Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура процесса обучения




В процессе обучения для каждого отдельного способа передви­жения на лыжах можно выделить три относительно завершенных этапа. Эти этапы соответствуют определенным стадиям формиро­вания двигательного умения и навыка и различаются по педагоги­ческим задачам и методике обучения. Деление процесса обучения на этапы довольно относительно, четкую границу провести между ними трудно. Однако это условное деление на этапы поможет пра­вильно сориентировать учителей на решение отдельных конкрет­ных задач обучения каждому способу передвижения на лыжах.

Принято выделять следующие этапы обучения: начальное разу­чивание, углубленное разучивание, закрепление и дальнейшее совер­шенствование.

Начальное разучивание имеет целью обучение занимающихся основам техники данного способа передвижения на лыжах. Для достижения этой цели необходимо решить следующие частные задачи: создать у школьников целостное представление о способе передвижения; освоить отдельные детали техники, необходимые для овладения способом в целом; научить выполнять способ пе­редвижения в целом - с полной координацией; предупредить по­явление лишних движений и ненужное мышечное напряжение.

Обучение любому способу передвижения на лыжах начинается с создания у школьников общего представления об изучаемом хо­де или повороте в движении и др. С этой целью используются различные сочетания методов словесного воздействия и показа. Первое объяснение способа дается в самых общих чертах.

На этом этапе учащиеся не в состоянии воспринять подробную информацию о всех деталях техники. Вслед за объяснением учи­тель или тренер должен образцово показать изучаемый способ передвижения в целом. При изучении сложных способов можно


 




повторить показ в замедленном темпе. Если есть возможность ор­ганизовать дополнительный показ кем-либо из учеников, хорошо владеющих этим способом (например, из числа юных лыжников, занимающихся в ДЮСШ), целесообразно сопровождать его по­яснением с выделением главных элементов. Затем школьники пробуют выполнить ход или поворот в движении в целом по пер­вому представлению.

На этом этапе обучения у учащихся могут наблюдаться отсут­ствие точности в различных характеристиках движений (простран­ственных, динамических, временных), недостаточная слитность отдельных фаз, лишние движения и напряжение отдельных групп мышц, неустойчивые ритм и темп. Не следует пытаться исправлять ошибки сразу после прохождения школьниками первых десятков метров учебного круга. Пусть ученики несколько раз пройдут по кругу, пытаясь наладить координацию. В случае появления одина­ковых ошибок у группы учеников следует вновь пояснить данную деталь движения и показать ее отдельно или весь способ в целом.

Обычно после нескольких попыток ученикам удается под кон­тролем сознания овладеть общей схемой движения в цикле хода. В дальнейшем внимание обращается на формирование ритма хо­да и устранение лишних движений и грубых ошибок.

На этапе начального разучивания у школьников возникают различные ошибки в виде лишних движений (например, значи­тельные колебания туловища в попеременном двухшажном ходе), отсутствие точности и изменение амплитуды (толчок палкой не закончен и направлен назад в сторону, а не строго назад), общая или частичная скованность (чрезмерное напряжение мышц спины и плечевого пояса), рассогласование в работе рук и ног (нарушение ритма движений). В таких случаях важно объяснить ученикам причины появления ошибок, которые могут зависеть от нарушения в последовательности изучения способов передвижения (отрица­тельный перенос), несоблюдения принципа постепенности (прежде­временный переход на более крутые склоны при изучении пово­ротов в движении вызывает у школьников чувство неуверенности и страха), неблагоприятных внешних условий (плохо подготов­ленная лыжня, одновременный ход изучаются при плохом сколь­жении), слабого физического развития отдельных групп мышц (это приводит к незаконченным толчкам палками), небрежного показа и неточного объяснения, недостаточного понимания уча­щимися двигательной задачи.

Если учащиеся допускают несколько ошибок в цикле хода (2-3), то исправление их следует начинать с главной, устранение которой почти всегда обеспечит ликвидацию и других мелких ошибок и не­точностей. Порой школьники не понимают, где допущена ошибка в


цикле хода. В таком случае можно продемонстрировать ее в соче­тании с правильным показом, но это должно быть исключением из общего правила. Прибегать к описанному приему следует как мож­но реже, с педагогическим тактом, щадя самолюбие школьников.

При изучении более сложных способов передвижения ученики не всегда могут выполнить движения правильно, по первому представлению. Так бывает, например, при освоении согласо­ванности движений в цикле попеременного четырехшажного хода. В этом случае целесообразно использовать подводящие упражне­ния или расчлененный метод обучения. Возможно применение и различных методических приемов. Изучая этот ход, иногда следу­ет выполнить движения по разделениям. В ряде случаев достаточ­но выполнить основные элементы хода под счет или под команды «Вынос-вынос!», «Толчок-толчок!» Это позволяет добиться освоения ритма. Как методический прием можно рекомендовать вынос палок с большей амплитудой (вперед-вверх до горизон­тального положения).

При изучении поворотов в движении целесообразно использо­вание системы подводящих упражнений. Точные сроки первого этапа обучения для каждого хода установить нельзя - это зависит от подготовленности учеников в лыжном спорте, от общей двига­тельной одаренности. Критерием окончания может служить вы­полнение частных задач, установленных для данного этапа.

Основная цель углубленного разучивания - довести первона­чальное («грубое») владение техникой способов передвижения на лыжах до относительного совершенства. В процессе достижения этой цели решаются следующие частные задачи: освоить и уточ­нить отдельные детали техники изучаемого способа передвижения на лыжах; овладеть слитным, свободным и точным выполнением способа передвижения в целом; подготовить лыжника к примене­нию способа передвижения в различных условиях. На этом этапе обучения очень важно добиться четкого понимания структуры изучаемого способа передвижения.

Основой обучения на этом этапе являются методы целостного упражнения. Расчлененные методы играют лишь вспомогательную роль, являясь, по существу, методическими приемами. Но чаще всего расчленение хода на отдельные элементы нежелательно уже по той причине, что возможно изменение временных, динамиче­ских, пространственных характеристик движений. Расчленение используется главным образом для концентрации внимания на отдельных деталях хода, на экономичности движений и т.д. Мно­гократное выполнение хода в целом постепенно улучшает технику движений, и продолжительность работы над совершенствованием способа передвижения можно значительно увеличить.


Однако на этом этапе не следует совершенствовать технику на фоне утомления, так как возможно нарушение ритма движений, динамических и пространственных характеристик, появление и за­крепление ошибок. Совершенствование техники поворотов в дви­жении при утомлении может привести к падениям и травмам. Если по ходу движения не удается исправить ошибки в технике хода, це­лесообразно на довольно длительное время переключиться на другой способ передвижения, что создает условия для «угасания» ошибочных рефлекторных связей.

На этапе углубленного разучивания происходит уточнение всех характеристик движения (динамических, временных, пространст­венных), а также отдельных двигательных рефлексов и их систем, улучшаются подвижность и концентрация корковых процессов, развивается внутреннее торможение и т.д.

Все физиологические перестройки проходят постепенно, по­этому процесс уточнения деталей техники довольно продолжи­тельный. В ходе совершенствования техники хода из умений фор­мируется двигательный динамический стереотип, и ученики овла­девают способом передвижения на лыжах в основном варианте. Однако при попытке освоить новый вариант хода или приспосо­бить его к резко изменившимся внешним условиям целостность движений может нарушиться. На этом этапе уже возможно освое­ние ходов в усложненных вариантах (но таких и в таком объеме, чтобы это не вызывало значительных нарушений системы движе­ний изучаемого способа передвижения).

На этом этапе по мере освоения техники ходов, поворотов в движении и других заметно возрастает роль идеомоторной трени­ровки. Однако она должна сочетаться с совершенствованием тех­ники на лыжне, что способствует уточнению движений. Не теряет здесь своего значения и сопровождение выполнения хода со звуко­выми и зрительными ориентирами (передвижение по размеренной лыжне с подсчетом и командами), а также передвижение за лидером (лыжником, хорошо владеющим техникой данного хода).

На этапе углубленного разучивания возможно временное ухуд­шение техники движений, однако эти спады непродолжительны, и постепенно отклонений становится все меньше и меньше, и, кро­ме того, они менее выражены. Это надо учитывать в работе со школьниками, объясняя им временный характер спада, поддержи­вая хороший психологический настрой, воспитывая уверенность в своих силах и настойчивость.

При углубленном разучивании большое значение имеет, с одной стороны, педагогический контроль со стороны учителя, а с другой -самоконтроль учащихся за техникой исполнения изучаемого спосо­ба передвижения. Данные учителя порой не совпадают с собствен-


ными ощущениями и оценками школьников: в точности отдельных движений в цикле хода, в их временных характеристиках и т.д. В этом случае большое значение имеют методы точной оценки па­раметров движений (киносъемка) и методы срочной информации.

Закрепление и дальнейшее совершенствование должны обеспе­чить совершенное владение техникой изучаемого способа передви­жения на лыжах в разнообразных условиях его применения. Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи: закрепить сформированный навык в способе передвижения на лыжах; расширить диапазон вариативности техники для эффек­тивного использования изученного способа в самых разнообразных условиях; завершить индивидуализацию техники в соответствии с особенностями и уровнем физической подготовленности; добить­ся совершенного владения техникой на высоких скоростях при максимальных напряжениях; обеспечить совершенствование тех­ники передвижения на лыжах с учетом дальнейшего повышения уровня развития физических качеств. Общую продолжительность этого этапа установить невозможно, так как совершенствование техники способов передвижения на лыжах продолжается в тече­ние всех лет активных занятий лыжным спортом.

На предыдущем этапе обучения лыжники добились автомати­зации системы движения, однако техника хода еще недостаточно устойчива к различным внешним условиям и сбивающим факто­рам (неровности лыжни, изменение условий скольжения, утом­ление и др.). На данном этапе обучения важно упрочить сфор­мировавшийся динамический стереотип и увеличить его под­вижность, добиться высокой степени вариативности техники способа передвижения.

Освоение вариантов техники на этой стадии обучения проходит параллельно с упрочением основного варианта и с частичной его перестройкой в связи с тем, что совершенствование техники в ходе многолетнего учебно-тренировочного процесса неразрывно свя­зано с постоянным развитием его физических качеств и повыше­нием уровня тренированности.

Для лыжников очень важно добиться высокой вариативности техники, так как воздействие внешних условий как ни в каком другом виде спорта исключительно велико и во время трениро­вочных занятий, и на соревнованиях. С этой целью во время учеб­но-тренировочных занятий большое внимание необходимо уде­лять совершенствованию техники в самых разнообразных услови­ях скольжения, рельефа местности, состояния и микрорельефа лыжни. В каждом занятии следует специально подбирать учебно-тренировочные лыжни в соответствии с конкретными задачами данного занятия. Освоение вариантов техники какого-либо хода


должно проходить в постепенно усложняющихся условиях: на лыжне различной твердости, бугристости и т.д. В отличие от эта­па начального обучения здесь целесообразно включать совершен­ствование техники на фоне утомления в конце занятия. Очень важно в этом случае так подобрать рельеф лыжни, чтобы он тре­бовал постоянной смены ходов, что предъявляет высокие требо­вания к координации движений.

Добиваясь высокой степени вариативности техники, необхо­димо постоянно контролировать свои действия. Однако с упроче­нием вариантов техники действия лыжника становятся все более автоматизированы, но даже ведущие лыжники в ходе соревнований постоянно решают задачи применения того или иного варианта хода, чтобы еще больше увеличить скорость и добиться более вы­сокого результата. В этом случае сознание играет «пусковую» роль и направлено на переключение или на конечный результат действия. Например, на финише соревнований все внимание лыж­ника направлено на увеличение скорости за счет усиления оттал­кивания и повышения темпа движений. Экономичность движений в такой ситуации уже отходит на второй план.

При дальнейшем совершенствовании техники наблюдается теснейшая связь между технической и тактической подготовкой лыжника. Для процесса совершенствования техники большое зна­чение имеет самоконтроль лыжника за любой деталью движений. Любое отклонение в технике способа передвижения, даже если оно быстро и автоматически исправлено, должно быть зафикси­ровано в сознании спортсмена. Это необходимо для дальнейшего упрочения и совершенствования навыков.

В практике лыжного спорта порой приходится сталкиваться с тем, что лыжник в первые годы занятий неверно освоил и в даль­нейшем закрепил ошибочные движения в том или ином способе передвижения. Основной причиной этого явления бывают чаще всего ошибки в методике обучения. Следовательно, в более позд­ние периоды занятий лыжным спортом возникает необходимость перестройки техники способа передвижения или исправления до­статочно прочно закрепленных ошибок.

Кроме этого, необходимость частичной перестройки техники может быть связана с заметным улучшением физической подго­товленности школьника в процессе тренировки, когда изученные элементы техники уже не соответствуют новому уровню развития физических качеств спортсмена. Переучивание и исправление от­дельных ошибок в технике лыжных ходов - процесс очень дли­тельный и сложный. Даже после кропотливой многомесячной ра­боты по исправлению ошибок на соревнованиях в момент макси­мального физического и психического напряжения, а также в


сложных внешних условиях могут проявиться старые навыки в технике передвижения. Тогда потребуется кропотливая, длитель­ная совместная работа учителя и ученика: требуется разрушить ранее выработанный динамический стереотип и сформировать новый. Трудность еще заключается в том, что новый навык имеет сходство со старым.

В этом случае необходимо проводить обучение в облегченных условиях - на хорошо подготовленной лыжне или склоне при хо­рошем скольжении и сцеплении лыж со снегом, при постоянном контроле со стороны учителя и самоконтроле ученика. Очень важно, чтобы ученик был постоянно информирован о деталях движения и особенно о появлении старых ошибок. Порой бывает целесообразно повторить весь комплекс подводящих и имитаци­онных упражнений, по существу, пройти весь процесс обучения данному способу передвижения на лыжах заново.

Вот почему порой бывает легче научить заново даже сложному ходу, чем переучивать и исправлять застарелые ошибки. Творче­ский подход к этому позволит успешно переучить учащихся. Но лучше всегда с первых шагов по лыжне учить школьников пра­вильным основам техники с учетом их возрастных и индивиду­альных особенностей.

На последнем этапе обучения очень важно постоянно осуществ­лять контроль за эффективностью техники (как известно, критери­ем эффективности хода, поворота является скорость передвижения по лыжне, склону и т.д.). Контроль должен осуществляться за сте­пенью автоматизации движений (как спортсмен выполняет ход, со­храняет технику при отвлечении его внимания), за устойчивостью техники в момент высоких эмоциональных сдвигов, при нарастаю­щем утомлении. Все это проверяется путем сравнения техники, де­монстрируемой лыжником на тренировках и соревнованиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...