Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закономерности и принципы системы подготовки в лыжном спорте




Воспитание, обучение и тренировка представляют собой еди­ный педагогический процесс, который осуществляется на основе целого ряда закономерностей и принципов. В ходе реализации системы многолетней подготовки в лыжных гонках находит от­ражение общая педагогическая направленность процесса, что проявляется в использовании основных закономерностей дидак­тики (например, воспитывающий характер обучения и др.) и дру­гих дидактических принципов (сознательности и активности, сис­тематичности и последовательности и др.).

Вместе с тем, реализуя спортивную направленность процесса, тренеры опираются на основные закономерности и принципы


предмета «Теория и методика физического воспитания» в целом и его отдельных разделов, в частности спортивной подготовки как специализированной системы (например, цикличность и волно­образность тренировочного процесса и др.). Комплексная реали­зация всех этих закономерностей и принципов, а также других смежных дисциплин физиологии и психологии спортивной дея­тельности во многом способствует достижению главной цели за­нятий - наивысших результатов в лыжных гонках.

В системе многолетней подготовки лыжника-гонщика основ­ными являются следующие закономерности и принципы: всесто­ронность, систематичность и последовательность, постепенность, сознательность и активность, наглядность, повторностъ и непре­рывность, цикличность, волнообразность, специализация, единство общей и специальной подготовки, индивидуализация.

Принцип всесторонности выражает основные требования, предъявляемые в процессе многолетней подготовки к формирова­нию личности спортсмена. Единство методов и средств обучения, воспитания и тренировки обеспечивает разностороннее развитие спортсмена, вооружение его знаниями, умениями и навыками, не­обходимыми в спорте, в общественнополезной трудовой и общест­венной деятельности, службе в рядах Вооруженных Сил. Реализа­ция принципа всесторонности предполагает воспитание высоких морально-волевых качеств, повышение культурного уровня, а так­же достижение физического совершенства путем развития основ­ных физических качеств, совершенствования различных систем организма и повышения уровня общей работоспособности.

Обеспечить всестороннее развитие личности, достигнуть физи­ческого совершенства возможно только при систематической и целенаправленной подготовка в течение ряда лет, начиная с дет­ского возраста. Особое значение приобретает этот принцип в ра­боте с детьми, подростками и юношами. Вся работа тренера по воспитанию юных спортсменов должна осуществляться в тесном контакте с родителями и школой. Всестороннее физическое разви­тие и высокий уровень здоровья обеспечиваются широким кругом средств и методов, применяемых в процессе учебной, внеклассной и спортивной работы с юными лыжниками. Все это является основой для дальнейшей спортивной подготовки и достижения главной це­ли при занятиях лыжным спортом - высоких результатов в соот­ветствии с возрастными особенностями развивающегося орга­низма юных лыжников. На базе всестороннего физического раз­вития осуществляется специальная подготовка по лыжным гонкам. В процессе многолетней работы для достижения физического со­вершенства и высокого уровня развития специальных качеств, необходимых лыжнику-гонщику, очень важно обеспечить пра-


вильный выбор средств всесторонней физической и специальной подготовки и их наиболее целесообразное соотношение как на отдельных этапах (годичных циклах), так и в течение всего време­ни занятий лыжным спортом.

Вместе с тем всесторонняя физическая подготовка должна быть тесно связана с основным упражнением - передвижением на лыжах. Это достигается рациональным планированием средств (подводя­щих, общеразвивающих и имитационных упражнений) и методов подготовки в зимнее время. Бессистемное применение широкого круга упражнений в большом объеме (в том числе и в юношеском возрасте), несомненно, даст хороший оздоровительный эффект, но не обеспечит оптимальный ежегодный прирост спортивных результатов и не позволит достигнуть высоких (в соответствии со спортивными способностями каждого лыжника) результатов в возрастной период наивысших достижений.

Принцип систематичности и последовательности в изучении новых способов передвижения на лыжах оказывает большое влияние на эффективность процесса обучения в целом. Реализа­ция этого принципа позволяет создать систему подводящих и спе-циальноподготовительных упражнений при изучении отдельных способов передвижения на лыжах. Вместе с тем он определяет и последовательность изучения всех способов передвижения в лыж­ных гонках, а также использование методов обучения. Система­тичность в обучении играет важную роль в учебной и трениро­вочной работе в школе и ДЮСШ. При решении задач обучения с учетом принципа систематичности и последовательности боль­шое значение имеет положительный перенос навыков с одного упражнения на другое. Юные лыжники должны овладевать уме­ниями и навыками в строго определенном порядке с тем, чтобы ранее изученные упражнения и способы передвижения в целом способствовали овладению новыми движениями (ходами, пово­ротами и др.). Реализация этого принципа важна не только в про­цессе учебной работы в школе, но и при выполнении домашних заданий и на самостоятельных занятиях, а также при изучении теоретического материала.

Принцип постепенности играет важную роль прежде всего при планировании тренировочных нагрузок в процессе всей много­летней подготовки в лыжных гонках, но особенно необходимо его соблюдать в работе с детьми-подростками и юношами. С пер­вых шагов постепенность повышения тренировочных нагрузок в лыжных гонках должна обеспечить непрерывный рост достиже­ний с тем, чтобы юные лыжники, приступившие к занятиям спортом с 11-12 лет, начали показывать свои высшие результаты, начиная с 23-летнего возраста.


Принцип постепенности предусматривает плавное повышение тренировочных нагрузок во всех циклах подготовки (в недельном, месячном, годичном), а также на всех этапах многолетнего процес­са подведения лыжника к наивысшим результатам. С этой целью осуществляется систематический (педагогический и врачебный) контроль за соответствием применяемых нагрузок и сил и возмож­ностей лыжников на каждом конкретном этапе тренировки и даже в отдельно взятом занятии. Вместе с тем постепенность увеличения нагрузок не может стать самоцелью в планировании подготовки. Только обоснованно высокий прирост объема и интенсивности нагрузок, особенно в подготовке взрослых и высококвалифици­рованных лыжников, позволит достичь наивысших результатов.

С возрастом и ростом общей и специальной подготовленности увеличивается и потолок допустимых тренировочных нагрузок, но на любом этапе подготовки максимальные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям организма на данной ступени подготовленности с учетом возраста лыжника-гонщика. При планировании нагрузок у высококвалифицирован­ных лыжников допустимо ступенчатое и скачкообразное повыше­ние объема и особенно интенсивности. Основой этого является предварительная и постепенная подготовка к большим трениро­вочным воздействиям в предыдущие годы.

Принцип сознательности и активности имеет самое широкое применение при занятиях лыжным спортом и лыжной подготов­кой. Сознательное отношение к обучению способам передвиже­ния на лыжах на уроках и к тренировке во время внеклассной спортивной работы предполагает понимание школьниками целей, Ъадач и значения учебно-тренировочного процесса, смысла теоре­тических знаний и их практического использования, отчетливого понимания основ техники в целом и элементов движений в от­дельных способах передвижения. Все это значительно повышает активность учащихся и способствует повышению эффективности учебно-тренировочного процесса. Проявляя активность на заня­тиях, школьники добиваются не только лучшего освоения техни­ки, но и в значительной степени повышают физическую подго­товленность, что способствует достижению высоких спортивных результатов. В свою очередь, активность на уроках и тренировках приводит к желанию продолжить занятия и самостоятельно (или по заданию преподавателя). Привитие навыков самостоятельной работы имеет большое значение для достижения высоких результа­тов в лыжных гонках и в то же время будет способствовать укреп­лению здоровья у учащихся, еще не проявивших интерес к занятиям спортом и к участию в соревнованиях. Реализация данного прин­ципа играет важную роль и в выполнении домашних заданий как в


 




зимнее время (по лыжной подготовке), так и в период летних ка­никул - для учащихся, занимающихся в секции лыжного спорта.

Принцип наглядности в практике работы по лыжному спорту и лыжной подготовке чаще всего используется при организации обу­чения передвижению на лыжах. Непосредственно во время работы на учебном кругу использовать другие средства наглядного обуче­ния, кроме показа, затруднено из-за специфики занятий на лыжах. Поэтому показ элементов движений или хода в целом является, по существу, единственным способом создания зрительного представ­ления об изучаемом способе передвижения непосредственно в мо­мент обучения. Несомненно, для изучения основ техники и получе­ния знаний по этому разделу большое значение имеет показ фото­графий отдельных фаз кинограммы хода в целом или киноколь-цовок. Однако показ упражнения (хода) непосредственно в момент освоения движений дает больший эффект. Реализация принципа наглядности очень важна на всех этапах обучения, но особенно это необходимо в младшем школьном возрасте в силу особенностей детского организма. Кроме обучения принцип наглядности играет важную роль в воспитании морально-волевых качеств. Личный пример учителя или тренера - лучший способ наглядного воздейст­вия на учащихся. Не меньшее значение это имеет и при развитии физических качеств и выполнении больших тренировочных нагру­зок. Результаты сильнейших спортсменов в этом направлении могут служить примером для подражания и для менее квалифицирован­ных лыжников (при безусловном соблюдении принципа постепен­ности в увеличении тренировочных нагрузок). Поэтому недопусти­мо слепое подражание, точное копирование тренировочных планов и особенно объемов нагрузок сильнейших лыжников-гонщиков без учета возраста, уровня подготовленности и индивидуальных осо­бенностей спортсменов. Это необходимо учитывать в первую оче­редь при работе с юными лыжниками, так как перегрузки могут привести не только к замедлению роста результатов или их сниже­нию, но и к отклонениям в состоянии здоровья.

Принцип повторности и непрерывности играет важную роль в достижении высокой эффективности процессов обучения и трени­ровок. При обучении различным способам передвижения на лы­жах в начале формируются умения. При повторении изучаемых движений умения постепенно переходят в навыки. В дальнейшем продолжается совершенствование изучаемых способов передви­жения на лыжах. Все это происходит в процессе многократных повторений как отдельных элементов, так и способов в целом. Подобное происходит и при развитии физических качеств. В про­цессе их развития в центральной нервной системе, в мышцах, тка­нях, органах и системах организма происходят изменения, кото-


рые возникают и углубляются при многократном повторении как отдельных упражнений, так и целого цикла тренировочных заня­тий. Однако упрочение навыков и повышение уровня развития физических качеств зависят не только от количества повторений отдельных занятий, но и от интервалов отдыха между ними. Чрезмерно длительные перерывы не позволяют закрепить и углу­бить те сдвиги, которые происходят в организме при повторном выполнении упражнений или тренировочных нагрузок. Для проч­ного закрепления возникающих сдвигов необходимо осуществить непрерывность подготовки лыжника-гонщика, которая обеспечи­вается определенной взаимосвязью между занятиями или отдель­ными нагрузками. Возникновение таких взаимосвязей зависит от точности планирования интервалов отдыха между занятиями.

Отдых следует рассматривать как важную составную часть тре­нировочного процесса. В процессе отдыха происходит восстанов­ление организма после тренировочных нагрузок. Оно базируется на общеизвестном положении физиологии о фазовом характере изменений работоспособности после выполнения тренировочных нагрузок. Нагрузка вызывает утомление организма (первая фаза), которое сменяется восстановлением (вторая фаза), а затем и сверхвосстановлением (третья фаза). Продолжительность каждой фазы в значительной степени зависит от целого ряда факторов -объема, интенсивности и направленности выполненной нагрузки, возраста и уровня тренированности, условий отдыха и индивиду­альных особенностей организма. Интервалы отдыха связаны с про­должительностью указанных фаз. Для обеспечения непрерывности тренировочного процесса необходимо планировать каждую после­дующую нагрузку в основном на фазу сверхвосстановления после отдельного тренировочного занятия. Более длительный интервал отдыха не обеспечивает достаточно высокого темпа прироста ре­зультатов, а чрезмерное удлинение отдыха может просто стабили­зировать работоспособность. В отдельных случаях квалифициро­ванные лыжники проводят несколько занятий на фоне некоторого недовосстановления с последующим большим интервалом отдыха (для обеспечения восстановления).

В практике работы по лыжному спорту продолжительность интервалов отдыха обычно устанавливается на основании данных педагогического и врачебного (научного) контроля за состоянием лыжника после отдельных занятий или тренировочных циклов. Кроме этого, учитывается самочувствие лыжников. При опреде­лении продолжительности интервалов отдыха можно исходить из практического опыта и знаний тренера и самого спортсмена. Вме­сте с тем необходимо оценивать влияние внешних условий, а так­же условий труда, учебы, быта и т.д.


 




Непрерывность многолетнего процесса обеспечивается систе­матической тренировкой в течение ряда лет (на протяжении всего периода активных занятий лыжным спортом).

Принцип цикличности спортивной подготовки - один из основ­ных, реализация которого в процессе многолетней тренировки обеспечивает рост результатов в лыжных гонках. Под циклично­стью следует понимать относительно законченный кругооборот одного или нескольких занятий, этапов и периодов подготовки за определенные промежутки времени.

Циклы различаются в первую очередь по продолжительности: малые (микроциклы) - в пределах одной недели; средние (мезо-циклы) - от трех недель до трех месяцев; большие (макроциклы) -от года до двух лет. Кроме того, циклы определяются по структу­ре (соотношение дней, отведенных на нагрузку и отдых), по на­правленности (содержание нагрузки и ее влияние на организм).

Среди микроциклов в лыжных гонках наибольшее распро­странение получили 7-дневные, которые хорошо согласуются с календарной неделей и с общим режимом учебы школьников. В соревновательном периоде возможна другая продолжитель­ность, связанная с конкретными условиями календаря соревно­ваний. По направленности различаются следующие микроцик­лы: втягивающие, ударные, подводящие, восстанавливающие, соревновательные.

Втягивающие микроциклы направлены на подведение организ­ма лыжников к последующей повышенной тренировочной нагрузке и характеризуются невысокой суммарной нагрузкой. Они широко распространены в работе с юными лыжниками и чаще применяют­ся на весенне-летнем этапе подготовительного периода. Как прави­ло, мезоциклы начинаются с втягивающих микроциклов.

Ударные микроциклы характеризуются высокими нагрузками. Их главная задача - стимулировать адаптационные процессы в организме. Они широко применяются в тренировке квалифици­рованных лыжников-гонщиков на втором этапе подготовитель­ного периода (осеннего) и в соревновательном периоде.

Подводящие микроциклы отличаются разнообразной направ­ленностью. Они направлены на подведение организма к большим (ударным) нагрузкам, к соревнованиям и др. Данные микроциклы планируются как в тренировке юных лыжников, так и в подготов­ке сильнейших лыжников и позволяют в какой-то мере реализо­вать принцип постепенности.

Восстанавливающие микроциклы планируются после напряженных соревнований или после ударных микроциклов. Главная их задача -обеспечить восстановление и адаптацию лыжников к нагрузкам. Они характеризуются невысоким объемом и интенсивностью.


Соревновательные микроциклы строятся в соответствии с ка­лендарным планом и программой соревнований (при много­дневных стартах в лыжных гонках на различные дистанции) и направлены на создание оптимальных условий для достижения высоких результатов.

Мезоциклы строятся на основе сочетания различных микро­циклов и главная задача их реализации обеспечить подготовку лыжников по этапам.

Втягивающий мезоцикл обеспечивает постепенное подведение лыжников к эффективному выполнению специфической трениро­вочной нагрузки - скоростно-силовой, на выносливость и т.д. Это обеспечивает высокую эффективность последующей работы.

Базовый мезоцикл обеспечивает повышение, функциональных возможностей, развитие физических качеств за счет большей по объему и интенсивности работы. Вместе с тем в этом цикле про­водится большая работа по совершенствованию тактики и пере­движения на лыжах (в основном периоде) и воспитанию волевых качеств (психологическая подготовка).

Контрольно-подготовительные мезоциклы закрепляют возмож­ности лыжников в подготовке к соревнованиям. Занятия проходят в условиях, максимально приближенных к соревновательным на трассах будущих стартов.

Предсоревновательные мезоциклы направлены на устранение мелких недостатков в физической, технической и тактической под­готовленности лыжников-гонщиков. Главная задача цикла - под­ведение лыжников к основным соревнованиям сезона.

Соревновательный мезоцикл (их количество и структура) оп­ределяется календарным планом соревнований, квалификацией и уровнем подготовленности лыжников и охватывает, как правило, период в 1 -2 месяца (сроки ответственных соревнований).

Сочетание микроциклов в различных мезоциклах во многом определяется этапом многолетней подготовки юных лыжников-гонщиков и взрослых спортсменов с учетом индивидуальных осо­бенностей. Одной из характерных черт отдельных мезоциклов, особенно у квалифицированных лыжников-гонщиков, является включение в них микроциклов с резко меняющейся направленно­стью, что не скажешь о построении мезоциклов у юношей.

Программа многолетней подготовки по циклам способствует улучшению процесса управления всей системой спортивной тре­нировки. Она облегчает планирование нагрузок и отдыха, кон­троль за тренировочным процессом, позволяет успешно сочетать повышенные и максимальные нагрузки с относительным сниже­нием объема и интенсивности в различных циклах подготовки. Это обеспечивает оптимальный прирост спортивных результатов


и в то же время позволяет избежать перегрузки лыжников, осо­бенно в юношеском возрасте.

Принцип волнообразного изменения тренировочных нагрузок тес­но связан с цикличностью занятий, этапов и т.д. Волнообразное изменение нагрузок происходит в рамках определенных (по про­должительности и структуре) циклов. Вместе с тем наблюдается определенная связь между волнообразным изменением нагрузки и другими параметрами цикличности. В лыжных гонках в процессе подготовки различают малые, средние и большие волны нагру­зок. Их различные сочетания обеспечивают постепенное и в то же время быстрое снижение или увеличение нагрузки в различных циклах подготовки лыжника. Волнообразное изменение нагрузки происходит во всех ее компонентах как в объеме, так и в интен­сивности. Между объемом и интенсивностью могут наблюдаться прямая и обратная (чаще) зависимости.

Для достижения планируемого тренировочного эффекта необ­ходимо правильно сочетать не только длину различных волн в цик­лах тренировочного процесса, но и их характер (по объему и интен­сивности). Как правило «гребни» волн объема и интенсивности не совпадают. В средних и больших циклах повышение (волна) объема обычно предшествует повышению интенсивности. С последующим повышением интенсивности объем стабилизируется или снижается. Например, в подготовительном периоде годичного цикла трени­ровки лыжника-гонщика наблюдается общая тенденция к увели­чению объема, пик объема нагрузки обычно приходится на де­кабрь (это зависит от целого ряда факторов). В соревновательном периоде (начиная с января) общий объем несколько снижается, но увеличивается интенсивность нагрузки (в тем числе и за счет со­ревнований). Подобные изменения происходят и в средних циклах подготовки. В малых (недельных) циклах происходит наоборот: волна интенсивности предшествует повышению объема. В начале недели лыжники обычно планируют более интенсивные нагрузки с меньшим объемом (например, на развитие скоростно-силовых качеств), а в конце объем нагрузки на отдельном занятии повы­шается при снижении интенсивности. Это происходит при разви­тии скоростной (специальной) выносливости, а затем и при разви­тии общей выносливости. В период подведения лыжника-гонщика к основным соревнованиям и особенно в неделю, предшествую­щую им, как правило, происходит изменение характера волн по объему и интенсивности.

Принцип специализации является основой для достижения высо­ких результатов в лыжных гонках. Специализация осуществляется на базе общего физического развития в течение всей многолетней подготовки. В лыжных гонках специализированная подготовка


обычно начинается с 15-16-летнего возраста. До этого возраста осуществляется предварительная, а затем всесторонняя спортив­ная подготовка. Слишком ранняя специализация, как правило, не приводит к высоким результатам в лыжных гонках. Специализа­ция предполагает целенаправленное воздействие на организм спортсмена с целью получения необходимых сдвигов и приспосо­бительных реакций в органах и системах (применительно к осо­бенностям лыжных гонок). Это достигается путем специального подбора средств и методов тренировки.

Специализация распространяется не только на функциональ­ную подготовку, но и на развитие волевых и физических качеств, технику и тактику. В то же время узкая специализация по дистан­циям (как это порой наблюдается в других циклических видах спорта) в лыжных гонках широкого распространения не получила. Квалифицированные лыжники-гонщики, как правило, успешно выступают на всех дистанциях гонок от 15 до 50 км. Однако от­дельные спортсмены, успешно выступающие во всем диапазоне дистанций, иногда тяготеют к коротким или более длинным (50-70 км), где и показывают свои лучшие результаты. Молодые лыж­ники чаще всего успешнее выступают на коротких дистанциях, а затем переходят к более длинным, что вполне объясняется зако­номерностями развития организма.

Принцип единства общей и специальной подготовки в лыжных гонках находит свое отражение в процессе тренировки от новичка до высококвалифицированного спортсмена. Достижение высоких результатов в течение ряда лет возможно при узкой специализи­рованной подготовке, но в то же время специализация строится на базе всестороннего физического развития. Лыжные гонки тре­буют специфической подготовки, однако предельный уровень раз­вития специальных качеств возможен только при условии общего повышения функциональных возможностей организма. В практике работы по лыжным гонкам порой наблюдается чрезмерное сокра­щение объемов общей подготовки. Это недопустимо на всех этапах подготовки, особенно в юношеском возрасте. Не приносит успеха в лыжных гонках и противоположная тенденция к значительному (в ущерб специальной подготовки) расширению объема общей физической подготовки. Оптимальное соотношение между объе­мом средств ОФП и СФП должно поддерживаться на всех этапах многолетней подготовки. Однако оно не остается постоянным, а изменяется как в годичном цикле, так и в ходе многолетней под­готовки. Для того и другого периода характерно постепенное со­кращение общей подготовки и увеличение специальной подготов­ки. В юношеском возрасте это соотношение зависит от уровня подготовленности и развития тех или иных физических качеств.


Принцип индивидуализации должен быть реализован на всех этапах многолетней подготовки лыжников-гонщиков. Недооценка этого принципа даже в тренировке юношей не позволит полностью раскрыть спортивные способности и достичь наивысших результа­тов, потенциально доступных каждому из них. В лыжных гонках, как ни в одном из видов спорта, достаточно успешно выступают спортсмены с весьма разнообразными анатомо-физиологическими данными. Тип нервной деятельности, сила отдельных групп мышц, рост, вес, длина конечностей и другие индивидуальные данные весьма существенно влияют на эффективность техники передвиже­ния на лыжах, а также на динамику развития подготовленности. При построении многолетней подготовки в лыжных гонках нельзя не учитывать влияния всех этих факторов. Предварительное изуче­ние индивидуальных особенностей спортсмена путем проведения контрольных испытаний с помощью комплекса упражнений, педа­гогические наблюдения и данные врачебного обследования позво­ляют осуществить планирование подготовки каждого лыжника с учетом его слабых и сильных сторон, предусмотреть исправление выявленных недостатков как в технике, так и в физической подго­товленности и т.д. На каждый период и этап подготовки в зависи­мости от выявленных данных устанавливаются конкретные задачи для каждого гонщика и сроки их решения, одновременно подбира­ются соответствующие средства и методы подготовки. Особое внимание необходимо обратить на подбор средств (упражнений), начиная с первых лет занятий лыжным спортом. Бессистемное при­менение упражнений на развитие физических качеств в юном воз­расте может оказаться серьезным тормозом в достижении высоких результатов уже в зрелом возрасте.

В период подготовки лыжников-гонщиков к наивысшим дос­тижениям (20-21 год) принцип индивидуализации приобретает особо важное значение. В эти годы применяются высокие трени­ровочные нагрузки, приближающиеся к пределам функциональ­ных возможностей спортсмена (для данного уровня подготовлен­ности и этапа тренировки). В этот период необходимо обеспечить соответствие нагрузок функциональным возможностям организ­ма на каждом занятии и в каждом цикле подготовки с учетом ин­дивидуальных особенностей и уровня тренированности.

Принципы специализации и индивидуализации тесно связаны между собой. Специализация в лыжных гонках даст необходимый эффект и позволит достичь высоких результатов, если лыжник имеет определенные (индивидуальные) способности именно к лыж­ным гонкам. В этом отношении отбор юных спортсменов к заня­тиям лыжным спортом должен проходить при внимательном учете их индивидуальных данных. Ошибка в выборе специализации даже


при систематической и многолетней подготовке дает замедленный прирост результатов или остановку в достижениях.

Все принципы подготовки в спорте тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Ни один из принципов не может быть реа­лизован изолированно. Постепенность немыслима без систематич­ности и последовательности в обучении и тренировке, такая же взаимосвязь существует между непрерывностью и повторностью. Неразрывно связаны цикличность и волнообразность тренировоч­ной нагрузки, и в то же время нельзя рассматривать в отрыве друг от друга всесторонность развития и постепенность. Все эти прин­ципы в практике работы по лыжным гонкам преломляются через принцип индивидуализации. Таким образом, они могут быть реа­лизованы в тесной взаимосвязи как в годичном цикле подготовки, так и в процессе многолетней тренировки от новичка до мастера спорта. Кроме перечисленных принципов в подготовке лыжника-гонщика учитываются и реализуются и другие закономерности, принципы или положения смежных дисциплин (физиологии, ги­гиены, психологии, педагогики, а также возрастные разделы этих дисциплин). С развитием лыжного спорта происходит непрерыв­ное совершенствование процессов обучения, воспитания и трени­ровки, открываются и используются новые положения, требова­ния и закономерности. В свою очередь, все это способствует даль­нейшему и постоянно ускоряющемуся прогрессу лыжного спорта, росту результатов и увеличению массовости.

Вместе с тем с целью обогащения наших знаний и использования их для развития лыжного спорта целесообразно изучать теорию и практику родственных (циклических) видов спорта. Прогресс, дос­тигнутый в их развитии, оказывает положительное влияние и на Развитие лыжных гонок. Содержание подготовки лыжника-гонщика

Многолетний процесс воспитания, обучения и тренировки лыжника-гонщика состоит из взаимосвязанных различных видов подготовки: морально-волевой и психологической, физической (общей и специальной), технической, тактической и теоретиче­ской. Такое деление на различные виды подготовки необходимо и реально, так как создает возможности для более тщательного под­бора средств, методов и нагрузок для решения конкретных задач всего педагогического процесса подготовки в спорте. Вместе с тем такое дробление единого процесса несколько условно, потому что все формы деятельности человека, функции, органы и систе­мы тесно связаны между собой и составляют единое целое. В под­готовке лыжника-гонщика все эти виды объединены в единый педа-


готический процесс, в котором воспитание гармонично развитой личности является важнейшей задачей. Все основные виды подго­товки успешно реализуются в процессе многолетней и круглого­дичной работы только на основе дидактических принципов и об­щих закономерностей, а также положений и принципов спортивной тренировки.

Морально-волевая и психологическая подготовка. Одной из важнейших задач многолетней спортивной подготовки является воспитание высоких морально-волевых качеств. Особое внимание этому разделу работы должно быть уделено в подготовке юных лыжников-гонщиков. Высокие морально-волевые качества, обще­ственная активность, постоянный труд на благо Родины, - вот основные качества, которые всегда отличали российских лыжни­ков. Всю работу по воспитанию подростков и юношей проводят учитель, тренер в тесном содружестве с родителями, педагогиче­ским коллективом и общественными организациями. Важнейшую роль в воспитания моральных качеств всегда играет коллектив (секция, группа или команда), а также коллектив класса, где учит­ся школьник. Поэтому большое значение в работе учителя и тре­нера имеет создание дружного коллектива.

В коллективе спортсменов очень важно создать высокий мораль­ный климат, наладить дружеские отношения, накопить хорошие традиции. В этом случае воспитывающее влияния коллектива будет особенно действенным. У юных спортсменов необходимо воспиты­вать чувство долга перед командой, школой, классом, коллективом, стремление ставить общественные интересы выше своих личных. Очень важно, чтобы каждый юный лыжник всегда был готов под­держать товарища, прийти на выручку в трудную минуту во время тренировок или соревнований и, конечно, в повседневной жизни. Трудные условия тренировок, туристских походов на лыжах порой создают такие ситуации, когда поддержка товарищей совершенно необходима. Такие ситуации еще больше сближают юных лыжни­ков, укрепляют коллектив. Большое значение для воспитания мо­ральных и волевых качеств имеет совместный общественно полез­ный труд на субботниках и воскресниках, по строительству и ре­монту спортивных сооружений и инвентаря и т.д.

Вместе с тем личный пример тренера-учителя, его высокие мо­ральные качества - требовательность, честность, справедливость, настойчивость, твердость характера и принципиальность, любовь к своей работе, спортивный опыт и педагогическое мастерство -создают учителю или тренеру высокий авторитет и уважение школьников. Все это в значительной мере способствует достиже­нию отличных результатов в воспитательной работе с юными лыжниками. Тренер использует самые разнообразные методы


(убеждение, принуждение, поощрение т.д.) и ряд специальных ме­тодов, применяемых непосредственно во время тренировочных занятий для воспитания волевых качеств. Это постепенное повы­шение трудностей (заданий), соревновательный метод, метод на­грузок «до отказа» и др. Очень важно постоянно оказывать на учащихся воспитывающее воздействие с применением различных методов как во время учебной работы и тренировки, так и вне за­нятий спортом, в повседневной жизни.

Воспитание морально-волевых качеств тесно связано с патрио­тическим воспитанием и психологической подготовкой лыжников. Чувстве патриотизма, долг перед коллективом, стремление своей победой на состязаниях поднять престиж школы, класса, города являются мощным стимулом для систематической тренировки и для победы на больших соревнованиях. Все это, в свою очередь, способствует воспитанию настойчивости и упорства, целеустрем­ленности, воли к победе, желанию преодолеть любые трудности.

Дисциплинированность - одно из важнейших качеств, воспи­танию которого придают важное значение в работе с подростка­ми и юношами. При создании школьной секции или учебно-тренировочной группы в ДЮСШ необходимо сразу ознакомить школьников с основными требованиями и правилами поведения на занятиях и в коллективе. Очень важно с первого момента об­щения с учащимися постоянно требовать их соблюдения. Точное соблюдение времени начала занятий, четкая их организация, вы­сокая требовательность тренера к ученикам и к себе на протяже­нии всего времени тренировки и вне занятий - основа высокой дисциплины в группе. Для воспитания дисциплинированности кроме убеждения, разъяснения и других методов очень важен по­стоянный контроль за поведением школьников на уроках, в шко­ле, на отдыхе и дома. Тренеру ДЮСШ совершенно необходимо поддерживать постоянную связь с родителями юных лыжников и с педагогическим коллективом школы, где постоянно учится школьник. Очень важно, чтобы ни один случай нарушения дисци­плины не остался незамеченным. Это не значит, что при любом неблаговидном поступке или нарушении дисциплины необходимо сразу применять методы наказания. Здесь очень важен индивиду­альный подход к юным лыжникам: кому-то достаточно сделать замечание (отдельно, а может и перед группой); другому может оказаться достаточным только дать понять, что его нарушение замечено; в ряде случаев возможно более серьезное наказание -Удаление с занятия или даже исключение из секции. Наказание всегда должно соответствовать степени нарушения дисциплины.

Вместе с тем при воспитании дисциплинированности (как, впро­чем, и других моральных и волевых качеств) очень важно глубо-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...