Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обобщенные характеристики стереотипов в восприятии у врачей-терапевтов




 

«Легкий» больной «Трудный» больной
1. Немнительный 2. Ненавязчивый 3. Скромный, вежливый 4. Дисциплинированный в лечении 5. Доверяющий врачу 6. Добродушный, приветливый 7. Серьезный 1. Мнительный 2. Навязчивый 3. Конфликтный, грубый 4. Не соблюдающий режим 5. Недоверчивый 6. Унылый 7. Легкомысленный

 

В ряде работ отечественных исследователей представлены специфические рекомендации для общения с больными разных нозологических групп. Так, например, при общении с больным инфарктом миокарда рекомендуется использовать директивный стиль, позже сотрудничество, при некоторых формах невротических расстройств -эмоционально-нейтральный тип взаимодействия. Наименее разработанными являются вопросы проведения групповой терапии. Наиболее продуктивны в данном направлении исследования социально-психологических аспектов групповой психотерапии.

Социально-психологические аспекты здравоохранения включают изучение учреждений здравоохранения как специфических управляемых систем. Наибольшее внимание уделяется исследованию стилей управления, групповой динамики в медицинских коллективах, конфликтам в ходе выполнения профессиональной деятельности.

Диагностика стилей управления в учреждениях здравоохранения свидетельствует о преобладании директивного и директивно-попустительствующего стилей на уровне главных врачей и их заместителей. На уровне заведующих отделением чаще присутствует коллегиальный стиль управления. Однако в целом при сравнении социально-психологических стилевых характеристик управления в здравоохранении и других сферах деятельности с высоким интеллектуальным компонентом (образование, наука, культура) отчетливо выявляется тенденция более авторитарного, директивного управления в медицинских коллективах.

Вопросы групповой динамики и конфликтов в лечебно-профилактических учреждениях наиболее полно представлены в коллективной монографии немецких ученых под редакцией B. Dahme. Авторы предлагают свою классификацию конфликтов в больнице.

 

Классификация конфликтов в больнице (по В. Dahme)

 

  Врач Сестра Больной
Врач Тип А Тип В Тип С
Сестра Тип В Тип D Тип Е
Больной Тип С Тип Е Тип Р

 

Каждый из шести типов конфликтов имеет свои объективные и субъективные причины. Например, конфликты типа С и D обусловлены объективными обстоятельствами, возникающими при госпитализации:

 

Пациент Медицинский персонал
1. Потребность отношения к себе как к личности, имеющей определенный социальный статус 1. Интерес к личности больного редуцирован
2. Потребность в привычном поведении 2. Стремление добиться одинакового поведения больных, соответствующего роли пациента
3. Стремление к тишине и покою 3. Необходимость соблюдать общий больничный распорядок
4. Интерес к любимым занятиям 4. Стремление не допускать необычных занятий
5. Потребность в контактах с внешним миром 5. Стремление ограничить внешние контакты больного
6. Потребность в индивидуальном пространстве 6. Стремление к единообразию (все одинаково во всех палатах)
7. Желание эмоциональной близости с врачом 7. Желание сохранить социальную дистанцию
8. Желание индивидуального, внимательного лечения 8. Отношение к больному как «рабочему эпизоду»
9. Стремление быстрее вернуться к образу жизни здорового человека 9. Стремление для пользы пациента дольше сохранять медицинское наблюдение и необходимые ограничения

 

В настоящее время опубликованы результаты ряда исследований, посвященных изучению отношения медицинского персонала к организационным нововведениям: территориальным медицинским объединениям, внедрению хозрасчетных отношений, бюджетно-страховой медицины (Р. Л. Цванг, В. З. Кучеренко, Н. В. Яковлева, О. Е. Коновалов) [40]. Анализируется социально-психологическая структура медицинского персонала по отношению к нововведениям. Описываются группы «оптимистов», «пессимистов», «болота», рассматриваются социально-психологические детерминанты инертного и активного поведения членов медицинских коллективов в условиях реорганизации управленческой структуры.

Довольно сложные социально-психологические проблемы возникают в связи с введением платной медицины и страхового медицинского полиса. С одной стороны, появляются привилегированные медицинские учреждения, которые могут оказать услуги на очень высоком уровне, с другой - больницы и поликлиники, которым не под силу элементарные услуги. Страховой медицинский полис не гарантирует во многих случаях получение медицинской помощи. Отсюда возникают изменения в личности пациента из числа малообеспеченных: появляются страх, неуверенность и т. п. С введением должности социального работника в системе здравоохранения возникла проблема его взаимодействия с врачом при оказании медико-социальной помощи, проведения реабилитационной работы, групповой психотерапии и т. д.

Подводя итоги, можно отметить, что деятельность социальных психологов в области здравоохранения в нашей стране только начинает разворачиваться. Внедрение социальной психологии в практику здравоохранения идет по двум основным направлениям. Во-первых, путем создания социально-психологических служб при областных больницах и профильных диспансерах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск); во-вторых, путем расширения должностных обязанностей психологов, работающих в системе здравоохранения. Психологические исследования постепенно перестают восприниматься как нечто уникальное, а психологи становятся равноправными коллегами врачей, оказывающими действенную помощь в их нелегком и благородном деле.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...