Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение особенностей младшего школьного возраста в становлении одаренности




 

На каждом этапе онтогенетического развития человек приобретает ряд личностных качеств и свойств, которые в дальнейшем являются фундаментом для возникновения новых образований личности. Младший школьный возраст играет особую роль в личностном становлении. Начало систематического обучения обусловливает серию изменений в развитии индивида. Эти изменения во многом связаны с тем, что ведущей деятельностью для детей становится учебная. С поступлением в школу для младшего школьника усиливается значение окружающих его взрослых. Ребенок доверяет старшим, эта вера по сути безгранична. Центральной фигурой для ученика зачастую становится учитель. Учитель, как носитель знаний, определенных норм и правил, в глазах ребенка является кумиром, своего рода «культовым» лицом. Преподаватель чрезвычайно авторитетен для младших школьников. Они безоговорочно подчиняются ему, во многом подражают (подражание проявляется в попытках быть похожим на любимого учителя внешне, в заимствовании определенных манер и т.д.). Дети в этом возрасте весьма чувствительны к оценкам взрослых. Оценка собственной личности нередко бывает отражением мнений взрослых о ребенке.

Дети младшего школьного возраста начинают более осознанно контролировать свои поступки и поведение. Возникает разветвленная система мотивов деятельности. Ребенок сознательно формулирует для себя цель какого-либо занятия, мотивируя его при этом. Дети могут намеренно, целенаправленно управлять своим поведением, руководствуясь при этом не только сиюминутными желаниями, но и намерениями, долгосрочной перспективой.

Младший школьный возраст совпадает с интенсивным развитием мышления и особенно в его словесной и логической формах, начинающего занимать ведущее место в структуре познавательных процессов. В этом возрасте начинают складываться системные представления об окружающем мире, формируются первые понятия, объединяющие не только яркие, внешние признаки предметов, но и их скрытые свойства, устанавливаются иерархические связи между понятиями - части и целого, рода и вида. Обучение опирается на развитие процессов осмысления - установление связей в материале, выделение основной, главной мысли, сопоставления новой информации и уже известной, осознания своих действий, их оценку, и смысловой памяти, на формирование произвольного внимания. На этом фоне, когда основной задачей обучения является усвоение детьми правильных и в основном единственных способов действий, приводящих к правильным ответам, развитие воображения и творческого мышления является особенно актуальным. Важно, чтобы в этом возрасте учащиеся расширяли не только свои знания, но и возможности образного видения разнообразных ситуаций [11, с. 76].

М.А. Холодная пишет, что умственные достижения имеют в своей основе особым образом организованный индивидуальный опыт, т.е. то, как человек видит, понимает окружающее, интерпретирует происходящее [23, с.63].

В связи с включением ребенка в активные социальные отношения, в связи с тем, что он становится субъектом деятельности, происходит формирование мотива достижения успеха. Когда взрослые люди, являющиеся для младшего школьника авторитетом, поощряют его достижения и успехи, не делая упор на его неудачах и промахах, происходит становление мотива достижения успеха. Если же взрослые не довольны ребенком, наказывают за неблагополучное выполнение деятельности, возникает мотив избегания неудач.

В младшем школьном возрасте индивидуальное своеобразие способностей одаренного ребенка уже достаточно ясно вырисовывается. Дети начинают четко осознавать свои возможности и способности.

Нередко развитие способности у ребенка обнаруживаются в учебной деятельности и связаны с развитием познавательной сферы (внимание, память, мышление, воображение).

В ходе возрастного развития, отмечает Н.С. Лейтес, познавательная потребность проходит несколько этапов, качественно разных уровней. Первым уровнем является формирующая потребность во впечатлениях, выступающая основой развития и проявления познавательных устремлений. Усложняясь, потребность во впечатлениях постепенно переходит в любознательность, которая проявляется в интересе к объекту в целом, к тем или иным занятиям. Достижение познавательной потребностью третьего уровня происходит опосредование ее социально значимыми задачами [7, с.143]. у одних детей в данном возрасте их познавательная активность главным образом направлена на приобретение все новых знаний, знакомство с разными фактами. Е.И. Щебланова замечает, что наблюдаемая в последующих возрастах потеря одаренности также во многом связана с этой категорией детей, если их хорошая память не подкрепляется преобразованием их познавательной активности в исследовательскую, ведущую к развитию творческого мышления. В этой связи представляется важным как можно более полно использовать формирующийся мотив достижения успеха, т.к. это в дальнейшем приводит к развитию разнообразных способностей индивида [26, с.214].

От уровня развития и сформированности личности зависит эволюция одаренности. Известный в психологии факт утраты ярких способностей к моменту взросления ученые связывают и с особенностями личностного развития. Важно не упустить тот момент, когда педагогические воздействия на индивида будут наиболее благоприятными. Многие авторы подчеркивают, что для становления одаренной и талантливой личности необходимо одобрительное отношение к ней со стороны социума.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...