Роль и значение запасов в логистике
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Тема 2. Запасы в логистической системе предприятия. Управление запасами в логистике. План Понятие, сущность и необходимость в материальных запасах Экономическая сущность запасов и их классификация. Необходимость существования запасов на предприятии. Причины создания запасов. Роль и значение запасов в логистической системе предприятия. Определение оптимального объема запасов. Виды запасов в логистике. Оптимизация запасов и затрат на их хранение Производственные запасы, запасы готовой продукции, буферный запас, запасы для компенсации издержек, запасы для удовлетворения ожидаемого спроса. Оптимизация и регулирование материальных запасов. Нормирование запасов. Структура затрат на формирование и поддержание запасов. Последствия избыточного накопления запасов. Базисные системы, механизмы и инструменты управления запасами Цели, задачи и функции управления запасами в логистике. Статические модели управления запасами. Обобщенная модель оптимальной партии поставки с потерей невыполненных заявок. Модель управления запасами, учитывающая скидки. Динамические модели управления запасами. Система с фиксированным размером заказа (СФРЗ), система с фиксированным интервалом времени между заказами (СФИВЗ). Система управления запасами с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня. Система управления запасами «минимум-максимум». Методы регулирования запасов. Основные концепции и технологии, способствующие сокращению общих издержек логистической системы. Зарубежный опыт управления запасами Эволюция концепций и технологий логистики. Информационная логистическая концепция. Концепции планирования потребностей/ресурсов (MRP1, MRP2, DRP). Концепция «Точно в срок» (KANBAN). Концепции "стройного производства". Логистика в реальном масштабе времени (Time-based logistics), логистика добавленной стоимости (Value added logistics). Концепция «Реагирования на спрос». Концепция «Цель поставок». Управление отношениями с клиентами (Customer Relationship Management CRM). Управление цепочкой поставок (Supply Chain Management SCM).
Экономическая сущность запасов Запас – это форма существования материального потока. Материальный запас (МЗ) – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления. Возникновение запасов обусловлено естественными природными и экономико-технологическими условиями. Необходимость образования запасов связана с разделением труда, условиями производства и потребления товаров, которые разобщены как во времени, так и в пространстве. Современное предприятие, чтобы выпускать определенную продукцию, вынуждено получать различные материальные ресурсы от других предприятий, в том числе территориально отдаленных от него. Так как поставка сырья и материалов от поставщика к потребителю в большинстве случаев осуществляется периодически, а их потребление происходит, как правило, непрерывно и поэтому не совпадает по времени с поступлением, то для обеспечения бесперебойной работы предприятие вынуждено создавать определенные запасы нужных ему материалов, сырья полуфабрикатов, топлива и др. ресурсов. Запасы представляют собой значительную часть оборотных средств любого предприятия и соответственно влекут за собой большую часть капиталовложений, поэтому важно, чтобы управление запасами было эффективным, а капиталовложения в них не становились неоправданно большими.
Таким образом, объективная необходимость создания и поддержания запасов определяется двумя основными причинами: 1. Несоответствием объема поставки объему их разового потребления. 2. Разрывом во времени и пространстве между моментом поступления товара и его потреблением. Классификация запасов
Цели создания запасов: - повышение эффективности производства; - эффективное обслуживание потребителей; - страхование сбоев в поставках; - защита от повышения закупочных цен; - экономия на оптовых скидках; - экономия на транспортировке; - стремление хозяйствующих субъектов к экономической безопасности, что выражается в недопущении дефицита или отрицательного уровня запасов. При определении оптимального размера запасов любое предприятие ищет компромисс между двумя разноплановыми требованиями: - необходимо обеспечить наличие ресурсов в количестве, достаточном для поддержания бесперебойности процессов производства и реализации продукции, и избежать их дефицита в логистической системе; - необходимо избежать создания излишних (сверхнормативных) запасов, которые увеличивают логистические издержки и отвлекают оборотный капитал. Роль и значение запасов в логистике 1. В настоящее время использование концепции логистики в управлении запасами рассматривается предприятиями в качестве одного из резервов по достижению конкурентного преимущества. Это объясняется усилением конкурентной борьбы, как между товаропроизводителями, так и между посредниками, усложнением технологий производства и распределения продукции, появлением большого количества новых видов продукции и их модификаций, которые предназначены для разнообразных и специфических требований потребителя.
2. Процессы управления производством товаров и их распределением чрезвычайно усложняются по всей логистической цепи, следовательно, усложняются процедуры управления и контроля прохождения материальных потоков по звеньям логистической цепочки. Это требует повышения эффективности распределения ресурсов всех видов, в том числе пребывающих в форме товарно-материальных запасов. 3. Ни одно современное производство не может обойтись без функций хранения сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, инструментов и инвентаря. Многие результирующие показатели хозяйственной деятельности предприятия в значительной степени зависят от того, как решаются проблемы, связанные с хранением товарно-материальных запасов и поддержанием определенного их уровня, оптимизация которого может быть осуществлена за счет использования логистики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|