Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политические партии и движения




 

1. Политическая партия – это

· организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении). Объе­динять членов партии могут самые разные цели и идеи (соци­альные, конфессиональные, национальные, территориальные и др.), но любая политическая партия оформляет эти властно значимые групповые требования и предъявляет их государст­венным институтам.

· политический институт, чьей задачей является отражение и представление разнообразных политических и общественных интересов. Партия явля­ется звеном связи государства и граждан, действующим на всех этапах политического процесса.

2. Отличия политической партии как политического института:

· специфические функции в отношении власти (завоевание и осуществление власти))

· носитель определенной идеологии;

· наличие программы дей­ствий;

· характерные способы их осуществления (участие в выборах общественные акции, пропаганда и др.);

· определенная внутренняя структура – устав, членство, руководящие органы, местные организации.

3. Типологии политических партий

· по организационному строению (=по составу) – кадровые и массовые;

· по отношению к закону – легальные и нелегальные;

· по отношению к парламентской деятельности – парламентские и непарламентские;

· по отношению к господствующей элите – правящие и оппозиционные;

· по территории – федеральные, региональные и локальные;

· по базовой идеологической доктрине – анархистские, коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные, клерикальные (религиозные), националистические;

· по шкале политического спектра: левые, центристские, правые;

· по способу деятельности – реформистские, революционные.

4. Функции партии

Внешние функции партии: Внутренние функции  
1) борьба за завоевание политической власти, 2) реализация партийной программы; 3) выражение инте­ресов отдельных социальных групп и слоев; 4) обеспечение связи граждан с государственными структурами; 5) замену стихийных форм политической активности граждан формализованными, контролируемыми формами; 6) отбор и подготовку политических лидеров разного масштаба; 7) участие с их помощью в политичес­ком управлении; 8) подготовку и участие в избирательной кампа­нии; 9) осуществление политической социализации граждан. 1) набор новых членов партии, 2) пополнение партийной кассы, 3) оптимиза­ция отношений между лидерами (партийной элитой) и рядовы­ми членами партии и др.  

5. Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти. Типы: однопартийные, двухпартийные и многопартийные.

6. Политические (социально-политические, общественно-политические) движения – добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов. Они стремятся не к достижению власти, а к влиянию на власть. Направления:


· за сохранение и развитие демократии и прав человека;

· антивоенные, антиядерные;

· за землю и социальные права крестьян;

· за новый экономический порядок (антиглобализм);

· неприсоединения;

· экологические;

· против расовой и национальной дискриминации;

· женские, молодежные, студенческие.


 

 

4.9 Средства массовой информации в политической системе

1. Средства массовой информации:

· Совокупность всех каналов передачи информации: пе­чать (газеты, журналы, бюллетени, информационные лист­ки и т. д.); радио; телевидение; кинематограф; видео; Ин­тернет.

· Совокупность всех жанров, посредством которых реали­зуется все содержание массовой информации: заметка; ин­тервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета;, очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет.

1. Характеристики: оперативность, динамичность, универсальность, образность.

2. СМИ влияют на: чув­ства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации, формы их распространения и проявления в деятельности и поведении. СМИ не только коммуникация, но и власть.

3. СМИ – основной агент про­изводства и распространения массовой культуры; они стандартизи­руют и формируют однородную культуру, унифицируют мне­ния, политические ориентации.

4. Функции: коммуникативная, непосредственно-организаторская, идеологическая (социально-ориен­тирующая), культурно-образо­вательная, рекламно-справочная, рекреативная.

 

 

4.10 Избирательная кампания в РФ

 

1. Избирательная система – политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти.

2. Компоненты избирательной системы:

1. из­бирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов.

· в узком смысле слова – политическое право граждан избирать (активное) и быть избранным (пассивное избирательное право);

· в широком смысле слова – избирательные законы и подзаконные акты (инструкции), относящиеся к избирательному процессу

2.избирательный процесс (избирательная процедура) – комплекс действий в процессе выборов:

· подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей);

· выдвижение и регистрация кандидатов;

· предвыборная агитация и финансирование выборов;

· голосование и подведение итогов выборов.

3. процедура отзы­ва депутатов.

3. Принципы демократического избирательного права (выделены). Голосование может быть:

· равным (один человек – один голос; равенство прав кандидатов) – неравное;

· всеобщее (все старше 18 лет, без цензов) – цензовое;

· тайное –открытое;

· непосредственное – многоступенчатое (косвенное, т.е. голосование за выборщика, а не депутата);

Выборы также должны быть свободными, состязательными, гласными, с точным сроком выборов.

4.Типы избирательных систем:

1) Мажоритарная система победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.

1а. Мажоритарная система абсолютного большинства (50% плюс 1 голос и более; Австралия).

1б. Мажоритарная система относительного большинства (побеждает набравший голосов больше, чем каждый из его соперников - «система первого пришедшего к финишу»; США, Канада, Великобритания, Новая Зеландия).

1в. Совмещение разновидностей мажоритарной системы (Франция – на выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором — относительного. Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один, два и три тура).

2) Пропорциональная система голосование по партийным спискам и распределение мандатов (от лат. mandatum.ит — поучение — документ, удостоверяющий права или полномочия какого-либо лица, например депутата) между партиями строго пропорционально числу поданных голосо в.

2а. Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны; избирательные округа не выделяются);

2б. Пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах (депутатские мандаты распределяются основе влияния партий в избирательных округах).

3) Мажоритарно-пропорциональная (смешанная система) – половина мест парламента выбирается по мажоритарной, а половина по пропорциональной системе (выборы в Государственную Думу в 1993-2003 гг. по избирательным системам и )

5. избирательная кампания строго регулируется законом. Такая «этапизация» носит гораздо более структурированный и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени» в РФ:

— регистрация в Минюсте и в ЦИК избирательного объединения/блока;

— выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением/блоком (выдвижение кандидатов по одномандатным округам непосредственно избирателями и избирательным объединением/блоком);

— начало сбора подписей в поддержку кандидатов, либо предоставление залога;

— представление в ЦИК подписных листов и других необходимых избирательных документов для регистрации федерального списка кандидатов, а затем его регистрация федерального списка;

— образование избирательных участков;

— начало предвыборной агитации;

— решение вопросов, связанных с предвыборной агитацией кандидатов в СМИ, в частности предоставление бесплатного эфирного времени;

— собственно, сами выборы.

 

 

Политический процесс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...