Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философские концепции антропосоциогенеза




Антропосоциогенез. Эволюционная и трудовая концепции ант­ропогенеза

Важное значение для понима­ния сущности человека, путей развития общества имеет выяснение вопроса о происхожде­нии человека и его сознания. Антропосоциогенез (от греч. ап1гдроз - человек, §епез18 - происхождение) - учение, объединяющее в себе различные представления о проис­хождении и становлении человека и общества в процес­се их социокультурного взаимодействия. Существует несколько подходов к решению проблемы происхожде­ния человека. Наиболее ранние подходы связаны с раз­личными мифологическими концепциями о рождении человека из земли, воды, воздуха или космоса. На смену

мифологическому мировоззрению пришло религиозное в рамках которого была обоснована креационистская (от лат. сгеаИо - творение, создание) модель происхож­дения мира и человека. Для различных религий мира характерны: во-первых, вера в божественное происхож­дение жизни и человека; во-вторых, признание души как источника жизни, того, что выделяет человека из царства животных. Человек, согласно религиозной тео­рии, отличается от всех животных тем, что получил свою бессмертную душу от бога.

Религиозное учение о сотворении мира Богом из ни­чего получило название креационизма. На это учение опираются такие теистические религии, как иудаизм, христианство, ислам. Творение человека описывается в Библии как особый акт, в результате которого Бог непо­средственно сообщает человеку дыхание жизни, т. е. ди­намику существования, в котором биологическое соеди­нено с духовным - со свободной и сознательной самореа­лизацией тварной личности, изначально призванной к превосхождению своей тварной ограниченности через ответный, бескорыстный акт любви к Богу.

Специфической формой креационизма является так называемый «научный креационизм». Эта форма креа­ционизма получила развитие в рамках протестантского фундаментализма в США в 60-80 гг. XX в. в связи с уси­лением борьбы против эволюционного учения. Для на­учного креационизма характерен отказ от любых попы­ток использовать достижения наук о природе для пере­осмысления содержания библейского учения о творении мира; многоплановое обоснование библейской версии творения с помощью интерпретации новейших данных естествознания; оценка эволюционного учения как кон­курирующей концепции, уступающей «научному» креационизму в научной обоснованности.

Естественнонаучные представления о происхожде­нии человека возникают по мере развития биологии, антропологии, а позже - генетики. Наибольшую извест­ность во второй половине XIX в. получила эволюцион­ная теория Дарвина. В своих работах «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и других Дарвин обосновал идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития. В основе эволюции лежит естественный отбор. Главную причину изменчивос­ти организмов Дарвин видел в изменениях окружающих условий жизни. В процессе борьбы за существование вы­веивают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существо­вания. В соответствии с эволюционной теорией человек как особый биологический вид также имеет естествен­ное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. Психика человека, его способность мыслить, трудиться есть многократно уси­ленные естественным отбором инстинкты, низшие фор­мы которых есть и у животных. Эволюционная теория в определенном смысле растворяла человека в животном царстве. Дарвин не дал четкого ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира.

Ответить на этот вопрос попытался Энгельс в своей те­ории происхождения человека. Указав на целый ряд природных и социальных факторов становления челове­ка, Энгельс выделяет труд в качестве главной причины превращения обезьяны в человека. Труд - это целесооб­разная деятельность по преобразованию вещества при­роды с использованием орудий труда. Трудовая деятель­ность, считал Энгельс, присуща только людям и высту­пает основой существования человеческого общества. Труд создал человека, привел к развитию мозга, появле­нию сознания и речи.

Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способ­ности. Эти выводы были сформулированы Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

На протяжении XX в. исследования археологов, па­леонтологов, этнографов в определенной мере подтвер­дили основные положения Дарвина и Энгельса. Были найдены останки существ, которые занимают промежу­точное положение между древней человекообразной обезьяной и современным человеком. Однако на многие Вопросы, связанные со становлением человека, не суще­ствует однозначных ответов. Так, не объяснен в доста­точной степени процесс развития мозга человека и чело-

веческого разума. Высказывается множество других ги­потез, в том числе идеи о внеземном возникновении жиз­ни и человека.

Проблема происхождения человека и сегодня нахо­дится в стадии научного изучения. Современная наука свидетельствует, что именно эволюция представляет со­бой основополагающий фактор многообразной жизни Универсума. Бурное развитие такой молодой науки, как синергетика (наука о самоорганизующихся системах, рожденная в 80-е гг. XX в.), раскрыло наличие в нежи­вой, живой и социально-исторической реальности меха­низмов самоорганизации, перехода от хаоса к порядку, в свете которых «жизнь, заведомо укладывающаяся в рамки естественного порядка, предстает перед нами как высшее проявление происходящих в природе процессов самоорганизации»1. Достижения естествознания свиде­тельствуют о длительном возрасте Земли, о процессе эво­люции и его длительной истории. Научные методы дали науке геологические «часы», с помощью которых стало возможным изучение гигантских эпох, отстоящих от нас на сотни миллионов и даже миллиарды лет.

Превращение животных (гоминидов) в людей не мог­ло быть неким мгновенным, одноактным событием. Процесс становления и развития человека - антропоге­нез - носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан со становлением общества - социоге-незом. Становление человека и становление общества -две тесно связанные стороны единого по своей природе процесса - антропосоциогенеза, длившегося более 3 млн лет. Современный тип человека пото зар1еп5 - человека ра­зумного - появился 50-40 тыс. лет назад.

Выделение человека из животного мира было обус­ловлено целым рядом природно-биологических и соци­альных факторов. Под влиянием природно-климатиче­ских условий (изменение климата, исчезновение тропи­ческих лесов на обширных территориях) некоторые ви­ды человекообразных обезьян были вынуждены резко изменить свой образ жизни. Они перебрались с деревьевна землю, что привело к освобождению рук, усвоению прямохождения. Постепенно развивающиеся руки ста­новились органом для производства и использования орудий труда.

Наряду с природными вступают в силу и социальные факторы антропогенеза, и прежде всего - трудовая дея­тельность. Изготовление простейших, а затем и более сложных орудий труда имело огромное значение для становления человека. В ходе трудовой деятельности человек изменяет природу в соответствии со своими по­требностями. Совершенствуя орудия труда, человек раз­вивается одновременно и сам. Благодаря труду изменя­ется физиология древних людей, развивается мозг, гор­тань, органы чувств, видоизменяется форма черепа.

Трудовая деятельность способствовала развитию об­щения между людьми. Усложнение коммуникативного взаимодействия, потребности обмена информацией обус­ловили появление языка и речи. Развитие речевого обще­ния было одним из важных факторов антропогенеза.

Труд и членораздельная речь вели к совершенствова­нию головного мозга человека. Орудия рыболовства и охоты давали возможность перейти от употребления исключительно растительной пищи к потреблению мя­са. Мозг получил все необходимое для питания и быстро­го развития. Употребление мяса привело также к ис­пользованию огня и приручению животных.

Существенное значение в процессе антропогенеза имело изменение и регулирование семейно-брачных от­ношений. Животное стадо гоминидов основывается на эндогамии - близкородственных половых связях внутри стада. Антропогенез привел к запрету близкородствен­ных отношений внутри стада и переходу к экзогамии -установлению брачных отношений с членами других об­щин. Экзогамия способствовала переходу от животного стада к самой простой из форм человеческого сообщест­ва - первобытно-родовой общине.

Табу на близкородственные отношения, на кровосме­сительство - первый в ряду простейших социально-нрав­ственных запретов, возникших в глубокой древности. Помимо этого, уже самым примитивным сообществам были известны абсолютный запрет на убийство сопле­менника, требование поддержания жизни любого изсоплеменников, независимо от его физической приспо­собленности к жизни. Данные запреты касаются всех членов родовой общины и имеют характер обязательств, требований. Эти запреты имеют надбиологический, со­циальный характер, способствуют переходу к человече­скому нравственному существованию и потому выступа­ют как еще один важный фактор становления человека.

Завершающей стадией антропосоциогенеза стала так называемая «неолитическая революция», ознаменовавшая переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, от присваивающей экономики к производящей. Совершенствование орудий труда, переход к оседлому образу жизни, начало социального расслоения общества, дифференциация форм сознания, появление письменности и т. д. создавали предпосылки для перехода человеческого общества из первобытного состояния в цивилизованное.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное, синтезирующее в себе природное, социальное и духовное начала. Он является частью природы и вместе с тем не­разрывно связан с обществом. Биологическое, социаль­ное и духовное в человеке слиты воедино, и только в та­ком единстве существует человек. Биологическая при­рода человека - это его естественная предпосылка, усло­вие существования; социальность же и его духовность -сущность человека. Загадка человека, несомненно, связана с проблемой становления его сознания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...