Продукты и услуги информационного производства
Стр 1 из 3Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ Введение 1.Продукты и услуги информационного производства 2.Информационные издания (вторичные издания) 3.Рынок информационных продуктов и услуг: структура и характерные особенности 4.Информационное обеспечение и/или информационное обслуживание как составляющие единого информационного производства Выводы Литература
Введение Тема реферата «Производство информационных продуктов и услуг». Цель написания – ознакомится с: - продуктами и услугами информационного производства; - с понятием информационных изданий; раскрыть сущность: - рынка информационных продуктов и услуг, а так же - информационного обеспечения и информационного обслуживания. Продукты и услуги информационного производства Об информации и ее продуктах написано немало научных работ. Однако до сих пор не существует единого толкования этого феномена, охватывающего все ощущения, знания, сведения, данные, результаты наработанного человечеством опыта. Его исследуют специалисты различных направлений науки (политологи, экономисты, физики, математики, кибернетики и т. д.). Что такое информация? Ее невозможно увидеть, невозможно потрогать руками. Тем не менее обработка информации определенными способами и методами позволяет получить конкретные информационные продукты и услуги (ИПУ), пригодные для дальнейшей работы, исследований, расширения человеческих знаний. В связи с этим информационные продукты и услуги выступают, с одной стороны, как продукт интеллектуальной обработки больших массивов информации и знаний, лежащих в основе любых социальных и экономических процессов, а с другой — как базовые знания для дальнейшего использования при изготовлении конкретного (материального) товара или запуска конкретного производственного процесса. Таким образом, можно утверждать, что информационные продукты и услуги (ИПУ) — это семиотические (знаковые) овеществленные знания, непосредственно влияющие на интеллект человека. ИПУ — это продукт, создаваемый человеком и ориентированный на удовлетворение ментальных (духовных и интеллектуальных) потребностей человека.
Жизнь человека, группы людей, организации, общества, государства — это непрекращающийся процесс появления потребностей и их удовлетворения. Все множество средств удовлетворения потребностей принято разделять на продукты и услуги. Продукты — это вещи, потребление которых удовлетворяет чьи-то нужды, а услуги — действия, направленные на изменение состояния субъекта потребности. Такое деление на первый взгляд представляется вполне универсальным и исчерпывающим. Однако очевидность его во многом кажущаяся. Во-первых, то, что мы называем вещью, как правило, лишь относительно устойчивое состояние, «отрезок» процесса. Во-вторых, потребление (использование) вещи опосредуется теми или иными действиями, входящими в технологию потребления. В-третьих, продукт и услуга подчас взаимозаменяемы (например, приобретение новой вещи или ремонт старой). В-четвертых, услуги — действия, осуществляемые с помощью определенных вещей. В-пятых, производство любой вещи (продукта) соткано из сети действий, причем те из них, которые устойчиво повторяются и на выполнении которых специализируются соответствующие субъекты, составляют множество видов производственных услуг. Короче говоря, продукты и услуги, разные вещи на уровне обыденного сознания, при изучении технологии деятельности оказываются взаимодополняющими и взаимозаменяемыми компонентами единого процесса воспроизводства жизни человека, коллектива, организации, общества.
Как же соотносится с категориями продуктов и услуг понятие информации? Поскольку информация выступает в качестве одной из характеристик неравномерности распределения вещества или энергии в пространстве и времени, то, очевидно, она не может существовать вне материального носителя. Иными словами, и продукты, и услуги могут быть источниками информации для их потребителя. Так, деталь машины или механизма может «рассказать» о технологии ее изготовления, костюм — о составе красителей, используемых в текстильной промышленности, а отремонтированная квартира или сшитая на заказ обувь — о квалификации мастеров, оказавших эти услуги. Вместе с тем ясно, что применительно ко всем этим примерам упомянутые продукты и услуги не являются информационными, они призваны удовлетворить другие потребности. Особенности информации как продукции, произведенной для удовлетворения тех или иных потребностей индивидуальных или групповых пользователей, достаточно полно учитываются в нижеприведенном определении. Информацией (информационным продуктом, интеллектуальным продуктом, продуктом духовного или нематериального производства и т. п.) называется вещь или действие (продукт или услуга), которые их производитель предназначает для доставки определенных знаний получателю (потребителю) и которые способствуют пополнению знаний последнего, не требуя от него проведения каких-либо специальных, нетипичных познавательных действий (как правило, знания воспринимаются непосредственно чтением, наблюдением, слушанием и т. п.). Конечно, при пользовании этим определением нужно обязательно учитывать разницу между самим сообщением, имеющимися в нем данными и информацией, которую оно несет (дает) получателю. Только те данные являются информацией для потребителя, которые восприняты им (прошли через синтаксический фильтр), понятны ему (преодолели семантический фильтр) и стали наконец полезными, хотя бы потенциально, для решения какой-то задачи или проблемы (прагматический фильтр). С учетом этого обстоятельства информационными продуктами нельзя считать лекцию на непонятном языке, дискету с данными для человека, не имеющего доступ к компьютеру и т. п.
Итак, информация — это те продукты и услуги, которые их производитель предназначает для передачи знаний потребителю в максимально доступной для того форме. В этом смысле в народном хозяйстве производством и передачей информации занято около трети работающей части населения. Это работники аппарата управления всех уровней, сферы науки, культуры, образования, связи, информационно-вычислительного обслуживания и некоторых других отраслей. Под информационной продукцией обычно понимаются представленные в форме товара информационные ресурсы всех видов, а также программные продукты, базы и банки данных и другая информация. Таким образом, информационные услуги предназначены для удовлетворения информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов. Каждый производитель пытается поднять уровень конкурентоспособности своего товара. Это проявляется в наращивании технологических характеристик производимого объекта, увеличении его функциональных возможностей, модернизации товарного вида и т. п. В сфере вещественного/материального производства характеристики и условия создания, распространения и потребления продуктов регламентируются различными стандартами, техническими условиями, инструкциями. В информационном производстве качественные показатели продукции имеют характеристику, отличную от любого другого вида материального производства. Имеется в виду прежде всего уникальность информации, составляющая суть этого продукта. Как правило, приобретая информационный продукт, потребитель покупает лишь право знать содержание информации и право применять ее в личных целях. Уникальность информационного продукта проявляется также и на различных стадиях его жизненного цикла: производства, ценообразования, распространения, потребления. В отличие от любой продукции, где первоосновой является материальная сущность, в процессе обмена между производителем и потребителем информации не происходит отторжения информационного продукта от производителя, что является положительным экономическим фактором для создателя. Информационный продукт имеет генерационный эффект, то есть на основе одного продукта можно создать качественно иной информационный продукт.
Чем больше разных видов и форм услуг предоставляется, тем шире доступ к информации. В связи с этим необходимо отметить, что информационная служба создает два вида продукта: материальный (издания библиографического, методического, научного характера, базы данных, фонды, каталоги и т. п.) и нематериальный (информационную услугу). Первый вид продукта создается в процессе сбора, аналитико-синтети-ческой переработки информации, второй — только в процессе информационного обслуживания. Первый вид продукта обладает потенциальной способностью удовлетворять потребности пользователей при наличии двух условий: если у конкретных пользователей возникнет в них потребность и если к этим продуктам будет обеспечен доступ в форме информационной услуги. Доступ означает распространение, предоставление информации, приближение к ней, то есть преодоление пространства между документом и пользователем с помощью предлагаемых работниками информационной службы услуг, например, таких, как рассылка изданий (в том числе созданных информационной службой), их продажа, выдача документов на абонементе или в читальном зале, представление их на выставке, презентации, передача по каналам связи электронных документов и т. п. Доступ можно охарактеризовать как систему моделей, созданную информационной службой и позволяющую получить некое общее представление о продукте информационной службы, имеющихся в фонде документах. В нее входят такие услуги, как предоставление каталогов (в том числе электронных) для поиска документов фонда и дайджестов, системы ИРИ (избирательное распространение информации), а также метаинформации в фонде и электронной среде. Доступу к информации способствует трансформация данных, реализуемая в аналитических обзорах, конъюнктурных исследованиях, экспертных системах и т. п., которые предоставляются пользователям. Таким образом, важнейшая особенность информационной услуги — способность обеспечивать доступ пользователей к документам, информации, знаниям и тем самым удовлетворять их информационные потребности. Услуги удовлетворяют общекультурные, профессиональные, учебные, любительские и другие потребности и делают доступными разные виды информации: деловую (биржевую, финансовую, коммерческую, экономическую, статистическую), научно-профессиональную (научно-техническую, медицинскую, юридическую, экологическую и т. п.), социально-политическую, массовую, потребительскую и др.
Услуги подразделяются в зависимости от предмета запроса пользователя (документ, библиографические и фактографические сведения, новость, ориентирование и обучение, анализ ситуации, организации обслуживания). В частности, документные услуги обеспечивают доступ к изданиям, архивным документам на разных носителях (бумажных, электронных, компакт-дисках, аудио- и видеокассетах, микрокартах и др.); на разных языках (путем перевода); в режиме реального времени (on-line); в режиме отложенного времени (через электронную почту, «бронирование»); для ознакомления и временного пользования (абонемент, читальный зал, межбиблиотечный абонемент, экспозиции, внестационар-ные формы — библиотечные пункты, библиобусы и т. п.); для постоянного пользования (копирование на разные носители текстов, продажа документов, копий, электронная доставка документов — ЭДД). Справочные услуги предоставляют доступ к библиографическим, фактографическим, концептографическим банкам и базам данных, в том числе мультимедийным, гипермедийным, и отвечают (форма — справка) на библиографические и фактографические запросы пользователей устно, письменно, в режиме on-line и через электронную почту. Новостные услуги предлагают сообщения об актуальных событиях и темах, предоставляют рекламную информацию, извещают о новых изданиях и показывают их, в том числе через телекоммуникационные каналы, в режиме реального и отложенного времени (формы — новости, ИРИ, день открытых дверей, день информации, день специалиста, ярмарка идей, выставка новых поступлений, презентация, список новых поступлений, дайджест, прайс-лист, биржевые сводки и др.). Ориентирующие (учебно-консультационные) услуги содействуют ознакомлению пользователей с информацией в устной форме, в режиме on-line и через электронную почту (формы — консультация, семинар, лекция, урок, экскурсия, компьютерные курсы и пр.). Исследовательские услуги (в форме предоставления аналитической справки, аналитического обзора, маркетингового исследования, конъюнктурного исследования, материалов рекламного анализа, рейтинговой информации, в частности об индексе цитирования и рейтинге ученых, прогнозного исследования, пресс-досье и т. п.) доводят до пользователей анализ ситуации в интересующей их сфере, в том числе через лекоммуникационные каналы. Существуют также организационно-вспомогательные услуги, а именно распространение и прокат данных; организация пунктов обслуживания (в том числе библиотечных, музейных, компьютерных, видео-салонов); передача факса; прием запросов по телефону, электронной почте; запись информации на дискеты или кассеты пользователей; переплетные работы и др. Кроме того, в рамках комплексных услуг осуществляется обслуживание по договорам с предоставлением разных услуг по выбору заказчика. Самыми распространенными информационными услугами являются справочные, консультационные, а также услуги по предоставлению рекламной информации. В системе информационного обслуживания выполнение услуги означает положительный результат деятельности, невыполнение (отказ) — отрицательный. Причинами последнего могут быть ресурсные, технологические, технические, лингвистические и кадровые проблемы. Производство информационных услуг есть процесс упорядочения и переработки информации, в результате которого она приобретает форму потребительной стоимости или блага. Предметом труда (сырьем) в этом своеобразном производстве служит неупорядоченная информация, а средством труда — система научных и других знаний. Субъективным фактором труда здесь является человек, его рабочим органом — не рука, а мозг, а рабочим инструментом — соответствующим образом подготовленный интеллект. Труд этого работника — умственный, интеллектуально сложный. Вместе с тем он является своеобразным видом (может быть, модификацией) индустриального труда. Применение ЭВМ придает производству информационного продукта индустриальный характер: этот процесс базируется на принципах машинного производства — кооперации, разделении труда и системе машин. Однако место промышленного рабочего в нем занимают разработчик программ, программист, то есть элементы системы производства особого продукта — информационного. Таким образом, информационный продукт есть результат высокосложного, интеллектуального по своему содержанию труда совокупного работника индустриального типа. Новая научная информация как знание получается и используется в процессе интеллектуального труда, который неотделим от познания и сопровождает труд в любой сфере общественного производства, выступает результатом труда ученых, работающих в различных областях фундаментальных и прикладных наук (точных, естественных, технических, общественных и гуманитарных), труда конструкторов, инженеров, бизнесменов и менеджеров различных областей общественного производства, а шире — всех специалистов. Эта информация получает воплощение в форме различных документов, которые становятся источниками информации. Источники информации могут быть публикуемыми, то есть предназначаться для широкого распространения (разовые и сериальные издания, статистические и патентные документы, научно-техническое кино-и видеофильмы и т. п.), и непубликуемыми (отчеты о НИОКР и диссертации, препринты, неопубликованные деловые документы, материалы научно-технических мероприятий и конференций, переводы и т. п.). Их подготовка является одним из важнейших видов информационных услуг и до настоящего времени осуществлялась в основном в печатной форме (на бумаге) издательствами и полиграфической промышленностью. В последние годы все большее место занимают источники информации в электронной машиночитаемой форме, которые готовятся непосредственно в рамках информационной деятельности как неспециализированными организациями, так и соответствующими отделениями издательств. Источники информации могут приобретаться непосредственно потребителями, а также собираться и храниться в библиотеках и архивах, где в соответствии с определенными правилами обеспечиваются их библиографический учет и выдача потребителям по запросам на основе формальных и содержательных признаков (автор, заглавие, тематика и т. п.). Сложность работы по описанию источников информации в библиотеках и архивах требует наличия там особых подразделений или информационных служб, специализирующихся на выполнении этой операции и снабжении библиотек и архивов ее результатами как услуги в виде каталогов в традиционной или электронной формах. Продукты информационного производства можно разделить на две группы по их предназначению в расширенном воспроизводстве. К первой группе относятся продукты, предназначенные для прямого потребления обществом и его членами с явной выгодой для производителя информационного продукта. К ним относятся произведения искусства и литературы, научные труды, справочники, лекции, учебники, массовая информация и дезинформация, пропаганда и реклама, слухи и клевета и т. п. Производство и потребление информационных продуктов этой группы, как и аналогичных продуктов материального производства, подчиняется одним и тем же законам рынка. Ко второй группе относятся информационные продукты, которые производители предпочитают скрывать от общества, опасаясь какого-либо ущерба для себя. В эту группу информационных продуктов входит информация о технологических особенностях производства, о материальных затратах на производство, об объемах продаж и полученных доходах, об отрицательных свойствах производимой продукции, о согласованности действий и решений людей с принятыми законами и установленными обществом нормативами и др. За последние десятилетия быстрыми темпами развиваются электронные издания, ставшие важнейшим источником информации во всех областях науки и техники. Многие научные журналы выпускаются как в печатной форме, так и в электронной, а некоторые — исключительно в электронной. По данным авторитетного международного справочника (2000 г.), в мире издается более 10 тыс. наименований журналов в электронной форме, из них более 6,5 тыс. — одновременно в печатной иэлектронной формах, а свыше 3,5 тыс. на CD-ROM. Как прогнозируется в докладе германской фирмы, прочитанном в Московском государственном университете печати, в XXI в. электронные формы будут активно развиваться, хотя и не вытеснят печатные. Особенно заметным этот процесс будет в сфере деловой и справочной информации. Более быстрыми темпами начнет развиваться сфера предоставления информационных услуг в телекоммуникационном режиме, что потребует переориентации системы коммуникации на использование компьютерных сетей. Это в полной мере относится как к электронным изданиям, так и к базам данных, включая мультимедийные информационные продукты и услуги. Проблемы работы с электронными изданиями в библиотеках и возможные пути их решения рассматривались на международной конференции в Московском государственном университете культуры в 1999 году. Сейчас мир стоит перед проблемой создания электронных библиотек и простых, доступных любому потребителю технологий работы с электронными изданиями. Процесс интеграции электронных форм с традиционными идет полным ходом. Участники процесса коммуникации электронных изданий — издатели, подписные агентства, службы вторичной информации — берут на себя функции библиотек, используя при этом различные схемы агрегации информации или доступа к ней. Успешной работе в этом направлении способствует то, что электронные издания в ряде случаев стоят дешевле, чем печатные: цена электронной версии составляет примерно 90% стоимости печатной, если же покупаются обе версии, то их общая стоимость составляет 110—130% стоимости одной печатной версии. На мировом книжном рынке наблюдается постоянный рост цен на печатные издания, что ведет к сокращению подписки на них. Электронные публикации представляют собой один из путей выхода из сложившейся ситуации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|