот развод засчитывается.

Другая группа ученых, среди которых шейх-уль-Ислам ибн Таймия и его ученик ибн Кайм посчитали, что этот развод не засчитывается.

2.Что касается второго вопроса, а это развод три раза без того, чтобы между разводами было возвращение мужем жены, то также большая часть ученых считают этот развод действительным, то есть как развод три раза.

Другая группа считают, что в этом случае засчитывается только один развод.

И как об этом уже было сказано, нет разногласия среди ученых в том, что если муж дал своей жене развод один раз (то есть сказал: «Ты разведена» или подобное этому) в период чистоты от месячных, и если этому не предшествовал половой акт, а также если он развелся с ней после, того как стало явно, что она беременна, то этот развод считается действительным и начинается отсчет ее периода.

И здесь наверное сложилось общее представление о разводе и о том периоде, в течении которого, а точнее одного из них нельзя напрямую свататься к женщине.

Женщины, ожидающие период после смерти мужа

Также один из периодов, в течении которого нельзя напрямую свататься к женщине - это период после смерти мужа, в течении которого женщина не имеет права выходить замуж. Сказал Всевышний Аллах: «Если кто-либо из вас скон­чается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней» [14]. Затем в этом же контексте говорит Всевышний Аллах: «На вас не будет греха, если вы намекнете о сватовстве к женщинам» [15]. В этом аяте доказательство на то, что к женщине в период траура нельзя свататься напрямую, однако можно намекнуть на это такими выражениями как: «Я хочу жениться» или «Я нуждаюсь в жене, надеюсь, Аллах даст мне благочестивую жену» или намекнуть ее попечителю (уали) на это. Однако нельзя свататься напрямую. В этом нет разногласия среди ученых.

Также нет среди них разногласия в запрете свататься к женщине в период, в течении которого муж имеет право ее вернуть «ат-таляку ар-раджи`и». Нет разногласия среди них, что запрещается свататься к ней напрямую или намеком.

Однако они разошлись в вопросе разрешения свататься намеком в отношении женщины, которую муж развел окончательным разводом, однако она еще находится в периоде запрещающем ей выходить замуж. Например, если муж развелся с ней один раз, затем вернул, затем развелся, затем вернул, затем развелся. В этом случае произошел полный развод и муж не может вернуть к себе женщину, только если она выйдет замуж за другого и между ними произойдет половой акт, как об этом уже упоминалось. Однако в этом случае женщина должна переждать период «аль-идда» после третьего развода, а это три очищения (как об этом упоминалось) для того, чтобы ей было разрешено выйти замуж. В отношении такого типа женщин и произошло разногласие среди ученых. Можно ли ей намекнуть на женитьбу в течении этого периода?

Шафиитские и ханафитские ученые сказали: «Запрещается намекать на женитьбу такой женщине», и их основной аргумент на запрет этого то, что доказательство на разрешение этого пришло только в отношении той, у которой умер муж и нельзя переносит это положение на другую ситуацию. Также прошлый муж может тяжело это перенести, если узнает, ведь нужно время, чтобы все успокоилось.

Ученые ханбалитского и маликитского толка, а также некоторые шафиитские и ханафитские ученые сказали: «Можно намекать женщине, которая разведена полным разводом на женитьбу». Их аргументы заключаются в том, что женщина разведенная полным разводом не может вернутся в своему прошлому мужу напрямую также, как та, у которой умер муж не может вернутся к нему. В противоположность женщине, которую муж может вернуть к себе.[16]

Имам ибн Касир говорит в тафсире аятов, разрешающих намек женщине, у которой умер муж: «Разрешается намек на сватовство к женщине, разведенной большим разводом. Доказательство этому случай Фатимы бинт Кайс, когда ее муж Абу Амр ибн Хавс развелся с ней полным разводом (сказал в последний третий раз: «Ты разведена»), Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, приказал ей переждать период «идда» в доме ибн Умм Мактум и сказал ей: «Если закончится период, то сообщи мне». И когда у нее закончился период, то Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посватал к ней Усама ибн Зайда [17]» [18]

Как мы видим имам ибн Касир привел этот хадис как доказательство на разрешение намека женщине, разведенной полным разводом, так как слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если закончится период, то сообщи мне» – намек на то, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хочет кого-то посватать к ней. Также в этом хадисе доказательство на то, что намек может делать не сам будущий жених, а его покровитель, отец например.

Поэтому в заключении этого раздела можно сказать: Нельзя напрямую свататься к женщине, которая находится в периоде, все равно этот период по причине смерти ее мужа или развода в их обоих видах. И разрешается намек на сватовство к женщине, у которой умер муж без разногласия. Запрещается намек к женщине, которую может вернуть муж также без разногласия. И как стало ясно, более сильное мнение разрешение намека на сватовство к женщине, разведенной полным разводом.

И здесь закончен разговор о той группе женщин, к которой нельзя свататься напрямую.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...