Профстандарт педагогов ДОУ: функции воспитателя и требования к нему
Стандарт «Педагог (воспитатель, учитель)» регулирует функции, которые выполняет специалист в ходе реализации профессиональной деятельности. Таким образом, согласно профессиональному стандарту педагога-воспитателя, он:
- выполняет свою профессиональную деятельность в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
- принимает участие в разработке образовательной программы, программы развития ДОУ, создания в нем комфортной и безопасной среды, работает над их реализацией;
- занимается планированием и проведением учебных занятий с последующим анализом эффективности выбранных подходов;
- организует и анализирует академические успехи воспитанников за отчетный период и по окончанию дошкольного обучения;
- способствует формированию у детей навыка учиться, мотивирует их к этому, дает адекватную оценку знаниям согласно выбранным методам контроля.
Требования, которые профессиональный стандарт педагога по ФГОС выдвигает к воспитателям детского сада.
Скачать в хорошем качестве файл: "Требования профстандарта к воспитателям ДОУ"
Трудовые задачи
| Профстандарт требует от воспитателя участия в:
прогностической работе и корректировке образовательных задач, основанной на результатах мониторинга и в контексте индивидуальных особенностей детей.
формировании комфортной и безопасной среды в детском саду, необходимой для обучения и развития детей, оказания поддержки детям в период адаптации;
разработке ООП согласно с ФГОС дошкольного образования.
|
| Воспитателю следует выполнять организаторские функции, включаясь в:
- образовательный процесс в контексте непрерывного взаимодействия с воспитанниками в контексте индивидуализированного подхода;
- процесс конструктивного взаимодействия взрослых и детей, содействования в свободном выборе вида деятельности;
- разные виды детской деятельности, включая конструирование, игры, исследовательскую работу.
|
Необходимые умения
| Воспитатель в детском саду должен уметь:
- Задействовать в работе различные виды развивающей деятельности (познавательно-исследовательскую, продуктивную, игровую);
- Применять методы личностного, познавательного и физического развития дошколят в соответствии с ООП;
- Создавать условия для организации различных видов деятельности детей, обеспечивать для них игровое пространство и время.
- Использовать психолого-педагогический анализ для оценки академических и воспитательных результатов детей, степень сформированности у них качеств, которые необходимы для учебе в школе.
- Формировать партнерские отношения с родителями, повышать их педагогическую компетентность.
- Использовать ИКТ для планирования и реализации учебно-воспитательной работы.
|
Необходимые знания
| Согласно профессиональным стандартам для воспитателей, педагог в ДОУ должен знать:
- профессиональные компетенции педагога ДОУ;
- теории личностного, познавательного и физического развития детей дошкольного возраста и общие закономерности развития;
- специфику становления деятельности детей дошкольного возраста;
- личностный, деятельностный и культурно-исторический подходы в дошкольной педагогике;
- особенности организации работы с дошкольниками.
|
Таким образом, приводятся в соответствие те профессиональные компетенции, которые предъявляет к педагогам дошкольных учреждений ФГОС ДО, и перечень трудовых действий, которыми будут владеть воспитатели детского сада в связи с введением профстандарта «Педагог».
Важно подчеркнуть, что перечень трудовых функций для воспитателя определяет руководитель соглас профессиональным задачам учреждения. А потому заведующий из числа трудовых действий может поручить конкретному воспитателю только некоторые из заявленных в профстандарте, что впоследствии будет отображено в должностной инструкции и трудовом договоре. Поэтому Минтруда РФ предлагает руководителям:
- взять описание трудовых действий за основу;
- при составлении должностной инструкции объединять трудовые функции одного профстандарта или разных профстандартов;
- распределять трудовые функции одного из профстандартов между несколькими сотрудниками.
-
Практика внедрения профстандартов воспитателя
Несмотря на то, что профстандарты в ДОУ по ФГОС будут обязательными к исполнению с 1 сентября 2019 года, руководители учреждений самостоятельно определяют порядок введения профессиональных стандартов, учитывая мнение представительного органа работников. Правительственное постановление №584 требует от ДОУ завершить процесс введения профстандартов к 1 января 2020 года. Для этого руководителям учреждений следует применить следующий алгоритм:
- Издать Приказ о создании специальной рабочей группы.
- Составить План по организации введения профстандартов, который должен быть согласован с профсоюзными организациями. При этом важно учитывать время, которое потребуется для повышения квалификации и переподготовки педагогов, которые не соответствуют федеральным требованиям.
- В Плане отразить этапы применения профстандартов и их перечень, уточнить требования к профобразованию на основании квалификационных характеристик должностей, указать мероприятия по переподготовки и по образованию педагогов, а также список локальных актов, которые требуют корректировки в связи с введением профстандарта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: