Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
(§7. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение") Особую роль в регулировании жизни общества и поведения его членов играет мораль. Мораль (от лат. moralitas — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; и лат. mores — нравы, обычаи, мода, поведение) — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией морали. Мораль — это, прежде всего, жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция — утверждение человеческого в человеке. При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства. Совесть — это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю. Честь — это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.
Достоинство — самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и общественного значения. Гуманизм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм). Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы. Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням. Раздел 3:Экономика 3.1 Экономика, ее роль в жизни общества Экономика: · система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.
· наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности. Экономика как система хозяйствования (общественного производства): Экономическая деятельность - совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. Определение данного термина тесно связано с определением самой экономики. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве и полезных или редких. Экономическая деятельность включает следующие основные элементы: производство, распределение и потребление. · производство (процесс создания экономических благ и услуг); · распределение (разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве); · обмен (процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт); · потребление (стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта). Производство: · Материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)) · Нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг (образование, здравоохранение и т. д.) Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга». Товар - продукт труда, произведенный для продажи на рынке. Признаки товара: · должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью - овеществленным в товаре трудом); · должен удовлетворять потребность человека (обладает потребительной стоимостью - полезностью для потребителя); · должен обладать способностью обмениваться на другой товар (обладает меновой стоимостью) Услуга - результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.
Субъекты экономики Субъектами экономики выступают: · домашние хозяйства; · фирмы; · государство.
Предприниматели и домохозяйства в своей повседневной экономической деятельности сталкиваются с тремя фундаментальными вопросами экономики. Что производить и в каком количестве? (Какие именно товары и услуги должны быть предложены потребителям). Для кого производить? (Кто сможет претендовать на получение произведенных товаров и услуг в свою собственность). Как производить? (Какой из возможных способов изготовления товаров (услуг) следует применить).
Экономика как наука Экономика - это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика. Экономика как наука: · основные задачи (поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей); · предмет исследования (экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг); · особенность (основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях). В современной экономической теории используются два уровня анализа: микроэкономический и макроэкономический. · Микроэкономика - наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т.д. Основные субъекты: фирма и домохозяйство · Макроэкономика - наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира. Рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции и т.д. Основные субъекты: фирма, домохозяйство и государство. Функции: Экономическая наука выполняет ряд функций:
· познавательная функция - проявляется в том, что экономика познаёт, исследует, объясняет сущность и последствия явлений, происходящих в экономической сфере жизни общества; · методологическая функция - предполагает определение экономической наукой методов, средств, правил исследовательских работ в смежных науках. Например, по отношению к экономической социологии экономическая наука выполняет методологическую функцию в том смысле, что она разрабатывает инструментарий для социолога-исследователя в этом разделе дисциплины; · практическая функция - проявляется во внедрении достижений экономической науки в практику управления экономическими отношениями, производством и т.п.; · образовательная функция - проявляется в том, что экономика даёт возможность человеку получить знания по важнейшей сфере жизни общества - экономической; · идеологическая функция - заключается в обосновании экономикой смысла глобальных экономических процессов, целей развития государства и общества. Перечень этих функций не закрытый - возможно добавить и другие функции экономики как науки. Экономика тесно связана с другими науками: социологией, культурологией, политологией, историей, правоведением
3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов
Товар - любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются. Все товары в зависимости от назначения делятся на две группы: средства производства (станки, рабочие здания, оборудование) и предметы потребления (продукты питания, одежда). Особым видом продукта как результата деятельности является услуга. Услуги - экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом. Услуга в отличие от товара не обладает вещественной формой, но от этого не становится менее значимой. Может ли современный человек обойтись без поездок в автобусе и посещения библиотеки, без разговоров с друзьями по телефону и консультации врача? Разница между товарами и услугами в одном: товар сначала производится, а затем потребляется, а услуга, как правило, потребляется непосредственно в момент ее производства. Сфера услуг, как и любое производство, построена по отраслевому принципу. Потребности
Потребности - это то, без чего нельзя поддерживать не только жизнь человека, но и его развитие как личности и как члена общества.
Потребности человека - это состояние объективной нужды организма в чем-то, что составляет необходимое условие его нормального функционирования. Именно потребности являются основой активности человека. Их можно разделить на несколько групп: Биологические (или как их иногда называют - органические, или материальные) потребности - потребности в пище, одежде, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии и другие, удовлетворяющие предметно-чувственную, практическую и материальную деятельность. Социальные потребности - необходимость в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании; стремление завоевать уважение в коллективе сверстников, потребность в друге, которому можно довериться, в любимом человеке. Позже возникает стремление найти место в жизни, получить общественное признание и т.д. Духовные (идеальные, или познавательные) потребности: в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и т.д. Но многие потребности носят материальный характер и удовлетворяются в рамках экономической сферы. Человек в своей хозяйственной деятельности научился удовлетворять разнообразные потребности, производя товары и услуги, то есть экономические блага. Товары предметно осязаемы, их производство разделено во времени. А производство и потребление услуг невозможно разделить во времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|