Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты опытно-экспериментальной работы




 

По нашим наблюдениям, откликам детей и родителей проект нашёл эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически-развивающих задач.

Во время работы над проектом 2 раза проводилось анкетирование.

В первой части проекта учащимся предлагалось ответить на вопрос: "Нравится ли тебе участвовать в реализации проекта?" Были предложены варианты ответа на него: "занимаюсь с удовольствием", "нравится", "не очень нравится", "мне всё равно", - из которых ученик должен был выбрать только один. Отрицательных ответов не последовало, но три ученика выбрали ответ "мне всё равно".

Также учащиеся оценили своё отношение к творческому проекту. Ответы были следующие:

·   "проект интересный" - 44%;

·   "нужный" - 26%;

·   "непонятный" - 19%;

·   "трудный" - 11%.

Результаты исследования показали, что не все участники поняли суть и методику выполнения проекта, поэтому у некоторых проектная деятельность вызывала беспокойство.

Также на данном этапе работы по результатам педагогического наблюдения определялся уровень сформированности у младших школьников ключевых компетентностей. К таковым относятся: решение проблемы (постановка проблемы, целеполагание, планирование и оценка результатов), информационная (поиск и обработка информации) и коммуникативная (письменная коммуникация, устная презентация, работа в группе). На данном этапе у учащихся были частично сформированы ключевые компетенции. Преобладал низкий уровень решения проблемы и работы с информацией, частично средний уровень коммуникации.

После завершения работы над проектом уровень компетентностей учащихся немного повысился. Наметилась тенденция роста уровня компетенции решения проблем и работы с информацией, однако критерии коммуникации остались без изменения. На наш взгляд, для повышения уровня коммуникативной компетентности необходимо многократное участие детей в проектной деятельности.

Индекс удовлетворённости учащихся проектной деятельностью повысился, так как всем без исключения нравилось участвовать в проекте.

Учащиеся повторно оценили своё отношение к проекту. По сравнению с предыдущими ответами динамика положительного отношения к данному виду работ налицо:

·   "проект интересный" - 73%;

·   "нужный" - 90%;

·   "понятный" - 80%;

·   "полезный" - 64%;

Было определено, какой этап работы над проектом ученикам понравился больше всего. 48% участников проекта на первое место поставили презентацию, поиск информации - 36%; реализацию проекта - 11%, а 5% участникам "понравилось всё".

В своих отзывах о проделанной работе ученики отметили не только своё эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали её содержательный анализ, отметив, чему она их научила, какие были трудности и достижения.

Таким образом, анализ полученных результатов после проведения контрольного этапа эксперимента показал, что уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности.

Данный проект был разработан, внедрён в практику и в настоящее время завершён.

Были решены задачи:

раскрыто понятие метода проектов;

показана специфика применения проектного метода в начальной школе;

разработан и реализован творческий комплексный проект;

выявлены уровни сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности у учащихся.

Цели достигнуты:

определены возможности использования проектной технологии в системе урочной, внеурочной и внеклассной работы в начальной школе;

уровень ключевых компетентностей младших школьников в ходе проектной деятельности повысился.

Исследование показало, что проектная деятельность в рамках школы учит детей:

·   распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;

·   ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;

·   оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;

·   добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;

·   планировать свою работу;

·   оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;

·   выявлять и анализировать допущенные ошибки.

Метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальной школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации.

Выдвинутая гипотеза доказана: при правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.

Выводы по главе II

 

В данном исследовании выдвигается гипотеза: при правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала. Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:

·   Подготовительный этап включал разработку творческого комплексного проекта, знакомство учащихся и родителей с проектной технологией;

·   Основной этап предусматривал реализацию проекта с учащимися начальных классов и выявление уровня сформированности коммуникативной, информационной компетентностей и компетенции решения проблем в проектной деятельности;

·   Контрольный этап предполагал определение динамики продвижения учащихся, анализ результатов работы.

Анализ полученных результатов после проведения контрольного этапа эксперимента показал, что уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности.

Выдвинутая гипотеза доказана: при правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.


Заключение

 

В результате проделанной работы нами были решены следующие задачи:

Осуществлен информационный поиск и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме организации проектной деятельности. Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Изучены возрастные особенности младших школьников. Необходимость изменения роли ученика в учебном процессе и превращения его в активного участника этого процесса в настоящее время общепризнанна всеми - учёными, методистами, учителями. Возрождающийся в последнее время интерес к проектному методу обучения не случаен. Вот только вряд ли стоит надеяться на него как на единственный и универсальный. У учебного проектирования масса достоинств, одно из которых - осязаемый результат творческой деятельности учащихся. При этом нельзя забывать, что достижение подлинно творческого результата невозможно без всерьёз организованного процесса обучения. В процессе создания учебного проекта приобретение учащимися новых знаний, не может быть получено без опоры на базовые (основные) знания и на общие учебные и предметные действия. Существенное знание имеет и тема учебного проекта, которая должна соответствовать возрастным особенностям учащихся. Метод проектов может найти применение не только в старших классах. Более того, чтобы получить качественные проекты старшеклассников, надо начинать эту работу значительно раньше.

Организована проектная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности на основе методического материала, полученного в ходе исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:

·   Подготовительный этап включал разработку творческого комплексного проекта, знакомство учащихся и родителей с проектной технологией;

·   Основной этап предусматривал реализацию проекта с учащимися начальных классов и выявление уровня сформированности коммуникативной, информационной компетентностей и компетенции решения проблем в проектной деятельности;

·   Контрольный этап предполагал определение динамики продвижения учащихся, анализ результатов работы.

Проанализированы полученные результаты. Анализ полученных результатов после проведения контрольного этапа эксперимента показал, что уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности.

Выдвинутая гипотеза доказана: при правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.


Библиографический список

 

1. Бондаренко, А.И. Психологическая помощь. Теория и практика / А.И. Бондаренко. - М.: Класс, 2001. - 336.

2. Вахрушева, Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка / Л.М. Вахрушева // Русский язык. - 2007. - №14.

.   Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А.В. Петровского. - М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 439 с.

4. Землянская, Е.Н. Современные концепции начального образования <http://periodika.websib.ru/node/28784> / Е.Н. Землянская, О.А. Рыдзе // Завуч начальной школы. - 2008. - № 1. - С.3.

.   Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2008. - №4.

.   Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы / Н.М. Конышева // Начальная школа. - 2006. - №1.

.   Мисаренко, Г.Г. На пути к стандартам нового поколения / Г.Г. Мисаренко // КРО. - № 4. - 2008.

.   Мисаренко, Г.Г. Технологизация обучения как путь повышения качества овладения учебным материалом: научное издание / Г.Г. Мисаренко. - Калуга: ИП Кошелев А.Б. (Издательство "Эйдос"), 2007.

.   Модернизация системы профессионального образования / под редакцией С.Н. Кошмана, М.М. Мусарского, А.И. Рытова. - М.: АСОУ, 2006.

.   Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л.Ф. Обухова - М., Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.

.   Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2008.

.   Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Ч.1. - 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 400 с. - (Стандарты второго поколения).

.   Проектные задачи в начальной школе / под ред.А.Б. Воронцовой. - М.: Просвещение, 2010.

.   Соколова, Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка / Ю.А. Соколова // Русский язык в школе. - 2008.

.   Солдатова, З.М. Использование проектного метода обучения на уроках / З.М. Солдатова. - М.: Просвещение, 2009.

.   Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А. Ступницкая. - Ярославль: Академия развития, 2008.

.   Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...