Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Анализ инвестиционного процесса в России на примере алтайского края




 

2.1 Современное состояние инвестиционного процесса в Алтайском крае

 

На сегодняшний день Алтайский край является динамически развивающимся регионом с большим экономическим потенциалом. Являясь одним из крупнейших агропромышленных, туристических, культурных и научных центров Сибири, регион является объектом привлечения инвестиций, направленных на преобразование экономики края. Но как и в любом субъекте Российской Федерации существуют определенные проблемы, связанные с формированием благоприятного инвестиционного климата, информация о котором необходима инвесторам с целью выявления уровня рисков вкладывания средств. Привлечение инвесторов необходимо краю поскольку износ основных фондов и дефицит бюджета не позволяют создать высокотехнологичную, высокопродуктивную экономику с низкими затратами и высокими доходами. Последние кризисы, происходящие в мире и в нашей стране негативно сказались на и без того слабой российской экономике. Серьезно мировая ситуация повлияла и на Алтайский край. Поэтому для подведения последствий кризисов будет проведен макроэкономический анализ состояния и перспектив развития каждой отрасли региона. В последние годы в крае не только изменилась система регионального управления, но и была существенно откорректирована инвестиционная политика. Основная цель инвестиционной политики Алтайского края - стимулирование притока инвестиций в региональную экономику для увеличения выпуска конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции. Для этого были созданы правовые предпосылки: в одном из первых регионов России здесь принят закон о поддержке инновационной деятельности. Постоянно совершенствуются механизмы государственной поддержки реального сектора экономики. Ставка делается на крупные инвестиционные проекты. В любом случае для развития региона ключевым фактором будут являться инвестиционные проекты. Основная информация об инвестициях в основной капитал за январь-сентябрь 2016 года представлена в таблице 1. [9]

 

Таблица 1. Сведения об инвестициях в основной капитал по видам экономической деятельности в Алтайском крае за январь-сентябрь 2016 года

Наименование показателей Объем инвестиций, (млн. рублей) В % к соотв. периоду предыдущего года В % к итогу
Январь-сентябрь 2015 года Январь-сентябрь 2016 года (в действующих ценах)
Всего по краю 25982,7 23952,6 93,2  
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2573,8 2869,2 110,6 12,0
добыча полезных ископаемых 275,1 535,5 в 1,9 р. 2,2
обрабатывающие производства,в том числе: 3392,8 4811,1 124,4 20,1
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 1596,9   2615,8 131,4 10,9
обработка древесины и производство изделий из дерева 137,7   125,6 85,8 0,5
химическое производство 637,1   607,0 91,5 2,5
производство резиновых и пластмассовых изделий 167,8   251,5 в 1,6 р. 1,1
производство машин и оборудования 10,2 59,3 в 5,2 р. 0,2
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 123,2   137,6   97,8 0,6
производство транспортных средств и оборудования 167,8   163,0   86,1 0,7
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2516,5 2202,2 80,8 9,2
Строительство 98,1 134,4 110,0 0,6
оптовая и розничная торговля 1916,0 1325,8 97,2 5,5
гостиницы и рестораны 17,5 153,0 в 3,6 р. 0,6
транспорт и связь 4546,4 4854,8 102,8 20,3
из него связь 1635,5   1361,1   77,5 5,7
финансовая деятельность 285,5 298,0 97,3 1,2
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 7336,8 3829,8 58,5 16,0
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 581,3 641,4 106,4 2,7

 

Продолжение таблицы 2

Образование 663,7 769,2 108,1 3,2
здравоохранение и предоставление социальных услуг 1514,8 1076,3 66,3 4,5
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 262,0 443,0 в 1,7 р. 1,9

 

Свыше 68,0 % инвестиций в основной капитал были направлены в следующие виды экономической деятельности: сельское хозяйство – 12,0 %, обрабатывающие производства – 20,1 %, транспорт и связь – 20,3 %, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 16,0 %. В реальном секторе экономики в средних и крупных предприятиях наблюдается рост объема инвестиций. Самое сильное снижение инвестиций зафиксировано в области связи и здравоохранения. Продолжая анализ состояния отраслей региона и выявления динамики их инвестирования, считаю необходимым рассмотреть более подробно наиболее крупные и перспективные виды деятельности экономики края, дающие в сумме основную долю ВРП, а также выявить возможные перспективы создания инвестиционных проектов в них.

В обрабатывающем производстве (20.1% ВРП) наиболее крупными отраслями являются пищевая и химическая промышленности. Можно также включить сюда производство резины и пластмассы и производство транспортных средств и оборудования. [10]

В структуре инвестиций по источникам финансирования (по кругу крупных и средних предприятий) преобладают привлеченные средства – 50,3% или 12 038,4 млн рублей, из них доля бюджетных средств составила 40,2 % (4 841,3 млн рублей), заемные средства других организаций – 16,6 % (2 030,5 млн рублей), кредиты банков – 12,3 % (1 482,7 млн рублей). [10]

Распределение финансовых вложений по направлениям в соответствии с классификацией основных фондов крупных и средних предприятий происходило неравномерно. Так, на строительство жилья направлено 18,4 % всех инвестиций, на приобретение активной части основных фондов - машин и оборудования – 45,3 %, зданий и сооружений (кроме жилых) – 31,4 %

Поскольку Алтайский край является аграрным регионом, пищевая промышленность полностью обеспечивает население чистым и натуральным продовольствием от собственных производителей. По итогам 2016 года алтайские предприятия занимают 1-е место в стране по производству муки, сыров и сырных продуктов, сухой сыворотки, сливочного масла, хлопьев для завтрака, биологически активных добавок к пище. По выработке крупы Алтайский край на 2 месте в России (по производству гречневой и овсяной крупы – 1-е место), макаронных изделий – на 3 месте, является единственным регионом Сибири и Дальнего Востока, где вырабатывается сахар-песок из сахарной свеклы. [10]

Из статистических данных в 2016 индекс промышленного производства пищевых продуктов в Алтайском крае составил 105,3% к уровню 2015 года, что значительно превосходит среднероссийский индекс и индекс СФО. Пищевая промышленность, являясь самой стабильной отраслью экономики края дает реальную перспективу для расширения рынка сбыта продукции за пределы региона и для экспорта. В частности, алтайские производители заинтересованы в увеличении экспорта в КНР и упрочнении связей с международными партнерами.

Но для достижения таких результатов вкладывались и вкладываются существенные инвестиции в основной капитал по пищевой и перерабатывающей промышленности. Их общая сумма за 2016 составила 3.2 миллиарда рублей что является довольно неплохим показателем в условиях стабилизации экономического роста. [10]

Химическая промышленность представлена в основном производством минерализованных удобрений и товарами бытовой химии.

По статистическим данным индекс промышленного производства по данной отрасли в январе-декабре 2015 года составил 100,5%.
Объем производства химической отрасли представлен на рисунке 5
Следующей важной отраслью является производство резиновых и пластмассовых изделий. Общий ИПП за январь-декабрь 2015 года равен 110.3%. [11]

Производство машин и оборудования является достаточно развитым, чтобы с уверенностью вкладывать инвестиции, поскольку для АПК постоянно требуются сельскохозяйственные машины и оборудование. Кроме того в крае существует станкостроительная отрасль. ИПП за январь-декабрь 2015 года составил 123,8%. [12]

Производство транспортных средств и оборудования в Алтайском крае представлено в основном производством вагонов, дизельных двигателей и топливной аппаратурой нового поколения. ИПП за январь-декабрь 2015 года составил 52,3%, что является негативным итогом деятельности отрасли. [13]

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий занимает небольшую долю ВРП. В основном отрасль представлена производством котлов, алюминиевого литья. ИПП за январь-декабрь 2015 года составил 81,9%, что тоже является тревожным сигналом. [14]

Добыча полезных ископаемых в Алтайском крае в настоящее время составляется из добычи полиметаллических руд, при обогащении которых получают цинк, свинец, медь, барит, серебро и золото в концентратах, а также разработка золоторудных месторождений. В незначительных объемах добывается россыпное золото. Кроме того, в Алтайском крае добывают нерудные полезные ископаемые (глину, пески, известняки, камень, поваренную соль, природный сульфат натрия (мирабилит), природную соду, бурый уголь и др.). Индекс промышленного производства в январе-декабре 2015 года составил 96,8%. [15]

Систематизированная информация ИПП по данным отраслям промышленного производства представлена на рисунке 5.

 

Рисунок 5. Индекс промышленного производства по отраслям за 2015 год

В итоге можно сделать вывод, что в 2016 году индекс промышленного производства (ИПП) Алтайского края достиг 101,4%. Это выше, чем в среднем по России на 0,3 процентных пункта (ИПП РФ – 101,1%). Также наблюдается увеличение показателей в сфере обрабатывающих производств. В регионе он увеличился на 1,7%, тогда как в России – на 0,1%. [16]

А в январе-феврале 2017 года сводный индекс промышленного производства в крае составил 111,2% (по России – 99,7%). В обрабатывающей промышленности индекс производства составил 115%, что соответствует второму месту среди регионов СФО (среднее значение по России – 98,2%); объем отгруженных предприятиями отрасли товаров увеличился на 28,7% и составил 43,8 млрд. рублей. [17]

Следующей крупным видом деятельности является оптовая и розничная торговля (а также ремонт средств), составляющая 16.9% от общего ВРП края.

По итогам 2016 года оборот сфер потребительского рынка составил 345,1 млрд. рублей, в том числе оборот розничной торговли в целом по краю составил 326,9 млрд. рублей. Непродовольственных товаров реализовано населению на общую сумму 162,4 млрд. рублей, пищевых продуктов (включая напитки) и табачных изделий – на 164,5 млрд. рублей.

В торговом бизнесе по данным органов местного самоуправления введено в эксплуатацию 254 объекта общей площадью более 137,1 тыс. кв.м. За год введено эксплуатацию 344 предприятия бытового обслуживания населения. [18]

По итогам 2016 года услуг бытового характера было оказано на сумму 9,2 млрд. рублей. Характеристика состояния торговой отрасли представлена в таблице 2.

 

Таблица 2. Показатели, характеризующие состояние торговой отрасли в Алтайском крае за 2016 год

Показатели Единица измерения Значение показателя
  Оборот розничной торговли (январь-декабрь 2016) Млн. руб 326858,6

 

 

Продолжение таблицы 2

  Индекс физического объема оборота розничной торговли (к соответствующему периоду прошлого года) (январь-декабрь 2016) % 94,8
  Оборот оптовой торговли (январь-декабрь 2016) Млн. руб 383037,6
  Индекс физического объема оборота оптовой торговли (к соответствующему периоду прошлого года) (январь- декабрь 2016) % 100,0
  Индекс физического объема оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями (к соответствующему периоду прошлого года) (январь-декабрь 2016) % 94,2
  Индекс физического объема оборота розничной торговли непродовольственными товарами (к соответствующему периоду прошлого года) (январь- декабрь 2016) % 95,4
  Индекс физического объема продаж товаров на розничных рынках и ярмарках (к соответствующему периоду прошлого года) (январь-декабрь 2016) % 51,3
  Индекс физического объема оборота розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка (к соответствующему периоду прошлого года) (январь-декабрь 2016) % 96,7
  Удельный вес продажи на розничных рынках и ярмарках в обороте розничной торговли (январь- декабрь 2016) % 2,3
  Удельный вес сетевых торговых структур в общем объеме оборота розничной торговли (январь-сентябрь 2016) % 33,0
  Удельный вес оборота розничной торговли субъектов малого предпринимательства в общем обороте розничной торговли % 20,2
  Доля малых предприятий розничной торговли в общем числе малых предприятий (без микропредприятий) (январь-сентябрь 2016) % 11,4
  Доля малых предприятий оптовой торговли в общем числе малых предприятий (без микропредприятий) (январь-сентябрь 2016) % 16,8

 

Продолжение таблицы 2

  Среднемесячная начисленная заработная плата работников предприятий торговли (январь-ноябрь 2016) %  
  Среднесписочная численность работников организаций торговли (январь-ноябрь 2016) %  

 

Третьим крупным по объему ВРП видом деятельности является сельское хозяйство (14.1%). Агропромышленный комплекс региона является динамично развивающейся отраслью. Стоит отметить, что в этом направлении реализуются крупные инвестиционные проекты. В общем объеме ИПП на февраль 2017 года составил порядка 97.7%. Отрасль разделена на подотрасли: животноводство и растениеводство.

По состоянию на март 2017 года на развитие сельского хозяйства края перечислено 614,6 млн.рублей, в том числе более 547,0 млн.рублей из федерального бюджета и 67,5 млн.рублей из краевого бюджета. [19]

Еще одной отраслью, в которую вкладываются огромные инвестиции, является транспорт и связь. Транспортная инфраструктура края представлена автомобильными дорогами (18,3 тыс. км), железнодорожными путями (1,4 тыс.км), водным и воздушным транспортом.

Перспективным направлением инвестирования средств в Алтайском крае признана отрасль туризма, поскольку благоприятные климатические и географические условия позволяют развивать ее. Основным направлением развития туристической отрасли в крае является реализация проектов, поддержанных и одобренных Правительством России. К их числу относятся проекты создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорной зоны «Сибирская монета».

Особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь» была создана на основе Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 03.02.2007 № 69 «О создании на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа». [23] [24]

В связи с особым статусом, на данной территории были введены налоговые и административные преференции, а также режим льготного землепользования и иные льготы. Полный перечень льгот представлен в таблице 3. Стоит отметить, что на создание необходимой инфраструктуры выделяются средства из федерального бюджета. [19]

В настоящее время на территории ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» зарегистрировано 17 компаний-резидентов. Во внутреннее инфраструктурное обустройство зоны инвестировано 4,6 млрд. рублей федеральных средств, во внешнюю инфраструктуру инвестировано около 4 млрд. рублей: из них 2 млрд. рублей - региональные средства и более чем по 1 млрд. рублей - инвестиции ОАО «Газпром» и МРСК Сибири. [20]

 

Таблица 3. Перечень льгот и преференций для инвесторов

Льгота Положения
Налог на прибыль организаций с учётом льгот 13,5%.
Налог на недвижимое имущество освобождение на 10 лет.
Земельный налог освобождение на 5 лет
Льготные условия аренды Величина арендной платы составляет 2% от кадастровой стоимости земельного участка с учетом понижающего коэффициента 0,01, период действия — в зависимости от объема инвестиций.
Субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ на 1 календарный год.
Бесплатное подключение к объектам инженерной инфраструктуры  

 

Игорная зона создана в Алтайском крае в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.02.2008 года № 155-р утверждены границы игорной зоны "Сибирская монета" в Алтайском районе Алтайского края. Общий объем инвестиций, который предполагается вложить в проект составляет порядка 29 млрд. руб. [20] [25] [26]

 

2.2 Основные проблемы инвестирования средств в экономику Алтайского края

 

На сегодняшний день Алтайский край довольно прочно идет по линии социально-экономического развития. Но по-прежнему имеется ряд серьезных проблем, не позволяющих экономике выйти на новый качественный уровень. Стратегическими проблемами в крае являются социальные проблемы, из-за которых страдает, в первую очередь, население, экономические проблемы, касающиеся роста ВРП, сильный износ основных фондов, неэффективность экономики, проблемы инвестирования, о которых и пойдет далее речь.

Одной из ключевых проблем является слабая инженерная и логистическая инфраструктура, износ которой требует капитальных работ по реконструкции и развитию инфраструктуры. [22]

Следующая проблема – это низкий уровень развития инструментария по привлечению частных инвесторов для строительства социально значимых объектов, предполагающий отсутствие необходимых выработанных схем стимулирования инвестиций на основе долгосрочных тарифов и схем по концессионным механизмам.

Низкий уровень инвестиций в основной капитал привел к значительному износу средств производства (основных фондов), таких как машины и оборудование, в реальном секторе экономики. Поэтому произведенная продукция на таких предприятиях будет неконкурентоспособна на внутреннем рынке, не говоря уже о внешнем. [21]

Снижение инвестирования в человеческий капитал привел к ряду серьезных проблем таких как безработица, снижение доходов населения, а следовательно, и снижение спроса на продукцию, отсутствие у работников стимула качественно работать. Но стоит отметить, что демографическая проблема является обратной стороной инвестирования в человеческий капитал, поскольку снижение числа трудоспособного и высококвалифицированного населения приведет к большим рискам со стороны инвесторов, и следовательно к снижению объема инвестиций. Сюда же можно и отнести текучесть кадров, связанную с выездом за территорию края высококвалифицированных специалистов. [21]

Проблема повышения процентных ставок по кредиту тоже является существенной и еще не решенной. Известно, что чем выше будет процентная ставка, тем ниже будет объем инвестирования ссудного капитала в экономику. Эти средства так и будут лежать в кредитных учреждениях, не принося никакой пользы.

Следующим рядом проблем, присущим нашему региону, является несовершенство законодательной базы, не позволяющее создать благоприятный инвестиционный климат как для отечественных, так и для иностранных инвесторов.

Проблема административных барьеров является одной из главных проблем осуществления инвестиционной деятельности на территории края. В первую очередь, это проблема коррупции, для борьбы с который был принят Закон Алтайского края от 01.06.2010 №290 «О противодействии коррупции в Алтайском крае». [27]

Главными факторами, сдерживающим инвестиционную активность бизнеса являются: недостаточность собственных средств для развития инвестиционной деятельности, сложность механизмов получения кредита для реализации инвестиционных проектов, а также высокая кредитная нагрузка по ранее взятым обязательствам. [22]

 

2.3 Пути активизации инвестиционного процесса и обеспечение экономической стабилизации экономики Алтайского края

 

Для решения данной проблемы считаю необходимым проводить грамотную инвестиционную политику всех государственных уполномоченных органов на территории Алтайского края. Поэтому предлагаю рассмотреть решение данной проблемы в принятой государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2020 год, утвержденная постановлением Алтайского края от 13.10.2014 № 467. Данный документ представлен пятью подпрограммами. Задача: рассмотреть первую подпрограмму «Формирование благоприятной инвестиционной среды». Основной целью программы является создания экономических, административных и организационных условий для роста инвестиций. Задача программы заключается в создание благоприятной среды для осуществления инвестиционной деятельности; создание имиджа Алтайского края; развитие различных инструментов по привлечению инвесторов. Данная программа будет реализовываться с 2015 по 2020 годы. Общий объем вкладываемых средств составляет 1529068 тыс. руб. [22]

Полная структура инвестирования средств в первой подпрограмме представлена в таблице 4 (в приложении 1).

Задача по созданию благоприятной административной среды для осуществления инвестиционной деятельности включает:

- совершенствование механизма сопровождения инвестиционных проектов по принципу (Постановление Администрации Алтайского края от 17.12.2013 № 653 «Об утверждении регламента сопровождения инвестиционных проектов на территории Алтайского края по принципу «одного окна»);

- решение вопросов по инвестиционной деятельности с помощью специального инвестиционного портала края с системой взаимодействия инвесторов и руководства Алтайского края по «каналам прямой связи»;

- создания системы по анализированию общественного мнения и подготовке на данной основе аналитических данных;

- планирование создания и реконструкции инфраструктурных объектов на период бюджетного планирования;

- совершенствования Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. [22] [28]

Задача по формированию имиджа Алтайского края предполагает будет решаться с помощью:

- проведения презентаций края для привлечения инвесторов;

- публикации материалов в газетах и интернете о рейтингах и преимуществах;

- организация печатания специальных статей для инвесторов.

Ну и решение третьей задачи данной подпрограммы состоит в;

- создание Залогового фонда Алтайского края;

- создание электронных информационных систем обо всех инвестиционных проектах и инвестиционных площадках;

- проведении политики различного субсидирования проектов:

- развитие регионального инвестиционного законодательства с созданием эффективной нормативно-правовой основе для осуществления инвестиционной деятельности субъекта на территории региона, господдержки проектов с учетом федерального законодательства;

- развитие инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях с помощью ведения Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата и его мониторинг;

- совершенствование взаимодействия с российскими и международными институтами развития;

- улучшение работы экспертного совета по инвестиционной деятельности в крае;

- разработка плана мероприятий по развитию государственно-частного партнерства;

- организация целевого привлечения инвесторов;

- кадровое обеспечение инвестиционного процесса. [22]

Перечислим основные направления работы данной подпрограммы по созданию благоприятных инвестиционных условий.

1. Принятие регионом Стандарта деятельности органов исполнительной власти Алтайского края для обеспечения благоприятного инвестиционного климата.

2. Поскольку при инвестировании средств существуют довольно высокие риски, создана Инвестиционная декларация региона, утвержденная указом Губернатора края от 19.04.2013 № 17, предполагающая введение дополнительных мер в области господдержки инвесторов и защиты их прав. Все процессы при обращении инвесторов в краевые органы и органы местного самоуправления за господдержкой реализуются через Алтайский центр инвестиций и развития.

3. Формирование единой системы в муниципальных образованиях по привлечению инвесторов с максимально комфортными и прозрачными условиями для их работы. 4. Разработка Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании позволит органам местного самоуправления работать более эффективно по привлечению инвесторов. [22]

Помимо всего этого к подпрограмме «Формирование благоприятной инвестиционной среды» имеются сведения о ее показателях, представленных в таблице 5. [22]

 

Таблица 5. СВЕДЕНИЯ о показателях подпрограммы «Формирование благоприятной инвестиционной среды»

Показатель Ед. измерения Значения показателей
     
           
Темп рост инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах) к уровню 2013 год %   105,5 112,7 122,0 133,1 143,8 156,7 172,4
Тем рост объема прямых иностранных инвестиций в экономику (предыдущему году) % 51,0   117,4   107,5 107,6   108,6
Группа в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в Алтайском крае I-IV групп II II II II II II I I
Позиция Алтайского края в инвестиционном рейтинге регионов России «Эксперт РА» по инвестиционному риску с со хранением занимаемых позиций по инвестиционному потенциалу место   Не ниже 42 Не ниже 40 Не ниже 38 Не ниже 36 Не ниже 34 Не ниже 32 Не ниже 30

 

Кроме этого документа существуют иные нормативно-правовые акты, касающиеся сферы политики развития инвестиционных процессов в Алтайском крае.

К примеру, в рамках программы Российского инвестиционного форума «Сочи-2017» между Правительством Алтайского края и автономной некоммерческой организацией «Агентство инвестиций в социальную сферу» планируется подписание соглашения о совместной работе по реализации проектов, направленных на привлечение инвестиций в социальную сферу. Это должно существенно снизить степень запутанность и неорганизованность при инвестировании средств в экономику.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При проведении анализа состояния экономики Алтайского края, в частности анализа состояния инвестиционных процессов, на основе различных теоретических, практических, статистических знаний и данных были выявлены основные тенденции развития региона и страны в целом. Отображение динамики развития края синонимично динамике развития России в целом, поэтому в работе были использованы некоторые общероссийские показатели. Рассматривались вопросы, касающиеся структуры экономики Алтайского края с выделением и более подробным анализом наиболее крупных отраслей: промышленности, сельского хозяйства и торговли. Также были обследованы наиболее проблематичные положения в развитии инвестиционных процессов. Рассмотрение перспектив инвестиционного климата дало оценку о реальном уровне подготовки региона по привлечению инвесторов.

Выяснилось, что проблема экономического роста в крае связана, в первую очередь, с проблемами политики краевых органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это проблема разграничения компетенций органов исполнительной власти по отношению к инвесторам; проблемы взяточничества, коррупции; проблема налоговой политики, в частности высоких налогов, не позволяющая населению создавать сбережения, необходимые для инвестирования и увеличения совокупного спроса на товары и услуги. Проблемы кредитных ставок в банках, зависящих от ставки Центрального Банка Российской Федерации. Из всего этого вытекают новые негативные реалии, такие как повышение рискованности вкладывания средств в экономику, отсутствие ожидания отдачи от вложения в капитал. Алтайский край обладая огромным промышленным комплексом, современная структура которого характеризуется высокой долей обрабатывающих производств, по-прежнему производит неконкурентоспособную продукцию по большей части. Связано это с сильным износом основных фондов, а его инвестирование, как было сказано раннее, является большой проблемой для экономики края. В настоящее время принимаются определенные меры для решения этого вопроса, в частности, расширение господдержки предприятиям, находящихся в трудном финансовом положении, совершенствование финансового инструментария, введение льгот и другое. Но важно учитывать, что нужно поддерживать в первую очередь, тех производителей, которые реально могут давать отдачу в форме прибыли и которые имеют стратегическое значение. Помимо промышленности в крае большую долю ВРП края занимает сельское хозяйство, в котором ситуация с инвестированием более благоприятная. Что касается торговли, то можно отметить наличие огромного количества торговых площадей, превышающих в соотношении численность населения края, что тоже является негативной тенденцией.

Еще одной важной проблемой, которую удалось выявить, является низкий уровень зарплат, вызванный низкой эффективностью производительности труда, и стимулирующий миграционный отток наиболее активно настроенной и квалифицированной части населения края. Кроме того, по этой причине наблюдается падение спроса на производимую продукцию. Неэффективность основных экономических процессов в крае порождает значительное уменьшение налогооблагаемой базы. Уровень налоговых и неналоговых доходов почти на половину не обеспечивает текущие бюджетные расходы и, тем более, уровень расходов, способный сформировать конкурентоспособную среду для развития общества и экономики края. Поэтому, исходя из вышеперечисленных проблем, краевые власти серьезно обеспокоены по поводу экономической ситуации в крае.

В работе проанализированы основные меры по активизации инвестиционных процессов, которые должны играть ключевую роль в решении данных проблем.

Объединяя результаты анализа вышесказанного, можно провести положительную черту в развитии региона. Встав на путь рыночной экономики, Алтайский край вместе с Россией неизбежно столкнулись с серьезными преградами, которые и сегодня серьезно сказываются на всех уровнях экономики, будь то экономика страна или экономика домашнего хозяйства. Важно анализировать ситуацию, подводить итоги, и принимать грамотные продуманные решения, которые плодотворно скажутся на экономическом росте экономики государства.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

 

Статьи из журналов:

1. Попкова Е. Г. Факторы экономического роста, их роль и классификации/ Е. Г. Попкова// Известия Волгоградского государственного технического университета –2004. – №4. – С. 103-105

2. Игошин А.Н., Черемухин А. Д. Сущность экономического роста, его типы и измерители/ А. Н Игошин, А. Д. Черемухин// Вестник НГИЭИ – 2015. - №5. – С. 54-56

3. Крамин Т. В., Григорьев Р. А., Тимирясова А. В., Воронцова Л. В. Вклад материального и социального капиталов в экономический рост регионов Российской Федерации/ Т. В. Крамин, Р. А. Григорьев, А. В. Тимирясова, Л. В. Воронцова// Актуальные проблемы экономики и права – 2016. -№ 4. – С. 68-72

5. Охлопкова Н. В. Харитонова М. И. Экзогенный и эндогенный экономический рост – две разные парадигмы?/ Н. В. Охлопкова, М. Ии Харитонова// Известия Волгоградского государственного технического университета – 2014. - №4. – С. 32-33

6. Акаев А. А. Модели инновационного эндогенного экономического роста AN – типа и их обоснование/А. А Акаев// МИР (Модернизация. Инновации. Развитие.) – 2015. -№2. – С. 72-74

7. Медведев Д. А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики/ Медведев Д. А.// Вопросы экономики - 2016. - №10. – С.

8. Кочкина Е., Ташкинов И., Любар С., Самсонова И.Зависимость от объема инвестиций от импорта, доли прибыльных компаний и объема кредитования как факторов инвестиционного климата в России/ Е. Кочкина, И. Ташкино, С. Любар, И. Самсонова// "Управление финансовыми рисками" – 2014. - №1. – С. 63-66

 

Книги, указанные по заглавию:

Инвестиции: учебник и практикум для академического бакалавриата/В. Е. Лентьев, В. В. Бочаров, Н. П. Радковская – М.: Издательство Юрайт, 2014 – 455с.

Интернет ресурсы:

9. Министерство экономического развития Алтайского края. http://www.econom22.ru/investment/investoram/InvActivnost/index.php

10. Министерство экономического развития Алтайского края

http://www.econom22.ru

11. Официальный сайт Алтайского края http://www.altairegion22.ru/territory/industry/pez.php

12. Официальный сайт Алтайского края http://www.altairegion22.ru/territory/industry/dizel.php

13. Официальный сайт Алтайского края http://www.altairegion22.ru/territory/industry/transport.php

14. Официальный сайт Алтайского края http://www.altairegion22.ru/territory/industry/metal.php

15. Официальный сайт Алтайского края http://www.altairegion22.ru/territory/industry/Minerals.php

16. Еженедельник Московский комсомолец (МКRU) Барнаул

http://brl.mk.ru/articles/2017/01/26/rost-promyshlennogo-proizvodstva-v-altayskom-krae-vyshe-chem-v-rf.html

17. Министерство экономического развития Алтайского края

http://www.econom22.ru/economy/se-monitoring/monitoring022017.php

18. Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры

http://www.altsmb.ru/index.php/deal-sv/potreb

19. Министерство сельского хозяйства Алтайского края

http://www.altagro22.ru/management/analytics/obzory/monitoring-razvitiya-selskogo-khozyaystva-altayskogo-kraya-za-yanvar-fevral-2017-goda/

20. Алтайский центр инвестиций и развития

http://altinvest22.ru/investors/projects/

21. Центр поддержки предпринимательства в Алтайском крае

http://www.altaicpp.ru/strat/strat_sib.html

22. Управление Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям

http://www.ffprom22.ru/docs/regional-legislation/Госпрограмма%20Экономическое%20развитие%20и%20инновационная%20экономика.pdf

 

Законы, постановления:

23. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономически<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...