М21. Памятники Нижнего Архыза (1 день).
Необычно высокая концентрация религиозных сооружений Нижнеархызского городища издавна привлекала внимание. Среди черкесов, населявших в прошлом предгорные равнины, зеленчукские храмы были известны как "дома эллинов". В 1802 г. к анапскому паше с царским указом был направлен майор Потемкин с заданием получить возмещение убытков, причиненных набегами горцев на казачьи станицы. Паша определил виновность племен, живших по Зеленчуку. Черкесские князья в знак примирения устроили Потемкину экскурсию к руинам древних храмов. Внутри сохранились фрески, которые так же, как и строение храмов, говорили об их греческой ориентации. Благодаря любознательному и усердному майору, опубликовавшему отчет о своей поездке, в России узнали о существовании храмов, и до нас дошли зарисовки росписей стен и надписей, ныне утраченных. После завершения Кавказской войны в 1889 г. здесь был открыт Александро-Афонский Зеленчукский мужской монастырь. При строительстве монастырских зданий значительная часть городища была разобрана на камень. Примитивная "реставрация" храмов погубила сохранившиеся фрески и часть кладки древних мастеров. Монастырь прекратил свое существование в 1924 г. Археологи изучают развалины Нижнеархызского города с конца прошлого века. Довольно полную картину его жизни удалось получить в результате планомерной работы в 1960-1969 гг. экспедиции под руководством В. А. Кузнецова. Город занимал правобережную террасу и имел протяженность 2,5 км. В нем было четырнадцать церквей, включая три крупных храма (уникальная концентрация христианских религиозных сооружений на С. Кавказе). Ученые пришли к выводу, что именно здесь была столица аланской епархии. Очевидно, город вырос в период могущества Алании и расцвета влияния Византии на ее кубанскую часть. По долине Б. Зеленчука пролегал удобный путь в Абхазию (пер. Пхия - пер. Санчара - с. Псху - пер. Доу). Вдоль него в Х-ХИ вв. возникли город, поселение и крепости.
Полагают, что в столице проживало около 2000 чел. Она была хорошо защищена, к тому же занимала удобное положение на стыке равнинного района развитого земледелия с горным районом скотоводства и металлургии. За мостом через Зеленчук (М19) от дороги на САО отходит влево дорога к воротам в невысокой каменной стене. За стеной - музей "Нижнеархызское городище". От ворот на север идет проселочная дорога. Впереди виден Северный храм, справа от дороги - бывшие монастырские постройки, дальше - Средний храм. По пути встретятся два менгира, изображающие аланских воинов. Через 1 км от ворот дорога приводит к Северному храму. Рядом сохранились валы крепостных стен. Тут был охраняемый въезд в город. Между валами ровный участок - здесь была пашня. Вдоль ручья балки Церковной выделяется комплекс культовых и жилых сооружений, могильников. Северный храм ныне отреставрирован. Судя по всему, этот монументальный христианский храм на С. Кавказе (длина 25 м, высота 20 м) и был кафедральным собором Аланской епархии. В 1940 г. под полом храма было обнаружено богатое женское захоронение с множеством золотых украшений, хранящихся сейчас в Государственном историческом музее. Особенно интересна надпись на перстне С именем армянского царя Ашота I, правившего Арменией в 886-891 гг. Возможно, здесь находилась резиденция аланских митрополитов. На невысоком плоском пригорке у склона, в густой траве, можно увидеть развалины огромного здания 100-метровой длины с множеством комнат. Келий или мастерских? На правом берегу ручья сохранились остатки крепостной стены 2-метровой ширины, сложенной из крупных глыб насухо. Стена достигает высоты 1,5 м и упирается в лесистый склон. Поднявшись выше на плоскую вершину г. Церковной, обнаружим среди леса еще одну каменную стену. Вдоль нее проходила заметная и сегодня древняя дорога на хр. Ужум к рудникам и дальше в Марухскую долину.
На противоположном склоне Церковной балки среди сосен хорошо сохранилась маленькая церквушка, ниже нее, на скале, заметны следы сторожевой башни. Сверху просматривается вся территория городища. К югу почти на 1 км простирается равнина еще одного сельскохозяйственного участка. Несмотря на тесноту городских построек, жители все-таки оставили под пашню два участка, что, видимо, гарантировало им прожиточный минимум в случае длительной осады. Собственно город начинается от Среднего храма. Заплывшие грунтом, заросшие густой растительностью развалины прослеживаются на расстоянии более 1 км вверх по долине. Но прежде чем углубиться туда, осмотрим на границе с городом, ближе к реке, круговой вал, представляющий собой окружность диаметром 70 м. Естественно предположить, что это был загон для скота. Дальше среди развалин плотной, типично городской застройки выделяются три улицы, вытянутые вдоль долины и названные археологами Набережная, Центральная и Подгорная. Местами камень выбран, и можно видеть участки стен, сложенных из тесаных плит без раствора. Небольшие дома состояли из двух-трех помещений и вместе с маленьким двориком были окружены высокими каменными стенами. Интересный комплекс раскопан археологами возле балки Подорванной. Около крупной мастерской с железоплавильной печью оригинальной конструкции располагались хозяйственные и жилые постройки и небольшая, видимо семейного пользования, церковь. Может быть, это была усадьба богатого ремесленника? Археологические находки позволяют сделать вывод о высоком уровне ремесла и строительства в долине. Здесь умели раскатывать оконные стекла, изготавливать украшения из золота и драгоценных камней. Аланское оружие славилось своим качеством. Средний храм меньше Северного. Он, видимо, строился раньше и поначалу был основным храмом города. Монахи в конце XIX в. "реставрировали" его - заштукатурили стены с остатками фресок, которые, судя по старым зарисовкам, были весьма интересными. В целом же, храм хорошо сохранился благодаря прочной кладке каменных тесаных блоков на известковом растворе. В его облике, как и в Северном храме, видно влияние Византии. Похожие храмы (Лыхненский, Бзыбский) можно увидеть в Абхазии.
Самый скромный по размерам (8,5x7,8 м) Южный храм (реставрирован монахами), видимо, был фамильным храмом местного феодала. Памятники Нижнего Архыза свидетельствуют о высоком уровне культуры средневекового города. Рядом двухэтажный корпус бывшего мужского монастыря. На территории Нижнеархызского города обнаружены как христианские захоронения (возле храмов), так и языческие (в скальных нишах левого и правого склонов Зеленчукского ущелья). Это говорит о том, что, несмотря на активное внедрение христианской религии, часть населения все-таки оставалась язычниками. Жизнь цветущего города прекратилась после сокрушительного нашествия Тамерлана в 1396 г. Руины Нижнего Архыза хранят еще много тайн. Значительность памятников истории требует планомерных раскопок, исследований и грамотной реставрационной работы.
М22. К "Спасу Нерукотворному" От моста к САО нужно пройти по шоссе на север, в сторону Зеленчукской, около 700 м. На обширной поляне (М19) у щита лесничества тропа отходит влево. Она сразу же забирается на лесной склон и серпантином круто набирает высоту. Поднявшись на 100 м по вертикали, оказываемся под скальным поясом. Тропа обрывается под стеной. Для того чтобы увидеть наскальную икону, нужно взобраться на нижнюю полку. В нише неожиданно открывается лик Спаса. Не сразу и не всегда доступен он взору. При попадании прямых лучей света древняя краска меркнет и сливается с цветом камня. Тогда "икона" практически не видна. Зато утром и вечером при косом освещении, а также в ненастье, изображение Иисуса Христа видно довольно отчетливо. Взор Спаса обращен к храмам Нижнего Архыза, которые хорошо просматриваются с этой высоты. Почему же об этой иконе не знали ни местные жители, ни ученые? Причина в том, что троп туда не было, склон чрезвычайно крут и скалы трудны. И лишь недавно икону обнаружили во время охоты братья из Зеленчукской - Сергей и Анатолий Варченко. В. А. Кузнецов, проработавший несколько лет учителем истории в Нижней Ермоловке и руководивший раскопками в Нижнем Архызе, об иконе ничего не слышал. "Спас" - общепринятое сокращение от "Спаситель". На скале проступило древнее изображение Иисуса Христа. По всем признакам, в этой иконе явно угадывалось первое иконографическое изображение Спасителя, известное как Спас Нерукотворный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|