Опечаткой признается такая же самая ошибка, допущенная при изготовлении решения при помощи технических средств - на пишущей машинке или компьютере. 5 глава
-------------------------------- <15> ВВАС РФ. 2005. N 3.
В соответствии со ст. 53 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных федеральным законом. Статьями 31, 48 НК РФ закреплено право налоговых органов на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей обязательных платежей, пени, санкций. Необходимо учитывать, что такое право может быть реализовано при условии отсутствия иного порядка взыскания, установленного федеральным законом. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ взыскание обязательного платежа, пени с юридического лица предусмотрено в бесспорном порядке. В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ. Взыскание налога в судебном порядке производится: 1) с организации, которой открыт лицевой счет; 2) в целях взыскания недоимки, числящейся более 3 месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика. Общие требования к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций изложены в п. 3 ст. 46, ст. ст. 125, 126 НК РФ. В заявлении должны быть также указаны: - наименование, размер и расчет суммы платежа, подлежащего взысканию; - нормы закона, предусматривающие уплату платежа; - сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке. Указанное требование и доказательства его направления должны быть приложены к заявлению. Требование об уплате платежа в добровольном порядке может быть выражено в отдельном документе, а также может содержаться в решении налогового органа, принятом по результатам проверки, или доведено до лица в иной форме. По данной категории дел заявители освобождены от уплаты государственной пошлины (п. 1 ст. 333.37 НК РФ). При соблюдении требований к заявлению арбитражный суд принимает его к производству, о чем выносится соответствующее определение. Копии определения направляются лицам, участвующим в деле. Несоблюдение порядка оформления заявления влечет последствия, предусмотренные ст. ст. 128, 129 АПК РФ, - оставление заявления без движения, возвращение заявления. Общие правила рассмотрения данной категории дел установлены гл. 26 АПК РФ.
Дела данной категории рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела и принятие решения. Неявка лиц, участвующих в деле и надлежащим образом уведомленных арбитражным судом, не является препятствием для рассмотрения дела. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, о чем отмечается в определении о принятия заявления к производству и о подготовке дела к судебному разбирательству. В этом случае неявка лиц, участвующих в деле, является основанием для наложения штрафа в порядке и размере, установленных в гл. 11 АПК РФ. По данной категории дел обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на контролирующий орган; арбитражный суд имеет право истребовать необходимые доказательства по собственной инициативе. Доказательствами по делу могут быть первичные бухгалтерские документы, акты проверок, акты встречных проверок, договоры, налоговые декларации и т.п. При рассмотрении дела арбитражный суд должен установить: - наличие оснований для взыскания требуемой суммы; - полномочия контролирующего органа; - правильность расчета взыскиваемой суммы. При взыскании недоимок по налогам, пени, соответствующих санкций арбитражный суд проверяет соблюдение сроков, установленных п. 2 ст. 48, ст. ст. 113, 115 НК РФ. Пропуск названных пресекательных сроков влечет оставление заявления без удовлетворения.
2. Принятие решения по делу о взыскании обязательных платежей и санкций
Общие правила принятия решения по делу о взыскании обязательных платежей и санкций установлены ст. ст. 169 - 173, 178 АПК РФ. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из следующих видов решений: - об удовлетворении заявления полностью или в части и взыскании определенных сумм; - об отказе в удовлетворении заявления. Во вводной части решения указываются: - наименование арбитражного суда; - состав суда; - фамилия лица, которое вело протокол судебного заседания; - номер дела, дата и место принятия решения; - наименование лиц, участвующих в деле;
- предмет спора; - фамилии лиц, присутствующих в заседании, с указанием их полномочий. В описательной части решения излагаются заявленные требования и возражения, объяснения заявителя и ходатайства лиц, участвующих в деле. В мотивировочной части решения указываются: - фактические и иные обстоятельства, установленные арбитражным судом; - доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; - мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства, принял или отклонил доводы лиц, участвующих в деле; - законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В резолютивной части решения указываются: - наименование лица, обязанного уплатить сумму задолженности; - его место нахождения или место жительства; - сведения о его государственной регистрации; - общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с раздельным определением сумм основной задолженности, пени, санкций. Решение по данной категории дел вступает в законную силу и обжалуется в общем порядке (ст. ст. 180, 181, 259, 276 АПК РФ). Копии решения направляются лицам, участвующим в деле, в 5-дневный срок со дня принятия заказным письмом с уведомлением или вручаются им под расписку. Детальное урегулирование в арбитражном процессе правил административного судопроизводства призвано обеспечить защиту прав и интересов участников публичных правоотношений. В связи с этим, по нашему мнению, эти дела не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства (гл. 29 АПК РФ). Еще одним аргументом является то, что в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены только дела по имущественным требованиям (ст. 227 АПК РФ).
Дополнительная литература для подготовки
Абушенко Д.Б. Обеспечительные меры в административном судопроизводстве: практика арбитражных судов. М., 2006. Бек О.А. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2007.
Никитин С.В. Судебный нормоконтроль в гражданском процессе и арбитражном процессе: вопросы теории и практики: Дис.... докт. юрид. наук. М., 2010. Сидорова А.В. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций в арбитражном процессе: Дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. Бартунаева Н.Л. Предмет доказывания по налоговым спорам, связанным с привлечением субъектов хозяйственной деятельности к ответственности. М., 2007.
Глава 16. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ ПО ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ДЕЛ
§ 1. Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение
1. Возбуждение арбитражным судом дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Право на обращение в суд по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Выполнение задач, стоящих перед арбитражными судами и закрепленных в ст. 2 АПК РФ, осуществляется в предусмотренных действующим АПК РФ процедурных формах, которые принято называть видами судопроизводства. По обоснованному мнению В.В. Яркова, современная судебная система гражданской юрисдикции развивается в направлении разграничения судебных процедур, а также поиска упрощенных форм разрешения подведомственных арбитражным судам дел <1>. Свидетельством этому является нормативное закрепление в действующем АПК РФ процедуры рассмотрения дел в порядке особого производства. --------------------------------
КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (под ред. В.В. Яркова) включен в информационный банк согласно публикации - Инфотропик Медиа, 2011 (3-е издание, переработанное и дополненное).
<1> См.: Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.В. Яркова. М., 2003. С. XI.
Статья 30 АПК РФ устанавливает, что арбитражному суду подведомственны дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которые рассматриваются ими в порядке особого производства. Появление отдельной гл. 27 "Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение" в АПК РФ 2002 г. свидетельствует о значении, которое законодатель придает указанной категории дел. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, как отдельная категория дел, рассматриваемая и разрешаемая арбитражными судами, появляются только в АПК РФ 1995 г. и регламентируются лишь несколькими статьями (см. ст. ст. 22, 27, 87, 133, 144 АПК РФ 1995 г.). О недостаточной урегулированности данного вопроса на уровне закона свидетельствовало на тот момент то, что Высший Арбитражный Суд РФ вынужден был принимать акты, более подробно регламентирующие рассмотрение и разрешение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Наиболее отчетливо это проявляется в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" <2>, большинство положений которого вошло в нормы действующего АПК РФ.
-------------------------------- <2> См. также: Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.10.2001 N 5930/01, N 5931/01 // ВВАС РФ. 2002. N 1.
Эволюция развития рассматриваемого процессуального института указывает на признание специфики данной категории дел в рамках арбитражного процессуального права и необходимости более тщательного урегулирования рассматриваемой категории дел на уровне федерального законодательства. Определения понятия особого производства действующий арбитражный процессуальный закон не содержит, хотя данный термин употребляется законодателем в некоторых нормах - см. ч. 4 ст. 4, ч. 3 ст. 17, ст. ст. 30, 40 АПК РФ. В целом данный вид производства был обоснован, выделен и получил свое развитие в рамках гражданского процессуального права с учетом наработанной практики судебной системы судов общей юрисдикции. Традиционно под особым производством понимаются рассмотрение и разрешение арбитражным судом дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, не связанных со спором о праве <3>. -------------------------------- <3> Следует отметить, что в рамках особого производства в гражданском процессе осуществляется также судебный контроль за деятельностью органов нотариата и загса.
Отличие особого производства от любого иного вида производства заключается в отсутствии спора о праве, который не может быть предметом судебного рассмотрения, отсутствии сторон - истца и ответчика (между которыми может быть данный спор), невозможности совершения отдельных процессуальных действий (заключение мирового соглашения, признание иска, предъявление встречного иска, обращение в третейский суд и т.п.). Однако, как и в других видах производства, движение дела происходит с учетом общих правил, установленных для искового производства (постадийность, сроки, процессуальная форма производимых действий участниками процесса, доказательственная деятельность и т.п.). Участниками особого производства являются заявитель (лицо, возбудившее арбитражный процесс) и заинтересованные лица (лица, привлекаемые в арбитражный процесс). Документом, которым возбуждается арбитражное дело по установлению фактов, имеющих юридическое значение, является заявление - ч. 3 ст. 217 АПК РФ. Рассмотрение дел в порядке особого производства осуществляется по общим правилам искового производства с учетом особенностей, установленных гл. 27 АПК РФ (ч. 1 ст. 217 АПК РФ). Действующим процессуальным законом предъявляются дополнительные требования к участникам, процедуре и составляемым процессуальным документам при рассмотрении дел в порядке особого производства, которые закреплены в гл. 27 АПК РФ. Арбитражный суд оставляет заявление об установлении юридических фактов без рассмотрения, если при рассмотрении данного заявления выясняется, что возник спор о праве, - п. 3 ст. 148, ч. 4 ст. 221 АПК РФ. Об оставлении заявления об установлении юридических фактов без рассмотрения арбитражный суд выносит определение. В определении заявителю и другим заинтересованным лицам разъясняется их право разрешить спор в порядке искового производства. Рассмотрение дел об установлении юридических фактов отнесено законодателем к иным категориям дел, которые рассматриваются арбитражными судами, если они связаны с осуществлением предпринимательской и иной деятельности, (ч. 1 ст. 27 АПК РФ) и включено в разд. IV "Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел". Арбитражные суды могут устанавливать не любые юридические факты, а лишь те из них, установление которых повлечет за собой возникновение, изменение и прекращение прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, - ст. 30, ч. 1 ст. 218 АПК РФ. Впервые в законе содержится открытый перечень фактов, которые могут быть установлены арбитражным судом в особом производстве <4>: -------------------------------- <4> Ранее данный перечень устанавливался в п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции".
- факт владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным; - факт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте; - факт принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении; - другие факты, порождающие юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Установление всех вышеобозначенных фактов возможно только при подтверждении заявителем условий для возбуждения особого производства, которые закреплены в ч. 1 ст. 219 АПК РФ и связаны с правом на обращение в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Обращение в арбитражный суд с заявлением об установлении юридического факта возможно при соблюдении следующих условий: - если согласно закону факт порождает юридические последствия, т.е. влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности <5>; -------------------------------- <5> См.: абз. 2 п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции".
- если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду <6>; -------------------------------- <6> См.: абз. 2 п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции".
- если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридические факты; - если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта. Следует отметить, что в действующем АПК РФ отсутствует институт отказа в принятии заявления, поэтому при невыполнении требований ч. 1 ст. 219 АПК РФ арбитражный суд не имеет возможности отказать в принятии искового заявления на стадии возбуждения арбитражного процесса, нет также оснований для оставления заявления без движения (ст. 128 АПК РФ) либо его возвращения (ст. 129 АПК РФ). Арбитражный суд в этих случаях должен, на наш взгляд, принять заявление к своему производству и возбудить арбитражный процесс, а затем вынести определение о прекращении производства по делу в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, - п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. Большинство практических вопросов особого производства в арбитражном процессе было разрешено в информационном письме Президиума ВАС РФ от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение". Большинство пунктов этого письма посвящено характеристике дел, которые не подлежат рассмотрению в порядке особого производства. Например, отдельно подчеркнуто, что заявление об установлении наличия или отсутствия права (права собственности, права из обязательства и др.) не подлежит рассмотрению в порядке особого производства (п. 5); заявление об установлении факта исполнения определенным лицом обязанности не подлежит рассмотрению в порядке особого производства (п. 6); факт принадлежности имущества заявителю на праве собственности не может устанавливаться в порядке особого производства (п. 7); отказ регистрирующего органа в регистрации права собственности на недвижимое имущество или сделки с ним не является основанием для признания этого права в порядке особого производства (п. 8); заявление с требованием дать правовую оценку поведению лица не подлежит рассмотрению в порядке особого производства (п. 9); заявление о признании договора заключенным либо незаключенным не подлежит рассмотрению в порядке особого производства (п. 11). Либо свидетельствуют о неподведомственности дела арбитражному суду - например, юридическая характеристика вида имущества не является фактом, влекущим возникновение, изменение и прекращение прав лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 10) <7>. -------------------------------- <7> ВВАС РФ. 2004. N 4.
Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Документом, которым возбуждается особое производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение, является заявление. Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должно отвечать общим требованиям по форме, содержанию и прилагаемым документам, которые содержатся в ч. 1, п. п. 1, 2, 10 ч. 2 ст. 125 АПК РФ, а также п. п. 2 - 6 ст. 126 АПК РФ. Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должно быть составлено в письменной форме, в нем указываются: 1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление; 2) наименование заявителя, его место нахождения; если заявителем является гражданин - его место жительства, дата и место его рождения, место работы или дата и место государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; 3) перечень прилагаемых документов: - документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины; - документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования; - копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; - доверенность, иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления. Кроме того, ч. 1 ст. 220 АПК РФ обязывает заявителя указать в заявлении на: - факт, об установлении которого ходатайствует заявитель; - нормы закона, предусматривающего, что данный факт порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; - обоснование необходимости установления данного факта (другими словами, цель подачи данного заявления); - доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих доказательств или восстановления утраченных документов. Несоблюдение вышеперечисленных требований приведет к последствиям, установленным в ст. 128 АПК РФ - оставление заявления без движения - либо в п. 4 ч. 1 ст. 129 АПК РФ - возвращение заявления. Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должно быть подано с соблюдением правил подсудности, установленных действующим АПК. По своему виду правила о подсудности рассматриваемых в настоящем параграфе дел относятся к правилам исключительной подсудности, которая допускает рассмотрение дела только в том арбитражном суде, который указан в законе. Определение подсудности зависит от того, кем подается заявление об установлении юридического факта, а также от характера и вида фактов, подлежащих установлению. Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в арбитражный суд по месту нахождения заявителя (если им является юридическое лицо или иная организация) или месту жительства заявителя (если им выступает физическое лицо) - ч. 2 ст. 219 АПК РФ. Особые правила устанавливаются в отношении заявлений об установлении фактов владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом и других фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, которые подаются в арбитражный суд по месту нахождения недвижимого имущества, - ч. 2 ст. 219 АПК РФ. Несоблюдение правил о подсудности, закрепленных в ч. 2 ст. 219 АПК РФ, должно привести к возвращению поданного заявления и приложенных к нему документов на основании п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ в связи с неподсудностью. В определении о возвращении заявления арбитражный суд должен разрешить вопрос о возврате уплаченной государственной пошлины из федерального бюджета - ч. 2 ст. 129 АПК РФ.
2. Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Действующим АПК РФ более подробно, по сравнению с АПК РФ 1995 г., регулируются вопросы, связанные с рассмотрением и разрешением дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. После принятия заявления и возбуждения дела по установлению факта, имеющего юридическое значение, судья должен выполнить задачи по подготовке дела к судебному разбирательству, которые установлены в ч. 3 ст. 133 АПК РФ. На стадии подготовки судья арбитражного суда действует единолично, проведение стадии подготовки по рассматриваемой категории дел является безусловной и обязательной - ч. 2 ст. 133 АПК РФ. Срок проведения подготовительных действий является общим и составляет не более 2 месяцев со дня поступления заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в арбитражный суд. При этом ч. 2 ст. 221 АПК РФ дополнительно подчеркивает необходимость совершения следующих действий: - определение круга заинтересованных по делу лиц, права которых может затронуть решение об установлении факта, имеющего юридическое значение, например: Комитет по управлению имуществом <8>, Управление капитального строительства <9>, вторая сторона по договору <10> и др.; -------------------------------- <8> См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.02.2001 N 6078/00 // ВВАС РФ. 2001. N 7. <9> См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.03.2001 N 7307/00 // ВВАС РФ. 2001. N 7. <10> См.: Там же.
- извещение заинтересованных лиц о производстве по делу; - рассмотрение вопроса о привлечении заинтересованных лиц к участию в деле; - извещение заинтересованных лиц о времени и месте судебного заседания в порядке гл. 12 АПК РФ. Привлеченные арбитражным судом к участию в деле заинтересованные лица обладают всеми правами и несут все обязанности лиц, участвующих в деле (ст. 40 АПК РФ), в связи с чем имеют право знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, обжаловать судебные акты и совершать иные действия, предусмотренные ст. 41 АПК РФ. По обоснованному мнению М.А. Рожковой, заинтересованные лица в особом производстве должны обладать следующими признаками: 1) заинтересованное лицо не является противостоящей заявителю стороной; 2) заинтересованное лицо (в отличие от ответчика по делам спорного производства) не является обязательным участником особого производства; судебный процесс по установлению факта, имеющего юридическое значение, может быть проведен без участия заинтересованных лиц, если в привлечении таковых нет надобности; 3) заинтересованное лицо по делам особого производства может иметь иной интерес в участии в деле либо обладать, например, возможностью представить возражения или подтверждение обстоятельствам, положенным в основу заявления об установлении факта. Именно такого рода ситуации обнаруживают необходимость в привлечении к участию в деле особого производства лиц, права которых никоим образом не затрагиваются <11>. -------------------------------- <11> Рожкова М.А. Комментарий к информационному письму Президиума ВАС РФ от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение" // Практика рассмотрения коммерческих споров: анализ и комментарии Постановлений Пленума и обзоров Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Сб. / Под ред. Л.А. Новоселовой, М.А. Рожковой. М., 2007. Вып. 1.
Заявители в процессе (независимо от того, возбужден ли ими процесс или они вступают в уже начавшийся арбитражный процесс) в соответствии с ч. 2 ст. 45 АПК РФ пользуются всеми процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны по делу, если иное не предусмотрено законом. Поэтому в отношении заявителей могут применяться процессуальные институты процессуального соучастия (ст. 46 АПК РФ), процессуального правопреемства (ст. 48 АПК РФ), отказа от иска (ч. 2 ст. 49 АПК РФ) и др., с учетом особенностей особого производства. Все участники особого производства могут воспользоваться услугами представителя в порядке гл. 6 АПК РФ. Стадия подготовки дела к судебному разбирательству по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должна завершаться предварительным судебным заседанием (ст. 136 АПК РФ), на котором проверяются степень подготовленности дела к судебному разбирательству и выполнение всех задач, стоящих перед арбитражным судьей на стадии подготовки дела. Все дела об установлении юридического факта рассматриваются судьей арбитражного суда единолично с участием заявителя и иных заинтересованных лиц (ч. 1 ст. 221 АПК РФ). Арбитражные заседатели, несмотря на ходатайства лиц, участвующих в деле, к рассмотрению дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, привлекаться не могут.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|