Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спрос и предложение на рынке труда

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: "Маркетинг"

ТЕМА: "тенденции рынка труда маркетинговых профессий"

Вариант №4

 

 

Волгоград 2008/09


Содержание

 

Введение

Характеристика рынка труда

Спрос и предложение на рынке труда

Требования к маркетинговым профессиям

Оплата труда квалифицированных специалистов и менеджеров

Обзор рынка труда в сфере "Маркетинг/Реклама/PR"

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

 

Объемы бизнеса ведущих компаний постоянно увеличиваются, то и дело открываются новые российские и зарубежные фирмы, специализирующиеся в разных отраслях промышленности. Для всех них требуется квалифицированный персонал, в первую очередь ощутима нехватка профессиональных управленческих кадров.

За последние несколько лет ситуация на рынке труда коренным образом изменилась – на смену «постперестроечной» массе граждан, желающих найти работу на любых условиях и согласных на минимальную зарплату, начинают приходить профессионалы. Вчерашние выпускники вузов, еще 5–6 лет назад готовые работать буквально «за копейки», выросли в специалистов, за которыми гоняются работодатели. Последние начинают осознавать, что успех их бизнеса напрямую зависит от профессионализма и мотивации сотрудников.

Исходя из этого, время ставит перед руководителями новые задачи: как найти оптимальный персонал для осуществления бизнеса и удержать «нужных» людей?

Эта проблема задает новые задачи уже самим работникам – какие специальности будут востребованы в ближайшее время, как повысить свою ценность на рынке труда и, наконец, на какое материальное вознаграждение стоит рассчитывать в той или иной сфере?

В данной курсовой работе главной целью является исследование рынка труда маркетинговых профессий.

Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:

· Рассмотреть тенденции на рынке труда;

· Проанализировать спрос и предложение на рынке труда;

· Проанализировать заработную плату специалистов в области маркетинга.

Данная тема актуальна т.к. жесткая конкуренция, спровоцированная кризисом, повысила спрос на специалистов маркетинговых профессий, способных профессионально оценивать рыночную конъюнктуру и определять перспективные направления развития бизнеса.


ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА

 

Учитывая высокий спрос на «золотую элиту» среди профессионалов, представляется логичным и резкий рост их заработной платы. По словам старшего менеджера Pricewaterhouse Coopers Юлии Кулланда, размер вознаграждения напрямую зависит от двух составляющих – должности и параметров компании (размер, значимость для рынка, подразделение или головной офис). Зарплата в российских компаниях растет быстрее, чем в западных, но в большей степени это касается руководителей высшего звена и топ-менеджеров. Одна из причин этого, казалось бы, парадоксального явления, в том, что стартовые зарплаты у россиян намного ниже, чем у «западников», так что на общий уровень рынка этот парадокс не влияет. Особенно очевидна эта зависимость в финансовом секторе, где зарплата высшего руководства более чем в 2 раза выше, чем на аналогичных позициях в российских и зарубежных компаниях разного профиля.

За последнее время на рынке труда повысился спрос на профессионалов в области маркетинга, и, в частности, наиболее востребованными, по нашим данным, остаются специалисты указанных ниже специальностей.

1. Компания (руководители служб маркетинга) хочет иметь грамотный отдел маркетинга, чтобы прогнозировать развитие предприятия и прибыли. Несколько лет назад функции отдела маркетинга сводились к анализу данных о продажах и деятельности конкурентов — сейчас этого недостаточно и предприятия ощущают потребность в стратегическом планировании своей деятельности. Это подтверждают материалы конференции по стратегическому планированию, проведенной в 2000 г. компанией “БизнесКонсалтинГрупп”, где многие ведущие маркетологи страны и руководители крупных компаний пришли к выводу, что стратегическое планирование деятельности предприятия жизненно необходимо в сложившихся в России условиях.

2. Менеджеры по торговой марке. В России за последние несколько лет стали развиваться мощные производственные компании, и им требуются высококвалифицированные специалисты, которые будут работать над выводом новых продуктов и новых торговых марок не только на российский, но и на зарубежный рынок.

3. Узкоспециализированные маркетологи. Как уже говорилось выше, в отделах маркетинга наблюдаются тенденции к диверсификации деятельности маркетологов, что приводит к необходимости набирать новый персонал или переориентировать старый.

Каждый сотрудник рано или поздно задумывается о смене работы. Это происходит по разным причинам — от желания карьерного и профессионального роста до неудовлетворенности ситуацией в компании. В процессе работы по подбору персонала в области маркетинга выделяют наиболее часто упоминаемые мотивации к смене работы среди специалистов разного уровня в сфере маркетинга (см. табл. 1).

 

Таблица 1 - Основные мотивации сотрудников отделов маркетинга при смене работы

Высшее звено Среднее звено Начальное звено
1. Не соответствие руководителя стратегическим планам руководителя фирмы. 2. Невозможность по истечении времени объективно оценивать свою деятельность и деятельность подчиненных. 3. Отрицание нововведений. 4. Переход в крупную и развивающуюся западную российскую компанию. 5. Объем работ и "проблемные участки" (некоторых специалистов пугает большой объем работ, а некоторых - привлекает). 6. Невозможность карьерного роста в данной компании. 7. Заработная плата. 8. "Социальный пакет" (на разных должностях – по-разному, от покупки квартиры до оплаты хобби). 9. Личные конфликты. 1. Приход новой команды. 2. Несоответствие занимаемой должности (по мнению руководителя). 3. Работа в известной перспективной компании. 4. Интерес к марке (часто опытные менеджеры отказываются от работы с известной маркой, т. к. это перестает быть для них интересным, предпочитая раскручивать новые). 5. Отсутствие желаемого объема работ на старом месте работы. 6. Заработная плата. 7. Личные конфликты. 1. Невыполнение конкретных задач. 2. Проблемы с дисциплиной. 3. Работа в крупной стабильной компании. 4. Заработная плата. 5. Удаленность от места работы. 6. Личные конфликты.

 

В настоящее время наличие специального образования является одним из формальных требований, предъявляемых к кандидатам на должности маркетологов всех уровней. И без диплома быть востребованным на рынке труда становится все сложнее. Если же речь идет о вакансии на должности высших руководителей в сфере маркетинга, то здесь все чаще оказываются востребованы специалисты с дополнительным магистерским или другим образованием в области маркетинга.

Большинство российских вузов, следуя спросу на специалистов данного профиля, уже включили в свою программу обучение студентов по специальностям “Маркетинг и реклама”. Многие специалисты, не имеющие профильного образования, стараются его получить как в России, так и за рубежом, чтобы повысить свой профессиональный уровень, и как показывает практика, все больше компаний выдвигают одним из обязательных требований наличие специального образования по маркетингу.

Кроме того, помимо всевозможных формальных и профессиональных требований работодателей, очень большое значение имеет сезонность, которая влияет на потребность в подборе персонала, причем не только в области маркетинга. Таким образом, из приводимого рисунка можно увидеть, что наибольшая потребность в персонале существует весной и осенью, летом наблюдается спад деловой активности, так как в летнее время многие руководители находятся в отпусках, но, с другой стороны, в этот период можно рассматривать очень интересные предложение при минимуме конкуренции со стороны других претендентов на вакансию.

На рынке труда за последний год прослеживается две основных тенденции: первая- это насыщение рынка маркетологами среднего и низшего звена, а вторая – это нехватка высокопрофессиональных кандидатов, которые могли бы занимать пост вице-президента по маркетингу. Многие компании на российском рынке на данный момент осознают важность стратегического развития бизнеса, и естественным желанием является иметь у себя в организации, грамотный отдел маркетинга, во главе с профессиональным руководителем.

В середине 2008 году экономика России вновь столкнулась с серьёзными проблемами. Многие фирмы прекратили свою деятельность, тысячи специалистов остались без работы. Пытаясь вывести предприятия из кризиса, руководители предприятий предприняли серьёзные шаги по сокращению затрат, в том числе и затрат на персонал. Многие менеджеры потеряли работу, остальным в несколько раз снизили заработную плату. Серьёзной реформации подверглись и отделы маркетинга в компаниях. Требования к менеджерам по маркетингу в корне изменились. Основным показателем деятельности маркетолога в после кризисной России, стало умение прогнозировать продажи и повышать их. Многие специалисты из этой сферы были вынуждены сменить место работы или работать по непрофильной специальности.

В данный момент на рынке труда прослеживается две основных тенденции: первая- это насыщение рынка маркетологами среднего и низшего звена, а вторая – это нехватка высокопрофессиональных кандидатов, которые могли бы занимать пост вице-президента по маркетингу. Многие компании на российском рынке на данный момент осознают важность стратегического развития бизнеса, и естественным желанием является иметь у себя в организации, грамотный отдел маркетинга, во главе с профессиональным руководителем.


СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА

 

Сегодня все заняты снижением расходов. И персонал — первое, на чем хочется сэкономить, ведь, как известно, именно эти расходы составляют значительную долю всех издержек компании. Но сокращения, уверяют специалисты, не единственный выход в трудной финансовой ситуации. Мол, самое время заняться аудитом построенной системы и посмотреть, где еще можно изыскать скрытые резервы. Многие так и сделали. И обнаружили, что штаты раздуты, одни и те же функции выполняют несколько человек, из–за этого эффективность работы низкая, несоразмерная затратам, и т.п. И, как ни крути, вопрос с персоналом все равно надо решать. И его решают. Единственное, сокращая сегодня персонал, стоит при этом помнить, что кризис закончится, наступит время, когда нужно будет делать рывок вперед и наверх. И хорошо бы, чтобы завтра это было с кем сделать. Собственно, большинство компаний, как это ни крамольно звучит, должны быть в некоторой степени благодарны кризису. Когда еще дошли бы руки до пересмотра того, что и как строили много лет. И выяснить наконец, что самые слабые места в управлении — оценка персонала и контроль. Иначе бы, наверное, штаты не были так раздуты. Так что как это ни банально, но три кита менеджмента — четкая постановка задач, контроль их выполнения и стимулирование полученных результатов — по-прежнему в почете. Чтобы ни говорили о том, что мир перевернулся.

Как следствие увеличения количества резюме и сокращения числа вакансий с начала сентября 2008 года наблюдается рост индекса HeadHunter1. Индекс HeadHunter показывает соотношение спроса и предложения на рынке труда. По сравнению с началом 2008 года индекс HeadHunter почти во всех отраслях вырос в 2-5 раз, только в профессиональной сфере «Производство» он увеличился лишь в полтора раза. Значительнее всего индекс HeadHunter вырос в следующих профессиональных областях: «Начало карьеры/студенты», «Высший менеджмент», «Управление персоналом».

Как видно из представленных ниже таблиц 2 и 3, мировой финансовый кризис внес существенные изменения в рейтинги профессий.

 

Таблица 2 - Рейтинг трудоизбыточных специальностей, Москва

Позиция в рейтинге Специализация Индекс HeadHunter октябрь-ноябрь 2008г.
1 Директор по персоналу 14,40
2 Финансовый менеджер 11,46
3 PR-менеджер 9,66
4 Директор по IT 8,88
5 Копирайтер 8,05
6 Рекрутер 7,74
7 Менеджер по рекламе 7,71
8 Финансовый директор 7,56
9 Переводчик 7,34
10 Менеджер по маркетингу 7,22
11 Экономист 7,13
12 Менеджер проекта (Маркетинг) 6,92
13 Юрист/юрисконсульт 6,71
14 Директор по маркетингу 6,47
15 Инвестиционная компания 6,05
16 Архитектор 5,21
17 Финансовый контроллер 5,19
18 Специалист по обучению и повышению квалификации сотрудников 5,11
19 Финансовый аналитик 4,94
20 Банковский специалист по кредитам 4,72

 

Наиболее резко по сравнению с началом года изменилась ситуация по следующим специализациям: «архитекторы» и «рекрутеры», которые еще в начале 2008 года были одними из самых дефицитных специалистов. А уже в октябре-ноябре 2008 года наблюдался переизбыток таких кандидатов из-за резкого падения спроса на них и, как следствие, увеличения количества резюме от соискателей.

По-прежнему сохраняется некоторый дефицит «менеджеров по продажам», ИТ – специалистов, а также работников сферы «Страхование». Также можно выделить увеличение спроса на специалистов из сферы «Медицина и фармацевтика».

 

Таблица 3 - Рейтинг дефицитных специальностей, Москва

Специализация Индекс HeadHunter октябрь-ноябрь Позиция в рейтинге январь – февраль 2008г. Позиция в рейтинге октябрь-ноябрь 2008г.
Специалист по поддержке пользователей (Информационные технологии) 0,17 1 1
Менеджер по продажам (Страхование) 0,30 8 2
Мерчендайзер 1,00 - 3
Тестировщик 1,02 11 4
Медицинский представитель 1,08 26 5
Web-дизайнер 1,24 19 6
Страховой агент 1,29 1 7
Продакт - менеджер (Медицина и фармацевтика) 1,45 29 8
Менеджер по продажам 1,47 22 9
Провизор/фармацевт 1,55 58 10
Web-мастер 1,56 5 11
Андеррайтер 1,69 10 12
Программист/разработчик 1,69 3 13
Инженер (Информационные технологии) 1,70 6 14
Бухгалтер 1,77 8 15
Секретарь 1,86 2 16
Врач 2,06 - 17
Инженер (Строительство) 2,07 12 18
Торговый представитель 2,14 14 19
Специалист по продаже финансовых продуктов (Банки и инвестиции) 2,19 7 20

Требования к маркетинговым пофессиям

 

Рассмотрим классификацию специалистов в области маркетинга в соответствии с теми задачами, которые они должны решать в компании, и требованиями, выдвигаемыми к ним работодателями. Всего были проанализированы данные по 8 специализациям в сфере маркетинга:

• Директор по маркетингу

• PR-менеджер

• Бренд-менеджер

• Аналитик

• Исследователь рынка

• Менеджер по рекламе

• Дизайнер

• Event-менеджер

У работодателей существует четкое представление о функциональных обязанностях, требуемом уровне профессиональной компетенции соискателей.

Помимо требований, присущих тому или иному специалисту, существуют общие требования, выдвигаемые работодателями вне зависимости от занимаемой должности. В сфере маркетинга такими требованиями к соискателям являются:

• Опыт работы по специальности в течение 2-3 лет;

• Хороший английский язык;

• Грамотный русский язык;

• Наличие портфолио по своей специальности (пресс-релизы, статьи, обзоры, анкеты исследований, презентации…);

• Креативность;

• Умение концентрироваться на различных задачах.

Размер заработной платы специалиста в сфере маркетинга зависит от занимаемой должности, компании, уровня решаемых задач. Компания HeadHunter провела оценку максимального, минимального и медианного уровней заработных плат для специальностей в области маркетинга.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...