Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управляющие действия человека - оператора




1. Характеристики и свойства движений человека.

2. Управляющие действия ЧО.

3. Профессиональный опыт

 

Любое действие состоит из отдельных движений.

Принципиальное отличие движения от действия заключается в том, что действие всегда целенаправленно, а движение не обязательно. Действие выступает содержанием психического акта, а движение — формой.

В структуре человека как субъекта деятельности выделяют четыре уровня двигательной активности:

1) уровень целостной деятельности;

2) уровень отдельного действия;

3) уровень макродвижений, из которых складывается действие;

4) уровень микродвижений, из которых строятся макродвижения.

Первые два уровня Б.Г. Ананьевым были названы молярными. Они осуществляются в системе связей «субъект — личность». Вторые два уровня — молекулярные и присущи системе связей «субъект — индивид». Каждому уровню активности соответствует свой уровень организации движений.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ

 

Любое единичное мышечное движение характеризуется показателями точности, скорости и силы.

Точность — пространственная характеристика движения, показывающая, насколько верно в пространстве выполнено движение по отношению к объекту действия.

Скорость — временная характеристика движения, указывающая набыстроту прохождения траектории.

Сила — энергетическая характеристика движения, указывающая на величину физического усилия, прилагаемого при выполнении движения.

Как и любое психическое явление, движение имеет и информационную характеристику, указывающую на специфику конкретного двигательного акта, на его качественное отличие от других движений даже при возможном совпадении первых трех показателей. К сожалению, в науке пока нет специального понятия, отражающего эту сторону движения. В качестве такового предлагается общеизвестная качественная характеристика — модальность. По отношению к мышечному движению ее можно определить как разновидность движения, определяемую органом, исполняющим движение, и целью соответствующего действия. Например, удар по мячу волейболиста рукой, футболиста — ногой. Или удар рукой волейболиста — по мячу, боксера — по сопернику.

Единство всех четырех показателей в одном движении реализуется в его координированности, т.е. согласованности всех параметров с целью получения нужного моторного эффекта.

Любой комплекс единичных движений, будь то повторение одних и тех же двигательных актов или совокупность различных движений, может характеризоваться, более сложными параметрами: темпом и ритмом.

Темп — степень быстроты исполнения движений, измеряемая количеством движений в единицу времени, т. е. частотой.

Но периоды не обязательно должны быть постоянными, что в русском языке отражено словосочетанием «рваный темп».

Ритм — степень упорядоченности движений, заключающаяся в их чередовании с определенной последовательностью и частотой.

 

ПСИХОМОТОРНЫЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА

Рассмотренные характеристики движений преломляются в психомоторной организации человека в его свойства. Терминологически эти свойства обозначают по-разному: «двигательные способности», «двигательные качества», «физические качества», «психомотроные качества (или способности)».

К основным психомоторным свойствам обычно относят:

Сила — предельный уровень физического напряжения (усилия), развиваемого основными группами скелетных мышц индивида.

Быстрота — присущая индивиду скорость (средняя и максимальная) выполнения движений.

Координированность — согласованность различных движений во времени, пространстве и по силе с целью достижения определенного двигательного результата.

Ловкость — высокая степень координированности и быстроты в сочетании с экономичностью и рациональностью движений.

Выносливость — способность к поддержанию заданного уровня двигательных характеристик (силы, скорости, точности, модальности, координированности, темпа, ритма) при длительном или многократном исполнении движений.

Пластичность — согласованность амплитуд движений, позволяющая плавно переходить от одного движения к другому, объединяя их в целостный комплекс с единым выразительным эффектом.

Рабочие движения — это движения по выполнению трудовых операций и профессиональной деятельности.

В структуру рабочих движений могут входить и макро- и микродвижения. В результате многократного повторения множество рабочих движений становятся профессиональными навыками.

Характерной особенностью рабочих движений является их выполнение в специфических условиях трудовой деятельности. Главная же специфика заключается в использовании орудий труда, т. е. различных приспособлений для эффективного воздействия на предмет труда. Орудия труда резко расширяют возможность наших естественных органов по преобразованию действительности. В первую очередь это относится к руке.

Эволюция рабочих движений есть одновременно и процесс исторического развития труда. Три основные характеристики единичных движений (точность, скорость, сила) являются и основными компонентами трудовых действий. На ранних стадиях развития человека ведущей компонентной труда являлся силовой фактор. Движения были сильными, но не точными и не всегда достаточно быстрыми. Человеческий мозг еще не мог в необходимой степени соотнести движение с воображаемым результатом, да и сам образ-цель недостаточно ясно представлялся в сознании в силу низкого уровня развития всей психики. Постепенно с развитием орудийной деятельности силовой фактор все более подчинялся пространственному (точность) и временному (скорость). Крупные силовые движения все более членились на мелкие составные, обеспечивающие более точную дифференцировку силы удара, нажима, захвата и т. д. Движения становятся дозированными, что требует все более совершенной координированности.

В психолого-технологическом аспекте рабочие движения подразделяют на: общие, специфические, основные, дополнительные, необходимые, лишние, обычные, аварийные, правильные, ошибочные, технологические, поправочные, экономичные, неэкономичные. Спектр рабочих движений практически неисчерпаем, поскольку определяется всей совокупностью трудовых действий.

Управляющие действия ЧО.

Все элементарные действия (движения) по мнению А.В. Запорожца разделяют на три группы: рабочие (исполнительные), гностические (ориентировочно-познавательные) и приспособительные (позы, установки и т.п.).

Исполнительное или управляющее действие — это приобретенное в результате обучения и повторения умение (навык) решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда (ручной инструмент, органы управления и т. п.) с заданной точностью и скоростью.

С этой целью он использует «выходные каналы»: двигательный (моторный) или речевой.

Методическую основу исполнительных действий составил моторно-временной анализ элементарных действий и операций. Ф. Гилбрет выдвинул идею универсальных микродвижений (терблигов - часть, элемент в серии движений или действия 17 простейших элементов), из комбинаций которых, отличающихся по составу и последовательности терблигов, должна состоять любая операция. Выделение терблигов положило начало стандартизации трудовых функций работающих. Эта идея была использована на заводах Г. Форда, где путем тщательного проектирования весь трудовой процесс сборки был разбит на столь большое число мельчайших операций, что автомобиль собирался, находясь в безостановочном движении. Форд стремился к тому, чтобы рабочий выполнял единственную работу единственным движением.

Обычно исполнительные действия входят в качестве компонента в более широкие структуры трудовой деятельности и обеспечивают ее эффективное выполнение наряду с такими компонентами, как познавательные (когнитивные), включая и принятие решения.

В зависимости от вида трудовой деятельности удельный вес исполнительных действий может быть весьма различен. Эти действия могут совершаться либо эпизодически, либо занимать все рабочее время. Иными словами, в структуре деятельности в целом они могут занимать место основной цели либо выступать в качестве средства ее достижения, например передачи команды, реализации принятого решения и пр. В последнем случае исполнительные, моторные акты, как правило, просты и не требуют длительного научения.

В тех случаях, когда исполнительные действия составляют основное содержание деятельности (работа с ручным инструментом, работа станочника, водительские профессии, работа телеграфиста, оператора ЭВМ, работа в режиме слежения) требуется длительное формирование соответствующих умений и навыков, обеспечивающих своевременное и точное выполнение трудовой деятельности.

В процессе формирования навыков удельный вес движений различной группы в общем двигательном акте изменяется. В самом начале большую долю составляют гностические и приспособительные движения, в дальнейшем они органично перерастают в рабочие. При этом движения делаются более плавными и стабильными.

Меры, которыми определяется эффективность режима работы системы, переносятся на действия человека. К ним относятся меры точности, скорости и надежности.

В.Д. Небылицин выделяет основные характеристики надежности операторского труда:

o "долговременная" выносливость (сопротивляемость усталости к концу дня и, особенно, при монотонной работе);

o выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению (например, при авариях необходимо выполнять максимальный объем работ за минимальные сроки);

o помехоустойчивость (устойчивость внимания);

o спонтанная отвлекаемость (устойчивость ко внутренним отвлекающим факторам, особенно в условиях пассивного наблюдения у операторов-контролеров);

o реакция на непредвиденные раздражители (в случае непредвиденного сигнала иногда наблюдается период "психической рефракторности", когда восприятие сужается и концентрируется лишь на источнике этого раздражителя, не замечая другие важные сигналы);

o переключаемость внимания (сокращение времени на "вхождение" в деятельность по выполнению новой задачи);

o устойчивость к действию факторов среды (температуре, давлению, влажности, вибрации, шуму, ускорению и т.п.).

Профессиональный опыт

Профессиональный опыт — сложная система, которая внешне выступает как совокупность способов, приемов и правил решения трудовых задач. Их выполнение обеспечивается когнитивными и смысловыми структурами, которые формируются в обучении и профессиональной деятельности и обеспечивают выполнение трудовых функций, поддержание положительного социально-психологического климата и нормального функционирования систем организма.

Профессиональный опыт объединяет настоящее, прошлое и будущее: это и навыки, и представления, и профессиональные умения.

Основные характерные черты профессионального опыта.

1. Профессиональный опыт человека указывает на его профессиональное мастерство, оцениваемое количественными показателями выполнения деятельности (скорость, точность), а не только общим стажем работы.

2. Указывает, как достигнут уровень мастерства: количество упражнений, их характер, заинтересованность, устремленность к высоким достижениям.

3. Профессиональный опыт указывает, как совершенствуются механизмы исполнения и контроля деятельности.

4. Профессиональный опыт включает указания индивидуальных возможностей развития, тренировки, совершенствования.

5. Понятие “опыт” включать полную и подробную качественную и количественную оценку исходного уровня обучаемого. Исходный уровень специалиста может быть высоким, а способность быстро развиваться по требуемому набору свойств — низкой.

Профессиональный опыт может рассматриваться как формирование и приобретение навыка.

Этапы формирования навыка (Платонов К.К.)

1. Осмысление навыка – отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов ее достижения; грубые ошибки при попытках выполнения действия.

2. Сознательное, но неумелое выполнение – отчетливое понимание, как надо выполнять действие, но неточное, неустойчивое выполнение его, несмотря на интенсивную концентрацию внимания, множество лишних движений; отсутствие положительного переноса данного навыка.

3. Автоматизация навыка – качественное выполнение действия при временами ослабевающем внимании; устранение лишних движений, появление положительного переноса навыка.

4. Высокоавтоматизированный навык – точное, экономичное, устойчивое выполнение действия. Ставшее средством выполнения другого, более сложного действия.

5. Деавтоматизация навыка (необязательный этап)– ухудшение выполнения действия; возрождение старых ошибок.

6. Вторичная автоматизация навыка – восстановление особенностей 4 этапа.

 

Лекция 6. Функциональные состояния человека оператора

1. ФСЧО его виды и факторы влияющие на него.

2. Фазы ФСЧО.

Литература:

1. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.: ил.

2. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.: ил.

3. Кэррол Э. Изард. Психология эмоций. – СПб.: «Питер», 2000. – 464 с.

4. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: 1964. ***

5. Носенко Э.Л., Аршава И.Ф. Теоретико-психологические основы компьютерной диагностики эмоциональной устойчивости человека: Монография. – Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 2006. – 236 с.

6. Носенко Э.Л., Егорова С.Н. Память и эмоциональное состояние: Монография. – Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 1996. – 148 с.

7. Очерки психологии труда оператора. Под ред. Проф. Е.А. Милеряна. М.: Наука 1974. 307 с.

8. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А.О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – 480 с., ил.

9. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний – М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1998. – 152с., ил., табл.

10. Психология состояний. Хрестоматия / Составители Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров / Под ред. проф. А.О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. – 608 с.

 

Понятие «состояние» в настоящее время является общеметодологической категорией. Его используют и ученые в разных науках (физике, химии, философии, физиологии, психологии, медицине и т. д.), и в обыденной речи.

В общенаучном плане это понятие обозначает характеристику существования объектов и явлений, реализации бытия в данный и все последующие моменты времени.

Проблема нормальных состояний человека стала широко и основательно рассматриваться (особенно в психологии) относительно недавно — с середины XX в. До этого внимание исследователей (главным образом физиологов) было в основном направлено на изучение состояния утомления как фактора, снижающего эффективность трудовой деятельности и эмоциональных состояний. Постепенно круг выделяемых состояний стал расширяться, чему способствовали запросы практики в области спорта, космонавтики, учебной и трудовой деятельности.

Психическое состояние как самостоятельную категорию впервые выделил В.Н. Мясищев в 1932. Но первая основательная попытка обосновать проблему психических состояний была предпринята Н.Д. Левитовым, в 1964 г. «О психических состояниях человека».

В последующие годы изучение проблемы нормальных состояний человека велось по двум направлениям: физиологи и психофизиологи изучали функциональные состояния, а психологи — эмоциональные и психические. На самом деле границы между этими состояниями зачастую настолько размыты, что разница имеется только в их названии.

Термин «состояние» относится к числу метапонятий, а не собственно психологических категорий наряду с терминами «функция», «система», «процесс», «свойство» и др.

Существуют различные подходы к пониманию сущности психических (психофизиологических) состояний.

Психическое состояние есть целостная интегральная характеристика деятельности всех ее элементов, участвующих в данном психическом акте, а функциональное состояние характеризует процессы регуляции в физиологических системах, обеспечивающих психическую деятельность (Габдреева, 1981).

В инженерной психологии принято рассматривать функциональные состояния ЧО.

Функциональное состояние ЧО – это комплекс хар-к функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают его трудовую деятельность, это фоновая активность нервной системы, в условиях которой реализуются поведенческие акты.

ФСЧО зависит от факторов:

1) особенностей и характера выполняемой деятельности;

2) значимость мотивов, побуждающих к деятельности;

3) величина сенсорной нагрузки;

4) исходный уровень активности нервной системы;

5) индивидуальные особенности ЦНС (темперамента);

6) скорости и точности двигательных реакций;

7) факторы внешней среды

Психические (функциональные) состояния определяют протекание психических процессов: внимание, восприятие, мышление, памяти, воображение, представления и др. – ответственных за прием, переработку I и принятие решения.

Классификации ФСЧО.

Н.Д. Левитов группирует состояния в зависимости от той деятельности, которую они сопровождают.

1. Состояния личностные и ситуативные. 1 выражают индивидуальные свойства человека, 2 — особенности ситуаций, которые часто вызывают у человека не характерные для него реакции. Речь идет о типичных или не типичных для человека реакциях на ситуацию.

2. Состояния более глубокие и более поверхностные. Речь идет о том, насколько сильно выражено то или иное состояние человека.

3. Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека. Одни состояния действуют на человека благотворно, другие вредны для него. Абсолютной границы нет. Злость может как мешать человеку («ослеплять» его разум), так и помогать мобилизовать возможности.

4. Состояния продолжительные и краткие. Одни состояния длятся минуты, другие — сутки и более.

5. Состояния более менее осознанные. Рассеянность неосознаваемым психическим состоянием, а решительность — сознательна.

В. Н. Мясищев (1966), исходя из интересов клинической психологии, рассматривал состояния в их генезисе. Он делил эмоциональных состояний на эндогенные (аутохронные) - внешние отношения не играют роли, и психогенные (реактивные) – связанные с жизненно важными отношениями.

Ю.Е. Сосновикова классифицирует психические состояния: по возрастному принципу; по характеризующей их ведущей деятельности; по видам труда, в которых эти состояния возникают; по принципу значимости и наибольшей выраженности в них существенных личностных свойств человека.

1. Состояния сознания (с разной степенью активности).

2. Состояния внимания (с разной степенью активности).

3. Состояния деятельности (ведущей деятельности, потребностные, мотивационные, целей, способов осуществления).

4. Состояния с преобладанием психических процессов (ощущений, восприятий, представлений).

5. Состояния с преобладанием одной из сторон психики (интеллектуальные, эмоциональные, волевые).

6. Личностные состояния с доминирующими в их структуре свойствами личности (направленности, хар-ра, темперамента, способностей).

В. А. Ганзен (1984), выделил не только группы психических состояний, но и перечислил входящие в них конкретные состояния. Однако в психические состояния он почему-то включил и физиологические состояния: гипоксия, жажда, голод, сексуальное напряжение, активизация, врабатывание.

Он выделяет 3 класса: волевые (напряжение — разрешение), аффективные (удовлетворение — неудовлетворение) и сознания (сон — активация). Волевые состояния делятся на 2 подгруппы: праксические (возникающие в процессе деятельности или как ее следствие) и мотивационные, аффективные состояния — на гуманитарные и эмоциональные.

Эргономиста (инж-психолога) интересуют те, которые являются:

следствием качества организации труда оператора в СЧТС,

следствием обеспечения его информацией, средствами управления,

интенсивности воздействия на него факторов внешней среды.

2. Фазы ФСЧО.

ФСЧО различаются степенью активности его функциональных систем (функциональным уровнем). В связи с этим можно говорить о состояниях покоя и рабочих функциональных состояниях. Последние изменяются в процессе работы человека, в связи с чем выделяют фазы изменения работоспособности: предстартовую, стартовую, врабатывания, устойчивой работоспособности, утомления и восстановления (по Ильину).

Трофимов выделяет следующие фазы:

Мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, компенсация, субкомпенсация, декомпенсация и срыв или перенапряжения.

1.Состояние относительного (физиологического) покоя

Состояние покоя создается включением в действие конкретных механизмов регуляции, хотя в определенный период покой рассматривался как пассивное состояние. Н.Е. Введенский (1901), например, относил покой к бездеятельному состоянию и не связывал его с состоянием возбуждения. Однако в последующем было установлено, что в состоянии покоя может накапливаться латентное возбуждение, и поэтому покой не является пассивным состоянием.

«Оперативный покой» — это результат скрытого процесса физиологической активности, обеспечивающий готовность к немедленному действию.

А.А. Ухтомский писал, что мы обыкновенно считаем, что сон есть физиологический покой по преимуществу, но не имеем для этого других оснований, кроме того признака, что сон приносит «отдых» и обновление от возбуждения и работ. Однако на основании этого признака можно говорить и о том, что нормальный сон есть активность, специально направленная на процессы восстановления в тканях и органах, эксплуатировавшихся при бодрствовании.

Ухтомский подчеркивал, что физиологический покой не само собой разумеющееся физиологическое состояние, а результат сложной выработки и организации процессов физиологической активности. При этом способность удерживания покоя тем больше, чем более быстро и срочно живая система способна заканчивать в себе возбуждение, т.е. чем выше ее лабильность. Данное представление Ухтомского базируется на фактах, (1933) что сниженной возбудимости соответствует повышенная лабильность, и отождествил это состояние с физиологическим покоем.

Ухтомский различает две формы физиологического покоя — минимум физиологической активности (сон, состояние релаксации) и оперативный покой бдительно-настороженной неподвижности, т.е. внимание.

2.Предстартовые состояния (мобилизации)

Переходными между состоянием физиологического покоя и рабочим состоянием (осуществлением действия) являются предрабочие (или предстартовые и стартовые) состояния человека, связанные с мыслями о предстоящей деятельности и мобилизационной готовностью к ней.

Во время предстартового состояния осуществляется настройка организма на деятельность, выражающаяся в активизации вегетатики (усиление кровообращения и дыхания, повышение обменных процессов и возбудимости мышц). Проще говоря, возникает готовность организма и психики человека к предстоящей деятельности, к реагированию на сигналы. Механизмы возникновения предрабочей настройки имеют условно-рефлекторную природу.

Имеет значение и волнение человека (эмоциональное возбуждение) перед предстоящей значимой деятельностью.

А.Ц. Пуни (1959) разделил предстартовые состояния по уровню активации (эмоционального возбуждения) на три вида: боевого возбуждения, состояние лихорадки и апатии.

1. Боевое возбуждение (или «боевая готовность»), - оптимальное предстартовое состояние, во время которого наблюдаются желание и настрой человека на предстоящую борьбу. Эмоциональное возбуждение средней интенсивности помогает мобилизации и собранности человека. Особой формой состояния боевого возбуждения является поведение человека при угрозе агрессии со стороны другого человека при возникновении конфликта. Это решимость дать противнику отпор. У лиц с высокой степенью самоконтроля наблюдается стремление к уточнению инструкций и заданий, к проверке и опробованию места деятельности и оборудования, отсутствуют скованность и повышенная ориентировочная реакция на обстановку. Качество выполнения заданий у них не снижается, а вегетативные показатели не выходят за пределы верхних границ физиологической нормы.

2. Предстартовая лихорадка, сопровождается рассеянностью, неустойчивостью переживаний (одни переживания быстро сменяются другими, противоположными по характеру), что в поведении приводит к снижению критичности, к капризности, упрямству и грубости в отношениях с руководителями и близкими.

Внешний вид такого человека сразу позволяет определить его сильное волнение: руки и ноги дрожат, на ощупь холодные, черты лица заостряются, на щеках появляется пятнистый румянец. При длительном сохранении этого состояния человек теряет аппетит, нередко наблюдаются расстройства кишечника, пульс, дыхание и артериальное давление повышены и неустойчивы.

3. Предстартовая апатия противоположна лихорадке. Она возникает либо при нежелании человека выполнять предстоящую деятельность из-за частой ее повторяемости («приелась»), либо в случае, когда при большом желании осуществлять деятельность, как следствие, происходит «перегорание» из-за длительно продолжавшегося эмоционального возбуждения. Апатия сопровождается сниженным уровнем активации, торможением, общей вялостью, сонливостью, замедленностью движений, ухудшением внимания и восприятия, снижением и неравномерностью пульса, ослаблением волевых процессов. Считается, что предстартовая лихорадка и предстартовая апатия мешают эффективному выполнению деятельности. Однако практика показывает, что это не всегда так. Во-первых, нужно учитывать, что порог возникновения данных состоянии у разных людей неодинаков. У людей возбудимого типа предстартовое эмоциональное возбуждение значительно сильнее, чем у лиц тормозного типа. Следовательно, тот уровень возбуждения, который для последних будет близким к «лихорадке», для первых окажется обычным предстартовым состоянием. Отсюда необходим учет индивидуальных особенностей эмоциональной возбудимости и реактивности разных людей. Во-вторых, в ряде видов деятельности состояние стартовой лихорадки может даже способствовать успешности деятельности.

3 Состояние врабатывания Врабатывание - процесс перехода системы из состояния покоя в рабочее состояние.

В начальном периоде деятельности функциональные системы и организм в целом, не достигают состояния, необходимого для успешного функционирования. Начало работы тоже не дает возможности сразу достигнуть необходимого рабочего состояния. Нужен некоторый срок, чтобы оно было постепенно достигнуто.

Необходимость данного переходного состояния обусловлена 1 – всякая система, находящаяся в каком-либо состоянии, проявляет свойство инертности, стремление сохранить это состояние.

2 – период врабатывания, является налаживание координационных связей между нервными центрами и работающими системами.

В начальном периоде работы наблюдается (гетерохронизм) разновременность в мобилизации различных функций организма. Мобилизация вегетативных функций происходит медленнее, чем двигательных или сенсорных, поэтому длительность периода врабатывания часто определяется вегетативными системами. В качестве средства, помогающего ускорить процесс врабатывания, является разминка (физическая или интеллектуальная).

4 Оптимальное рабочее состояние - создание оптимальных условий для деятельности человека или какой-либо функциональной системы, обеспечивающей выполнение стоящего перед ЧО задания.

Характеристики оптимального рабочего состояния:

- максимальное проявления всех обеспечивающих работу функций организма;

- длительность поддержания максимума функций;

- малый уровень колебаний (изменений) параметров функций;

- адекватность реагирования всех органов чувствительности;

- устойчивость оптимального состояния;

- синхронность работы блоков функциональной системы.

Именно по этим причинам работоспособность при оптимальных условиях труда оказывается наибольшей.

5 Фаза утомления – незначительное снижение уровня физиологических реакций. Функциональный потенциал человека снижается и, чтобы обеспечить прежнюю эффективность деятельности, ему нужно мобилизоваться, прилагать большие волевые усилия.

Утомление — это нормальное состояние, возникающее при длительной или интенсивной работе, в результате которой человеку становится сначала трудно, а затем и невозможно поддерживать требуемые интенсивность и качество работы.

Лишь когда резервные возможности человека, мобилизуемые силой воли, исчерпаны, эффективность деятельности начинает снижаться (период некомпенсированного утомления). Оно отражает перестройку регуляторных функций от оптимального режима работы к экстремальному для поддержания работоспособности на прежнем уровне. Различают: умственное и физическое утомление.

Факторы, влияющие на развитие утомления. На длительность периода утомления влияют:

1. возраст,

2. мотивация,

3. уровень тренированности,

4. волевые качества,

5. психофизиологические особенности личности.

Компоненты утомления (по Н.Д. Левитову):

- чувство слабосилия;

- нарушения внимания;

- нарушения сенсорной деятельности;

- нарушения моторной сферы;

- нарушения памяти и мышления;

- ослабление волевых процессов;

- сонливость.

6. Фаза срыва (отказа от работы) характеризуется:

1. значительными разногласиями различных механизмов регуляции деятельности,

2. неадекватной реакцией организма на внешние раздражители,

3. невозможностью продолжать работу,

4. нарушением деятельности внутренних органов, исполняющих вегетативные функции.

Чрезмерные по силе, длительности или частоте психические и физические воздействия приводят к развитию тормозных состояний, которые Н.Е. Введенский назвал парабиозом.

В 1 стадии, названной уравнительной, как на сильный, так и на слабый раздражитель реакция по величине оказывается одинаковой. Во 2 стадии — парадоксальной — на сильный раздражитель возникает меньшая реакция, чем на слабый. В 3 стадии — тормозной — ответа нет ни на сильный, ни на слабый раздражитель.

7. Фаза конечного порыва. Быстрая мобилизация всех систем организма, включение дополнительных резервов через 2 сигнальную систему, что повышает общую работоспособность. Один из его признаков — сильное потоотделение. Правда, оно может начаться и позже появляющегося облегчения. С потом выделяется часть молочной кислоты и других недоокисленных продуктов, накопившихся в организме. Облегчению способствует и увеличивающаяся утилизация кислорода тканями. Наибольший эффект достигается при наличии мотива большой социальной значимости (чувство ответственности, коллективизм и т.д.)

8. После окончания работы наступает еще одна важная фаза восстановления функций организма (отдыха). Он характеризуется тем, что физическая деятельность уже закончена, а психическая (внутренняя) еще продолжается. Возбуждение нервных центров, теплообмен, деятельность легких и сердца и т.д. еще продолжается, а иногда и увеличивается. После выполнения легкой работы он составляет 3-5 мин, а после тяжелой 60-90 мин. После очень тяжелой работы может продолжаться несколько дней.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...