ФГОС НОО об организации проектной деятельности младших школьников в образовательном процессе
При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост. Можно выделить механизмы системного обновления в образовании: обновление содержания; формирование универсальных учебных действий; современные технологии обучения; новая система оценивания результатов; Средства для системного обновления в образовании - введение ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО) [12]. Учителя начальной школы испытывают трудности в осознании новых целей начального образования, отсюда слабая ориентировка в широком арсенале учебных средств, неумение работать в нестандартной учебно-практической ситуации. Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть "то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно" (Л. Выготский). Организация проектной деятельности позволяет решить эту задачу, но требует более серьёзного осмысления и соблюдение определённых этапов в деятельности: Формирование учебных действий (ЗУНы + развитие широких познавательных интересов, инициативы любознательности); Постановка и решение учебных задач (поиск и решение, конкретизация решенной поставленной учебной задачи); Система решения учебных задач (система действий направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального продукта);
Отработка технологий создания и реализации проектных задач; Формирование учебного сообщества класса. Во внеурочной деятельности отдается предпочтение таким направлениям развития личности как: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, интеллектуальное, общекультурное. Эти направления могут быть реализованы через различные формы деятельности - кружки, проектные задачи, конференции, олимпиады, соревнования и др. Организационная структура ведения внеурочной деятельности включает две составляющие: системность и деятельностный подход. Необходимо построить образовательный процесс так, чтобы ученик сохранил физическое и духовное здоровье, укрепил веру в свои силы, сформировал симпатию к окружающим людям, проявил интерес к содержанию школьной жизни. Действия, которые помогут в преодолении объективных и субъективных трудностей участников образовательного процесса по организации проектной деятельности младшего школьника: . Учет возрастных особенностей младшего школьника, использование теории деятельности. . Ритмичность и цикличность (фазы) образовательного процесса (годовой цикл-проектирование совместной и индивидуальной деятельности). . Использование дополнительных средств вовлечения детей в содержание через проектирование и решение проектных задач. . Моделирование проектных задач позволяющее организовывать разновозрастное общение и групповое взаимодействие. Прообразом проекта в начальной школе являются проектные задачи, вокруг которых может развернуться вся работа, связанная как с новым подходом к качеству первого этапа школьного образования, так и с подготовкой к следующему шагу - к подростковой школе. Проектные задачи могут дать образовательные результаты только в деятельностной технологии, которая требует изменений и в содержании образования (переход на задачный принцип построения учебного процесса, ориентированность на освоение предметных способов действий и формирование УУД) и в организации образовательного процесса. Следует переход на динамическое расписание и введение коллективных (групповых, парных форм работ учащихся), принципиально новая система оценивания.
Выводы по главе I
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Достоинство проектного метода - высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия. Более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. Организация проектной деятельности позволяет решить эту задачу, но требует более серьёзного осмысления и соблюдение определённых этапов в деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|