Силовой расчет воздухозаборника
В конструкциях современных самолетов можно наблюдать большое разнообразие типов, форм и расположений воздухозаборников. Это связано с тем, что они должны обеспечивать наиболее эффективное использование кинетической энергии набегающего потока и вместе с тем иметь минимальное лобовое сопротивление. Форма внутреннего канала должна обеспечивать возможно малые потери энергии на трение, но одновременно отвечать условиям лучшей компоновки самолета. В случае отсутствия аэродинамических продувок по воздухозаборникам нагрузки на них можно приближенно определить, исходя из двух режимов полета самолета. Получаемые нагрузки будут несколько завышены по сравнению с действительными и пойдут в запас прочности. Поскольку профили гондол и капотов подобны профилю крыла и обтекаются воздушным потоком на режимах, соответствующих большим углам атаки крыла, на них возникают значительные аэродинамические нагрузки. В эксплуатации встречаются различные случаи нагружения гондол. Наибольший интерес представляют два случая, учитывающие полета при максимальных скоростях и маневрах самолета.
2.1. Исходные данные для силового расчета
Аэродинамические нагрузки на мотогондолу приведены в табл. 1, (xy и xz даны в долях длины мотогондолы. В носке мотогондолы х = 0).
Таблица 1 Характеристика расчетных случаев А' и Д' для установок под двигатели
Нагрузки распределяются по внешней поверхности следующим образом:
– избыточное давление по поверхности определяется по формуле (1.1) DPэ = pq, (1.1) где DPэ – избыточное давление на поверхности; q – скоростной напор; p – рассчитывается по формуле: p = p1+ py + pz. (1.2) Величина p1 определяется по графику на рис. 4 Величина py для случая Д' дается на прилагаемом графике (рис. 5). Для других режимов величина py пересчитывается пропорционально Yмг. Значение pz определяется по формуле: pz = pza + pzb. (1.3) Распределение pza по контуру и длине воздухозаборника дается на графике (рис. 6). При этом pza определяется по выражению: pza = (z(a)мг/q)Kza. (1.4) В случаях А' и Д' z(a)мг = zмг, в других расчетных случаях следует принимать z(a)мг = ±180 кг. Kza определяется по графику на рис. 6. Распределение pzb по контуру принимается таким же как и для pza. При этом: pzb = ((zмг – 180)/q)Kzb. (1.5) где zмг – берется из таблиц; Kzb – определяется по графику на рис. 7. 2.2. Распределение расчетных аэродинамических нагрузок по длине воздухозаборника Нагрузки на внутреннюю поверхность воздухозаборника представлены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2 Расчетные значения нагрузок в случае А'
Таблица 3 Расчетные значения нагрузок в случае Д'
2.3. Распределение нагрузок по длине и по сечениям воздухозаборника 2.3.1. Несимметричное распределение нагрузки Характер несимметричного распределения максимальных нагрузок по длине воздухозаборника в случае А' показан на рис. 8, а по сечению воздухозаборника на рис. 9 Распределение нагрузок по длине воздухозаборника
Рис. 8 Изменение максимальных нагрузок по сечению воздухозаборника Рис. 9 Расчетные нагрузки в случае А' и Д' определяются по формуле: p = f·q�·(z/q)· Kza (1.6) Нагрузки по длине мотогондолы определим, подставляя значения для случая А': p = 2·2000�·(±190/2000)· Kza = ±380Kza. В случае Д': p = 2·2000�·(±160/2000)·Kza = ±320Kza. Нагрузки по контуру мотогондолы определим, подставляя значения для случая А': p = ((±190 – 180)/2000)·2·2000·Kzb = (20;-740)Kzb. В случае Д': p = ((±160 – 180)/2000)·2·2000·Kzb = (-40;-680)Kzb. Суммарные нагрузки: В случае А': p = ±380 Kza Kzb·(+20;–740). В случае Д': p = ±320 Kza Kzb·(-40;–680).
2.3.2. Равномерное распределение нагрузки
Характер распределения нагрузки p1 по сечениям воздухозаборника приведен на рис. 10 Характер распределения нагрузки p1 по сечениям воздухозаборника Рис. 10 Таблица 4
2.3.3. Распределение py по воздухозаборнику
Характер распределения нагрузки py приведен на рис. 11. Величина нагрузки py по воздухозаборнику: py = (1600/2210)·2·2000 = 2895,93py*. Распределение py по воздухозаборнику Рис. 11 Значения py* приведены в табл. 5. Таблица 5 Значение нагрузки py*
Коэффициент пересчета для случая Д': Л = -1,3812 и py = -4000py* 2.3.4. Распределение нагрузки по воздухозаборнику от силы pz Äëÿ ñëó÷àÿ À' pz = ±380 Kza ·(+20;-740) Kzb
Таблица 5 Распределение нагрузки по длине и по контуру от силы pz
Суммарные аэродинамические нагрузки на воздухозаборник приведены в табл. 6, 7, 8 и 9 Таблица 6 Суммарные аэродинамические нагрузки на воздухозаборник в случае А' и
Таблица 7 Суммарные аэродинамические нагрузки на воздухозаборник в случае Д' (р = ±3200, и Kza·(-40;-680) Kzb
Продолжение табл. 7
*) Указаны значения равномерного распределения р1 по сечениям и по длине воздухозаборника
Таблица 8 Суммарные аэродинамические нагрузки на воздухозаборник в случае Д'
Таблица 9 Суммарные расчетные аэродинамические нагрузки на воздухозаборник в случае Д'
2.4. Распределение аэродинамических нагрузок на внутренней поверхности воздухозаборника
Нагрузки в канале от py в случае А': q = 2000 кг/м2, Dвх = 1,6 м, f = 2,0, a = -10°; Sвх = pr2 = 2,01 м2, a' = 0,1745; Y = Sвх·q·a = 2,01·2·2000·0,1745 = 1403 кг. Нагрузки в канале от py в случае Д': q = 2000 кг/м2, Dвх = 1,6 м, f = 2,0, a = -4°; Sвх = pr2 = 2,01 м2, a' = 0,0698; Y = Sвх·q·a = -2,01·2·2000·0,0698 = -561 кг. В случае А': pz = (20;-740)Кzb; py = (1403/2210)·2·2000·py* = 2539,3py* (кг/м2) В случае Д': pz = (-40;-680)Кzb; py = (-561/2210)·2·2000·py* = -1015py* (кг/м2)
Таблица 10
Значения нагрузок в случае А' и Д' при j = 0°
Таблица 11 Значения нагрузок в случае А’ и Д’ при j = 90°
Таблица 12 Нагрузки на внутреннюю поверхность воздухозаборника в случае А’
Таблица 13 Нагрузки на внутреннюю поверхность воздухозаборника в случае Д’
Продолжение табл. 13
2.5. Определение равнодействующих нагрузок по сечениям воздухозаборника от внешних и внутренних аэродинамических нагрузок
Суммарное распределение нагрузки в поперечном сечении воздухозаборника Рис. 16 Расчет нагрузок от внешних аэродинамических сил (для нижних значений pz производится по формулам: , (1.7) . (1.8) Принимаем значение pr = 2,826 м; Рассчитанные значения нагрузок по формулам (1.7) и (1.8) представлены в табл. 14, 15
Таблица 14 Суммарные значения нагрузок в случае А'
x = 0,1; -1589,4 – 2495·0,5 = -2838 кг/м; х = 0,153; -1226 – 1925·0,5 = -2139 кг/м. Таблица 15 Суммарные значения нагрузок в случае Д'
x = 0,1; 0,5·3448 + 2169 = 3893 кг/м;
х = 0,153; 0,5·2659 + 1694 = 3024 кг/м.
2.6. Нагрузки на болты крепления воздухозаборника к проставке
Воздухозаборник, соединенный болтами со средней частью гондолы двигателя, работает на изгиб по схеме консольной балки. 2.6.1. Определение нагрузок на болты крепления в случае А' Для определения нагрузок на болты крепления воздухозаборника к проставке примем: – число болтов n = 12; – Dокр. болтов = 1440 мм; Распределение суммарной погонной нагрузки в точках Д, С, В, А определяем как: qД = 3835 + 3777 = 7607 кг/м; qС = 3157 + 3046 = 6203 кг/м; qВ = 2526 + 2425 = 4951 кг/м; qА = 2000 + 1977 = 3977 кг/м. Распределение суммарной погонной нагрузки по длине представлено на рис. 17 Распределение суммарной погонной нагрузки по длине воздухозаборника Рис. 17 Величина суммарной приведенной нагрузки R в центре давления определяется как: R = ((7607 + 6703)/2 + (6203 + 4956)/2)·0,19 + ((4956 + 3977)/2)·0,202 = Для определения координаты центра давления определим суммарный изгибающий момент МА: МА = 6203·0,19·0,487 + 4956·0,19·0,297 + 3977·0,202·0,101 + 1404·0,19·0,5·0,518 + 1247·0,19·0.5·0,329 + 979·0,202·0,5·0,135 = 1056 кг·м. Координата центра давления хц.д.= 1056/3274 = 0,3225 м. Расчетные нагрузки на болты определяем по формулам [6]: Рmax = 4M/nDокр.б. , (1.9) Рmax = (4·0,3235·3274)/(12·1,44) = 245 кг. Срезающая нагрузка буртика (зуба) проставки: Рсрр = 3274 кг. Вес воздухозаборника Gв-ка = 93 кг, хц.т. = 350 мм вперед от плоскости крепления к проставке. Нагрузки на болты крепления воздухозаборника от инерционных нагрузок представлены на рис. 18. Рис. 18 Задаемся коэффициентом перегрузки n = 1,5, тогда Ринрц = Gв-ка·n = 93·1,5 = 140 (кг). М = 0,35·140 = 49 (кг·м). Рб = (4·43)/(12·1,44) = 11,34 (кг). Суммарный Мизг = = 1059,271 (кг·м). Максимальная растягивающая нагрузка на болт Рболт = 245,2 кг. Схема расположения крепежных болтов по контуру и суммарные действующие нагрузки приведены на рис. 19 Схема расположения крепежных болтов по контуру и суммарные действующие нагрузки Рис. 19 2.6.2. Определение нагрузок на болты крепления в случае Д'
Расчетные нагрузки на воздухозаборник по сечениям и по длине, точки приложения равнодействующих, рассчитанные значения моментов и перерезывающих сил приведены на рис. 20. Максимальное растягивающее усилие на болт: Рmaxр = 4М/4d = (4·0,392·2400)/(12·1,440) = 218 кг. Срезающая нагрузка воспринимается буртиком проставки – Рсрр = 2400 кг.
2.7. Проверка прочности воздухозаборника самолета
2.7.1. Исходные данные для расчета
Внутренняя обшивка: D = 1,8 мм, материал: сплав Д19, перфорация – диаметром 2 мм. Расчетные нагрузки на воздухозаборник в случае Д' Рис. 20 Заполнитель: ТССП-Ф-10П (ТУ-596-258-87), удельный весь заполнителя – g = 35±5 кг/м3; sсж = 15 кг/см2. Параметры заполнителя и перфорированной обшивки приведены на рис. 21. Параметры заполнителя и перфорированной обшивки Рис. 21 Внешняя обшивка: D = 1,2 мм, материал: сплав Д19. Обечайка изготовлена из Д16Т, D = 1,8 мм, травленная с D = 1,8 мм до D = 1,2 мм. Максимальный размер клетки 101 на 120 мм. Характерные размеры и сечения представлены на рис. 22 Типовое сечение обечайки Рис. 22
2.7.2. Расчет сечения в районе проставки в расчетном случае А'
Размеры рассчитываемого сечения приведены на рис. 23 Рис. 23 Находим момент инерции сечения: I = å(0,4D3d) = 0,4·142,53·0,12 + 0,4·1923·0,12 + 0,4·138,53·dпр = 638037,84 см4. Приведенная толщина внутренней общивки: dпр. внутр. обш. = [((p·138,5)/12,0208)·0,2·0,18 – p·138,5·0,18]/(p·138,5). Нормальные напряжения от изгиба воздухозаборника: s = (М·d)/J·2 = (3948·192·38,2)/(638037,84·2) = 22,69 (кг/см2), Избыток прочности h = 2750/22,69 – 1 >> 1. М = Р· l; Р = 3948 кг; l = 38,2 см. q = 22,69·0,12 = 2,72 кг/см Проверяем ячейку травления на устойчивость от q = 2,72 кг/см. Схема нагружения ячейки приведена на рис. 24. Принимаем, что длинные края ячейки обшивки оперты Схема нагружения ячейки обшивки Рис. 24 Величина a/b = 101/120 = 0,841; К = 3,6. sкр = 2750 кг/см2, h = 2750/355 – 1 = 6,746, h >> 1
2.7.3. Проверка прочности внутреннего канала на осевое сжатие
Проверку прочности внутреннего канала на осевое сжатие проведем по методике изложенной в [6]: Тдейств. = [P·l·(d + d1)(dв + dн)p(d + d1)]/2J = [3948·38,22(138,5 + 142,5)2(0,12 + + 0,15)·3,14]/(638037,94·4) = 3958 (кг) Действующая сжимающая нагрузка от qp равна 2000·1,5 = 3000 (кг/м2). Т = (p/4)(1922 – 1382)·0,3 = 4198,74 (кг). Суммарная нагрузка: åТ = 8157 кг. Заполнитель маложесткий. Расчетные формулы для трехслойных панелей (6): sзап < 1,21qEпр, Li = E1H/E1B = 1, a = ÖC + 1/[2,6(1 + 50)],
b = 1,21qEпр/Gзап С1 = D1рас/D1 D1 = 4(z0 – h – dн)3 + 4(H – z0)3 + 4 l i[z03 – (z0 – dн)3], z0 = [dв2 + 2dв(dн + h) + l idн2]/[2(dв + l idн)]. Расчет по приведенным выше формулам дает: z0 = [0,152 + 2·0,15(0,12 + 2,8) + 1·0,122]/[2(0,15 + 1·0,12] = 1,246, D1 = 4(1,246 – 2,8 – 0,12)3 + 4(2,27 – 1,246)3 + 4·1(1,2463 – (1,246 – 1,123) = = 3,652, B2 = 0,15 + 0,12 = 0,27 (мм). Епр = 6,8·105 кг/см2. Принимаем для маложесткого заполнителя К = 0,2. D1рас = dв3 + l idн3 = 0,153 + 0,123 = 0,00513. C1 = 0,005103/3,652 = 0,001397. q = [2,0(1 – 0,001397)·Ö0,27·3,652]/[70,25(2,0 + 2,27)2] = 0,001548. Приведенный модуль сдвига: Gзап = Gxz = 1,5·(dc/t)·Gм , Gзап = Gyz = (dc/t)·Gм , Модуль сдвига заполнителя: Gм = Ем/[2(1 + n)], Gм = 6000/[2(1 + 0,25)] = 2400 (кг/см2). Gзап = Gxz = 1,5·(0,025/1,732)·2400 = 52 (кг/см2), Gзап = Gyz = (0,025/1,732)·2400 = 35 (ì/ñì2), Gзап = Ö52·35 = 42,7 (кг/см2) 42,7 < 1,21·0,001548·6,8·105; 42,7 < 1273,7 т.е. заполнитель маложесткий. b = 1273,7/42,7 = 29,83 a = Ö0,001397 + [1/2·29,83·(1 + 5 – 0,001397)] = 0,054025 Критическая осевая сила Ткр: Ткр = 2·p·К·ЕпрÖВzD1 ·a = 2·p·0,2·6,8·105Ö0,27·3,652 ·0,054025 = 45842 кг. Избыток прочности h = 45842/8157 – 1 = 4,62. Расчет напряжений во внутренних и наружных слоях трехслойной панели проведем в соответствии с [6]. Схема нагружения представлена на рис. 25. Схема нагружения трехслойной панели Рис. 25 qв = q(1/(1 + d)); qн = q(q/(1 + d)); d = l ·(dн/dв), l = E1н/Е1в = 6,8·105/6,8·105 = 1, q = 8157/(p·140,5) = 18,48 (кг/см2), d = 1·(1,2/1,5) = 0,8, qв = 18,48(1/(1 + 0,8)) = 10,27 (кг/см) [s02] = 27,5 (кг/мм2). qн = 18,48(0,8/1,8) = 8,21 (кг/см), sвн = 1027/0,15 = 68,5 (кг/см2), sн = 8,21/0,12 = 68,42 (кг/см2). Избыток прочности: h = 27,5/0,685 - 1 = >> 39,14.
2.7.4. Проверка прочности внутреннего канала на внешнее давление
Расчетные нагрузки: 1. Установившийся режим Н = 0; М = 0; Разрежение на входе в заборник распространяется на всю длину канала: DpD = -0,645 кг/см2; dст.соты = 0,04; sм = 2400 кг/см2; sxz = 83 кг/см2; Gyz = 55,42 кг/см2; Gзап = Ö35,4·83 = 67,8 кг/см2. Определяем Ркр для несимметричной трехслойной оболочки с мягким средним слоем (рис. 26) Рис. 26
l i = 1 = Eн/Ев; К = 0,8. Заполнитель маложесткий: g = h·B1/ l ·R0,5,
a = 5g·Eпр/Gзап, с1 = D2рас/D2, D2рас = dв3 + l idн3 = 0,153 + 0,123 = 0,00513 (см3). D2 = 4(z0 – h – dн)3 + 4(H – z1)3 + 4 l i[z03 – (z0 – dн)3], z0 = [dв2 + 2dв(dн + h) + l idн2]/[2(dв + l idн)]. z0 = [0,152 + 2·0,15(0,12 + 2,8) + 0,122]/[2(0,15 + 0,12] = 1,2461. D2 = 4(1,246 – 2,8 – 0,12)3 + 4(2,27 – 1,246)3 + 4·1(1,2463 – (1,246 – 1,123) = = 3,6515, с1 = 0,005103/3,6515 = 0,0013975. = 6,627·10-4. Gзап = 67,8 кг/см2. а = 5·6,627·10-4·6,8·105/67,8 = 33,22. Заполнитель маложесткий: Gзап <<5g·Eпр . 67,8 << 5·6,627·10-4·6,8·105, 67,8 << 2233,18 lga = lg33,22 = 1,52 по графику при l 1 = 0,0013975 определяем a = 0,027. Ркр = кг/см2. h = 0,864/0,645 – 1» 0,34 Усилия действующие во внутренних и внешних слоях:
Еz = 6000 кг/см2, 0,005358, 20,5 (кг/см), Sв = 0,645·69,25/1,805358 = 24,741 (кг/см). sн = 20,5/0,12 = 170,8 (кг/см2), Избыток прочности: h = 2750/170,8 - 1 = 15,1. sв = 24,74/0,15 = 165 (кг/см2). Избыток прочности: h = 2750/165 - 1 = 15,7. Давление передаваемое на заполнитель: Рзап = Р/(1 + d + x) = 0,357 (кг/см2). Проверяем систему ячейки заполнителя на усточивость. Схема нагружения приведена на рис. 27. Схема нагружения грани ячейки заполнителя и ее параметры
Рис. 27 Р = 0,357 кг/см. а/b = 20/10 = 2,0, K = 3,6/ = 34,56 кг/см2, f = 0,866·1 = 0,866 см2. sсм = (0,357·0,866)/(1·0,04) = 8,12 (кг/см2), h = 34,56/8,11 – 1 = 3,26 Проверяем стенку ячейки на устойчивость от номинального давления в канале при М = 0,52 (Н = 0, DpD = 1,009 кг/см2). Давление передаваемое на заполнитель: Рзап = Р/(1 + d + x) = 1,009/1,80536 = 0,559 (кг/см2). sсм = (0,559·0,866)/(1·0,04) = 12,1 (кг/см2), h = 34,56/12,1 – 1 = 1,856. Определяем допустимый диаметр пятна непроклея по наружной обшивке. Рассмотрим работу квадратной пластинки на устойчивость (кромки оперты). a/b = 1, K = 3,6. = 14,366 см. Fнепр = 162,1 см2. Принимаем коэффициент запаса по радиусу f = 2,5, тогда Fнепр = 25,93 см2. 2.8. Автоматизация расчета аэродинамических нагрузок воздухозаборника
Для автоматизации трудоемкого расчета нагрузок воздухозаборника разработан алгоритм и программа их расчета реализованная на ПЭВМ IBM-PC/АТ. Программа позволяет производить расчет давлений по длине и сечениям воздухозаборника для расчетных случаев А' и Д'. Программа написана на языке ФОРТРАН. Исходными данными при вводе являются: – начальное значение угла j1; – конечное значение угла j1; – начальные значения координаты хнач (координаты точек по длине гондолы); – конечное значение координаты хкон (координаты точек по длине гондолы); – значение угла b; – значение угла a; – значение скоростного напора – q; – величины составляющих аэродинамических сил по осям координат в центре давления. В Приложении приведен листинг программы и результаты расчета нагрузок в случаях А' и Д' на мотоустановку Д-436Т.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|