Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КАТЕГОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ — КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ




Если экопсихология— наука о психическом отражении природной, социальной и духовной жизни человека в реальных экологических условиях, то предметом ее, как уже отмечалось, является индивидуальное и общественное (массовое, групповое) сознание в отражении природной, искусственной и социальной среды, биологической, психической и социальной его составляющих. Объектом анализа здесь становятся пове-дение и деятельность включенных в экологическую конкретику бытия человека и общества. Поэтому в экологической психологии изучаются закономерности формирования и развития экологического сознания людей, происхождение и формы проявления экологических стереотипий, биологические, социальные и психологические корни экологического мышления, мотивация экоатрибутивного поведения и т. п. Содержание экопсихологических исследований большей частью должно ориентироваться на обыденное сознание, как наиболее распространенное и массовое.

В обыденном сознании людей помимо психологиче-ской сущности, стиля и образа жизни так или иначе представлена и экологическая сущность, или экология. Экология— область научного знания о закономерностях связи живых организмов с окружающей средой. Центральной категорией экологии является понятие экосистемы, которая сложилась в процессе длителыной эволюции и пребывает в динамическом балансировании биологического с неорганическим и сама является важным регулятором экологического равновесия. Обыденное сознание, как правило, не особенно вникает в закономерности этого равновесия, однако стихийно-разрушительный стиль отношения к экологии, получивший губительные формы совметральности (покорять, подчинять природные ресурсы и стихии), заострил проблему разумного вмешательства человека в природные системы, разумного взаимодействия общества и природы. Не только научное мировоззрение, но и обыденное сознание проникается остротой обозначенной проблемы. Разобраться в этом также входит в задачи экологической психологии.

Обыденное сознание— преимущественно эмпирический уровень отражения внешнего мира. Оно формируется на почве эмпирического (житейского) познания явлений и включает в себя совокупность чувств и переживаний, эмоций и представлений, в которых отражается отношение людей к конкретной и естественной форме своего бытия. В обыденном сознании могут иметь место отдельные идеи аналитического и абстрактного содержания, однако оно связано главным образом с конкретикой общественного, группового и личного опыта людей. Поэтому обыденное сознание представляет собой совокупность представлений, знаний, установок, мнений и стереотипов, основанных на непосредственном повседневном опыте людей. Обыденному сознанию не чуждо в какой-то мере и научное познание мира, однако оно не наполняет его своим содержанием. И если на уровне обыденного сознания интересуются научными данными, то они воспринимаются не системно, а только как факты. Отсюда становится понятной ошибочность, иногда поверхностность, а иногда удивительно точная интуитивность, наивность, видимая логичность и убежденность суждений на уровне обыденного сознания. Обыденное сознание удовлетворяет человека на уровне бытовой, повседневной жизни и выступает в обычных условиях как достаточный эквивалент удовлетворения познавательной потребности. Следует признать, что в обыденном сознании есть много рационального, что многократно фиксировалось и закреплялось в образовании характерных связей и получало отражение в объяснениях и толкованиях, традициях, мифах, народной мудрости. Вместе с тем, в отличие от научного познания мира, обыденное сознание может фиксировать иллюзорное, внешнее, несущественное и способствовать сохранению, укоренению предрассудков, суеверий, заблуждений. Хотя обыденное сознание и не проникает в сущностные связи, оно все же способно делать выводы, удовлетворяющие повседневную практику. Реализуется обыденное сознание в виде чувств, эмоцио-нальных переживаний, бытовых, большей частью по-верхностных, суждений, очевидного здравого смысла.

Здравый смысл обыденного сознания — совокупность общепринятых, часто неосознаваемых, но целесообразных способов отражения и оценки природных, социальных и других явлений. Как категория обыденного сознания, здравый смысл суммирует значимые, необходимые человеку в его повседневной жизни накопления эмпирически и исторически доступного опыта. В здравом экологическом смысле отражаются представления, касающиеся взаимодействий с природой, — экосентенции, ощущения экозащищенности или эконезащищенности, различного рода экодоминанты, натурнализации и т. п.

Поскольку в здравом экологическом смысле обы-денное сознание кумулирует как экологические, так и психологические тенденции повседневного и исторического опыта, экологическая психология должна ис-пользовать его критично, перерабатывая, подвергая анализу, упорядочивая и дополняя научным содержа-нием все, что стихийно складывается. Особо интересной и значимой проблемой экологической психологии может стать изучение экологических стереотипий общественного сознания, которые недостаточно исследованы как в общей, так и в социальной психологии.

Для экологической психологии понятия "экология", "психология", "обыденное сознание" и его "здравый смысл" представляют особый интерес, поскольку являются источниками, из которых черпает свое содержание экологическое сознание. Их соотношение и предметное влияние на формирование экологического сознания еще надлежит исследовать, однако опреде-лим понятие, опираясь на те знания, которые сущест-вуют сегодня.

Экологическое сознание — высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия относительно места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляция данного отражения. Экологическому сознанию присущи все признаки сознательной деятельности человека вообще с той лишь разницей, что оно инициировано экологическим содержанием.

Экологическое сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно отражаемых и аналитически создаваемых экологически значимых представлений о категориях и явлениях, непосредственно наполняющих индивидуальный либо общественный экологический опыт, который предвосхищает экологическую практику. Экологической психологии еще предстоит изучить происхождение, структуру, формирование как индивидуального, так и общественного экологического сознания.

Индивидуальное экологическое сознание уникально, но не произвольно, а обусловлено внешними по отношению к сознанию и независимыми от него экологическими факторами, преломленными сквозь призму внутреннего мира человека. Оно включает в себя ценности, личностные смыслы, доминирующие установки, социальные стереотипы, личные желания, стремления, т. е. все многообразие психических процессов, личностных свойств и состояний.

В структуре общественного экологического сознания представлены обобщенные суждения, идеи, представления и стереотипы, отражающие отношение больших социальных групп или общества в целом к явлениям и проблемам экологии. Общественное экологическое сознание возникает как продукт обобщенного видения назревших и требующих разрешения экологических проблем. Индивидуальное экологическое сознание не ишено внутренних противоречий, но в отношении к тем или иным экологическим проблемам оно однозначно и определенно либо амбивалентно (безучастно), в то время как общественное экологическое сознание проявляется в сопоставлении, иногда в столкновении различных взглядов и позиций, в одобрении, поддержке или отрицании и осуждении складывающихся, как и привычных, форм суждения, линий поведения, норм. Но и общественное, и индивидуальное экологическое сознание по своей сущности причастно, а значит, мотивированно, эмоционально окрашено, направленно и всегда отличается активностью.

В изучении и понимании экологического сознания (в отличие от сознания в общей психологии) следует иметь ввиду по меньшей мере два возможных методологических противоречия.С одной стороны, все психологические явления в экологическом сознании так или иначе рефлексируются самосознанием, в том числе и те, которые потенциально находятся в области бессознательного, поскольку проявляются они в поведении и деятельности, а значит, обнаруживают себя там и опосредованно становятся достоянием того же обыденного сознания или научного мировоззрения (тонкости этого еще надлежит экспериментально уточнять). С другой стороны, обыденное сознание может лишаться собственно экологического содержания, когда фиксируются поступки, а не результаты действий (имплицитная форма экологического сознания). Нередко в обыденном сознании происходит смещение смыслообразующих мотивов при фиксации результатов без учета самих действий, когда экологическое сознание неправомерно отождествляется с какой-либо хозяйственной, социальной, иной практической деятельностью, с которой непосредственно связано.

Сознание, как высшая форма психического отражения, по К. К. Платонову [26], интегрирует все предшествующие ему формы отражения (физическое, химическое, этологическое, т. е. инстинктивное, индивидуальное и общественное) с учетом саморефлексии, организующей поведение. Экологическое сознание реализуется в структуре складывающихся отношений человека с окружающей средой, обусловливает и детерминирует поведение и деятельность на основе саморефлексии (знания своего знания, своих возможностей, идентификации вербального, мысленного и реального планов), управления и коррекции. Реализуется оно криступков и действий. Чаще всего проявляется в шутках, поговорках, присказках, притчах, суевериях и, разумеется, в осмысленных суждениях.

Кроме названных двух форм проявления экологического сознания, ему присуща еще одна особенность — отражать личное отношение к экологической действительности. Такая особенность может быть обозначена свойством комплицитности. Комплицитностьэкологического сознания (от франц. сотрИсе — причастный) — причастность, личная включенность, пере-живаемость того, что воспринимается объективно и ре-ально. Комплицитность обеспечивает субъективную значимость того, что есть в составе имплицитного или эксплицитного содержания сознания, и формирует основу для принятия решений, направленности поступков, отдельных действий и деятельности в целом.

Выработка и усвоение, формирование экологических ценностей — сложный процесс, в котором можно выделить целый ряд явлений. Обозначим хотя бы категориально основные из них.

Интериоризацияэкологического сознания (от лат. Мепог — внутренний) — процесс самопроизвольного (здесь чаще неуправляемого, в отличие от педагогического процесса) превращения наблюдаемых фактов внешней среды, реальных действий (как и опасений) во внутренние, идеальные, образные представления, т. е. в субъективную ментальность. Интериоризация экологических ценностей направлена на создание когнитивной картины мира (подробно об этом будет идти речь ниже), обусловлена взаимодействием индивидуального сознания с групповыми и массовыми экологическими установками, общественным настроением, а также геопсихическими явлениями общественного сознания. В процессе такого превращения внешнего во внутреннее происходят специфические трансформации (обобщения, вербализации, сокращения, эллипсисы), а главное — внешние и ранее развернутые представления получают дальнейшее развитие, которое превосходит возможности внешне развернутой деятельности. При отсутствии опыта общественно-исторической практики взаимодействия с такого или аналогичного рода явлениями (что чаще всего бывает) индивидуальное сознание теряет естественную связь с внутренней логикой явления, и деятельность обретает черты непосредственной зависимости от внешне развернутых форм взаимодействия, а также субъективно скрытых подсознателыных установок и диспозиций. В понимании данного явления существенное значение имеют основные положения культурно-исторической концепции (Л. С. Выготский) [11]: инструментальная структура деятельности (знаковое ее опосредование) и включенность в систему экологических взаимоотношений с другими людьми. В этих взаимоотношениях с другими индивид, вероятнее всего, будет пытаться восполнить отсутствующие звенья самой интериоризации (через общение) и нарабатывать хоть какой-то индивидуальный опыт приспособительного поведения. Субъективно заимствованная смысловая символика обращения с фактическими смыслами и содержанием среды формирует собственные экопсихологические диспозиции.

Экологическая диспозиция(лат. сИзрозШо, от сНзропо — размещаю, распределяю) — определенный план поведения, способ действий относительно тех или иных экологически значимых факторов. Как правило, экодиспозиция является культивируемым в процессе воспитания качеством личности, определяющим сооветствующую ее направленность, но может выступать в разной степени выраженности — от явной доминанты до полного отсутствия. В случае ее выраженности экодиспозицияконкретного содержания становится деятельностью в ее потенциальной форме, ибо это — склонность, установка, ценностная ориентация, предрасположенность. Формируя нужные экодиспо-зиции, можно заранее предвидеть причины и следствия, вероятностные формы экологического поведения человека или целых групп, категорий населения. На се-годня нам известно, что экопсихологические диспози-ции, как определенным образом фиксированные установки, формируются постепенно и не только путем на-правленной учебно-воспитательной работы, но и посредством закрепления распространяемых в обществе идей и перевода их из области "знаемых" в содержание привычек и склонностей оценивать и относиться к средовым явлениям определенным образом.

Адекватная биологическим принципам адаптации экопсихологическая диспозиция предполагает согласование, поощрение, поддержку, содействие природным явлениям, а не переделку, подчинение их, но вместе с тем и не слепукэ покорность. Как ни странно, но человек советского периода стереотипно занимал эти две крайние позиции с перевесом тенденции к превосходству над природой, подчинению ее своим интересам. Обозначим это совметральной экодиспозицией.

Совметральная экодиспозиция(от франц. зоитеПгв покорять и лат. с/гзроз/Ъ'о, от с//'зропо — располагаю) готовность или предрасположенность подчинять природу своим целям и интересам. Как правило, совметральное отношение к природе побуждается и обосновывается благоразумными намерениями, маскируется гуманными принципами, обосновывается расчетами, но в конечном итоге оборачивается губительными и разрушительными, а нередко и необратимыми последствиями. Та же Чернобыльская авария моментально вызвала обратную по отношению к совметральности экосов-миссийную диспозицию(от франц. зоит/зз/оп — подчинение, зависимость), а именно: предрасположенность покорно следовать стихии природы, пассивное следование природным законам. Такая покорность естественно обусловлена биологической доминантой в природе человека, а также ограниченностью его познаний. Следует отметить, что предшествующая идеология позаботилась о том, чтобы в "атомных" экодис-позициях советского народа был создан подсознатель-ный устрашающий образ последствий ядерного взрыва, ибо долгое время нагнетался страх перед его поражающим действием, в том числе и перед радиационным заражением. Формированию таких экодиспозиций в то время уделяли внимание, поскольку они были нужны для оправдания гонки ядерных вооружений, а создавать экопсихологический иммунитет против них — не считали нужным. Поэтому обыденное созна-ние в первое время после Чернобыльской катастрофы оказалось подавленным и стало активно искать выход из беды в различного рода домыслах, прибегая к слухам и догадкам.

В условиях остро возникшей необходимости адаптации аффективное состояние паники со временем сменилось экопсихологической напряженностью,под которой мы понимаем категорию психического состояния людей, обусловленную предвосхищением неблагоприятного развития экологической обстановки. Такое состояние сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, страха. Однако, в отличие от паники, экопсихологическое напряжение характеризуется готовностью овладеть ситуацией, действовать в ней определенным образом. Степень выраженности психической напряженности тогда определялась многими моментами: силой мотивации (стремлением изменить ситуацию), значимостью и личностным ее смыслом, отсутствием опыта подобных переживаний, ригидностью (негибкостью) психических состояний.

Сочетание этих психических форм состояния людей проецировалось на проявления фрустрации,логически отражалось конфликтами в сфере личностных ценностей. По характеру влияния психического напряженияв поведении и деятельности формировались две линии развития:операциональная, когда процессуально мобилизовывалась мотивация выживания, что способствовало сохранению высокого уровня работоспособности, и эмоциональная, дезорганизующая. Развитие эмоциональной напряженности отражалось на тонусе поведения чаще всего отрицательно, что приводило к ломке мотивационных структур, снижению эффективности деятельности, ее дезорганизации.

Психологическая напряженность экологической поставарийной обстановки была связана прежде всего с экопсихологической незащищенностью людей. Эко-психологическая незащищенностьв дамном случае определялась как эмоциональное переживание витальной угрозы последствий экологического бедствия, как состояние ожидания неблагоприятных результатов, которые невозможно предотвратить. Чувство экологической незащищенности обусловлено запоздалым осознанием своей биологической принадлежности, резким снижением, даже по отношению к бывшим повседневным самооценкам, уровней притязания, понижением социально-деятельностной атрибуции, атрофированием жизненных смыслов и резким повышением тревожности, страхов, опасений.

Вполне вероятно, что на этом фоне может разыгрываться целый комплекс специфических явлений экологического сознания.

Первейшим его фактором, наиболее доступным и наиболее распространенным, становится явление экологической конфабуляции(от лат. соп7аЬи/о — болтаю) — бессмысленное философствование вокруг острых проблем, связанных с изменившейся экологи-ческой обстановкой. Чаще всего это обыденные пред-ставленил, возводимые в сложные нагромождения смысловых конструкций с примесью фантасмагории и мистики. Подобного рода конфабуляции запутывают и заостряют сложные экологические проблемы, используются в качестве ширмы для отвлечения общественного сознания (первые после Чернобыльской катастрофы выступления советского правительства и специалистов), либо реализуются в качестве катализатора для нагнетания массового психоза (нашлись и здесь "ходоки", которые разносили всевозможные слухи и догадки с целью усиления значимости происходящего). Обыденные пересуды также следует относить к тем самым явлениям экологической конфабуляции, в основе которых лежат гностические контаминации(от греч. дпоз/з — познание и лат. соп^аттайо — смеше-ние, ошибочное воспроизведение), алогизмы обыден-ного мышления, проблемные парадоксы, другие иска-жения действительности, эмоционально обнадеживающие, хотя по сути своей создающие психологические барьеры в экологическом сознании людей.

Каково бы ни было отрицательное значение радиоэкологических конфабуляций, они способны порождать в экологическом сознании так называемый эпифеномен",или, имыми словами, явление экопсихо-логического инсайта. Экопсихологический инсайт (от англ. 1п51дН{ — постижение, озарение) — внезапное и невидимое из прошлого опыта, но подготовленное им постижение, открытие для себя значимости человеческой жизни или своей первозданной биологической природы (это как воздух: пока он есть, его не замечают). И вдруг на фоне впечатляющих явлений происходящего люди осознают в себе ту самую природу, а через это осознание — и свою причастность к чему-то чрезвычайному. Экопсихологический инсайт в таком варианте оставляет глубокое душевное потрясение, пе-режнвается сильно, нередко трагически и безысходно. По глубине эмоционального переживания такого рода "эпифеномен" оставляет заметный след, у иного человека, как мы видели в полевых исследованиях, на всю жизнь, побуждает сознание всеми силами отрицать случившееся либо "открыть" глаза на нечто ранее не замечаемое.

В отдельных случаях (не таких уж и редких) "эпифеномен", или экопсихологический инсайт, обусловливает инициацию экологического сознания(от лат. Ы(1о — начинаю, посвящаю в таинство) — приобщение человека к области экологических ценностей, по-буждение к познанию среды своего существования, к появлению экологического мышления, экоатрибутивного образа жизни. В ключе развития экопсихологиче-ских инициаций возникает острая потребность в формировании действенных экоатрибутивных форм пов-дения в новых условиях существования, реорганизуются ценностные установки, мотивы и смыслообразую-щие цели всей последующей жизни. Возникает острая необходимость в адекватной информации, а при ёе дефиците встают не менее серьезные барьеры и ограничения процессов интериоризации обыденного опыта, адаптации как общественного, так и индивидуального сознания.

Содержание интериоризированных (переведенных во внутренний план) экопсихологических диспозиций чаще всего затруднено во внешней развернутой речи, хотя и дает возможность человеку оперировать образами, схемами, символами случившегося. На этом уровне интериоризации символика и образность внутреннего содержания позволяют оперировать ими не столько в реальной плоскости восприятия, сколько в проекциях на глубинных, амодальных уровнях субъективных представлений, на искаженных пространствах, смещенных временных отрезках, эмоциональных акцентуациях, иных "провокационных" формах психического отражения. Поэтому и само по себе отражение нуждается во внешних "подпорках"; наиболее вероятными и доступными теперь являются групповые явления экологического сознания, как и массовидные эко-установки.

Групповое экологическое сознание —целостная составляющая диалектической суммы индивидуальных представлений определенной социальной группы (отдельного села или региона, категории пострадавших и др.). Поскольку социальные группы образуются, прежде всего, для осуществления определенной деятельности или отражают некоторый образ жизни, то и групповое экологическое сознание сущностно будет выступать в основе ведущих идей и представлений, оценок, надежд и чаяний людей, придерживающихся того или иного жизненного стиля. Однако, групповое экологическое сознание не сводится к простой арифметической сумме взглядов отдельных членов группы, а составляет новое качество как отражение наиболее существенных экологических проблем, тревог и опасений, свойственных всей группе или социальному сословию. Помимо собственных, присущих только этой группе, проблем групповое экологическое сознание может выступать и носителем так называемых массовидных явлений экологического сознания.

Массовидные явления экологического сознанияпредставляют собой однородные оценки, совпадающие установки, принятые стереотипы и внутренне внушенные образы экологических бедствий, связанные с одновременно переживаемыми психическими состояниями людей. К массовидным явлениям экологического сознания относятся доминирующие среди населения представления о вредных последствиях каких-либо вредных производств (вред реальный или вымышленный), преобладающие в данной социальной среде экологические настроения (экодисфории, экоипохондрии), общественное мнение в экологическом сознании, эко-сентенции. Следует заметить, что массовидные явления широко изучаются в психологии народов, а также в психологии больших групп относительно тематики рекламы, торговли, предвыборных кампаний и совершенно не изучены в области экологической психологии.

Не менее выразительным источником интериоризации экологического сознания в процессе его естественного социогенеза выступает общественное экологическое сознание— преобладающее состояние чувств и мыслей тех или иных общественных групп от-носительно экологических проблем. Экологическое настроение в экологическом общественном сознании — это не только самое массовидное социально-психоло-гическое явление, но и одна из наиболее влиятельных сил, объединяющих и побуждающих людей к определенной деятельности: производственной, бытовой, культурной, просветительской, созидательной или разрушительной. Определенное экологическое настроение в обществе часто объединяет людей на митингах и демонстрациях, оно способно захватывать и группировать людей в единое социальное, политическое или экологическое движение (например, Партия зеленых Украины). В такие объединения могут входить различные группы и слои общества. Экологическое настрое-ние характеризуется выраженной природоохранной направленностью или вполне определенным содержанием и уровнем эмоционального накала (апатия, де-прессия или подъем, энтузиазм). Наряду с глобальными либо более или менее значителыными массовыми явлениями экологическое настроение может иметь и региональное, локальное содержание. Это обычно находит свое отражение в интериоризации экологического сознания, эмоционально заряжая экодиспозиции в той мере, в какой личностью разделяются общие тенденции (упадничество, психоз, безысходность либо уверенность, надежда, оптимизм).

На формирование экодиспозиций в процессе интериоризации экологических ценностей прямо или косвенно оказывает влияние и такая составляющая, как геопсихические явления, возникающие вследствие воздействия на психику факторов Земли — атмосферного давления, магнитной активности, температуры воздуха, грунтовых вод, ветров, климата в целом. Трудно переоценить влияние на формирование экологического сознания средств массовой информации и коммуникации.

Следовательно, с учетом вышеназванных влияний и складывается экологическое сознание обыденного уровня, которое в конечном итоге составляет когнитивную карту мира(от лат. содт'П'о — знание, по-знание) — образ пространственного окружения, кото-рый создается и видоизменяется в результате активно-го взаимодействия человека с окружающей средой. Когнитивная карта, или субъективная картина мира, как образ-представление экологии еще не разработана в экопсихологическом контексте. Однако совершенно очевидно, что экологическая карта мира в когнитивных структурах самосознания не есть обезличенная, беспристрастная, чисто объективированная данность, — она субъективируется и уходит в область глубинных амодальных структур индивидуального сознания.

"Олицетворение" когнитивной карты мира, в том числе: и экологического содержания, осуществляется сквозь призму личностных смыслов экологического сознания.

Понятие личностного смыслав общей психологии обозначает индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность. Изначально понятие личностного смысла связывалось Л. С. Выготским с динамическими смысловыми системами индивидуального сознания и представлялось в единстве аффективных и интеллектуальных процессов [11].

А. Н. Леонтьев, развивая теорию деятельности в общей психологии, выводит понятие личностного смысла на уровень категориальных единиц самого сознания [17], что, несомненно, асширило методологическое значение термина. Оказалось, что личностные смыслы имеют прямое отношение к побуждениямчеловека к деятельности (смыслообразующие мотивы), отношениям человека к действительности (значимость, субъективная ценность), смысловым установкам, а через них — к поступкам и действиям. Если установлено, что личностные смыслы индивидуального сознания производны от места человека в системе общественных отношений и от его социальной позиции, то не приходится сомневаться, что они непосредственно связаны с экологическим статусом того же индивидуалы-юго, как впрочем и общественного, сознания. Если изменение социальной позиции человека в мире влечет за собой переосмысление его отношений к действительности,нередко связанных с "потерей себя" и утратой смысла существования, то и в экологическом контексте, например последствий Чернобыльской катастрофы, не учитыватьзначение личностных смыслов будет величайшей ошибкой. Понятие личностных смыслов используется нами в составе других категорий экологически измененных форм бытия, изучающих отношение человека в изменившихся условиях существования, что также в экологической психологии специально не обсуждалось.

Поскольку личностные смыслы экологического сознания составляют ядро складывающихся отношений человека к среде своего существования, то одной из форм его проявления будут намерения экологического сознания.Намерение в структуре экологического сознания — особое функциональное образование психики человека, возникающее под влиянием установок, механизмов целеполагания. И в том, и в другом случае намерение будет зависеть от содержания экологического сознания, а именно: от экодиспозиций, личностных смыслов, знаний и представлений (экологического образования), эмпирических, опытным путем сложившихся ценностей.

Намерения экологического сознания пострадавших от Чернобыльской катастрофы берут на себя функцию регуляции поведения в условиях ожидания неприятностей от сложившейся особо сложной экологической ситуации. Целеполагание осуществляется в затянувшихся по времени непривычных и субъективно трудных, динамично меняющихся обстоятельствах, которые вызывают целый ряд порой противоречивых мотивов деятеЛьности. В случае борьбы мотивов намерение нередко выступает в качестве решающего момента, предваряющего фазу исполнения действия: в одних случаях, как это видно из наших исследований, оно заменяет стадию подготовки от целеполагания к исполнению, в других — увеличивает эту стадию, особенно тогда, когда намерение имеет обратный знак направленности по отношению к цели актуальной деятельности.

Наряду с понятием намерения экологического сознания следует обратить внимание и на категорию экологической дееспособностиличности как одну из важных детерминант, проявляющихся в векторе направленности соответствующего действия, той или иной экологической активности. Экологическую дееспособность следует дифференцировать по уровням выраженности:

— в скрытом внутреннем плане, на уровне экологических диспозиций, склонностей, предрасположенностей, установок;

— на уровне социалыном: в общении, организованной совместно с другими деятельности, в четко выраженной жизненной позиции, мировоззрении, убеждениях, идейности;

— на уровне повседневной активности, когда знаемое и принятое в сознании неизменно реализуется в действиях и поступках, образе жизни.

Если первый уровень экодиспозиций изучался нами с помощью специально созданных проективных тестов, второй — с использованием диагностических опросников, то третий уровень, который охватывает потребно-стно-мотивационную сферу и выразительно проявляется в повседневной активности людей, успешно изучается методом наблюдений, бесед, специальных интервью, полуструктурированных анкет.

Устойчивые намерения всех трех уровней кумулируют в себе категорию экологической, исходящей от глубинных психологических структур, направленности личности.

Экологическая направленность личности —совокупность устойчивых мотивов и намерений, ориентирующих деятельность человека в экологически опосредованном плане, особенно в тех случаях, когда субъект не зависит непосредственно от существующих экологически вредных обстоятельств. Конечно, и в условиях негативной экодетерминации мы можем наблюдать отстраненность, индифферентность личности к проблемам экологии, но так бывает реже. Экологическая направленность личности характеризуется соот-ветствующими интересами, склонностями, убеждения-ми, в которых выражается экологическое мировоззрение человека. Под влиянием экологической направленности линости формируются навыки экоадекватного поведения или навыки экоатрибутивной деятельности. А коль скоро это навыки, то им присущи структуры действий экологической направленности, которые складываются в отсутствие поэлементной сознателыной регуляции и контроля. Навыки экологического поведения формируются путем повторения и закрепления в индивидуальном опыте перцептивных интеллектуальных и двигательных действий, которые в соответствующей активности доводятся до автоматизированных стереотипов.

С учетом направленности личности и на базе эмпирически сложившихся экологических навыков формируется линиялибо экоатрибутивного,либо экодистрибутивного поведения,основмые их тенденции. Экологически обусловленное поведение, или поведенческая экоатрибуция, выразительно может иметь два варианта: либо это эконормативное поведение, либо экодевиантное.

Экодевиантное поведение(от франц. деу1аИоп — отклонение) — поведение, в основе которого отслеживаются черты, наносящие вред природной или антропогенной среде. Экодевиант — человек с отклоняющимся от здравого экологического смысла поведени-ем. Не всякое экодевиантное поведение подпадает под криминальную ответственность (разрушение гнезда птицы, муравейника, сломанная ветка дерева либо сооружение плотины). Потребление заведомо вредного продукта (скажем, наркотика) или нспользование радиационно зараженных предметов и вещей, материальных ценностей (к примеру, из радиационных "могильников") — тоже экодевиация. Поэтому экодевиация оказывает на человека более пагубное влияние, чем правонарушение, — своей безнаказанностью, а в итоге закрепляет черты экологической деменции, притупляет нравственное сознание, препятствует развитию эмоциональной восприимчивости, волевой сферы, здо-ровых потребностей и духовных ценностей. В свою очередь, дефицит названных психологических понятий индивидуального самосознания способствует развитию психики девиантного типа: низкий уровень интеллектуальности, незавершенность или несформированность эмоций, ограниченность, конформность (зависимость поступков от внешнего влияния), ослабленный оценочно-критериальный контроль, внутренняя противоречивость личности. Следует, однако, признать, что иногда экологическая девиация сочетается с хорошим знанием нравственных норм. Примерами экологических девиаций могут быть экосовметральные диспозиции.

Эконормативное поведение(от лат. погта — руководящее начало, точное предписание, образец) — поведение, в основе которого лежит совокупность правил и требований рационального взаимодействия чело-века с природным, социальным и искусственным окружением своего существования, даже в экологически неблагоприятных условиях.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.