Ошибки и психические процессы
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Ошибки человека оператора в профессиональной Деятельности
1. Понятие ошибки человека-оператора 2. Классификация ошибок 3. Ошибка и психические процессы Литература: Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психологияМатериалы к курса М., "Академия"; Высшая школа, 2001. - 360 с.
Понятие ошибки человека-оператора Ошибка по словарю Даля, происходит от старинного слова «ошибать» (т.е. сбивать, сталкивать ударом), а по своему содержанию означает «неправильность», «неверность». Понятие ошибка человека-оператора» в психологической литературе определяется далеко не однозначно. Д. Майсер предлагает определять факт ошибки оператора по отклонению управляемой системы от стандартного режима функционирования, прямо или косвенно вызванными действиями человека оператора и повлекшие за собой существенные последствия для управляющей системы. К. де Грине трактует ошибку ЧО как отклонение от установленной процедуры, которая должна была оказать действие на задание или СЧМ. Как видно из определений, они основываются на возникновении последствий для СЧМ (системы человек машина). Существует и другой подход по которому ошибку оператора определяют по степени непреднамеренности ее совершения. В. Даль трактовал это понятие как «неумышленный поступок», ненамеренное искажение чего-либо.
ОШИБКА ОПЕРАТОРА — вид отказа ЧО, состоящий в любом нарушении предписанного ему алгоритма деятельности. В общем случае ошибками являются невыполнение требуемого или выполнение лишнего (несанкционированного) действия, неправильное или несвоевременное выполнение требуемого действия.
ОШИБОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ - общее название для целого класса действий «с дефектом», при выполнении которых обнаруживаются ошибки различного характера. К О.д. относятся оговорки, описки, ошибки при слушании или чтении, «закладывание» и «затеривание» вещей, ошибки памяти и др. Возникновение О. д. объясняется столкновением противоречащих друг другу намерений индивида и проявлением в столь своеобразной форме — против воли субъекта — намерения, которые он старается скрыть или которое является для него в данный момент бессознательным.
Под ошибкой или искажением обычно понимаются различие между реально существующим значением данных и истинным. Если же управляемый параметр по вине оператора отклоняется от заданного значения на величину большую, чем это предусмотрено нормами, то такое событие расценивается как ошибка в управлении.
В системах "человек - техника", кроме понятия "ошибка", используются и понятия "погрешность", "промах" и "отказ". Категории ошибок: Погрешность – допускаемые оператором в пределах заданных значений регулируемых параметров, являются нормативным явлением; они не нарушают нормального функционирования СЧМ; Промахом называют грубые, случайные ошибки, которые обусловлены, как правило, недостаточным вниманием оператора; их выявляют обычно путем повторения измерения, причем делают это спустя некоторое время, когда оператор уже забыл полученные данные. Отказом систем "человек - техника" принято называть утрату системой таких свойств, без которых она не может выполнять возложенные на нее функции. Отказ оператора проявляется либо в выходе за допустимые пределы важных показателей его жизнедеятельности, либо в неправильных действиях, которые привели к отказу систем "человек - техника". По природе возникновения "отказы" человека разделяются на следующие категории:
· психологические (Ψ-отказы), проявляющиеся у оператора в неправильном восприятии информации (сенсорная ошибка), либо в неправильной оценке ситуации, в принятии ошибочного решения (логическая ошибка), либо в неправильной реализации этого решения (ошибка исполнительных действий). Такие ошибки влекут за собой нарушение нормального функционирования системы или снижение эффективности ее применения; · физиологические (Ф-отказы) выражаются в возникновении таких устойчивых изменений в организме оператора, которые временно выводят его из работоспособного состояния; · демографические (Д-отказы), которые проявляются в полной и безвозвратной потере оператором возможности выполнения возложенных на него функций.
Исходя из способности человека-оператора противостоять соответствующим категориям отказов, иногда выделяется: Ψ - надежность, Ф - надежность и Д - надежность оператора.
Отказы человека иногда подразделяются также на активные и пассивные. К активным отказам относятся ошибки в действиях, опознавании, выполнении инструкции, а к пассивным - ошибки памяти, внимания.
Важным, с точки зрения практического использования систем "человек - техника", является деление отказов человека и техники по характеру их последствий.
В зависимости от функций, выполняемых системой, в ней могут диагностироваться определенные категории последствий ее отказов. Среди них выделяются аварийные отказы, которые могут явиться причиной разрушения оборудования, травм или даже гибели людей. Кроме того, "отказы" операторов, также, как и отказы технических устройств, подразделяются на: · внезапные и постепенные (характеристики отклоняются от нормы скачком или плавно); · полные и частичные (когда полностью или частично звено перестает выполнять возложенные на него функции); · явные и неявные (когда имеется или отсутствует информация о возникновении отказа). Классификация ошибок Классификации ошибок человека известны. Они имеются в каждой профессиональной отрасли. Особенно интенсивные исследования проводились в лаборатории инженерной психологии под руководством Пола Фиттса, которая начала интенсивные исследования летный происшествий, и предложил принцип деления ошибок на:
· пространственные, · временные, · перцептивные, · двигательные. Комментарий. Статистика показывает, что до 70% летных происшествий случается по вине человека. Принятые объяснения причин летных происшествий: халатность, недоученность, недисциплинированность пилотов. Дженсен приводит данные об ошибках разных категорий: сенсомоторные, ошибки при выполнении процедур, ошибочные оценки и решения. 56,3 % из общего числа происшествий, где обошлось без смертельного исхода, приходятся на сенсомоторные акты. 51,6% из числа трагических случаев сводятся к ошибкам категории ”Принятие решения”. Это должны учитывать пилоты и инструкторы, которые готовят пилотов к работе.
Ошибки классифицируется в ряду признаков. По внешнему проявлению различают следующие виды ошибок: 1) выпадение отдельных действий; 2) нарушение последовательности действий; 3) повторное выполнение одних и тех же действий; 4) выполнение непредусмотренных в данной задаче действий; 5) неточное выполнение действий (напр., неправильное измерение показаний, неточное глазомерное определение расстояния, чрезмерное усилие при работе инструментом и т. п.); 6) несвоевременное выполнение действий (увеличение сверх допустимого времени выполнения действия, недопустимое сокращение этого времени, невыдерживание требуемой паузы, несвоевременное начало выполнения действия).
По месту ошибки в структуре деятельности различают: 1) сенсорные ошибки (ошибки в восприятии информации); 2) логические ошибки (неправильное принятие решения); 3) мнемические ошибки (ошибки, связанные с работой памяти); 4) моторные ошибки (при осуществлении управл. воздействий).
По последствиям различают ошибки аварийные и неаварийные (локальные). Первые приводят к стойкому нарушению работоспособности системы или ее элементов (техники и человека), вторые к таким последствиям не приводят.
По характеру отражения ошибок в сознании оператора они могут быть осознанными и неосознанными человеком.
По причинам возникновения ошибки могут быть связаны с: 1) несоответствием психологических возможностей человека требованиям данной деятельности (недостаточным наличием у человека профессионально важных качеств); 2) недостаточным уровнем профессиональной подготовки (слабыми навыками и умениями); 3) нарушение функционального состояния оператора; 4) несоответствием рабочего места ИП требованиям; 5) несоблюдением режимов труда и отдыха операторов; 6) организацией и социологическими особенностями труда ЧО; 7) воздействием неблагоприятных факторов внешней среды (действие шума и вибрации, чрезмерная или недостаточная освещенность, несоблюдение норм микроклимата и т. п.); 8) недостаточной мотивизацией и слабой, установкой к выполнению данной деятельности.
Рассмотренный набор критериев анализа и классификации Ош. ЧО определяет последовательность проведения их психологического анализа и позволяет объединить в единую систему большое число разнородных факторов, приводящих к появлению Ош. Для их регистрации, условий и обстоятельств, при которых они возникли, следует использовать традиционные методы и приемы ИП изучения деятельности: методы наблюдения, опроса, объективной регистрации качества выполнения технологических операций и действий (хронометраж, кинорегистрация, циклография и др.), приемы профессиографии. Понятие "личный фактор" предполагает совокупность всех врожденных и приобретенных физических и психических свойств личности, которые могут быть связаны с ошибкой и сбоем системы "человек - техника". Доля внутреннего, или личного фактора в ошибках операторов движущихся объектов (самолет, машина, корабль) довольно значительна.
Причины ошибок человека по показателю "личный фактор"
При анализе причин ошибок человека-оператора на практике прежде всего рассматривается возможность человека при управлении системой "человек - техника". Это в какой-то мере сводит причины ошибок к отрицательным индивидуальным качествам оператора. Однако, как показывает практика, не меньшее число ошибок допускается и вполне успешными (по своим личным качествам) операторами. Таким образом, на появление ошибок оказывают влияние как индивидуальные характеристики конкретного человека-оператора, так и содержание, условия и организация деятельности человека. Исходя из этого было введено понятие группового фактора, под которым понимают совокупность профессионально значимых психологических, физиологических, антропометрических и социальных особенностей и возможностей человека, присущих всему контингенту операторов определенного профиля деятельности и определяющих особенности конкретных технических средств и отдельных их компонентов.
Классификация причин ошибок человека по групповому фактору
Т.о. указанные компоненты отражают степень реализации профессионально важных требований к качествам человека и проявляются в конкретных условиях взаимодействия человека с системами управления (средствами деятельности, орудиями труда) и соответственно определяют эффективность и качество труда.
Ошибки и психические процессы
Одним из основных направлений изучения надежности человека-оператора является анализ причин возникновения ошибок. Представление о системе психических процессов может стать основой для анализа ошибок. Не будем забывать, что речь идет о субъекте, совершившем действие. В психологии установлены различные типы ошибок: ошибки восприятия — не успел обнаружить, не сумел различить, не узнал и пр.; памяти — забыл, не успел запомнить, не сумел удержать в памяти, сохранить, восстановить, воспроизвести и пр.; мышления — не понял, не успел схватить, не предусмотрел, не разобрался, не проанализировал, не объединил, не обобщил, не сопоставил, не выделил и пр.; внимания — не сумел сосредоточиться, собраться, переключиться, удержать, не успел охватить всего, быстро устал и пр. Очевидны ошибки в речи и движениях. Временной характер ошибок может быть зафиксирован с помощью наречий: едва узнал, чуть не заметил, едва заполнил. Аналогичным образом можно выразить пространственные и энергетические ошибки. Возникновение ошибок на сенсорном уровне определяется четырьмя группами факторов: 1. Уровнем индивидуальной чувствительности соответствующих анализаторов (их адаптационными возможностями, закономерностями взаимодействия разных анализаторов, эффектами маскировки воздействий на них и др.). 2. Физическими характеристиками сигналов (их интенсивностью, длительностью, периодичностью, раздельностью или одновременностью их воздействия и др.). 3. Индивидуальными особенностями человека-оператора (его функциональным состоянием, профессиональной подготовленностью, уровнем мотивации, наличием психологических и физических ограничений и т. п.). 4. Степенью учета в технических средствах систем "человек - техника" (в компоновке технических средств и их органов управления, во внекабинном обзоре и др.) психофизиологических особенностей человека по восприятию информации. Ошибки восприятия могут быть обусловлены неудовлетворительным инженерно-психологическим решением конструкции приборов, их размещения, компоновки пультов и т. д. Ошибки памяти: Ошибочные действия человека-оператора могут быть связаны со "стиранием" в кратковременной памяти необходимой информации последующими событиями, "фрагментным забыванием" привычных действий, "консервированием" в памяти ненужной, уже использованной информации. В экстремальных ситуациях деятельности так называемые ошибки памяти могут быть связаны с перегрузкой человека информацией, высоким темпом ее поступления, сложностью в представлении и трудностью в запоминании, необходимостью быстрого извлечения большого объема информации для оперативного решения задач и т. д. В ряде случаев ошибки запоминания связываются с использованием слишком укрупненных оперативных единиц информации. К ошибкам запоминания и воспроизведения приводят воздействие разнообразных помех, нарушения в общем функциональном и психическом состоянии человека, низкая профессиональная подготовка и отсутствие средств психологической поддержки человека-оператора в процессе деятельности. Ошибочные принятия решения в деятельности человека-оператора провоцируют возникновение эффекта: • "доступности" решения - предпочтение отдается решению, которое реализуется с наименьшей затратой сил; • "иллюзорной корреляции" решения - выбирается решение, которое успешно использовалось в прошлом; • "познавательного консерватизма" решения - в процессе принятия решения оператор не использует информацию о дополнительных обстоятельствах, настроившись на определенный выбор решения; • "познавательного радикализма" решения - на основе вновь поступившего сообщения оператор переоценивает решение и отдает предпочтение тому, которое связано с новой информацией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|