Реализация принципа повышенной защиты несовершеннолетних в уголовном процессе
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание
Введение 1. Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними 1.1 Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних 1.2 Особенности предмета доказывания . Стадия предварительного расследования . Стадия судебного разбирательства Заключение Список использованных источников
Введение
Уголовный процесс представляет собой реакцию государства на совершенное преступление путем принятия необходимых мер по выявлению лиц, их совершивших, и привлечению виновных к установленной законом ответственности, а также защите потерпевших от преступного посягательства. Главные задачи уголовного процесса определены в Конституции Республики Беларусь. В ней, в частности установлено, что высшей целью государства является обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь (статья 21), государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств (статья 24) [1]. Несовершеннолетний в силу своего возраста и психического развития является особым субъектом уголовного процесса, права и законные интересы которого нуждаются в усиленной защите со стороны государства. В силу этого в законодательстве Республики Беларусь закрепляются нормы, охраняющие несовершеннолетних подозреваемого и обвиняемого от неправомерных действий со стороны государственных органов и должностных лиц, в частности, от незаконного привлечения в качестве обвиняемого, ограничения прав и свобод, незаконного осуждения. Все это более подробно будет описано в данной работе. Правом на защиту обладает как обвиняемый, так и подозреваемый, подсудимый, осужденный, оправданный. Это право осуществляется ими в пределах и порядке, установленных уголовно - процессуальным законодательством. (Пост)
Особенность права несовершеннолетнего на защиту заключается в обязанности участия защитника в уголовном процессе по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.(код) Особый порядок производства по делам данной категории основывается на возрастных, социально - психологических и других особенностях несовершеннолетних, которые требуют дополнительных гарантий для реализации прав этих лиц. Это содействует более полному и глубокому исследованию всех обстоятельств происшедшего преступления, выявлению причин и условий его совершения. Выполнение этих задач возложено на государственные органы и должностных лиц, уполномоченных осуществлять уголовное преследование по установленной Уголовно - процессуальным кодексом Республики Беларусь процедуре. Установленный порядок должен обеспечивать укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений, защиту от необоснованного обвинения или осуждения, незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, а в случае обвинения или осуждения невиновного - незамедлительную и полную его реабилитацию, возмещение ему физического, морального и имущественного вреда, восстановление нарушенных трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав. Актуальность темы, использованной при написании работы, заключается в наличии проблемных вопросов в законодательстве Республики Беларусь, неуточненность отдельных моментов. Все это на практике усложняет уголовный процесс, делает его неспособным выполнить поставленные перед ним задачи. Целью же данной работы является анализ вышеуказанных вопросов, а также выявление особенностей в производстве по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
изучить порядок осуществления производства по уголовным дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними; выявить особенности предмета доказывания; изучить стадии предварительного расследования и судебного разбирательства; выявить и проанализировать пробелы в уголовно - процессуальном законодательстве. Для написания данной работы были использованы нормы нормативных правовых актов Республики Беларусь, а также научные статьи и другие публикации известных белорусских юристов-теоретиков и практиков.
Реализация принципа повышенной защиты несовершеннолетних в уголовном процессе уголовное дело преступление несовершеннолетний Особый порядок производства по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними основывается на возрастных, социально - психологических и других особенностях несовершеннолетних, которые требуют дополнительных гарантий для реализации прав этих лиц. Особый порядок производства дел данной категории содействует более полному и глубокому исследованию всех обстоятельств происшедшего преступления, выявлению причин и условий его совершения. Производство по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних определяется как общими правилами Уголовно - процессуального кодекса Республики Беларусь, так и правилами главы 45 данного кодекса. Эти правила применяются по уголовным делам лиц, не достигших на день совершения преступления восемнадцатилетнего возраста [2, c.343]. Так статья 429 Уголовно - процессуального кодекса Республики Беларусь говорит о том, что в случае достижения несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым восемнадцатилетнего возраста участие: ) защитника подозреваемого или обвиняемого обязательно и продолжается до окончания производства по уголовному делу; ) законных представителей подозреваемого или обвиняемого в предварительном расследовании или в судебном разбирательстве прекращается, о чем орган, ведущий уголовный процесс, выносит мотивированное постановление (определение); ) педагога или психолога при допросе подозреваемого или обвиняемого необязательно [3]. В целях повышения эффективности работы по предупреждению преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и введения единой системы мер реагирования на такие преступления был издан Приказ Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Генерального прокурора Республики Беларусь № 24/107 “О системе мер реагирования на преступления, совершаемые несовершеннолетними”.
Согласно данному Приказу, начальники управлений и отделов внутренних дел, прокуроры должны осуществлять личный контроль и надзор за расследованием тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними. Следователи и лица, производящие дознание обязаны по каждому преступлению, совершенному несовершеннолетним в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, устанавливать обстоятельства употребления им спиртных напитков, потребления наркотических, лекарственных или других средств, влекущих одурманивание, а также причастных к этому взрослых. Кроме того, они обязаны в течение трех суток с момента принятия соответствующего решения направлять в инспекцию и комиссию по делам несовершеннолетних: копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего; справку - характеристику в отношении несовершеннолетнего (после окончания производства предварительного расследования, в том числе прекращения производства по уголовному делу по основаниям, не исключающим вины несовершеннолетнего), а также в отношении обвиняемого, к которому не применена мера пресечения в виде заключения под стражу; копию представлений об устранении нарушений закона, причин и условий способствовавших совершению преступления, внесенных в учреждения образования, предприятия, организации или соответствующим должностным лицам. При разрешении материалов и расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних незамедлительно информировать: органы здравоохранения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении и лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ;
органы управления образования - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ - интернатов и других детских учреждений, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в общеобразовательных учреждениях; органы социальной защиты, органы опеки - о выявлении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, чьи родители по той или иной причине не исполняют своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей; комиссию по делам несовершеннолетних, органы комитета по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в связи с этим в организации занятости и позитивном влиянии общества. В случае неподтверждения подозрения либо прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего по реабилитирующим основаниям, в течение трех суток с момента принятия решения орган, ведущий уголовный процесс, направляет копию соответствующего постановления в инспекцию по делам несовершеннолетних. Начальники районов и отделов внутренних дел проводят служебное разбирательство по каждому преступлению, совершенному несовершеннолетним в период отсрочки исполнения наказания, испытательного срока при условном неприменении наказания, в случае совершения серии преступлений (не менее пяти) или в группе (не менее трех человек), а также по каждому факту совершения несовершеннолетним особо тяжкого и тяжкого преступления против жизни и здоровья человека, совершения преступления несовершеннолетним, отбывшим наказание в виде лишения свободы (при проведении служебных разбирательств по фактам совершения преступлений несовершеннолетними должны выясняться причины и условия, способствовавшие совершению преступлений). Данные лица принимают меры дисциплинарного воздействия в отношении сотрудников, допустивших нарушения нормативных актов о предупреждении правонарушений несовершеннолетних. О результатах служебного разбирательства сообщается прокурору [4]. Что же касается производства по уголовному делу, то следует отметить, что начальная стадия уголовного процесса - возбуждение уголовного дела. В этой стадии государственные органы, должностные лица, уполномоченные осуществлять уголовное преследование, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры по обнаружению и выявлению лиц, их совершивших, возбуждению уголовного дела, привлечению виновных к предусмотренной закон ответственности и созданию условий для постановления судом законного, обоснованного и справедливого приговора.
Подлежат выяснению обстоятельства как влекущие за собой возбуждение уголовного дела, так и исключающие производство по делу. Принимаются также меры к предупреждению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления. Суть возбуждения уголовного дела заключается в том, чтобы: установить наличие или отсутствие фактических и правовых оснований для начала производства по уголовному делу; обеспечить своевременное реагирование на преступления для их быстрого и полного раскрытия и установления лиц, их совершивших; предотвратить расследование фактов, не содержащих признаков преступления; осуществить первоначальную квалификацию деяния, содержащего признаки преступления, и определить пределы исследования обстоятельств конкретного уголовного дела; установить орган, обязанный осуществлять производство по уголовному делу. Правом возбуждать уголовные дела обладают прокурор, следователь, орган дознания. Дела частного обвинения возбуждаются гражданином путем подачи в районный (городской) суд заявления о привлечении лица к уголовной ответственности. С момента принятия судом заявления к своему производству данный гражданин становится частным обвинителем и ему должны быть разъяснены права, о чем составляется судьей протокол. Также следует упомянуть о том, что уголовное дело возбуждается при наличии определенных условий - поводов и оснований. Повод к возбуждению уголовного дела - установленный уголовно - процессуальным законом источник, из которого компетентные органы и должностные лица получают информацию о преступлении [2, c.118]. Согласно статье 166 Уголовно - процессуального кодекса Республики Беларусь поводами к возбуждению уголовного дела являются: 1) заявления граждан; 2) явка с повинной; 3) сообщения должностных лиц государственных органов, предприятий, учреждений и организаций; 4) сообщение о преступлении в средствах массовой информации; 5) непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления. Основания к возбуждению уголовного дела - это наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, а также исчезновение лица. Для возбуждения уголовного дела необходимо иметь достоверные, тщательно и всесторонне проверенные данные о готовящемся или совершенном преступлении. Необходимо указать и том, что статья 29 Уголовно - процессуального кодекса Республики Беларусь содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу, а значит и его возбуждение: отсутствие общественно - опасного деяния, предусмотренного уголовным законом; отсутствие в деянии состава преступления; истечение сроков давности; наличие акта амнистии; примирение лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым по делам частного обвинения, за исключением случаев, указанных в законе; отсутствие заявления пострадавшего от преступления, если дело возбуждается не иначе как по его заявлению, кроме случаев, предусмотренных законом; в отношении умершего, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для его реабилитации; в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению либо определение суда о прекращении производства по уголовному делу по тому же основанию; наличие в отношении лица неотмененного постановления органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела; в случае вступления в силу закона, устраняющего наказуемость деяния [3]. При наличии поводов и оснований органы уголовного преследования выносят постановление о возбуждении уголовного дела по факту совершенного преступления либо в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления. Постановление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. В водной части указывается место и время его вынесения, кем оно составлено. В описательной - излагаются повод и основание к возбуждению уголовного дела. В резолютивной - статья уголовного закона, по признакам которой оно возбуждается, а также дальнейшее направление дела. Копию постановления о возбуждении уголовного дела в течение 24 часов направляется прокурору. Одновременно с возбуждением уголовного дела должны быть приняты меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления. После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела прокурор направляет дело следователю или органу дознания для производства расследования либо сам приступает к производству предварительного следствия. В случае отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела, а равно при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания, следователь, прокурор выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Важными условиями обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовных дел являются прокурорский надзор и ведомственный контроль [2, c.121]. Доказательствами по уголовному делу являются любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых орган, ведущий уголовный процесс, устанавливает наличие или отсутствие общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, виновность лица, совершившего это деяние, либо его невиновность и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела. Признаками доказательств в уголовном процессе являются: ) это фактические данные, которые в теории доказательств подразделяются на сведения о фактах и доказательственные факты; ) это данные, полученные из предусмотренного в законе источника; ) это данные, полученные в определенном законом порядке; ) это данные, на основе которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Предметом доказывания по уголовному делу является совокупность фактических обстоятельств, которые необходимо установить для разрешения дела по существу. Статья 89 Уголовно - процессуального кодекса устанавливает, что при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства уголовного дела подлежат доказыванию: ) наличие общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения); ) виновность обвиняемого в совершении преступления; ) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого (обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, характеризующие личность обвиняемого); ) характер и размер вреда, причиненного преступлением. Особенность предмета доказывания по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, заключается в том, что помимо перечисленных подлежат установлению следующие обстоятельства: ) возраст несовершеннолетнего. При исследовании личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно установление точного возраста несовершеннолетнего, который необходим для решения вопроса о привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения) должен быть подтвержден документами о возрасте: свидетельством о рождении или паспортом. Если эти документы отсутствуют, то назначается судебно - медицинская экспертиза для установления возраста. ) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего. Выяснение этих обстоятельств включает в себя выяснение жилищных и материальных условий семьи, образа жизни подростка, его родителей или лиц их заменяющих, условий учебы или работы и особенно проведение свободного времени. ) степень интеллектуального, волевого и психического развития. Важно выяснить уровень общего развития несовершеннолетнего, то есть способность ориентироваться в конкретной обстановке, разумно давать оценку своему поведению и руководить своими действиями. Этому может помочь установление данных, которые характеризуют его поведение в семье, по месту учебы или работы, взаимоотношения в семье или по месту учебы или работы, в кругу знакомых. Обращается внимание на поведение несовершеннолетнего до и после совершения преступления. Необходимо получить данные о его психическом состоянии, состоянии здоровья, наклонностях и другое. ) наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников. Для этого необходимо выяснить были ли взрослые подстрекатели. При наличии таких данных важно определить действительную роль несовершеннолетнего в совершении преступления. С этой целью необходимо установить такие обстоятельства, как применение мер физического и психического воздействия на несовершеннолетнего (убеждение, запугивание, обман, подкуп, совместное распитие спиртных напитков и другое). Взрослые, склонившие несовершеннолетнего в преступную деятельность, должны привлекаться к уголовной ответственности. Кроме того, важно установить пределы доказывания, то есть совокупность доказательств, необходимых и достаточных для достоверного выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Определяя пределы доказывания, орган, ведущий уголовный процесс, решает вопрос об оптимальных границах исследования каждого обстоятельства [5, c.254]. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что наше государство уделяет большое внимание такому вопросу, как совершение преступлений несовершеннолетними. Это проявляется в установлении особого порядка производства по уголовным дела, расширения предмета доказывания путем внесения в него обстоятельств, подлежащих доказыванию по данной категории дел. Кроме того, необходимо отметить, что в уголовном процессе по делам о преступлениях несовершеннолетних определенным образом участвуют не только органы уголовного преследования, но и другие учреждения и организации. Так прокурор обязан информировать о привлечении несовершеннолетних в качестве подозреваемых (обвиняемых) комиссию по делам несовершеннолетних, органы здравоохранения, органы учреждения образования, органы социальной защиты. Все это свидетельствует о повышенной защите прав несовершеннолетнего в Республике Беларусь, и о усилении внимания к данного рода преступлениям. Однако, число общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними не уменьшается. Поэтому следует разработать систему мероприятий по совершенствованию воспитательного процесса молодежи, а также обеспечить создание учреждений, где молодые люди могли бы проводить свободное время в зависимости от своих увлечений и с целью для общества. Наиболее остро данная проблема проявляется в поселках городского типа, а также в сельских населенных пунктах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|