Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие двигательных навыков, последовательность обучения школьников




В процессе обучения школьников способам передвижения* на лыжах происходит формирование двигательных навыков. Но от­дельные двигательные навыки не существуют изолированно, они взаимодействуют друг с другом, оказывают влияние на формиро­вание новых навыков или их вариантов. Известно, что возникно­вение новых навыков всегда в большей или меньшей степени опи­рается уже на имеющиеся движения, и чем больше запас этих дви­гательных возможностей, тем быстрее и лучше идет процесс обучения передвижению на лыжах. При этом влияние старых навыков не всегда одинаково: они могут помогать образованию и закреплению новых навыков. Это явление принято называть положительным переносом навыков. Но может быть и наоборот: когда старые навыки или их неверное сочетание препятствуют образованию новых. Такое явление называют отрицательным переносом. При построении процесса обучения нельзя не учиты­вать взаимодействие навыков. Незнание или неверное понима­ние процесса взаимодействия навыков может значительно ухуд­шить качество обучения и владения техникой и надолго затянуть процесс обучения.

На положительном переносе навыков основаны выбор и приме­нение системы подводящих и имитационных упражнений, кото­рые используются при обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах. Положительный перенос мо­жет наблюдаться и между отдельными способами передвижения


на лыжах или отдельными элементами ходов. Он наблюдается там, где есть сходство отдельных элементов структуры движений. Чем больше имеется сходства между элементами и структурами ранее освоенного способа передвижения и изучаемого, тем быст­рее и качественнее проходит процесс обучения новому. Например, предварительно изучив скользящий шаг, легче освоить попере­менный двухшажный ход. На основе попеременного двухшажно-го изучается и попеременный четырехшажный ход. Отрицатель­ный перенос навыков мешает формированию нового навыка. Отри­цательное взаимодействие навыков особенно часто наблюдается при обучении движениям, которые обладают сходными началь­ными элементами, но в основных действиях имеются значитель­ные различия. Примером отрицательного взаимодействия навы­ков может служить обучение повороту «плугом» (рулящий пово­рот) и повороту на параллельных лыжах (маховый поворот). Врожденные автоматизмы также оказывают влияние на процесс обучения. Одни из них мешают, другие помогают в изучении сложных способов передвижения на лыжах. Например, врожден­ная перекрестная координация является основой для овладения техникой попеременного двухшажного хода.

Планируя учебный процесс в школе или ДЮСШ, учителя и тренеры должны таким образом подбирать подводящие, имита­ционные и основные упражнения в передвижении на лыжах, что­бы исключить формирование конкурирующих навыков. Главное в последовательности прохождения учебного материала - до мини­мума свести отрицательный перенос. Например, нецелесообразно одновременно изучать торможение «плугом» и поворот на парал­лельных лыжах, но вслед за торможением «плугом» следует изу­чать поворот «плугом».

Поворот на параллельных лыжах можно совместить с тормо­жением боковым соскальзыванием.

При построении процесса обучения в лыжном спорте необхо­димо учитывать не только взаимодействие навыков, но и значи­мость того или иного поворота или хода в лыжном спорте, уро­вень физической и координационной подготовленности учащихся, уровень сложности упражнения (хода в целом), принцип посте­пенности - от простого к сложному и т.д. Исходя из принципа постепенности, изучение ходов в лыжном спорте, казалось бы, следовало начинать с одновременного бесшажного - самого про­стого по координации. Однако школьники в I классе, когда начи­нается обучение способам передвижения на лыжах, физически не отовы к этому (уровень развития мышц плечевого пояса невы-ок). Даже обучение в облегченных условиях не поможет решить ту задачу. Если бы стоял вопрос об изучении ходов взрослыми


 




людьми, то, очевидно, следовало начинать с одновременного бесшажного хода. Но все взрослое население нашей страны про­ходит лыжную подготовку, начиная с I класса общеобразователь­ной школы (кроме южных бесснежных районов).

Учитывая весь комплекс факторов, влияющих на последова­тельность изучения способов передвижения на лыжах, наиболее целесообразно изучать их в следующем порядке: попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход, одновремен­ный двухшажный ход, одновременный одношажный ход, попере­менный четырехшажный ход и способы перехода с хода на ход. Хотя попеременный двухшажный ход довольно сложен по коор­динации, его независимо от этого изучают первым, учитывая его большое значение в лыжном спорте и постоянное применение. Кроме этого, основной элемент попеременного двухшажного хода - скользящий шаг является основой всех ходов в лыжном спорте (исключая одновременный бесшажный).

Несколько сложнее вопрос о последовательности изучения од­новременных ходов. Основой их является одновременный толчок палками, т. е. одновременный бесшажный ход. Но через два-три года после начала обучения развитие мышц рук и плечевого пояса у школьников еще не достигает желаемого уровня для передвиже­ния одновременным бесшажным ходом с достаточной скоростью, а структура движений может значительно нарушаться. Но при создании облегченных условий (хорошее скольжение, лыжня под уклон, твердая опора для палок) учащиеся в этом возрасте могут успешно овладевать техникой этого способа передвижения (в IV-V классах с учетом поступления в школу с шести лет).

Спуски на лыжах изучаются в такой последовательности: спуск в основной стойке, в высокой стойке, в низкой стойке, специаль­ные стойки (стойка отдыха, аэродинамическая и др.).

Изучение подъемов на лыжах начинается с подъемов попере­менными способами - ступающим, а затем скользящим шагом, позднее для лыжников-гонщиков - и подъем беговым шагом. В дальнейшем обучают подъему «лесенкой» (прямо по склону, с продвижением вперед и назад), «полуелочкой» (по склону на­искось и прямо) и «елочкой».

Торможения изучаются в таком порядке: упором, «плугом», соскальзыванием, падением, торможение палками (одной сбоку, двумя сбоку, между лыж).

Изучение способов поворотов в движении осуществляется в следующем порядке: переступанием, упором, «плугом», из упора, «ножницами», на параллельных лыжах. Такая последовательность рекомендуется при изучении поворотов в процессе занятий лыж­ной подготовкой. В школьной секции горнолыжного спорта и сек-


ции по лыжным гонкам можно придерживаться другой последо­вательности (это диктуется другими задачами обучения): вначале изучаются повороты переступанием, затем маховые повороты на параллельных лыжах со всеми их разновидностями. Это связано прежде всего с тем, что прохождение трасс слалома и даже спусков в лыжных гонках требует высокой скорости, а маховые повороты при точном их выполнении почти ее не снижают. Если вначале изучить рулящие повороты упором и «плугом», то, во-первых, юные лыжники чаще будут ими пользоваться и в дальнейшем, даже изучив повороты на параллельных лыжах; во-вторых, здесь возни­кает отрицательное взаимодействие навыков. Юные горнолыжники и гонщики, освоив сразу скоростные повороты на параллельных лыжах, будут проходить трассы без торможения, не снижая ско­рости. Наоборот, школьников, занимающихся лыжным туризмом, целесообразно вначале научить торможениям и рулящим поворо­там, так как им порой придется передвигаться по незнакомой ме­стности и с грузом.

Торможение палками целесообразно изучить в последнюю очередь, чтобы ученики вначале научились тормозить лыжами и в дальнейшем реже пускали палки в ход для торможения. Основное назначение палок - выполнение отталкивания для увеличения скорости передвижения по лыжне.

В целом приведенная последовательность изучения способов передвижения на лыжах отвечает требованиям основного дидак­тического правила - от простого к сложному.

Принципы обучения

В процессе обучения на уроках лыжной подготовки в школе учителя должны руководствоваться основными дидактическими принципами педагогики. Однако, отражая специфику физического воспитания в целом, эти принципы имеют особое содержание и реализуются средствами и методами, применяемыми в лыжном спорте. Особенностям обучения способам передвижения на лыжах в большей мере отвечают следующие принципы: сознательность и активность, доступность систематичность и последовательность, наглядность, прочность, индивидуализация.

Сознательность и активность. Воспитание у учеников созна­тельного отношения к занятиям - одна из важнейших задач учите­ля. Сознательное отношение учащихся к занятиям лыжным спор­том в значительной степени базируется на целеустремленности, т.е. направленности на достижение поставленной цели, несмотря на возникающие трудности и временные неудачи. Такой целью, например в лыжных гонках, может стать достижение высокого


 




спортивного мастерств), Однако очень важно воспитывать у уче­ников целеустремленность, связывая этот процесс с осознанием своего общественного рлга. Иначе главным стимулом занятий лыжным спортом могутстать узкокорыстные интересы.

Воспитанию и поддржанию устремленности способствует по­становка конкретных цлей. Для учащихся такими целями могут быть: выполнение разрядов по лыжным гонкам, включение в состав сборной команды школа, района, города. Вместе с тем достижение этих целей во многом звисит от решения ближайших конкретных задач, в частности в обучении способам передвижения на лыжах. Школьники должны: точно представлять задачи обучения; знать требования, предъявляемые к технике отдельных способов пере­движения на лыжах, возможные ошибки и пути их устранения; ясно понимать, с какой целю применяются различные упражнения; уметь объяснить свои ytriexn или неудачи. Такое осмысленное от­ношение к учебному материалу во многом определяет умственную и физическую активное* школьников. В лыжном спорте ученики должны понимать еще одну важную особенность - прикладную ценность приобретаемьк знаний и навыков.

В реализации этого принципа основную роль играет учитель. Во время уроков лыжной подготовки и внеклассных занятий по лыжному спорту учитель не должен ограничиваться только выяв­лением ошибок и их устранением. Необходимо указать и на причи­ну возникновения, и на пути предупреждения их появления. Очень важно постоянно поддеркивать у учеников интерес к изучению от­дельных способов передвижения и к занятиям лыжным спортом в целом. Это во много» зависит от разнообразия применяемых средств и методов, особенно игр и игровых заданий, от эмоцио­нальности урока. В лыжном спорте, как и в любом другом, сущест­вует опасность вызвать потерю интереса школьников к занятиям. Длительное монотонноепередвижение по лыжне, а также специфи­ческие трудности лыжного спорта (мороз, отдаленность мест заня­тий и т.д.) могут в значительной мере повлиять на этот процесс.

Доступность. При планировании учебного процесса на уроке лыжной подготовки необходимо учитывать анатомо-физиологи-ческие особенности и психические закономерности развивающе­гося организма школьников. Это определяет доступность изучае­мых отдельных упражнений и способов передвижения на лыжах для каждой возрастной группы занимающихся.

Требования, предъявляемые к освоению каждого элемента или хода в целом, должны бить такими, чтобы ученики при полной концентрации внимании, высокой активности и достаточном на­пряжении физических сил могли освоить учебный материал в форме, соответствующей их возрастным возможностям и уровню


одготовленности. При планировании учебного материала необ­ходимо учитывать, что освоение нового материала должно бази­роваться на имеющемся у учеников запасе двигательных умений и навыков. Отсюда вытекает тесная связь принципа доступности с принципом систематичности и последовательности. Недопустимы перегрузки школьников в изучении большого количества новых элементов, и вместе с тем нельзя предлагать ученикам выполнять упражнение или ход в целом, заведомо зная, что они не в состоя­нии их выполнить. Особенно это важно при изучении спусков и поворотов в движении на высокой скорости на крутых или плохо подготовленных склонах с неровностями. Такое нарушение прин­ципа доступности может привести к замедлению процесса обуче­ния, появлению неуверенности в своих силах, чувства страха, по­тере интереса к занятиям, а также к серьезным травмам.

Сложность и объем учебного материала должны всегда соот­ветствовать полу, возрасту, уровню физической и технической подготовленности учащихся, их индивидуальным особенностям, количеству учебного времени и внешним условиям при проведе­нии занятий. При этом необходимо учитывать и качество лыж­ного инвентаря.

Систематичность и последовательность. Основой реализации этого принципа является принятая в каждом виде лыжного спорта определенная последовательность в изучении способов передви­жения на лыжах в целом и отдельных упражнений при освоении каждого из них. Эта система обучения базируется на взаимосвязи упражнений и отдельных способов передвижений, на положитель­ном переносе навыков с одного упражнения на другое. Распреде­ление материала по урокам основывается на известных правилах: от известного - к неизвестному; от простого - к сложному; от изу­ченного - к неизученному; от главного - к второстепенному, к деталям упражнения. Так, в начальных классах учащиеся сначала изучают подготовительные упражнения, овладевают лыжами как снарядом, затем переходят к освоению скользящего шага (основе всех способов передвижения на лыжах) и только потом приступают к изучению попеременного двухшажного хода и за ним всех ос­тальных упражнений в определенной последовательности. Подоб­ная последовательность принята и при изучении спусков, торможе­ний и поворотов в движении. Принцип систематичности и последо­вательности реализуется и при планировании учебного материала по урокам в школе при прохождении лыжной подготовки.

Прочность. В процессе обучения важно не только научить школьников всем способам передвижения, предусмотренным школьной программой, привить им необходимые умения и навыки, дать теоретические знания, но и добиться прочного освоения всего


 




этого материала. Прочность достигается путем многократного повторения и позволяет учащимся реализовать в дальнейшем на практике все умения и навыки, полученные на уроках лыжной под­готовки. В системе уроков может быть предусмотрено: текущее повторение, когда учитель из урока в урок включает повторение ранее пройденных способов передвижения и на основе этого изучает новые; обобщающее повторение, при этом повторяются несколько взаимосвязанных ходов (например, одновременные ходы перед изучением переходов с хода на ход), делается анализ и прово­дится обобщение; обзорное повторение, обычно проводится в кон­це четверти по всему материалу, изученному в этом классе, перед подведением итогов учебной работы и выставлением оценок.

Вся эта система многократного повторения обеспечивает проч­ное усвоение теоретических знаний и практических умений и навы­ков, приобретенных учащимися в процессе уроков лыжной подго­товки. Подобным образом работа по закреплению пройденного материала должна быть организована и на занятиях в секции лыжного спорта в школе.

Наглядность. Реализация принципа наглядности при обучении в лыжном спорте особенно важна в работе с детьми в начальных классах. Постоянный показ упражнений, элементов техники и спосо­ба передвижения в целом в значительной мере ускоряет процесс обу­чения и повышает его прочность. С этой целью применяются и раз­личные подготовительные и подводящие упражнения, которые до­полняют полученные при показе зрительные представления мышеч-но-двигательными ощущениями. Сочетание показа и слова дополня­ет, расширяет и уточняет представления школьников об изучаемом способе передвижения. Но на первом этапе обучения большое место отводится показу или демонстрации хода в целом. В дальнейшем зрительное восприятие подкрепляется словесными методами. В стар­ших классах ввиду сложности изучаемых способов передвижения объяснение деталей играет важную роль, особенно когда они трудно поддаются наблюдению или вообще скрыты от школьников.

Принцип наглядности тесно связан с индивидуализацией про­цесса обучения. Одни школьники в освоении способов передви­жения больше опираются на зрительное восприятие, другие - на слуховое. Вот почему вовремя поданная команда - выполнение упражнения под счет - значительно облегчит этой группе школь­ников понимание элементов хода, согласованности и т.д. и помо­жет быстрее и прочнее освоить ход в целом. Знание своих учени­ков, их особенностей позволит учителю более полно реализовать принцип наглядности в обучении в лыжном спорте.

Индивидуализация. Учащиеся приходят в школу с разным уров­нем физической и двигательной подготовленности. Хотя большая


часть из них еще в дошкольном возрасте уже ознакомилась с лы­жами и передвигалась на них, встречаются еще ученики, которые до школы на лыжи не вставали. Это нельзя не учитывать при обу­чении передвижению на лыжах, особенно в младших классах. Кроме этого, школьники имеют и различную двигательную ода­ренность, которая также зависит от характера и форм занятий фи­зическими упражнениями в дошкольном возрасте.

Принцип индивидуализации обучения передвижению на лыжах осуществляется в школе прежде всего через групповую работу, зависящую от типовых характеристик учащихся. Ученики на уро­ке условно объединяются в группы. Примерно одинаковые по фи­зической и двигательной подготовке, по психологическим осо­бенностям учащиеся легче усваивают материал с учетом индиви­дуального подбора методов, приемов и заданий. Вместе с тем групповая работа не исключает и индивидуальное обучение уче­ников - исправление ошибок и т.д.

Групповой метод наиболее приемлем на начальном этапе обу­чения способам передвижения на лыжах, когда ученики еще не раскрыли все свои возможности. Если эффект от групповой орга­низации обучения начинает снижаться, то целесообразно перейти к персональным заданиям хотя бы у части учащихся. Все это опи­рается прежде всего на свойства нервной системы, особенности характера, темперамента и т.д. Ряд психических особенностей де­вушек, особенно в период полового созревания, требует от учите­ля особого индивидуального подхода в методике обучения спосо­бам передвижения на лыжах, и в первую очередь при изучении спусков, торможений и поворотов в движении.

В процессе обучения все принципы взаимосвязаны, и показате­лями их реализации являются доступность учебного материала, быстрота, качество и прочность усвоения учащимися способов пе­редвижения на лыжах на каждом этапе обучения.

Методы обучения

В учебной работе по лыжному спорту и лыжной подготовке в школе для решения задач обучения используется целый ряд мето­дов и методических приемов, которые объединены в три большие группы: словесные методы, методы наглядного воздействия, прак­тические методы.

В понятие «метод» входит ряд методических приемов. Мето­дический прием - это часть целостного метода, применяемого в каких-либо конкретных условиях обучения передвижению на лы­жах (передвижение под уклон при изучении скользящего шага) или для решения каких-то конкретных задач. Например, показ


 




поворота в движении из упора - метод. Но замедленный показ только части поворота (подготовительных движений и входа в по­ворот) - методический прием. Количество методических прие­мов, применяемых при обучении способам передвижения на лы­жах, очень велико.

С совершенствованием техники и методики обучения методи­ческие приемы улучшаются, видоизменяются или исключаются из практики работы, вместе с тем возникают и новые. Каждый учитель должен постоянно совершенствовать методику обучения, применяя новые методические приемы, вводя новые упражнения. Все это но­вое должно служить одной цели - улучшать эффективность обуче­ния в лыжном спорте. Порой различия в уровне качества обучения определяются разным объемом методических приемов, которым оперируют школьные учителя и тренеры по лыжному спорту.

Словесные методы. При сообщении теоретических знаний и в обучении способам передвижения на лыжах широко используются различные методы слова: рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, задание, указание, подсчет и команда. Все эти методы при­меняются с целью создания у школьников ясного представления о форме движений, для раскрытия их характера (содержания) при показе упражнений и помощи ученику в исправлении ошибок.во время непосредственного выполнения какого-либо хода в целом или в его отдельных деталях. Кроме этого, учитель в конце занятий проводит разбор техники, подводит итоги, дает оценку действий и поведения учеников, обсуждает ход обучения и решения задач. Важную роль в понимании техники ходов и ее освоении играют указание, команда или подсчет именно в момент приложения уси­лий при отталкивании или начале этих движений и т.п. Например, при изучении согласованности движений в попеременном четы-рехшажном ходе движения руками могут быть выполнены под команды «Вынос-вынос!», «Толчок-толчок!»

Учитывая специфические условия, в которых происходит обу­чение в лыжном спорте (ветер, низкие температуры, мокрый снег и др.), учитель должен до минимума сократить время объяснения (как, впрочем, и показа) упражнения или хода в целом. Затем он максимально кратко объясняет ход и приступает к его практиче­скому освоению. Возможно, что если показ и рассказ не обеспечили полного и правильного понимания движения, то объяснение дета­лей техники продолжается в процессе движения на лыжне. В этом случае объяснение может быть направлено только на часть учени­ков, не освоивших данный элемент хода. При использовании сло­весных методов обучения учитель должен всегда пользоваться еди­ной и общепринятой в лыжном спорте терминологией. Все приме­няемые термины должны отражать основу данного элемента хода,


быть краткими, точными и понятными ученикам. Речь учителя всегда должна быть литературно правильной и достаточно гром­кой с учетом специфики лыжного спорта.

Все словесные методы кажутся довольно близкими, но каждый имеет свое содержание и специфику использования. Так, описание создает у юных лыжников чаще всего представление о форме хода в целом, а объяснение является важным приемом для уточнения деталей хода, взаимодействия сил. Ученики в этом случае всегда должны получить ответ на вопрос: «Почему этот элемент хода выполняется именно так?» Подобные различия имеются и между командой и указанием и т.д. Задание как метод обучения тоже имеет свою специфику. Учитель может дать индивидуальное за­дание одному или группе учеников по повторению и совершенст­вованию какого-либо хода на уроке. В то же время может быть дано домашнее задание как всему классу, так и индивидуально отдельным учащимся.

Методы наглядного воздействия. На уроках лыжной подготов­ки в школе из этой группы в основном используется метод показа всего способа передвижения в целом или отдельных его деталей. Показ всегда должен быть образцовым по форме и характеру движений, с необходимой скоростью, силой, амплитудой и рас­слабленностью движений.

Ни в коем случае недопустим неточный, небрежный показ, так как ученики могут принять его за образец. Из практики ра­боты по лыжному спорту известно, что ученики порой точно копируют учителя или тренера, его манеру выполнения хода в целом или отдельных деталей, в том числе индивидуальные осо­бенности и даже возможные ошибки. Все это требует от учителя постоянной работы по совершенствованию своей техники пере­движения на лыжах.

Учитель в отдельных случаях может поручить показ техники хо­да на уроке ученику, занимающемуся уже не первый год в группе ДЮСШ по лыжному спорту. Это допустимо в таких случаях: учитель не может по состоянию здоровья (легкая травма) пока­зать ход или поворот в движении и др.; если он должен объяс­нять детали хода, а при показе удаляется от группы учеников и его пояснения не расслышат; когда у учеников возникло сомне­ние в возможности выполнения какого-нибудь спуска или пово­рота, показ сложного поворота хорошо подготовленным учени­ком снимет это предубеждение; в случае необходимости более наглядно показать индивидуализацию техники или форму ее ис­полнения именно школьником.

Расположение класса, группы к плоскости показа имеет боль­шое значение для восприятия деталей хода. Обычно ход показы-


 




вают в профиль, значительно реже спереди (когда, например, не­обходимо показать перенос массы с лыжи на лыжу). При показе поворота, если позволяет профиль склона, можно разместить группу не только сбоку спуска, но и внутри дуги поворота. Показ ошибок и «как не следует делать» допустим в том случае, если ученики в состоянии анализировать детали хода, спокойно, кри­тически и заинтересованно относятся к изучению хода, спуска или поворота. Совершенно недопустимы копирование ошибок учени­ков и передразнивание манеры исполнения.

При показе обычно демонстрируют весь способ передвижения в целом, затем, если это позволяет техника, - по частям, а потом -вновь в целом. Выполнение поворота или хода на высокой скоро­сти порой затрудняет восприятие школьниками отдельных его деталей. Учитель, если это возможно, должен показать способ пе­редвижения в замедленном темпе. Такой замедленный показ до­пускается только как временный методический прием для созда­ния у школьников более быстрого и лучшего представления о ха­рактере движений.

Перед уроком или на вводных уроках по лыжной подготовке возможно применение и других методов наглядного воздействия - демонстрации рисунков (отдельных поз и положений в цикле хода), кинограмм движения в целом, фрагментов кинофильмов по тех­нике лыжных ходов. Хороший эффект дают рисунки мелом на доске в сопровождении объяснения отдельных движений в цикле хода. Главное при этом - точность рисунка и краткость, ясность даваемых пояснений.

Вполне естественно, что учитель не всегда сможет изобразить всю фигуру лыжника, но в этом нет необходимости. Важно не за­громождать рисунок деталями, а выполнять его отдельными штрихами. Последовательность в выполнении рисунков создает у учеников запоминающееся представление об очередности отдель­ных фаз движений.

При показе движений на лыжне или при демонстрации кино­грамм очень важно приучить школьников активно воспринимать показ, как бы мысленно воспроизводить все движения в цикле хода вслед за учителем. Но в этом случае движения должны вос­приниматься и мысленно повторяться в целом, не задерживая внимание на деталях.

Позднее, когда ученики освоят на практике ход в целом, следует обратить внимание и на отдельные детали техники способа пере­движения. При показе и демонстрации необходимо соблюдать правила: не перегружать урок излишним показом и наглядными пособиями, а поэтому показывать только то, что имеет самое не­посредственное отношение к материалу урока; всегда в показе


выделять главные детали, обращая на них внимание учеников; обеспечивать высокое качество показа, методически грамотно организовывать показ - правильно выбирать место группы и направление движения при показе в зависимости от освещенности (солнце не должно мешать ученикам), рельефа лыжни, закрыто­сти от ветра, а также время показа в ходе урока - перед началом обучения, своевременно по ходу урока, при появлении типичных ошибок и др.

При занятиях лыжным спортом в школьной секции помимо показа более широко применяются различные методы демонстра­ции. Это отличает методику обучения на учебно-тренировочных занятиях от школьного урока.

В ДЮСШ более широкое применение находят технические средства обучения, которые обеспечивают самое разнообразное применение методов наглядного воздействия. На школьном уроке по лыжной подготовке широкое применение технических средств обучения несколько затруднено в связи с большой на­полняемостью класса и ограниченным временем урока, но во внеклассной (секционной) работе и тем более на учебно-тренировочных занятиях в ДЮСШ они должны постоянно при­меняться в полном объеме.

Помимо этого, в лыжном спорте возможно применение техни­ческих средств обучения с использованием звуковой и световой сиг­нализации и строчной зрительной информации о начале или оконча­нии движения, цикла хода, устройства, задающего темп движений. Такие приборы разработаны и могут применяться при обучении юных лыжников в ДЮСШ. Нет необходимости в большом коли­честве таких устройств, их можно поочередно использовать при работе с юными лыжниками, допускающими ошибки или недо­статочно быстро осваивающими какие-либо детали хода.

Практические методы. Словесные и наглядные методы дают учащимся только представление об изучаемом способе передви­жения на лыжах, практические методы позволяют полученные представления перенести на непосредственное практическое ос­воение движений. Основная цель этих методов - воспитать и за­крепить у школьников умения и навыки, необходимые для пере­движения на лыжах в разнообразных условиях. При обучении в лыжном спорте применяются две основные разновидности прак­тического метода: целостного разучивания упражнения и расчле­ненного (по частям) разучивания. Эти методы тесно связаны меж­ду собой и взаимодополняют друг друга. В процессе совершенст­вования техники способов передвижения на лыжах (один из этапов обучения) применяются игровые и соревновательные методы вы­полнения упражнений.


 




Метод целостного разучивания упражнений наиболее распро­странен в лыжном спорте. Этот метод с большим успехом исполь­зуется для изучения любых способов передвижения на лыжах (от простых до самых сложных) - ходов, спусков, поворотов в движе­нии и др.

При использовании этого метода порой целесообразно прово­дить обучение в облегченных условиях: при отличном скольжении, под уклон и т.д. (например, при освоении одновременных ходов). В таких условиях внимание учеников легко сосредоточить на точ­ности движений, а не на силе отталкивания, что порой влияет на качество освоения элементов хода. В освоении поворотов тоже очень важно правильно подобрать рельеф склона. Например, пер­воначальное изучение поворота на параллельных лыжах на спаде или бугре облегчает вход в поворот и др. Вполне естественно, что в дальнейшем внешние условия усложняются, способствуя совер­шенствованию техники.

При начальном обучении, и то не всегда, целесообразно выпол­нять движения в замедленном темпе с последующим постепенным ускорением движений. Все эти методические приемы имеют вре­менный характер и чаще всего применяются при первоначальном разучивании. Как только управление движением перейдет в стадию умения, целесообразно начать совершенствование способа движе­ний на обычной скорости; в противном случае может произойти закрепление нерационального темпа и ритма движений. Все ис­правления ошибок при выполнении ходов, поворотов и других элементов происходят непосредственно во время движения.

Большое значение при обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах имеет выполнение движений под команду учителя. Он может передвигаться по параллельной лыжне и подавать команды в момент начала какой-либо фазы или элемен­та движения. Например, можно фиксировать внимание школьни­ков на деталях техники хода («Вынос!», «Толчок!», «Подсед!»), поворота («Бросок!» - туловища, «Перенос!» - массы тела) или на характере усилий («Быстро!», «Рывок!», «Легко!», «Сильнее!») Очень важно выполнение хода без излишнего напряжения - этого тоже можно добиться, своевременно подавая команды или указа­ния, обращая внимание на сильные и слабые элементы движения, подчеркивая моменты расслабления. Как методический прием можно использовать и выполнение движений под личные коман­ды или подсчет самим занимающимся.

Вместе с тем школьник, «подсказывающий» себе моменты, фа­зы и прочее, должен предварительно хорошо изучить теорию данного хода. Можно практиковать передвижение по лыжне за учеником, хорошо владеющим техникой хода, копируя его, тем


самым сопоставляя свои и его движения, добиваясь совершенство­вания техники. Для овладения расслаблением помимо обычного изучения техники целесообразно применять передвижение с частой сменой темпа, чередуя участки с максимальной и умеренной ин­тенсивностью. С этой же целью используют и передвижение в за­трудненных условиях (по глубокому снегу без лыжни или по очень мягкой ненакатанной лыжне) с последующим выходом на хорошо подготовленный участок. В этом случае выход на твердую лыжню позволит переключиться на выполнение движений с большей лег­костью, без излишнего напряжения.

Метод расчленения цикла следует применять при изучении бо­лее сложных по координации способов передвижения на лыжах, если структура хода или поворота позволяет это сделать (например, попеременный четырехшажный ход). Возможно применение этого метода и с учениками, которые по какой-либо причине не в состоя­нии были сразу освоить ход целостным методом.

При этом целесообразно обратить внимание на изучение, со­вершенствование и закрепление отдельных главных частей и наи­более сложных элементов всего хода. Если в выполнении хода поя­вились ошибки, необходимо перейти от целостного метода к рас­члененному и изучить отдельно нужный элемент движения. Так, при появившихся ошибках в работе ног в попеременном двухшаж-ном ходе следует вернуться к совершенствованию скользящего шага и его элементов (подседания, свободного скольжения и др.) с применением подводящих упражнений и в различных вариантах.

Изучив детали техники, необходимо вернуться к целостному методу и совершенствовать весь ход. Однако следует помнить, что длительное расчленение основных способов передвижения на лыжах нецелесообразно и даже опасно, так как может про­изойти закрепление этих расчлененных действий. Затем трудно будет «собрать» их в единое целое. Большое значение для изуче­ния техники передвижения на лыжах имеют подводящие и ими­тационные упражнения.

Подводящие упражнения больше всего применяются при на­чальном обучении, а имитационные - как в начале, так и при со­вершенствовании техники. Необходимо использовать такие под­водящие упражнения, которые сходны по структуре и характеру нервно-мышечных напряжений с элементами хода или поворота. К каждому способу передвижения на лыжах может быть создана система подводящих упражнений, которая базируется на таком явлении, как положительный перенос навыков. Подбор упражне­ний, характер расчленения должны опре

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...