Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Выделяют два вида частной собственности.





Индивидуальная (собственность граждан)- это отношения, которые складываются в связи с присвоением предметов потребления (жилье, автомобиль, предметы домашнего хозяйства и т.д.). Источник такой собственности - доход, который получают граждане (зарплата, дивиденды и т.д.).

Коллективная собственность- это достояние коллектива работников, которые соединили свой труд и средства для совместной деятельности. Это кооперативы, акционерные общества, товарищества, общественные организации.

2.Второй вид собственности - это государственная собственность. Это имущество, которое принадлежит на правах собственности государству или его субъектам. Как разновидность государственной собственности выделяют муниципальную собственность- это имущество, принадлежащее району, городским и сельским поселениям

 

 

3.4. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация

 

Производствоявляется исходным пунктом и первым признаком экономической деятельности. Процесс производства есть, прежде всего, процесс труда. Он состоит из следующих элементов:

· трудкак сознательная целенаправленная человеческая деятельность;

· средства производства- это то, чем человек воздействует на предмет труда.

Средства производствавключают в себя:

· предметы труда - это то, на что направлена деятельность человека (топливо, сырье, удобрения, семена, корма и т.д.);

· средства труда - здания и оборудование, машины;

· орудия труда.

Средства производства, его технологиии людиназываются производительными силами.

Производство имеет две взаимосвязанные стороны:

· техническая сторона производства - отношение людей к природе, в соответствии с которым они видоизменяют природу для удовлетворения своих потребностей;

· общественная сторона производства - отношение людей друг к другу в процессе производства.

 

Под производительностьюпонимается количество товаров и услуг, произведенных на единицу израсходованных производственных ресурсов. Рост производительности может выражаться либо в увеличении выпуска при использовании того же количества ресурсов, либо в сохранении прежних объемов производства при использовании меньшего количества ресурсов.



Труд, необходимый для производства какого-нибудь законченного продукта, как правило, распределяется между определенным количеством людей.

Разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными работниками, называется разделением труда. При такой организации труда работник, приобретая больше умения и опыта в своем деле, делает работу точнее и быстрее, т. е. его производительность труда повышается. Разделение труда позволяет производить товар наиболее эффективно, с наименьшими затратами ресурсов.

Понятие «разделение труда» тесно связано с понятием «специализация». Специализация- это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции. В условиях натурального хозяйства разделение труда и специализация между работниками отсутствовали, все необходимые продукты совместно производились и потреблялись. Однако люди заметили, что у одних работников лучше получается делать одну вещь, а у других другую. Производители стали сосредоточивать усилия на изготовление тех предметов, которые им удавалось производить лучше всего. Они стремились совершенствовать свое мастерство, производя все больше и больше продукции в единицу времени, т. е. работая все производительнее. Так возникла специализация в выполнении работ, в результате которой появилась необходимость в обмене между производителями результатами деятельности. Именно специализация и разделение труда вызвали отделение друг от друга различных занятий и появление профессий.

Специализация и разделение труда позволяют сосредоточить производство в руках наиболее эффективных работников. Подобная организация производства ведет к увеличению производительности труда, что способствует лучшему удовлетворению потребностей каждого человека и общества в целом.

Эффективность производства оценивается по показателю рентабельности.

Рентабельность- это отношение прибыли к издержкам.

Издержки- это затраты факторов производства. Выделяют постоянные и переменные издержки.

Постоянные издержки- это те издержки, которые не зависят от объема производства (расходы на аренду, проценты по кредиту).

Переменные издержки- это издержки, зависящие от объема производства (стоимость сырья, топлива, энергии, выплата зарплаты сотрудникам).

Доход- это совокупность денежных средств, полученных от реализации продукции.

Соответственно, прибыль- это разница между доходом и издержками.

Любой производитель стремится к максимизации прибыли через снижение издержек и рост дохода.

 

 

3.5 ОБМЕН, ТОРГОВЛЯ

 

Обмен- действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую. Обмен возник тогда, когда стали появляться излишки продуктов. Земледельческие племена меняли сельскохозяйственные продукты на животноводческие, производимые скотоводами. Затем, вместо обмена излишками, появился прямой товарообмен - товар производили не для собственного потребления, а для замены его на другие необходимые продукты. Производители специализировались на выпуске одного вида товара и меняли его на другую необходимую им продукцию.

Производство базировалось на натуральном хозяйстве, признаками которого были: замкнутый характер хозяйства, производство простого продукта, попадание продукта к потребителю без посредников, выполнение производителем всех видов работ (его труд универсален).

В современной экономике обмен товарами называют бартером. Бартерный обмен был широко распространен до тех пор, пока в нем участвовало небольшое количество участников и несколько товаров.

С расширением обмена более удобным стало использование такого товара, который долгое время не портился, сохранял свои свойства и был достаточно ценным. Этот товар стал всеобщим эквивалентом. Сначала в качестве всеобщего эквивалента использовали специи, соль, меха, скот, а затем драгоценные металлы (золото и серебро).

Постепенно драгоценные металлы вытеснили другие натуральные эквиваленты денег, так как они обладали большой ценностью, не теряли своих качеств (не портились), были удобны для хранения и деления на части. Позже появились бумажные деньги, которые были удобнее в торговле: они не так много весили, большие суммы было легче переносить.

 

Торговля- обмен денег на право собственности на товар (вещь или услугу). Для осуществления торговли необходимо, чтобы вещи одинаково ценились участниками. Торговля обеспечивает богатство, созданию богатства помогают рынок и деньги. Торговля требует затрат времени, денег (аренда магазинов, транспорта для доставки), усилий (ведение переговоров). Эти функции реализует продавец - посредник между производителем и покупателем. Одним из двигателей торговли является реклама - информация о товаре, которая делает его популярным.

Виды торговли:

· внутренняя торговля - оптовая и розничная торговля внутри страны.

· Оптовая торговля - купля-продажа товаров большими партиями или большим количеством для перепродажи или коммерческого использования. Чаще всего при больших оптовых закупках продавец делает покупателю скидку от изначально установленной.

· Розничная торговля - купля-продажа товаров или услуг поштучно или в небольшом количестве для личного потребления;

· внешняя торговля - торговля между государствами. Ввоз товаров - экспорт, вывоз - импорт.

 

 

3.6 РЫНОК И РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

 

Рынок- совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Условия возникновения рынка:

· общественное разделение труда;

· экономическая обособленность производителей;

· самостоятельность производителя.

Основные признаки рынка:

· нерегулируемое предложение - производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;

· нерегулируемый спрос - потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;

· нерегулируемая цена - цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Главные функции рынка

· посредническая - соединение производителей товаров и их потребителей;

· ценообразования - установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;

· информационая - предоставление информации об объемах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары;

· регулирующая - «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;

· санирующая (оздоровительная) - предотвращение неэффективной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.