Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности производства следственных действий




 

Предварительное расследование представляет собой деятельность органов дознания, дознавателя, следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства.

Их цель - быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение и привлечение в качестве обвиняемого лица, его совершившего, принятие мер по пресечению преступления, а также мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением.

По отношению к судебному разбирательству предварительное расследование носит вспомогательный характер и играет служебную роль. Само название этой стадии говорит о том, в дальнейшем предстоит еще и окончательное производство по делу в форме судебного разбирательства, для которого выводы предварительного расследования не являются обязательными.

Сказанное не означает, что производство осуществляется только для суда. В стадии предварительного расследования дело может получить и окончательное разрешение путем прекращения производства по делу.

Гарантиями законности предварительного расследования служит прокурорский надзор за решениями, принимаемыми органами дознания и следователем.

Уголовно - процессуальное законодательство предусматривает две формы предварительного расследования преступлений: предварительное следствие и дознание. Основное различие между ними выражается в двух признаках: во - первых, предварительное следствие и дознание осуществляются различными органами (следствие - следователем, дознание - органом дознания, дознавателем), и, во - вторых, имеются особенности в объеме и сроках процессуальной деятельности по уголовному делу. Во всем остальном обе формы расследования подчиняются общим, единым требованиям уголовно - процессуального законодательства. Доказательства, полученные органом дознания в пределах предоставленных ему процессуальных полномочий, имеют для суда такое же процессуальное значение, так и доказательства, собранные следователем.

Уголовно - процессуальный закон предусматривает два вида дознания - дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, и дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно.

При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствие обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия, перечень которых является исчерпывающим.

В целях обеспечения законности об обнаруженном преступлении и возбуждении уголовного дела орган дознания немедленно уведомляет прокурора. В соответствии с Уголовно - процессуальным кодексом Республики Беларусь дознание этого вида должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлению этот срок не подлежит. Если орган дознания выполнит неотложные следственные действия ранее этого срока, он обязан немедленно отправить дело следователю. После этого орган дознания может производить по нему следственные и оперативно - розыскные действия только по поручению следователя. В случае неустановления в десятидневный срок лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, орган дознания продолжает расследование до его установления. Это относится к делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, и менее тяжких преступлениях.

Второй вид дознания регламентирован статьей 187 Уголовно - процессуального кодекса Республики Беларусь. Это дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно. Он состоит в полном расследовании дела органом дознания. Суть этого вида дознания состоит в том, что орган дознания возбуждает уголовное дело и принимает предусмотренные уголовно - процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. В этом случае дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела и до дня передачи его прокурору для направления в суд либо вынесения постановления о прекращении производства по делу.

Основу предварительного следствия составляет уголовно - процессуальное доказывание, которое осуществляется путем собирания и проверки доказательств. Это достигается посредством производства следственных действий.

Следственные действия - это производимое следователем процессуальное действие, направленное на обнаружение и закрепление фактических данных, имеющих значение для установления обстоятельств совершенного преступления.

Следственные действия можно разделить на две группы:

) действия, направленные на собирание и проверку доказательств (допрос свидетеля, обыск, выемка, освидетельствование и другое);

) действия, реализующие решения следователя по наиболее важным вопросам (ознакомление участников процесса с материалами дела и другое), то есть направленные на обеспечение прав участвующих в деле лиц.

Каждое следственное действие проводится в строго определенном порядке, подлежит обязательному процессуальному закреплению в соответствующих документах. Кроме того, следственные действия производятся не хаотично, а лишь при наличии оснований, то есть фактических данных, диктующих необходимость выполнения определенных действий в интересах установления истины по делу.

Виды следственных действий, направленных на собирание и проверку доказательств:

) осмотр;

) освидетельствование;

) следственный эксперимент;

) обыск;

) выемка;

) наложение ареста на имущество;

) контроль и запись переговоров;

) допрос;

) очная ставка;

) опознание;

) проверка показаний на месте;

) производство экспертизы;

) получение образцов для сравнительного исследования.

Однако производство по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних определяются как общими правилами Уголовно - процессуального кодекса Республики Беларусь, так и правилами главы 45 данного кодекса. Эти правила применяются по уголовным делам лиц, не достигших надень совершения преступления восемнадцатилетнего возраста.

Производство по уголовным делам данной категории осуществляется следователем. Это относится и к делам, когда часть обвиняемых является взрослыми, а также когда уголовное дело о преступлении, совершенным несовершеннолетним, возбуждено после достижения им восемнадцати лет. Органы дознания по этим делам могут выполнять лишь неотложные следственные действия, после чего дело передают следователю. Для расследования уголовных дел данной категории должны выделяться следователи, обладающие высокой профессиональной квалификацией и жизненным опытом.

Если несовершеннолетний участвовал в совершении преступления вместе со взрослыми, дело о нем может быть выделено в отдельное производство при условии, что это не создаст препятствий для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств уголовного дела. Этим достигается быстрота расследования и уменьшается опасность вредного влияния взрослых участников преступления на несовершеннолетнего. Если выделение дела о несовершеннолетних в отдельное производство может отрицательно сказаться на качестве расследования, выделение дела не производится. Следствие ведется в отношении всех обвиняемых, но следователь обязан принять все меры, чтобы предотвратить влияние взрослых обвиняемых на несовершеннолетнего. На практике большую помощь в расследовании дел о преступлениях несовершеннолетних следователям оказывают органы дознания - инспекции по делам несовершеннолетних, которые перед вызовом несовершеннолетнего на допрос следователю представляют ему информацию о лице, ранее состоявшем на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Вызов несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, не находящегося под стражей, к следователю осуществляется через его родителей или других законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специальном детском учреждении, - через администрацию этого учреждения.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день. При данном допросе участие педагога или психолога обязательно. Они вправе с разрешения следователя, прокурора задавать вопросы несовершеннолетнему, а по окончанию допроса - знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права разъясняются педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего, о чем делается отметка в протоколе допроса. Такие же права и у защитника при допросе несовершеннолетнего обвиняемого. Причем участие защитника по этой категории дел обязательно, так как является дополнительной гарантией защиты его прав и законных интересов и правильности выбора для него меры пресечения или иных принудительных мер [6, c.87].

Педагог (психолог) выступает в уголовном процессе в качестве специалиста.

Согласно Уголовно - процессуальному кодексу Республики Беларусь, специалистом является не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, обладающие специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, вызванное органом, ведущим уголовный процесс, для участия и оказания содействия в производстве следственных и других процессуальных действий. Педагог или психолог, участвующие в допросе несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, также являются специалистами.

Специалист имеет право:

) знать цель своего вызова;

) отказаться от участия в производстве по материалам и уголовному делу, если он не обладает специальными знаниями и навыками;

) задать вопросы участникам следственного действия с разрешения органа уголовного преследования и суда;

) знакомиться с протоколом следственного и иного процессуального действия, в котором он участвовал, а также в соответствующей части - с протоколом судебного заседания и делать подлежащие внесению в протокол замечания относительно полноты и правильности записи хода, содержания и результатов производившихся при его участии действий;

) подавать жалобы на действия органа, ведущего уголовный процесс, заявлять ходатайства о принятии мер по обеспечению его безопасности, членов семьи, близких родственников и иных лиц, которых он обоснованно считает близкими, а также имущества;

) получить возмещение понесенных им расходов и вознаграждение за выполненную им работу, не входящую в круг его прямых служебных обязанностей.

Специалист обязан:

) явиться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс, для оказания ему необходимого содействия;

) предоставить органу, ведущему уголовный процесс, документы, подтверждающие его специальную квалификацию;

) сообщить по требованию органа, ведущего уголовный процесс, а также сторон в судебном заседании сведения о своем профессиональном опыте и отношения с лицами, участвующими в производстве по материалам и уголовному делу;

) участвовать в производстве следственных и других процессуальных действий, используя специальные знания, навыки и научно-технические средства для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств;

) давать пояснения по поводу выполняемых им действий;

) подчиняться законным распоряжениям органа, ведущего уголовный процесс;

) соблюдать порядок при производстве следственных действий и во время судебного заседания;

) не разглашать сведения об обстоятельствах дела и иные сведения, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу, если он был предупрежден об этом органом уголовного преследования или судом.

За разглашение данных предварительного расследования или закрытого судебного заседания без разрешения органа, ведущего уголовный процесс, специалист несет ответственность в соответствии со статьей 407 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Следует отметить, что в уголовно - процессуальном законодательстве Республики Беларусь существует Постановление Совета Министров Республики Беларусь “Об утверждении положения о порядке привлечения педагога (психолога) для участия в уголовном процессе”. Данное Постановление содержит следующие положения.

Педагог (психолог) - лицо, обладающее специальными знаниями в области педагогики (психологии) и имеющее соответствующее образование и квалификацию.

Педагог (психолога) привлекается для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля в целях установления психологического контакта, атмосферы доверия, соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних участников уловного процесса.

Руководители органов управления образованием местных исполнительных и распорядительных органов совместно с руководителями подчиненных им учреждений образования, а также руководители высших, средних специальных и профессионально - технических учебных заведений республиканского подчинения на основании письменного обращения органа, ведущего уголовный процесс:

ежегодно определяют персональный состав педагогов (психологов), привлекаемых для участия в уголовном процессе (с их согласия), о чем издаются соответствующие приказы органа управления образованием местного исполнительного и распорядительного органа и высшего (среднего специального, профессионально - технического) учебного заведения республиканского подчинения;

утверждают списочный состав и график привлечения педагогов (психологов) для участия в уголовном процессе (с указанием их фамилии, имени, отчества, места работы и жительства, служебного и домашнего телефонов);

выдают педагогу (психологу) соответствующее удостоверение.

Данные лица могут быть привлечены для участия в уголовном процессе в любое время суток. Они на период участия в производстве процессуальных действий освобождаются от выполнения своих служебных обязанностей.

Орган, ведущий уголовный процесс, при привлечении педагога (психолога) для участия в производстве процессуальных действий в ночное время обеспечивают его доставку и возвращение к месту жительства, а также выдает соответствующий документ, подтверждающий участие данных лиц в производстве процессуальных действий [7].

Кроме того, необходимо сказать о том, что на практике педагог (психолог), участвующий в уголовном деле в качестве специалиста, не выполняет в полной мере поставленные перед ним задачи и не оказывает несовершеннолетнему необходимую ему помощь.

Одной из неотъемлемых гарантий законных прав несовершеннолетнего является участие в следственных действиях и на суде его законных представителей. Если таковые имеются, то их участие в уголовном деле обязательно.

Законными представителями подозреваемого, обвиняемого, лица, совершившего общественно опасное деяние являются их родители, усыновители, опекуны или попечители, представляющие при производстве по уголовному делу интересы соответственно несовершеннолетних или недееспособных участников уголовного процесса. Законными представителями не могут быть лица, признанные недееспособными.

При отсутствии у подозреваемого, обвиняемого, лица, совершившего общественно опасное деяние законного представителя из числа указанных в части первой настоящей статьи лиц орган, ведущий уголовный процесс, признает их законным представителем орган опеки и попечительства.

Не может быть признано и допущено к участию в производстве по уголовному делу в качестве законного представителя подозреваемого, обвиняемого или лица, совершившего общественно опасное деяние, - лицо, которому вменяемым подозреваемому или обвиняемому деянием, предусмотренным уголовным законом, причинен вред, а также лицо, которому причинен вред общественно опасным деянием.

Если после признания лица законным представителем подозреваемого, обвиняемого, лица, совершившего общественно опасное деяние будет установлено отсутствие оснований для пребывания его в положении законного представителя, орган, ведущий уголовный процесс, своим мотивированным постановлением (определением) прекращает участие данного лица в уголовном процессе в качестве законного представителя.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь законный представитель подозреваемого, обвиняемого, лица, совершившего общественно опасное деяние, допущенный в этом качестве к участию в производстве по уголовному делу, имеет право:

) знать сущность подозрения, обвинения, содержание предъявленного иска;

) знать о вызовах представляемого им участника уголовного процесса в орган, ведущий процесс, и сопровождать его;

) участвовать по его ходатайству или ходатайству представляемого им лица в производимых органом уголовного преследования с участием представляемого им лица следственных или других процессуальных действиях;

) давать пояснения;

) представлять доказательства;

) пользоваться родным языком или услугами переводчика;

) возражать против действий органа уголовного преследования и требовать внесения его возражений в протокол следственного или другого процессуального действия, проводимого с его участием;

) участвовать при рассмотрении судом жалоб на задержание, заключение под стражу, домашний арест подозреваемого либо обвиняемого и обжаловать решение суда;

) знакомиться с протоколами следственных и других процессуальных действий, в которых он или представляемый им участник уголовного процесса участвовали, и делать замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколах; при участии в следственном или другом процессуальном действии, а также в судебном заседании требовать внесения в протокол указанного действия или судебного заседания записей об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены; знакомиться с протоколом судебного заседания и приносить на него замечания;

) участвовать в судебном заседании суда первой инстанции, в том числе в исследовании доказательств, а также в заседаниях судов кассационной, надзорной инстанций и при производстве по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам;

) и другие права.

Законный представитель не вправе совершать какие-либо действия против интересов представляемого им участника уголовного процесса.

Кроме того, он обязан:

) представлять органу, ведущему уголовный процесс, документы, подтверждающие его полномочия законного представителя;

) являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс, для защиты интересов представляемого им лица;

) представлять имеющиеся у него предметы и документы по требованию органа, ведущего уголовный процесс;

) подчиняться законным распоряжениям органа, ведущего уголовный процесс;

) не разглашать сведения об обстоятельствах, ставших известными ему по уголовному делу, если он был предупрежден об этом органом уголовного преследования или судом.

Законный представитель допускается к участию в уголовном деле постановлением следователя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. Перед допросом законному представителю разъясняются его права. Однако следователь может отказать в таком участии, если имеются основания считать, что действия законного представителя наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого или осуществляются с нарушением закона. Если следователь установил такие основания, он выносит об этом постановление, в котором излагаются основания отстранения законного представителя от участия в уголовном деле. В этом случае к участию в уголовном деле должен быть допущен другой законный представитель несовершеннолетнего. На практике имеют место случаи, когда извещенный надлежащим образом законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого не является для участия в следственном действии с участием несовершеннолетнего. Представляется, что в таких случаях можно проводить следственное действие без законного представителя, но при отсутствии возражений со стороны несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого. Следователь вправе по окончании предварительного следствия вынести постановление о непредъявлении несовершеннолетнему для ознакомления тех материалов уголовного дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие, а ознакомить с этими материалами его законного представителя [2, c.256].

В пункте 4 статьи 9 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года и статье 10.1 Минимальных стандартных правил ООН от 29 января 1985 года (далее - Пекинские правила), касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, содержится требование, согласно которому уполномоченные должностные лица и государственные органы обязаны в случае задержания или арест несовершеннолетнего незамедлительно (в кратчайшие сроки) извещать об этом его родителей (опекунов) или других членов семьи, сообщаю также необходимую информацию относительно местонахождения несовершеннолетнего [8,9].

В указанном требовании проявляется забота о несовершеннолетнем и понимание особенного характера взаимоотношений подростка со своими родителями, очевидной потребности ребенка в помощи близких ему людей и общении с ними. Не менее важное значение придается интересам родителей подвергнутых задержанию подростков, поскольку переживания, связанные с отсутствием информации о местонахождении их детей, могут причинить им глубокие нравственные страдания.

Поэтому лица, ведущие производство по уголовному делу, должны не позднее двенадцати часов с момента задержания подозреваемого уведомлять об этом кого-либо из его близких родственников, а при их отсутствии - других родственников или предоставлять возможность такого уведомления самому подозреваемому.

Конвенция о правах ребенка исходит из того, что именно родители (в соответствующих случаях - опекуны) несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Это обстоятельство является одним из оснований для привлечения законных представителей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых к участию в производстве по уголовному делу. Участвуя в нем, родители и опекуны тем самым оказывают несовершеннолетнему общую психологическую и эмоциональную поддержку, компенсируют своим советами и помощью отсутствующие у него знания и жизненный опыт.

В международном праве содержится требование об обеспечении гарантии права несовершеннолетнего на присутствие родителей или опекунов на всех этапах судебного разбирательства. Причем, согласно Пекинским правилам, компетентные органы должны наделяться полномочием требовать присутствия этих лиц в интересах несовершеннолетнего.

В качестве законных представителей вправе участвовать родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, представители учреждений или организаций, на попечении которых он находится, а также органы опеки и попечительства.

Естественно, что законные представители, призванные защищать права несовершеннолетних, не должны совершать действия и принимать решения, противоречащие законным интересам подростка. Противоречия между интересами несовершеннолетнего и его законных представителей не обязательно вытекают из обстоятельств конкретного дела. Они могут быть обусловлены и двойственным правовым положением законного представителя. Фактически этот участник уголовного процесса защищает не только интересы несовершеннолетнего, но и свои собственные. На нем лежит ответственность за поведение подростка, за условия его жизни и воспитания.

Следует отметить, что законодатель, ограждая права несовершеннолетнего от нарушений, связанных с ненадлежащим исполнением законным представителем своих функций, не вполне последователен. А именно, как уже отмечалось выше, законодательство предусматривает случаи, когда уголовно - процессуальные действия в отношении несовершеннолетнего могут проводиться без участия в них его законного представителя (при согласии самого несовершеннолетнего).

Таким образом, в настоящее время уголовно - процессуальное законодательство фактически предусматривает ответственность несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого за ненадлежащее исполнение своих обязанностей взрослым лицом. Выражается эта ответственность в лишении несовершеннолетнего дополнительных процессуальных гарантий, связанных с участием в уголовном процессе законного представителя. Такое положение противоречит не только принципу повышенной защиты прав и законных несовершеннолетних в уголовном процессе, но и элементарным представлениям о справедливости [10].

При решении вопроса о применении меры пресечения в каждом случае должна обсуждаться возможность избрания такой меры, как отдача несовершеннолетнего под присмотр.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а также администрации специального детского учреждения, в котором он находится, заключается в принятии на себя кем-либо из указанных лиц письменного обязательства о том, что несовершеннолетние подозреваемый или обвиняемый, находясь на свободе, не скроются от органа уголовного преследования и суда, не будут препятствовать расследованию дела и рассмотрению его судом и не будут заниматься преступной деятельностью.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр данных лиц возможна лишь по их письменному ходатайству. При этом они ставятся в известность о характере преступления и их ответственности в случае нарушения принятых на себя обязанностей по присмотру.

К лицам, которым был отдан под присмотр несовершеннолетний, в случае невыполнения ими принятого обязательства могут быть применены меры взыскания.

Задержание, а также заключение под стражу, домашний арест в качестве меры пресечения при наличии оснований могут применяться к несовершеннолетнему лишь в случаях совершения им менее тяжкого, тяжкого и особо тяжкого преступления. О принятии к несовершеннолетнему названных мер немедленно ставятся в известность родители или другие законные представители несовершеннолетнего.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь домашний арест заключается в изоляции подозреваемого или обвиняемого от общества без содержания его под стражей, но с применением правоограничений, определенных прокурором или его заместителем.

Домашний арест может сопровождаться следующими мерами, применяемыми как в отдельности, так и в допустимой совокупности:

) запретом выхода из жилища полностью или в определенное время;

) запретом телефонных переговоров, отправления корреспонденции и использования средств связи;

) запретом общаться с определенными лицами и принимать кого бы то ни было у себя;

) применением электронных средств контроля и возложением обязанности носить при себе эти средства и обслуживать их работу;

) возложением обязанности отвечать на контрольные телефонные звонки или иные сигналы контроля, звонить по телефону или лично являться в определенное время в орган дознания или другой орган, осуществляющий надзор за поведением подозреваемого или обвиняемого;

) установлением наблюдения за подозреваемым или обвиняемым или его жилищем, а также охраной его жилища или отведенного ему в жилище помещения;

) другими подобными мерами, обеспечивающими надлежащее поведение и изоляцию подозреваемого, обвиняемого от общества [11, c.75].

Целесообразность же применения к несовершеннолетнему меры пресечения в виде заключение под стражу всегда вызывала дискуссию, в конечном счете сводившуюся к тому, что данная мера должна использоваться в отношении рассматриваемой группы правонарушителей в крайне редких случаях[12].

Согласно законодательству Республики Беларусь заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. К лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена по мотивам одной лишь тяжести преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, если они не имеют постоянного места жительства на территории Республики Беларусь, или не установлена их личность. К подозреваемым или обвиняемым, которые скрылись от органов уголовного преследования или суда, названная мера пресечения может быть применена независимо от предусмотренного за совершенное преступление наказания.

В постановлении (определении) о применении данной меры пресечения должны быть изложены основания и мотивы, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу.

При решении вопроса о даче санкции на заключение под стражу прокурор или его заместитель обязаны тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого - во всех случаях.

В статье 13 Пекинских правил указано, что содержание под стражей до суда применяется лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени[9].

Неопределенность в отношении несовершеннолетних влечет произвольное толкование исключительности случаев, возникновение которых может обусловить их заключение под стражу. Есть мнение, что таковыми можно считать случаи, когда:

несовершеннолетний ранее совершил преступление, привлекался к уголовной ответственности, освобождался от уголовной ответственности;

совершил (сам или в составе группы) несколько преступлений или серию преступлений, его преступная деятельность продолжалась длительный период;

личность несовершеннолетнего требует его изоляции от общества (не учится, не работает, состоит на учете в милиции, является наркоманом, совершает правонарушения и так далее; и другое.

Следователи должны тщательно проанализировать ситуацию, исследовать личность несовершеннолетнего, и только в том случае, когда налицо основания, предусмотренные уголовно - процессуальным законодательством, а также если он относится к последовательно - криминогенному типу личности, к нему может быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу.

Однако есть страны в которых существует иное мнение относительно такого вопроса, как применение в отношении несовершеннолетнего меры пресечения в виде заключения под стражу. Так некоторые работники прокуратуры Республики Башкортостан считают, что “до рассмотрения дела в суде несовершеннолетнего обвиняемого, преступившего закон, лучше содержать под стражей, так как в подавляющем большинстве случаев суд не определяет подростку реальное лишение свободы, ограничившись лишь условной мерой наказания. Однако эти два-три месяца, в течении которых несовершеннолетний обвиняемый содержится под стражей в следственном изоляторе, останутся в его памяти на всю жизнь, и на повторное преступление данный несовершеннолетний идет намного реже”.Данная точка зрения, на наш взгляд, незаконна и недопустима. Во-первых, мера пресечения применяется не для перевоспитания несовершеннолетнего, не для того, чтобы оставить в его памяти “рубец” от пребывания в следственном изоляторе, а для того, чтобы он не скрылся от дознания, предварительного следствия или суда, не продолжал заниматься преступной деятельностью, не угрожал свидетелям и так далее. Во-вторых, мера пресечения не должна ставиться в зависимость от приговора суда, тем более что этот приговор может быть оправдательным. В-третьих, результат трехмесячного пребывания в изоляторе может быть прямо противоположным, поскольку несформировавшаяся психика несовершеннолетнего скорее, чем иная другая, попадет под влияние воровской “романтики”, и общество получит состоявшегося преступника. В-четвертых, данное предложение ставит несовершеннолетнего в худшее положение, чем взрослого подозреваемого, обвиняемого, тем самым сводя на нет все установленные международными актами и современным законодательством гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних обвиняемых. И, в-пятых, это предложение может быть истолковано абсурдным образом как рекомендация о заключении всех (в том числе законопослушных граждан) на определенное время в следственный изолятор для профилактики преступного поведения.

Оступившиеся молодые люди вместо раскаяния получают в камере памятные уроки криминального поведения. Следователю удобнее работать, если арестованный всегда под рукой.

Поскольку в иерархии ценностей человека вслед за правом на жизнь идет право на свободу и вопрос об этом решает прежде всего следователь, то именно он должен объективно сопоставить степень необходимости лишения человека свободы с тем ущербом для потерпевшего и интересов государства и общества, если лицо будет на свободе. В этом случае ни у следователей, ни у судов, к сожалению, нет единого понимания целей и задач содержания лица под стражей. Следователи в борьбе с преступностью ставят для себя преимущественную задачу уголовного преследования с умалением значения защиты прав и свобод человека. Однако, как указывают некоторые ученые, цель не оправдывает, а лишь определяет средства ее достижения, вследствие чего борьба с преступностью не может идти в условиях нарушения прав человека, то есть фактически порождая другое преступление. Причинами незаконного применения мер пресечения следователями могут быть и наличие обвинительного уклона, недостаток опыта и знаний, стремление любой ценой к карьерному росту и иные факторы, отрицательно сказывающиеся на результатах следственной работы. Обеспечение прав личности неразрывно связано с исполнением законов. Установление режима прочной законности при применении мер пресечения - основной путь разрешения накопившихся проблем.

Анализируя реализацию применения к подозреваемым, обвиняемым заключение под стражу на практике, необходимо уточнить, что законодательство предусматривает для несовершеннолетних такую меру пресечения, как отдача их под присмотр. При решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом конкретном случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр. Однако материалы уголовных дел свидетельствуют, что данная мера пресечения остается лишь декларируемой на бумаге [12].

Статья 123 Уголовно - процессуального кодекса Республики Беларусь говорит о том, что отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверие лиц, а также администрации специального детского учреждения, в котором он находится, заключается в принятии на себя кем-либо из указанных лиц письменного обязательства о том, что несовершеннолетние подозреваемый или обвиняемый находясь на свободе, не скроются от органа уголовного преследования и суда, не будут препятствовать расследованию дела и рассмотрению его судом и не будут заниматься преступной деятельностью.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр лиц, перечисленных выше, возможна лишь по их письменному ходатайству. При этом они ставятся в известность о характере преступления и их ответственности в случае нарушения принятых на себя обязанностей по присмотру.

К лицам, которым был отдан под присмотр несовершеннолетний, в случае невыполнения ими принятого обязательства могут быть применены меры взыскания, а именно денежное взыскание в размере от ста до пятисот базовых величин [3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...